Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения в колледже
Данная статья исследует важность личностно-ориентированного подхода в образовании колледжей и его влияние на эффективность процесса обучения. Личностно-ориентированный подход предполагает учёт индивидуальных потребностей, интересов и особенностей каждого студента, а также активное взаимодействие и поддержку со стороны педагогов. В статье рассматриваются основные принципы личностно-ориентированного подхода и его роль в формировании мотивации, активного участия и успешного усвоения учебного материала студентами колледжа. Также представлены исследования и научные выводы, подтверждающие важность и эффективность личностно-ориентированного подхода в образовании.
Современное образование ставит перед собой задачу формирования не только знаний и навыков, но и развития личности студента. Личностно-ориентированный подход становится все более актуальным и необходимым в образовательных учреждениях, включая колледжи. Он предоставляет студентам возможность развития своего потенциала, самоопределения и самореализации. В 1980-х гг. в противовес административной и академической педагогике оформилось новое направление - педагогика сотрудничества, в которой нашли отражение идеи личностно ориентированного развивающего образования, в её основе лежит гуманистический подход. Это направление представляли педагоги-новаторы Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин и др. Его основные положения: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален; человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; человек наделён потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек – это активное, творческое существо.
Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где главенствующую роль играет учащийся со своими личностными качествами. Это обучение, которое ставит личность ребенка на первый план и направляет учебно-воспитательный процесс на формирование всесторонне развитой личности с сохранением ее самобытности. Сторонники личностно ориентированного подхода к воспитанию: Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская.
Личностный подход – это индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию. Ключевые понятия личностно ориентированного подхода представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Ключевые понятия личностно ориентированного подхода
Принципы личностно-ориентированного подхода: Личностно-ориентированный подход в образовании включает ряд принципов, которые помогают создать благоприятную образовательную среду и учебный процесс, ориентированный на индивидуальные особенности студента. Эти принципы включают учет индивидуальности, сотрудничество и взаимодействие, поддержку мотивации и самооценки, а также индивидуальную поддержку и консультирование.
Влияние личностно-ориентированного подхода на мотивацию студентов: Мотивация студентов является ключевым аспектом успешного обучения. Она определяет степень заинтересованности, преданности и активности студентов в учебном процессе. Различные методы и подходы используются для повышения мотивации студентов. Учёт индивидуальных потребностей, интересов и целей стимулирует студентов к активному участию в учебном процессе. Они чувствуют свою значимость и видят прямую связь между учебными задачами и своими личными целями. В своих трудах «Инновационные педагогические технологии» М.Н. Гуслова обращается к значению личностно-ориентированного подхода в активизации студентов в образовательном процессе. Автор подчеркивает, что такой подход способствует формированию у студентов активной жизненной позиции, самостоятельности, ответственности за свое обучение. Автор рекомендует учитывать интересы и потребности каждого студента, создавая условия для его активного взаимодействия с учебным материалом и взаимодействия с педагогом и другими студентами.
Активное участие студентов в образовательном процессе: Современное образование стремится к тому, чтобы студенты не только получали знания, но и активно участвовали в образовательном процессе, развивали свои навыки и способности. Когда студенты активно вовлечены в обсуждение и разработку учебных материалов, они чувствуют себя более ответственными за свою учебу, что стимулирует их стремление к достижению высоких результатов.
Активное участие студентов способствует развитию их критического мышления и аналитических навыков. Они учатся анализировать информацию, вырабатывать собственные точки зрения, выдвигать аргументы и принимать обоснованные решения. Эти навыки являются необходимыми в современном информационном обществе. Также, участие студентов способствует развитию навыков сотрудничества и коммуникации. Когда студенты взаимодействуют друг с другом и с преподавателями в процессе обсуждения учебных тем, они учатся выслушивать и уважать точки зрения других, находить компромиссы и эффективно работать в команде. Эти навыки пригодятся им не только в учебе, но и в будущей профессиональной деятельности. Участие студентов в образовательном процессе предоставляет им возможность практического применения усвоенных знаний. Через участие в проектах, практиках и внеклассных мероприятиях студенты могут применить свои знания на практике, что помогает им лучше усвоить материал и развить практические навыки, необходимые для будущей карьеры. В этом контексте личностно-ориентированный подход становится ключевым фактором, способствующим активному участию студентов в обучении.
Личностно-ориентированный подход в образовании основан на учёте индивидуальных потребностей, интересов и особенностей каждого студента. Он признает уникальность каждой личности и стремится создать условия, которые бы способствовали её развитию. В рамках этого подхода студенты рассматриваются как активные участники образовательного процесса, а не просто получатели информации.
Одной из основных идей личностно-ориентированного подхода является индивидуализация образования. Индивидуализация образования означает адаптацию учебного процесса к уникальным потребностям каждого ученика. Педагоги стремятся узнать каждого студента, его интересы, предпочтения, способности, и адаптировать образовательную программу под его потребности. Это позволяет студентам чувствовать себя важными и ценными участниками учебного процесса.
Одним из инструментов личностно-ориентированного подхода является дифференцированное обучение. Этот подход предлагает различные уровни сложности заданий и разные способы их выполнения, чтобы каждый студент мог выбрать наиболее подходящий для себя вариант. Это способствует повышению мотивации студентов и развитию их творческого мышления.
Принципы дифференцированного обучения:
- Индивидуализация: Адаптация учебного материала, заданий и методов обучения к потребностям и уровню каждого студента.
