Психологический портрет руководителя
Статья представляет собой рассмотрение некоторых аспектов из истории изучения личности руководителя. Автором было проведено исследование, при помощи двух методик (методика многофакторный личностный опросник Кэттела; тест эмоционального интеллекта Н. Холла) выявлены сходства и различия в психологических портретах мужчин и женщин, определена ориентации в управлении.
В современном мире успех большей части компаний заключается в организации отношений в коллективе, построение межличностных отношений между рядовыми сотрудниками и правильном выстраивание границ руководителя. Во многом атмосфера зависит от вышестоящих лиц, так называемых управленцев, которые в свою очередь должны разработать стратегию и воссоздать в коллективе благоприятные условия труда. Все перечисленное невозможно, если должность занимает человек, не обладающий качествами руководителя. Вследствие чего возникают такие проблемы как неправильная мотивация коллектива, отсутствие должного контроля над процессами, выход на второй план приоритетных задач, выгорание руководителя и т. д.
Руководитель – это должность, которая позволяет человеку иметь определенные полномочия, помогающие ему эффективно управлять организацией, он должен обладать как лидерскими, так и определенными личностными качествами. Однако он не может стать лидером только благодаря этим качествам.
Проблема эффективности управленческой деятельности рассматривалась в многочисленных зарубежных трудах. Проводились исследований, в ходе которых изучались зависимость лидерских качеств от таких человеческих факторов как мотивация, интеллект, социальное окружение, моральные качества и социальный статус. Уже в 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 "лидерских" черт, упоминаемых различными исследователями (Фред Феллоуз, Роберт Хаус, Герберт Саймон, Пол Герциг, Кен Бланшарди др.). Среди них, в частности, были названы инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие. В ходе своих исследований он пришел к выводу, что лидера в основном характеризуют пять качеств [2]:
- ум или интеллектуальные способности.
- господство или преобладание над другими.
- уверенность в себе.
- активность и энергичность.
- знание дела.
Позже К.Бэрд добавил к ним:
- бдительность.
- популярность.
- красноречие.
Однако это исследование не смогло найти отражение в действительности и было отвергнуто. Объяснением этому послужил тот факт, что все перечисленные им качества могут быть присущи человеку, но он по-прежнему остается последователем.
Далее весомым вкладом стала работа Р.Стогдила и Р. Манн, которые сделали попытку сгруппировать все уже выявленные качества. Стогдилл пришел к выводу что существует пять основных качеств лидера:
- ум и интеллектуальные способности
- господство и преобладание над другими
- уверенность в себе
- знание дела
Такой вывод они смогли сделать после сопоставления множества исследований. Но все же окончательным выводом стало что, модели идеальной лидерской личности попросту не существует [1].
Одной из интересных работ стала «поведенческая теория», сформированная на основе исследований, проводившихся в университете штата Огайо и в Мичиганском университете в 1940 г. Университет Огайо выдвинул «ориентацию на работников», а университет Мичигана – «ориентацию на производство». По мнению авторов теории, руководители, чье внимание было направлено на работников, уделяли наибольшее внимание отношениям и климату внутри коллектива, показывая свое внимание и заботу в отношении подчиненных. В отличии от них руководители, чье внимание было направлено на производство, ставили во главе своих задач выполнение работы, не проявляя личностного интереса к сотрудникам, рассматривая их лишь как средство. Выводом данной теории стало заключение о том, что подчиненные, находящиеся под руководством лидера, чья ориентация направлена на работников, показывали наиболее высокую производительность и были наиболее удовлетворены работой. Исходя из этих данных, возникает вопрос, связано ли ориентация с полом руководителя и находит ли отражение в уровне эмоционального интеллекта, который по статистике выше у женщин. Эмоциональный интеллект, из определения М.К. Смита, понимается как сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других и собственные, а также способность управлять эмоциями, способность понимать эмоции окружающих, эмоциональную осведомленность, умение воздействовать на эмоции других людей, способность разграничивать подлинные эмоции и их имитацию, способность определить причины и следствия эмоций [3]. Д. Гоуман разработал смешанную, иерархическую модель эмоционального интеллекта, которая представляет собой сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик, таких как энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Структура эмоционального интеллекта Д. Гоумана включает следующие составляющие [2]:
- идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием;
- управление эмоциональным состоянием – контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными;
- способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха.
