Особенности интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательном учреждении
В статье описана организация психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. В данной статье рассматриваются основные и ключевые моменты инклюзивного образования детей, не имеющих серьезных заболеваний, но имеющих ограниченные возможности здоровья. Данная статья предусматривает оказание помощи специалистам образовательной школы в процессе психолого – педагогического сопровождения обеспечить успешный процесс усвоения учебной программы и нормальные условия для социализации ребенка с ОВЗ.
Обучение детей с ОВЗ требует особого подхода. Коррекционные учреждения накладывают ограничения на процесс социализации и не способствуют их полноценному включению в жизнь общества. Поэтому сегодня в системе образования создается благоприятная образовательная среда, которая будет учитывать потребности учеников с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие незначительные отклонения в психическом и физическом развитии, которые не позволяют полноценно развиваться и обучаться на уровне со здоровыми детьми.
Мировая практика интеграции детей с ОВЗ показывает положительные результаты. В обычных общеобразовательных учреждениях они вырабатывают привычки, которые способствуют полноценному участию в повседневной жизни. Это особенно важно в части приобретении полезного социального опыта. Кроме того, интеграция способствует воспитанию таких качеств как толерантность и эмпатия у здоровых детей.
Изучение закономерностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья отмечено непосредственно в работах Л.С. Выготского.
Выдающийся вклад в изучение аномалий развития сделан Л. С. Выготским [5, с. 14-28], который на модели умственной отсталости сформулировал ряд общетеоретических положений, оказавших фундаментальное влияние на все дальнейшее изучение аномалий развития. К ним прежде всего относится положение, что развитие аномального ребенка подчиняется тем же основным закономерностям, которые характеризуют развитие здорового ребенка. Тем самым дефектология при изучении аномального ребенка смогла ассимилировать многочисленные данные, накопленные детской психологией.
Л.С.Выготский (1956) [4, с. 22-60]выдвинул также положение о первичном дефекте, наиболее близко связанном с повреждением нервной системы, и ряде вторичных дефектов, отражающих нарушения психического развития. Им было показано значение этих вторичных дефектов для прогноза развития и возможностей психолого-педагогической коррекции.
В отечественной дефектологии эти положения получили дальнейшее развитие прежде всего в ряде теоретических и экспериментальных исследований, тесно связанных с разработкой системы обучения и воспитания аномальных детей [Занков Л. В., 1939; Левина Р.Е., 1961; Боскис P.M., 1963; ШифЖ.И., 1965; и др.]. Была изучена психологическая структура ряда вторичных дефектов при различных аномалиях развития сенсорной сферы, умственной отсталости, разработана система их дифференцированной психолого-педагогической коррекции. Другой отраслью изучения аномалий развития является, как указывалось, детская психиатрия. На разных этапах формирования этой области медицины проблемы аномалий развития занимали различное по значению место. На этапе становления детской психиатрии как ветви общей психиатрии была тенденция к поиску общности и единства психических заболеваний детского и взрослого возраста. Поэтому акцент ставился на психозах; аномалиям же развития уделялось наименьшее внимание.
Мировая практика интеграции детей с ОВЗ показывает положительные результаты. В обычных общеобразовательных учреждениях они вырабатывают привычки, которые способствуют полноценному участию в повседневной жизни. Это особенно важно в части приобретении полезного социального опыта. Кроме того, интеграция способствует воспитанию таких качеств как толерантность и эмпатия у здоровых детей.
Возможные нарушения:
- Дефекты слуха;
- Нарушение зрения;
- Дефекты речи;
- Задержка психического развития;
- Нарушение работы опорно-двигательного аппарата;
- Расстройства аутического спектра;
- Сочетанные диагнозы из вышеуказанной классификации.
Индивидуальные программы обучения для ребенка с ОВЗ создаются с учетом всех особенностей развития. Для этого привлекаются различные специалисты: психолог, дефектолог, логопед и другие. Они осуществляют сопровождение на всех этапах обучения в рамках своей специализации.
