Личностные тесты в самооценке личности
Журнал Научные высказывания

Личностные тесты в самооценке личности

Рассмотрены личностные тесты как психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида (отношений, мотивации, интересов, эмоций, особенностей поведения). При этом рассмотрены  личностные тесты в определенных социальных ситуациях. Приведены примеры.

личность
самооценка
психология
самоотчёт
тесты
информатор

Личность - это область психологии, изучающая мысли, чувства, поведение, цели и интересы нормальных людей. Таким образом, он охватывает очень широкий спектр важных психологических характеристик. Более того, разные теоретические модели породили очень разные стратегии измерения этих характеристик. Например, гуманистически ориентированные модели утверждают, что люди имеют четкие, четко определенные цели и активно стремятся к их достижению.

Поэтому имеет смысл спросить их напрямую о них самих и их целях. Напротив, психодинамически ориентированные теории предполагают, что людям не хватает понимания своих чувств и мотивов, так что на их поведение влияют процессы, которые действуют вне их понимания. Учитывая, что люди не осведомлены об этих процессах, нет смысла спрашивать о них напрямую. Следовательно, для выявления этих бессознательных факторов необходимо принять совершенно другой подход. 

Неудивительно, что исследователи применили широкий спектр подходов к измерению важных характеристик личности. Наиболее широко используемые стратегии будут обобщены в следующих разделах.

Рассмотрим основные типы объективных тестов.

Меры самоотчета.

Объективные личностные тесты можно подразделить на два основных типа. Первый тип - который, несомненно, является наиболее широко используемым в современных исследованиях личности - просит людей описать себя. Такой подход дает два ключевых преимущества. Во-первых, участники самооценки имеют доступ к беспрецедентному объему информации: в конце концов, кто знает о вас больше, чем вы сами? В частности, участники самооценки имеют прямой доступ к своим мыслям, чувствам и мотивам, которые могут быть недоступны другим

Во-вторых, просить людей описать себя - это самый простой, легкий и самый экономичный подход к оценке личности. Бесчисленные исследования, например, включали применение самоотчетов для студентов колледжей, которым давали относительно простые стимулы.

Пункты, включенные в показатели самоотчета, могут состоять из отдельных слов (например,  напористый ), коротких фраз (например,  полон энергии ) или полных предложений (например,  мне нравится проводить время с другими ). 

Представлен образец самооценки, оценивающей общие черты, составляющие влиятельную пятифакторную модель личности: невротизм, экстраверсию, открытость, покладистость и сознательность. 

Личностные тесты самооценки демонстрируют впечатляющую  валидность в отношении широкого круга важных результатов. Например, самооценка добросовестности является важным предиктором как общей успеваемости (например, совокупный средний балл), так и производительности труда. Самооценка личности предсказывает профессиональные достижения, развод и смертность. Оценки личности, собранные в раннем возрасте, связаны со счастьем/благополучием, физическим здоровьем и риском смертности, оцененными несколько десятилетий спустя. Наконец, самооценка личности имеет важные и всеобъемлющие связи с психопатологией. В частности, самооценка невротизма связана с широким спектром клинических синдромов, включая тревожные расстройства, депрессивные расстройства и т.д.

В то же время, однако, очевидно, что этот метод имеет ряд ограничений. Во-первых, оценщики могут быть заинтересованы в том, чтобы представить себя слишком благоприятным и социально желательным образом. Это вызывает особую озабоченность в»тестировании с высокими ставками», то есть в ситуациях, когда результаты тестов используются для принятия важных решений в отношении отдельных лиц (например, при приеме на работу). Во-вторых, личностные рейтинги отражают  склонность к  самосовершенствованию. 

Другими словами, у людей есть мотивация игнорировать (или, по крайней мере, преуменьшать) некоторые из своих менее желательных характеристик и вместо этого сосредотачиваться на своих более положительных качествах. В-третьих, самооценки подвержены  влиянию референтной группы. 

Рейтинги информаторов.

Другой подход - попросить кого-нибудь, кто хорошо знает человека, описать его или ее личностные характеристики. В случае детей или подростков информатором, скорее всего, будет родитель или учитель. В исследованиях старших участников информантами могут быть друзья, соседи по комнате, партнеры по свиданию, супруги, дети или начальники.

В целом рейтинги информаторов аналогичны по формату самооценкам. Как и в случае с самоотчетом, элементы могут состоять из отдельных слов, коротких фраз или полных предложений. Действительно, многие популярные инструменты включают параллельные версии самооценки и оценки информаторов, и часто относительно легко преобразовать показатель самооценки, чтобы его можно было использовать для получения оценок информаторов. 

Рейтинги информаторов особенно ценны, когда невозможно собрать самооценки (например, при изучении маленьких детей или взрослых с когнитивными нарушениями) или когда их достоверность сомнительна (например, как отмечалось ранее, люди могут быть не совсем честными в ситуациях тестирования с высокими ставками. Их также можно комбинировать с самооценкой тех же характеристик для получения более надежных  и достоверных оценок  этих характеристик.

