Особенности интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательном учреждении
Журнал Научные высказывания

Особенности интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательном учреждении

В статье описана организация психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. В данной статье рассматриваются основные и ключевые моменты инклюзивного образования детей, не имеющих серьезных заболеваний, но имеющих ограниченные возможности здоровья. Данная статья предусматривает оказание помощи специалистам образовательной школы в процессе психолого – педагогического сопровождения обеспечить успешный процесс усвоения учебной программы и нормальные условия для социализации ребенка с ОВЗ.

социальная адаптация
инклюзивное обучение
нейросоматическая готовность
первичные и вторичные дефекты
интеграция обучения с ОВЗ
дефектология

Обучение детей с ОВЗ требует особого подхода. Коррекционные учреждения накладывают ограничения на процесс социализации и не способствуют их полноценному включению в жизнь общества. Поэтому сегодня в системе образования создается благоприятная образовательная среда, которая будет учитывать потребности учеников с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие незначительные отклонения в психическом и физическом развитии, которые не позволяют полноценно развиваться и обучаться  на уровне со здоровыми детьми.

Мировая практика интеграции детей с ОВЗ показывает положительные результаты. В обычных общеобразовательных учреждениях они вырабатывают привычки, которые способствуют полноценному участию в повседневной жизни. Это особенно важно в части приобретении полезного социального опыта. Кроме того, интеграция способствует воспитанию таких качеств как толерантность и эмпатия у здоровых детей.

Изучение закономерностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья отмечено непосредственно в работах Л.С. Выготского.

Выдающийся вклад в изучение аномалий развития сделан Л. С. Выготским [5, с. 14-28], который на модели умственной отсталости сфор­мулировал ряд общетеоретических положений, оказавших фунда­ментальное влияние на все дальнейшее изучение аномалий раз­вития. К ним прежде всего относится положение, что развитие аномального ребенка подчиняется тем же основным закономер­ностям, которые характеризуют развитие здорового ребенка. Тем самым дефектология при изучении аномального ребенка смогла ассимилировать многочисленные данные, накопленные детской психологией.

Л.С.Выготский (1956) [4, с. 22-60]выдвинул также положение о первич­ном дефекте, наиболее близко связанном с повреждением нервной системы, и ряде вторичных дефектов, отражающих нарушения психического развития. Им было показано значение этих вторич­ных дефектов для прогноза развития и возможностей психолого-педагогической коррекции.

В отечественной дефектологии эти положения получили даль­нейшее развитие прежде всего в ряде теоретических и экспери­ментальных исследований, тесно связанных с разработкой систе­мы обучения и воспитания аномальных детей [Занков Л. В., 1939; Левина Р.Е., 1961; Боскис P.M., 1963; ШифЖ.И., 1965; и др.]. Была изучена психологическая структура ряда вторичных дефек­тов при различных аномалиях развития сенсорной сферы, умствен­ной отсталости, разработана система их дифференцированной пси­холого-педагогической коррекции. Другой отраслью изучения аномалий развития является, как указывалось, детская психиатрия. На разных этапах формирова­ния этой области медицины проблемы аномалий развития занимали различное по значению место. На этапе становления детской психиатрии как ветви общей психиатрии была тенденция к поис­ку общности и единства психических заболеваний детского и взрос­лого возраста. Поэтому акцент ставился на психозах; аномалиям же развития уделялось наименьшее внимание.

Мировая практика интеграции детей с ОВЗ показывает положительные результаты. В обычных общеобразовательных учреждениях они вырабатывают привычки, которые способствуют полноценному участию в повседневной жизни. Это особенно важно в части приобретении полезного социального опыта. Кроме того, интеграция способствует воспитанию таких качеств как толерантность и эмпатия у здоровых детей.

Возможные нарушения:

  • Дефекты слуха;
  • Нарушение зрения;
  • Дефекты речи;
  • Задержка психического развития;
  • Нарушение работы опорно-двигательного аппарата;
  • Расстройства аутического спектра;
  • Сочетанные диагнозы из вышеуказанной классификации.

Индивидуальные программы обучения для ребенка с ОВЗ создаются с учетом всех особенностей развития. Для этого привлекаются различные специалисты: психолог, дефектолог, логопед и другие. Они осуществляют сопровождение на всех этапах обучения в рамках своей специализации.

