ВАЖНОСТЬ ТРЕНИНГА СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
Журнал Научные высказывания

ВАЖНОСТЬ ТРЕНИНГА СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается вопрос развития личности подростков в общение со своими сверстниками при помощи групповых социальных тренингов. Были рассмотрены такие термины как общение, личность, трудный возраст, приведен пример тренингов «Зомби» и «Циферблат».

тренинг
коммуникабельность
перцепция
личность
общение
подросток

В настоящее время в обществе очень важно воспитывать в подрастающем поколении такие нравственные качества как: доброта, сострадание, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. Многие в современном мире считают, что на первом месте должны быть материальные ценности, а потом только духовные. Сейчас появилась проблема психического и нравственного формирования характера. Дети видят как вокруг них работают взрослые, чтобы обеспечить их лучшим, это дает им установку на то, что самое важное в жизни - получать хорошую зарплату или просто уметь хорошо зарабатывать. По наказу родителей ребята реже делятся, предлагают помощь или просто стараются научить кого-то чему-то интересному и новому. Начали обращать внимание только на личные достижения, каждый хочет добиться личного первенства и выражения своей индивидуальности. Как же приучить детей грамотно строить свое общение и быть приятным собеседником? Это возможно сделать благодаря целенаправленному образованию, педагогике и координации системы образования, семьи, политической системы и каждого человека. В результате такой работы эта проблема значительно уменьшится.

Подростковый возраст – период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Он характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости. Подросток - растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. С одной стороны он уже имее право на самостоятельность и самоутверждение. На этом этапе взрослые понимают, что подросток уже не маленький ребёнок, и начинают повышать требования. При этом часто продолжают отказывать ему в праве на самостоятельность, в возможностях для самоутверждения всячески опекая и оберегая его. В результате этого, такое двойственное противоречивое положение подростка чревато различными осложнениями в межличностных отношениях, которые выливаются в конфликты и принимают разнообразные формы протеста. Именно поэтому подростковый возраст часто считают и описывают как «трудный» и «критический».

Л. С. Выготский говорит о том, что все называют этот возраст - возрастом полового созревания. Но вместе с тем это возраст созревания личности и миросозерцания [1].

Подростковый возраст, в основном, характеризуется повышением значимости концепции себя, системы представлений о себе, созданием сложной системы самооценки на основе первых попыток самоанализа, сравнений с другими. Подросток смотрит на себя «со стороны», сравнивает себя с другими – взрослыми и сверстниками, ищет критерии для такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать собственные критерии оценки и перейти от взгляда «извне» к взгляду на себя – «изнутри» [2, с.234].

Подростки часто задаются вопросом поиска смысла своего существования и определения своих жизненных целей. Именно в период молодости человек становится напористым и решительным, часто появляется юношеский максимализм. Чтобы сохранить психологическое здоровье для подростков и молодежи проводят тренинги и различные образовательные мероприятия.

В процессе занятий на тренингах, подростки понимают, что общение может приносить пользу и благоприятно воздействовать на их настороение. Такие мероприятия помогают найти себя, раскрыться в общении с другими людьми, найти в себе положительные качества, увидеть сильные стороны. Каждый человек, особенно подросток хочет к себе уважительного отношения. Даже если дома с ребенком разговаривают грубо и часто унижают, то на тренингах он может понять, что такое отношение окружающих людей по отношению к нему вызвано не его поступками или поведением. Тренинги дают возможность увидеть не только свои поступки в какой-то ситуации, но и проанализировать действия окружающих. Например, как выйти из конфликтной ситуации? Каждый подросток может предложить свой путь решения конфликта: уйти, аргументировать свою позицию, обвинить товарища и многое другое. Скромные и тихие дети могут принять позицию жертвы и просто избегать обидчиков, но после занятия, видя правила вежливого и правильного общения, они могут начать отстаивать свое мнение, тем самым заслужив уважение к самим себе и показав другим, что с ними нельзя обращаться плохо.

Приобретенный опыт , при прохождении тренингов, создает возможность ребенка комфортно себя чувствовать в обществе и не бояться общения с другими людьми. Это «стабилизация», которая помогает решать сложные проблемы, возникающие в межличностном и профессиональном общении большинства людей. Навыки и способности, возникающие в искусственно созданной психосоциальной среде, которые эффективно справляются со сложностями реальных межличностных отношений.

У большинства подростков есть проблемы с общением. Чтобы строить отношения с окружающими, нужно сначала научиться жить в мире и согласии с собой, что тоже является настоящей проблемой полового созревания. Обучение – это систематический процесс, направленный на развитие навыков, необходимых для образовательного процесса [3, с.45].

Одним из способов преодолеть трудности в общении развития коммуникативных навыков является психосоциальный тренинг – это средство воздействия, направленное на выработку определенных знаний, навыков и опыта в сфере межличностного общения личности.аОн поможет стать увереннее общаться тепло и бесконфликтно, уметь защищать свои интересы. На нем расскажут как правильно управлятьбсвоим внутренним климатом, воспринимать себя и окружающий мир ярче и шире, слышать и чувствовать собеседника. Помогут справляться с конфликтнымив ситуациями, быть уважаемым и мудрым лидером и наладить хорошие отношения. В течении тренингов ребята учатся уважать чужое мнение и чувства других людей, дружелюбно начинать общение с любым человеком, быть добрее, смелеее, искреннее. Также важен сам опыт общения. Если ребенок в семье один, родители большую часть времени находятся на работе, то чаще всего такие дети замыкаются в себе еще до подросткового возраста. В 12-14 лет ребята из таких семей препочитают быть дома, играть в видеоигры и общаться только по интернету с мало знакомыми людьми, так как такая комммуникация не обязывает выполнять какие-то требования. Оба человека знают друг друга мало и в любой момент могут прекратить общение. Поэтому в данном случае ученик не будет иметь большого опыта в общении и у него могут возникнуть проблемы с коммуникацией.