Рейтинги информаторов обладают рядом преимуществ по сравнению с другими подходами к оценке личности. Хорошо знакомый информатор предположительно имел возможность наблюдать большие образцы поведения у человека, которого он или она оценивает. Более того, эти суждения предположительно не подвержены типам защитной реакции, которые потенциально могут исказить самооценку. Действительно, информаторы обычно имеют сильные стимулы быть точными в своих суждениях. 

Личностные рейтинги информаторов продемонстрировали уровень достоверности в отношении важных жизненных результатов, сравнимый с тем, который обсуждался ранее для самооценок. Действительно, они превосходят самооценку в определенных обстоятельствах, особенно когда оцениваемые черты носят высоко оценочный характер (например, интеллект, обаяние, креативность). 

Рейтинги личности информанта обычно являются надежным и действенным инструментом оценки, однако в некоторых случаях информант может иметь некоторые существенные предубеждения, которые делают оценку менее надежной. Например, недавно вступившие в брак люди могут оценивать своих партнеров нереально положительно. 

Рейтинги информантов также подвержены некоторым из тех же предубеждений в ответах, которые отмечены ранее для самооценок. Например, они не защищены от эффекта контрольной группы. В самом деле, это хорошо установлено , что родительские оценки часто являются предметом  родственных контрастного эффекта , таким образом, что родители преувеличивают истинную величину различий между своими детьми. Более того, во многих исследованиях людям разрешается назначать (или даже нанимать) информаторов, которые будут их оценивать. Из-за этого чаще всего информантам (которые, как отмечалось ранее, могут быть друзьями, родственниками или романтическими партнерами) нравятся люди, которых они оценивают. Это, в свою очередь, означает, что информаторы могут давать слишком хорошие оценки личности. Действительно, их рейтинги могут быть более благоприятными, чем соответствующие самооценки. Эта тенденция информантов давать нереально положительные оценки была названа  эффектом рекомендательного письма.

Другие способы классификации объективных тестов. Полнота.

Помимо источника баллов, есть как минимум два других важных аспекта, по которым различаются личностные тесты. Первое такое измерение касается степени, в которой инструмент стремится оценить личность достаточно всесторонним образом. С одной стороны, многие широко используемые меры предназначены для оценки одного основного атрибута. Примеры таких мер включают шкалу алекситимии Торонто, шкалу самооценки Розенберга и опросник многомерного экспериментального избегания. С другой стороны, ряд омнибусных инвентаризаций содержит большое количество конкретных шкал и предназначен для измерения личности достаточно всесторонним образом.

Широта целевых характеристик.

Характеристики личности можно классифицировать по разным уровням широты или общности. Например, многие модели подчеркивают широкие, «большие» черты, такие как невротизм и экстраверсия. Эти общие параметры можно разделить на несколько отдельных, но эмпирически коррелированных компонентных характеристик. Например, широкое измерение экстраверсии содержит такие специфические компонентные черты, как доминирование (экстраверты напористые, убедительные и эксгибиционистские), общительность (экстраверты ищут и наслаждаются обществом других), положительная эмоциональность (экстраверты активны, энергичны, веселы и энтузиазм), и авантюризм (экстраверты наслаждаются интенсивными, захватывающими переживаниями).

Некоторые популярные инструменты личности предназначены для оценки только общих черт. Например, аналогично образцу инструмента, содержит краткие шкалы, оценивающие общие черты невротизма, экстраверсии, открытости, покладистости и сознательности. Напротив, многие инструменты - включая несколько упомянутых ранее омнибусов - были разработаны в первую очередь для оценки большого количества более конкретных характеристик. 

Проективные и неявные тесты.

Проективные тесты, такие как знаменитый тест Роршаха, требуют, чтобы человек давал спонтанные ответы, которые»проецируют» его уникальную личность на неоднозначный стимул. 

Как отмечалось ранее, некоторые подходы к оценке личности основаны на убеждении, что важные мысли, чувства и мотивы действуют вне сознательного осознания. Проективные тесты представляют собой влиятельные ранние примеры этого подхода. Проективные тесты изначально основывались на  проективной гипотезе: если человека просят описать или интерпретировать неоднозначные стимулы, то есть вещи, которые можно понять разными способами, на их реакцию будут влиять бессознательные потребности. , чувства и переживания (обратите внимание, однако, что теоретическое обоснование, лежащее в основе этих показателей, со временем эволюционировало). Двумя яркими примерами проективных тестов являются тест Роршаха с чернильными пятнами и тематический тест апперцепции (TAT). Первый просит респондентов интерпретировать симметричные чернильные пятна, тогда как второй просит их составить истории о серии изображений.

Например, одна фотография изображает пожилую женщину, повернутую спиной к молодому человеку; последний смотрит вниз с несколько озадаченным выражением лица. На другой картинке изображен мужчина, которого сжимают сзади три загадочные руки. Какие истории вы могли бы создать в ответ на эти картинки?