Несмотря на постепенную смену консервативных взглядов в вопросах образования детей с ОВЗ, психологическое сопровождение не теряет своей актуальности. Так происходит потому, что проблемы со здоровьем весьма серьезны и чаще всего остаются на всю жизнь.

Работа психолога заключается в создании комфортных условий, необходимых для проведения реабилитации и адаптации ребенка в социуме.

Перед специалистом стоят следующие задачи:

  • выявление проблем, оказывающих негативное влияние на развитие ребенка;
  • недопущение социальной изоляции;
  • поддержка родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;
  • помощь в преодолении трудностей, связанных с учебой, коммуникацией с близкими людьми, сверстниками и учителями;
  • формирование психолого-педагогической компетентности лиц, взаимодействующих с учащимся.

Обучая детей в обычной образовательной среде мы зачастую сталкиваемся с инклюзивным образованием детей, не имеющих серьезных заболеваний, но имеющих ограниченные возможности здоровья, из которых можно выделить следующие категории:

- дети с нарушениями зрения;

- дети с нарушениями слуха;

- дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы;

- дети с расстройствами аутистического характера;

- дети с задержкой психического развития (ЗПР);

- дети с нарушениями речи;

- дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата (ОДА);

- дети с нарушениями интеллекта ( умственно – отсталые дети);

- дети с множественными нарушениями (сочетание 2х или 3х нарушений).

Основная задача педагога – психолога образовательного учреждения : в течение всего учебного года оказывать психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ с привлечением специалистов образовательного звена: педагогов спецдисциплин, дефектолога, логопеда, медицинского работника. Они осуществляют сопровождение на всех этапах обучения в рамках своей специализации, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в образовательной среде, освоить в достаточном объеме, согласно своим возможностям и способностям успешно освоить учебный материал.

Психологическое сопровождение педагога – психолога детей с ОВЗ  состоит из нескольких этапов:

1 этап состоит из сбора первичной информации о ребенке (включая психодиагностику);

2 этап разработка индивидуального плана развития;

3 этап коррекционная работа (индивидуальная и групповая) с ребенком;

4 этап результаты коррекционной работы, коррекционный план развития.

Для построения коррекционной программы, мною в процесе  диагностики, совместно с медицинским работником, у ребенка выясняются наличие или отстутствие таких явлений:

 - гипо - или гипертонус, мышечные зажимы, синкинезий, тики, навязчивые движения, вычурные позы и ригидные телесные установки;

- пластичность (или, напротив, ригидность) в ходе любого действия, истощаемость, утомляемость;

- наличие выраженных вегетативных реакций, аллергий, энуреза; ритмичность дыхания или его сбои вплоть до шумных «преддыханий», соматические дизритмии, нарушение формулы сна;

- полноценность конвергенции глаз и полей зрительного восприятия.

 - аффективные эксцессы.

         С дефектологом и логопедом образовательного учреждения проводится нейропсихологическая диагностика детей с ОВЗ, которая заключается в следующем:

  1. Общая характеристика ребенка;
  2. Исследование движений и действий;
  3. Исследование гнозиса и речевых функций;
  4. Исследование памяти и интеллекта.

В процессе работы психолог сталкивается с ошибками, совершенными педагогами и родителями в процессе воспитания и обучения, а именно:

  1. Со стороны родителей - отсутствует любовь;
  2. Со стороны педагога – игнорирование ребенка, исключение из всех видов деятельности.

Основная задача педагога – психолога совместно с другими специалистами образовательного учреждения – это установка доверительных отношений не только с ребенком, но и его родителями для успешного освоения общеобразовательной программы образовательного учреждения и совершенствования высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь).

Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ основывается на методах работы, предложенных А.В. Семенович и Н.А. Бернштейн[2, с. 309-326,9, с.70-86], которые более подробно представлены в таблице №1.