- Учет разнообразия: Учитывание разнообразия стилей обучения, интересов, способностей и предпочтений студентов.
- Гибкость: Предоставление студентам возможности выбирать, как они учатся, и как они демонстрируют свои знания и навыки.
- Опора на данные: Использование данных о студентах для принятия обоснованных решений об адаптации образовательного процесса.
Практическое применение дифференцированного обучения в колледже:
- Диагностика потребностей: Использование различных методов и инструментов для оценки академического уровня, предпочтений, интересов и стилей обучения студентов.
- Группировка студентов: Формирование групп студентов схожих навыков и потребностей, чтобы обеспечить более эффективное обучение.
- Индивидуализированные задания и материалы: Предоставление студентам заданий и материалов, соответствующих их уровню и способностям, а также учет их интересов и предпочтений.
- Альтернативные способы демонстрации знаний: Предоставление студентам возможности выбирать различные способы демонстрации своих знаний и навыков, такие как проекты, презентации или практические задания.
- Индивидуальные консультации и обратная связь: Предоставление индивидуальных консультаций и обратной связи студентам, чтобы помочь им в их учебном развитии и корректировке.
Исходя из вышеизложенного, принципы дифференцированного обучения, такие как индивидуализация, учёт разнообразия, гибкость и опора на данные, помогают педагогам адаптировать учебный процесс под потребности каждого студента, а практическое применение дифференцированного обучения, через диагностику потребностей, группировку студентов, индивидуализированные задания, альтернативные способы демонстрации знаний и индивидуальные консультации, обеспечивает более эффективное и индивидуальное обучение в колледже.
Кроме того, личностно-ориентированный подход акцентирует внимание на развитии мягких навыков и личностных качеств студентов. Вместо простого запоминания фактов и формул, студенты учатся работать в команде, принимать решения, анализировать информацию, развивать свою самоорганизацию и самоконтроль. В результате, студенты становятся не только компетентными в определенной предметной области, но и готовыми к решению реальных жизненных задач.
Важным аспектом личностно-ориентированного подхода является партнерство между преподавателем и студентом. Партнерство является ключевым элементом успешного обучения. Вместо традиционной иерархической модели, где преподаватель играет роль авторитета и руководителя, партнерское отношение предполагает взаимодействие, сотрудничество и взаимное уважение между преподавателем и студентом.
Важность партнерства между преподавателем и студентом:
- Сотрудничество и взаимное уважение: Партнерское отношение способствует развитию сотрудничества и взаимного уважения между преподавателем и студентом, что способствует более плодотворному обучению.
- Повышение мотивации: Когда студенты видят, что их мнение и идеи уважаются, они становятся более мотивированными и заинтересованными в учебном процессе.
- Поддержка и индивидуальный подход: Партнерство позволяет преподавателю более глубоко понять индивидуальные потребности и способности каждого студента, предоставляя индивидуализированную поддержку и руководство.
Преимущества партнерства между преподавателем и студентом:
- Активное вовлечение студентов: Партнерство позволяет студентам принимать активное участие в своем обучении, принимать решения и быть ответственными за свой успех.
- Развитие критического мышления: Партнерское взаимодействие стимулирует студентов к критическому мышлению, обсуждению и анализу различных идей и точек зрения.
- Развитие навыков коммуникации: Взаимодействие с преподавателем в рамках партнерства помогает студентам развивать навыки коммуникации, выражения своих мыслей и аргументации своих идей.
Способы реализации партнерства между преподавателем и студентом:
- Открытая коммуникация: Регулярное общение и открытая коммуникация между преподавателем и студентом способствуют установлению партнерского отношения.
- Учет мнений и предпочтений студентов: Преподаватель должен учитывать мнения и предпочтения студентов при разработке учебных планов, заданий и оценок.
- Поощрение самостоятельности: Преподаватель должен поощрять студентов быть активными и самостоятельными в своем обучении, предоставляя им возможность принимать решения и исследовать темы самостоятельно.
Успешное усвоение учебного материала: Личностно-ориентированный подход способствует успешному усвоению учебного материала. Учет индивидуальных особенностей студентов позволяет педагогам адаптировать образовательный процесс под их потребности и уровень знаний. Это способствует более глубокому пониманию и усвоению материала.
Эффективность исследований и практические примеры: Ряд исследований и практических примеров подтверждают эффективность личностно-ориентированного подхода в образовании колледжей. Они демонстрируют положительные результаты, такие как повышение мотивации и активности студентов, улучшение их учебной успеваемости и развитие профессиональных навыков.
Таким образом, личностно-ориентированный подход является важным условием эффективности процесса обучения в колледже. Он способствует развитию студентов как личностей, формированию мотивации, активного участия и успешному усвоению учебного материала. Результаты исследований подтверждают положительное влияние личностно-ориентированного подхода на образовательный процесс в колледже. Педагоги и образовательные учреждения должны уделять должное внимание разработке и внедрению этого подхода для достижения высоких результатов в обучении студентов.
- Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / М. Н. Гуслова. - 10-е изд., стер. - Москва : Академия, 2023. – 320 с.
- Личностно ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения Романова А.В. В сборнике: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 159-161.
- Сковородкина И.З. Педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 640 с.
- Личностно ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения Калашникова А.А., Елисеева А.А., Лобачева Ю.А. В сборнике: Актуальность педагогического наследия А.С. Макаренко в современных условиях. Сборник статей. Москва, 2019. С. 260-271.
- Бондаревская Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. - 1999. - № 5. - С. 41.