Д. Гоулмен доработал структуру эмоционального интеллекта, в настоящее время она включает в себя четыре компонента: самосознание; самоконтроль; социальное понимание; управление взаимоотношениями. В общей картине эмоциональный интеллект является наиважнейшей чертой руководителя.
Таким образом, составление психологического портрета рукводителя предполагает рассмотрение его личностных качеств и эмоционального интеллекта.
В эмпирическом исследовании приняли участие руководители салонов красоты и барбершопов (владельцы и арт-директора) г. Магнитогорска, в возрасте от 25 до 50 лет, в количестве 20 человек. Среди них 10 мужчин и 10 женщин.
В результате проведенного исследования в 2-х группах, были выявлены следующие различия индивидуально-личностных особенностей руководителя. Средние значения показателей индивидуально-личностных особенностей по методике "Многофакторный личностный опросник" (Р. Кэттела) форма А представлено в рисунке 1.
Рисунок 1. Гистограмма средних значений индивидуально-личностных особенностей
Таблица 1
Результаты тестирования по всем шкалам в среднем значении
Уровень эмоц. интеллекта |
Эмоц. осведомленность\ ср.знач |
Управление своими эмоциями \ср.знач |
Самомотивация \ср.знач |
Эмпатия \ср.знач |
Распознавание эмоций других людей\ср.знач |
Мужчины |
31,9 |
31,6 |
32,4 |
24,4 |
24,6 |
Женщины |
31,7 |
25,7 |
24,3 |
32,5 |
29,3 |
Проведя сравнительный анализ данных, можно заключить, что мужчины и женщины имеют определенные отличия и сходства в выраженности некоторых личностных качеств. Мужчины-руководители в своей работе больше полагаются на личный опыт, чем на внешние обстоятельства, прямолинейны, предприимчивы, самостоятельны в суждениях и принятии решений, контролируют и держат свои эмоции и поведение под контролем, но очень часто подвержены фрустрации. К руководящей должности в настоящее время предъявляется много требований при исполнении ими должностных обязанностей, что требует от них постоянного обучения, саморазвития, умения применять быстрое и правильное самостоятельное решение.
Женщины-руководители общительны, но более интровертированы, точны в исполнении своих должностных обязанностей, готовы к сотрудничеству, эмоционально чувствительны к внешнему окружению, импульсивны. Для них свойственно принимать решения самостоятельно, но тратить на это достаточно много времени. Женщины создают в своем коллективе благоприятный климат за счет своей мягкости, чувственности.
Изучение эмоционального интеллекта показало, что больше половины респондентов имеют высокие показатели эмоционального интеллекта. Низкий уровень эмоционального интеллекта не выявлен.
Анализируя выраженность факторов эмоционального интеллекта, отметим, что у мужчин в их психологическом портрете преобладают такие качества как замкнутость, эмоциональная нестабильность, высокая нормативность поведения, чувствительность, мечтательность, радикализм, расслабленность. Для женщин в большей степени характерны замкнутость, эмоциональная нестабильность, высокая нормативность поведения, чувствительность, мечтательность, радикализм, расслабленность. Нами были выделены качества, присущие каждому руководителю в независимости от пола: умеренная экспрессивность, смелость, подозрительность, дипломатичность, тревожность, нонконформизм, высокий самоконтроль.
- Дейкин П.П. Психология руководителя. - М.: Эксмо, 2016–155 с.
- Гарднер Дж. Лидерство и силы, формирующие будущее. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 256 с.
- Петрова Н. И. Психология управления личностью руководителя. – М.: Рипол Классик, 2013. – 192 с.
- Сепухина Г.В., Степанова О. П. Ценностные ориентации студентов вуза / Психолого-педагогические аспекты исследования проблем высшего образования / под ред. О.В. Гневэк. — Уфа: Аэтера, 2015. — С. 94–135.
- Хаймович А. П. Лидерство: психология и практика. - М.: КоЛибри, 2016. – 161 с.
- Шишкин В. И. Психология управления лидерами. - М.: Омега-Л, 2018. – 161 с.
- Якунин С. А. Актуальные проблемы психологии управления. - М.: КноРус, 2017. – 151 с.