По сравнению с объективными тестами, проективные тесты, как правило, несколько громоздки и трудоемки в проведении. Однако самой большой проблемой было разработать надежную и действенную схему для оценки обширного набора ответов, сгенерированных каждым респондентом. Наиболее широко используемой схемой оценки Роршаха является Комплексная система, разработанная Экснером. 

Наиболее влиятельная система оценки была разработана Макклелландом, Аткинсоном и коллегами в период с 1947 по 1953 год, которая может использоваться для оценки мотивов, таких как потребность в достижении.

Обоснованность формулы Роршаха вызывает серьезные споры. В большинстве обзоров признается, что оценки Роршаха действительно показывают некоторую способность предсказывать важные результаты. Его критики, однако, утверждают, что он не может предоставить важную дополнительную информацию помимо другой, более легко доступной информации, например, полученной с помощью стандартных самоотчетов.

Неявные тесты.

В последние годы исследователи начали использовать неявные меры личности. Эти тесты основаны на предположении, что люди формируют автоматические или неявные ассоциации между определенными концепциями на основе своего предыдущего опыта и поведения. Если два понятия (например,» я» и» напористый» ) прочно связаны друг с другом, то их следует отсортировать вместе быстрее и проще, чем два понятия (например,» я»  и» застенчивый»), которые менее связаны. Хотя доказательства валидности этих мер по-прежнему относительно немногочисленны, полученные на сегодняшний день результаты обнадеживают. например, показали, что неявные измерения личностных черт предсказывают поведение даже после контроля баллов по объективным измерениям тех же характеристик.

Поведенческие и служебные показатели.

Наблюдение за поведением в реальном мире - один из способов оценки личности. Такие наклонности, как беспорядок и аккуратность, являются ключами к разгадке личности. 

Последний подход состоит в том, чтобы вывести важные личностные характеристики из непосредственных образцов поведения. Например, Фундер и Колвин привели в лабораторию пары участников разного пола и вовлекли их в пятиминутную беседу «знакомство». Рейтеры смотрели видеозаписи этих взаимодействий, а затем оценивали участников по различным личностным характеристикам. Мель, Гослинг и Пеннебейкер   использовали электронно-активный рекордер для получения образцов окружающих звуков в естественной среде участников в течение двух дней.

Затем оценки на основе указанного, были связаны с личностными показателями, оцениваемыми самими участниками и наблюдателями. Например, более частые разговоры в течение этого двухдневного периода были в значительной степени связаны с оценками экстраверсии как самими людьми, так и наблюдателями. 

Поведенческие меры предлагают несколько преимуществ по сравнению с другими подходами к оценке личности. Во-первых, поскольку поведение отбирается напрямую, этот подход не зависит от типов предубеждений в ответах (например, смещения самоулучшения, эффекта контрольной группы), которые могут исказить результаты объективных тестов. Во-вторых, этот подход позволяет изучать людей в их повседневной жизни и в их естественной среде, тем самым избегая искусственности других методов. Наконец, это единственный подход, который на самом деле оценивает то, что люди  делают,  а не то, что они думают или чувствуют.

Однако в то же время у этого подхода есть и недостатки. Эта стратегия оценки явно более громоздка и трудоемка, чем использование объективных тестов, особенно самоотчетов. Более того, аналогично проективным тестам, поведенческие меры генерируют богатый набор данных, которые затем необходимо надежно и достоверно оценить. Наконец, даже самое амбициозное исследование позволяет получить лишь относительно небольшие образцы поведения, которые могут дать несколько искаженное представление об истинных характеристиках человека. Например, ваше поведение во время разговора о»знакомстве» в один конкретный день неизбежно будет отражать ряд временных влияний (например, уровень стресса, качество сна предыдущей ночью), которые характерны для этого дня.

Ни один метод оценки личности не является совершенным или безошибочным. Каждый из основных методов имеет как сильные стороны, так и ограничения. Используя разнообразные подходы, исследователи могут преодолеть ограничения любого отдельного метода и разработать более полное и комплексное представление о личности.

Список литературы
  1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1.2. М.: Педагогика, 2019. – С. 21–22.
  2. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: Речь, 2019. – 334 с.
  3. Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель интеллектуального диапазона // Психол. журн. 2021. Т. 19. № 2. С. 61-70.
  4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
  5. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность. Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. – 256 с
  6. Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд., стереотип. / А.В.Петровский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2018. – с. 255.
  7. Поддьяков А.Н. Тест творчества – «синяя птица» психологии // Знание - сила. 2020. № 5. - С. 101-104.
  8. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. М.: Когито-Центр, 2015. №4 (64) 181–186 с.
  9. Трост Г. Возможность предсказания выдающихся успехов в школе, университете, на работе // Иностр. психол. 2018. № 11. С. 19-27.
  10. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2020. .С. 68–72.
  11. Карпов А.В Общая психология [Электронный ресурс] / А.В.Карпов. – Режим доступа: http://psyera.ru/samoocenka-2110.htm