Несмотря на постепенную смену консервативных взглядов в вопросах образования детей с ОВЗ, психологическое сопровождение не теряет своей актуальности. Так происходит потому, что проблемы со здоровьем весьма серьезны и чаще всего остаются на всю жизнь.
Работа психолога заключается в создании комфортных условий, необходимых для проведения реабилитации и адаптации ребенка в социуме.
Перед специалистом стоят следующие задачи:
- выявление проблем, оказывающих негативное влияние на развитие ребенка;
- недопущение социальной изоляции;
- поддержка родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;
- помощь в преодолении трудностей, связанных с учебой, коммуникацией с близкими людьми, сверстниками и учителями;
- формирование психолого-педагогической компетентности лиц, взаимодействующих с учащимся.
Обучая детей в обычной образовательной среде мы зачастую сталкиваемся с инклюзивным образованием детей, не имеющих серьезных заболеваний, но имеющих ограниченные возможности здоровья, из которых можно выделить следующие категории:
- дети с нарушениями зрения;
- дети с нарушениями слуха;
- дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы;
- дети с расстройствами аутистического характера;
- дети с задержкой психического развития (ЗПР);
- дети с нарушениями речи;
- дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата (ОДА);
- дети с нарушениями интеллекта ( умственно – отсталые дети);
- дети с множественными нарушениями (сочетание 2х или 3х нарушений).
Основная задача педагога – психолога образовательного учреждения : в течение всего учебного года оказывать психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ с привлечением специалистов образовательного звена: педагогов спецдисциплин, дефектолога, логопеда, медицинского работника. Они осуществляют сопровождение на всех этапах обучения в рамках своей специализации, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в образовательной среде, освоить в достаточном объеме, согласно своим возможностям и способностям успешно освоить учебный материал.
Психологическое сопровождение педагога – психолога детей с ОВЗ состоит из нескольких этапов:
1 этап состоит из сбора первичной информации о ребенке (включая психодиагностику);
2 этап разработка индивидуального плана развития;
3 этап коррекционная работа (индивидуальная и групповая) с ребенком;
4 этап результаты коррекционной работы, коррекционный план развития.
Для построения коррекционной программы, мною в процесе диагностики, совместно с медицинским работником, у ребенка выясняются наличие или отстутствие таких явлений:
- гипо - или гипертонус, мышечные зажимы, синкинезий, тики, навязчивые движения, вычурные позы и ригидные телесные установки;
- пластичность (или, напротив, ригидность) в ходе любого действия, истощаемость, утомляемость;
- наличие выраженных вегетативных реакций, аллергий, энуреза; ритмичность дыхания или его сбои вплоть до шумных «преддыханий», соматические дизритмии, нарушение формулы сна;
- полноценность конвергенции глаз и полей зрительного восприятия.
- аффективные эксцессы.
С дефектологом и логопедом образовательного учреждения проводится нейропсихологическая диагностика детей с ОВЗ, которая заключается в следующем:
- Общая характеристика ребенка;
- Исследование движений и действий;
- Исследование гнозиса и речевых функций;
- Исследование памяти и интеллекта.
В процессе работы психолог сталкивается с ошибками, совершенными педагогами и родителями в процессе воспитания и обучения, а именно:
- Со стороны родителей - отсутствует любовь;
- Со стороны педагога – игнорирование ребенка, исключение из всех видов деятельности.
Основная задача педагога – психолога совместно с другими специалистами образовательного учреждения – это установка доверительных отношений не только с ребенком, но и его родителями для успешного освоения общеобразовательной программы образовательного учреждения и совершенствования высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь).
Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ основывается на методах работы, предложенных А.В. Семенович и Н.А. Бернштейн[2, с. 309-326,9, с.70-86], которые более подробно представлены в таблице №1.
Таблица 1
Методы коррекционной работы с ОВЗ
Необходимые условия для полноценного развития ребенка:
- Первое — нейросоматическая готовность ребенка, то есть возрастная зрелость всех систем и подсистем его организма и прежде всего мозга к актуализации адекватного данному возрасту спектра адаптивных реакций и программ взаимодействия с собой и окружающим миром.