Теперь хочу познакомить вас с интересным упражнением для группового тренинга – «Циферблат». Его целью является знакомство членов группы, развитие коммуникативных навыков, преодоление застенчивости, разогрев группы. Время занятия обычно примерно 20 минут. Для проведения понадобятся картонные циферблаты по числу участников, авторучки и рабочие тетради.

Раздаются заранее сделанные картонные циферблаты (формат А-4). Участникам предлагают на каждый час записать себе встречу с тремя (или с двумя, если команда меньше 20 человек) членами группы, обязательно предварительно с ними договорившись. Но каждый член группы не может попасть на свидание более чем три раза в один и тот же час. Договориться о свиданиях участникам нужно за три минуты.

Важно, чтобы каждый участник с каждым хоть раз побывал на свидании, возможно, что на какой-то час кто-то из участников не успеет назначить свидание, троим (или даже одному) членам группы.

Называют любое время, например, час дня. Встретиться вдвоем должны те, кто назначил друг другу свидание на это время. Тема для разговора может быть любая, например «Обед, пища, блюда, кухня». На все три свидания по одной теме в совокупности отводится 3 минуты.

Все упражнение нужно выполнять активно, в темпе. После выполнения задания происходит рефлексия. Участники делятся впечатлениями, говорят, что получилось, а что нет. Выражают свое отнощение к данной работе. Отвечают на вопрос: «Хотели бы они повторить это занятие или общение с каким-то из людей из пар».

Данное упражнение помогает быстро договориться или найти компромисс в выборе времени. Показать свои знания, продемонстрировать умение выражать мысли в устной форме на разные темы. Можно отследить самых коммуникабельных людей. Самых активных в общении. Помочь раскрыться стеснительным и отстраненным. [4]

Приведем пример одного коммуникативного упражнения. Коммуникативное упражнение «Зомби» проводится в форме группового психологического тренинга, направлено на развитие способности разговорить человека. Подростки стараются задать правильные вопросы. Чтобы услышать интересующий их ответ. Данное упражнение развивает качество коммуникативой компетенции. Ниже будет описан ход тренинга.

Ведущий ставит немного в сторонке стул, остальные стулья (кресла) располагаются полукругом. Вызывается доброволец, который будет сидеть на стуле и выполнять роль зомби. Ведущий вручает ему карточку, на которой выписано три утверждения. Карточки могут содержать разные утверждения, которые больше подходят конкретной группе.

Задачей остальных участников становится с помощью расспросов выяснить содержание этой карточки. Ведущий при этом просит «зомби» отвечать «максимально искренно», то есть с опорой на «сверхценные суждения», но при этом стараясь держать последние в тайне, насколько это возможно.

Когда кто-то из участников угадывает одно из суждений – ведущий поднимает руку и сообщает: «Первое есть. Осталось два». Если участники долго не могут докопаться до «сверхценных суждений», ведущий просит «зомби» немного помочь. [5]

Таким образом ребята стараются подобрать нужные слова для вопроса. И войти в позицию человека, который является «Зомби», то есть как бы он мог понять вопрос на карточке? Развивают навыки общения и понимания друг друга, понимают, что общение и поиск знаний может быть увлекательным и результативным. Для подтверждения важности, эффективности тренингов мною была разработана система занятий с подростками. В результате которых повышалось дружелюбие, активность в общении, снижалась агрессия, пассивность, доминирование и неправильные реакции. В заключении тренинга была рефлексия, на которой ребята пытались описать словами, как они себя сегодня чувствуют, как оценивают свои действия, что им понравилось, а что нет. Рефлексия очень важна. Она дает возможность улучшение качества тренингов и их результативность, так как каждый понимает, что нужно будет учесть в следующий раз. Организаторы тренингов после рефлексии могут улучшить проведение процесса занятия, понять на какие части нужно уделить больше времени и своего внимания.

В заключении хочется сказать, что данные тренинги были проведены и дали положительный результат. Ученики из разных классов втечении тренингов знакомились, общались, больше узнавали об общих интересах и увлечениях. Некоторые замкнутые ребята нашли себе друзей и смогли влиться в новые компании, где стали успешно строить коммуникацию. Многие дети начали дружить и общаться, выходить гулять вместе, посещать каток и кино.

Список литературы
  1. Прихожан А. М., Толстых А. В. Подросток в учебнике и в жизни.- М.: Знание, 1990.- с.5-6, 59-64.
  2. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. – М.: Феникс. 2020. 280 с.
  3. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. – М.: Юрайт. 2020. 132 с.
  4. Коммуникативное упражнение "Зомби" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 7.11.2012. - Режим доступа: https://azps.ru/training/communication/zombi.html (7.11.2012).
  5. Коммунокативное упражнение «Циферблат» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studfile.net/preview/1664980/page:11/[