Таблица 1

Методы коррекционной работы с ОВЗ

Необходимые условия  для полноценного развития ребенка:

  1. Первое — нейросоматическая готовность ребенка, то есть возрастная зрелость всех  систем и подсистем его организма и прежде всего мозга к актуализации адекватного  данному возрасту спектра адаптивных реакций и программ взаимодействия с собой и  окружающим миром.
  2. Второе — обогащенность внешней среды (натуральной и социокультурной),  изменчивость и постоянство которой должны находиться в оптимальном  соотношении. Нейробиологами доказано: разнообразие и насыщенность среды, в  которой и с которой манипулирует ребенок, не просто способствует развитию, а  приводят к удлинению критического периода, что, позволяет выработать и упрочить  более эффективные поведенческие паттерны и программы.
  3. Третьим условием является присутствие Другого. В онтогенезе этот Другой  представлен в двух лицах: 1) универсальные законы эволюции. Так, эволюционно  критический этап формирования, например, речи универсально приходится на 2—3-й  год жизни, но его реализация возможна только в процессе имитации и повторения  речи окружающих; 2) взрослое окружение ребенка.
  4. Во внеурочное время психолог проводит коррекционно-развивающие мероприятия, с использованием дидактических игр и наглядных пособий. Для работы с эмоционально-волевой сферой используются сказкотерапия, тактильно-сенсорные игры, цветотерапия и т.д.  Использование различных дидактических игр, направленных на развитие высших познавательных функций (внимания, памяти, мышления). Проведение групповых тренингов, на правленых на социализацию (умения ребенка общаться с другими детьми).
  5. Психологическое сопровождение позволяет раскрыть и реализовать способности ребенка с ОВЗ. Это важнейший фактор для формирования эффективного образовательного процесса и достижения планируемых результатов. Регулярная работа со специалистом поможет повысить учебную мотивацию, заложить тенденцию личностного роста и приблизить развитие к возрастной норме.

Таким образом, основными принципами интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательной школе являются:

  1. Предоставление возможностей и создание для этого благоприятного психологического климата для адаптации ребенка с ОВЗ к окружающему миру, окружающей действительности, самому себе. Помочь ребенку сформировать систему отношений (педагоги, сверстники) в рамках общеобразовательной школы.
  2. В процессе психолого-педагогического сопровождению педагогу образовательной организации необходимо помочь ребенку с ОВЗ сформировать способности к усвоению учебного материала, которые определяются задачами программы инклюзивного образования.
  3. Формирование высокой самооценки по отношению к себе: « Я не имею серьезных заболеваний, у меня есть трудности в освоении учебной программы, но с помощью взрослых я могу справиться».
  4. Задача психолога в образовательном учреждении скорректировать организацию образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок с ОВЗ в рамках инклюзивного обучения мог чувствовать себя полноправным членом общества, способным реализовать себя в учебной деятельности, в социальном взаимодействии со сверстниками, самостоятельно принимать решения, способность заниматься самообразованием в других видах деятельности, развивать и реализовывать умение находить в себе новые возможности и способности овладения в дальнейшем профессиональными навыками.

Правильно организованное психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит избежать трудностей в освоении программы обучения со сверстниками, не испытывающими ограничений в здоровье и развитии.

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на создание благоприятных условий для овладения программой обучения в рамках инклюзивного образования, наравне со сверстниками.

Список литературы
  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. — М., 1982.
  2. Бернштейн Н.А. Развитие координации в раннем онтогенезе // Физиология движений и активность. – М., 1990.- С. 309-326.
  3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.
  4. Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Основы дефектологии. – СПБ.: Издательство «Лань», 2003.- С.22-60, 656.
  5. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное // Психология развития как феномен культуры. Психология отечества. Избр. Психол. тр. В 70 – ти т. М.- Воронеж: ИПП «Модэк», 1996.- С. 358 – 377.
  6. Гуревич М. О. Психопатология детского возраста. — М., 1932
  7. Гуревич М.О. Компоненты психомоторики // Анатомо – физиологические основы психомоторики и ее соотношения с телосложением и характером. М.- Л., 1930.- С.81-95.
  8. Лебединский В.В. нарушение психического развития в детском возрасте : учебное пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений.-  – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- С. 34-95 ISBN 5 –  7695 – 1033  – 1. – Текст: непосредственный .
  9. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие / А.В. Семенович. – 9-е издание (эл.).- электронные текстовые данные.- М.: Генезиз, 2017. – С. 70-86 . ISBN 978 –  5 – 98563 – 502 – 7. – Текст: непосредственный.