- Второе — обогащенность внешней среды (натуральной и социокультурной), изменчивость и постоянство которой должны находиться в оптимальном соотношении. Нейробиологами доказано: разнообразие и насыщенность среды, в которой и с которой манипулирует ребенок, не просто способствует развитию, а приводят к удлинению критического периода, что, позволяет выработать и упрочить более эффективные поведенческие паттерны и программы.
- Третьим условием является присутствие Другого. В онтогенезе этот Другой представлен в двух лицах: 1) универсальные законы эволюции. Так, эволюционно критический этап формирования, например, речи универсально приходится на 2—3-й год жизни, но его реализация возможна только в процессе имитации и повторения речи окружающих; 2) взрослое окружение ребенка.
- Во внеурочное время психолог проводит коррекционно-развивающие мероприятия, с использованием дидактических игр и наглядных пособий. Для работы с эмоционально-волевой сферой используются сказкотерапия, тактильно-сенсорные игры, цветотерапия и т.д. Использование различных дидактических игр, направленных на развитие высших познавательных функций (внимания, памяти, мышления). Проведение групповых тренингов, на правленых на социализацию (умения ребенка общаться с другими детьми).
- Психологическое сопровождение позволяет раскрыть и реализовать способности ребенка с ОВЗ. Это важнейший фактор для формирования эффективного образовательного процесса и достижения планируемых результатов. Регулярная работа со специалистом поможет повысить учебную мотивацию, заложить тенденцию личностного роста и приблизить развитие к возрастной норме.
Таким образом, основными принципами интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательной школе являются:
- Предоставление возможностей и создание для этого благоприятного психологического климата для адаптации ребенка с ОВЗ к окружающему миру, окружающей действительности, самому себе. Помочь ребенку сформировать систему отношений (педагоги, сверстники) в рамках общеобразовательной школы.
- В процессе психолого-педагогического сопровождению педагогу образовательной организации необходимо помочь ребенку с ОВЗ сформировать способности к усвоению учебного материала, которые определяются задачами программы инклюзивного образования.
- Формирование высокой самооценки по отношению к себе: « Я не имею серьезных заболеваний, у меня есть трудности в освоении учебной программы, но с помощью взрослых я могу справиться».
- Задача психолога в образовательном учреждении скорректировать организацию образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок с ОВЗ в рамках инклюзивного обучения мог чувствовать себя полноправным членом общества, способным реализовать себя в учебной деятельности, в социальном взаимодействии со сверстниками, самостоятельно принимать решения, способность заниматься самообразованием в других видах деятельности, развивать и реализовывать умение находить в себе новые возможности и способности овладения в дальнейшем профессиональными навыками.
Правильно организованное психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит избежать трудностей в освоении программы обучения со сверстниками, не испытывающими ограничений в здоровье и развитии.
Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на создание благоприятных условий для овладения программой обучения в рамках инклюзивного образования, наравне со сверстниками.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. — М., 1982.
- Бернштейн Н.А. Развитие координации в раннем онтогенезе // Физиология движений и активность. – М., 1990.- С. 309-326.
- Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.
- Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Основы дефектологии. – СПБ.: Издательство «Лань», 2003.- С.22-60, 656.
- Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное // Психология развития как феномен культуры. Психология отечества. Избр. Психол. тр. В 70 – ти т. М.- Воронеж: ИПП «Модэк», 1996.- С. 358 – 377.
- Гуревич М. О. Психопатология детского возраста. — М., 1932
- Гуревич М.О. Компоненты психомоторики // Анатомо – физиологические основы психомоторики и ее соотношения с телосложением и характером. М.- Л., 1930.- С.81-95.
- Лебединский В.В. нарушение психического развития в детском возрасте : учебное пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений.- – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- С. 34-95 ISBN 5 – 7695 – 1033 – 1. – Текст: непосредственный .
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие / А.В. Семенович. – 9-е издание (эл.).- электронные текстовые данные.- М.: Генезиз, 2017. – С. 70-86 . ISBN 978 – 5 – 98563 – 502 – 7. – Текст: непосредственный.