Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения в колледже
Журнал Научные высказывания

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения в колледже

Данная статья исследует важность личностно-ориентированного подхода в образовании колледжей и его влияние на эффективность процесса обучения. Личностно-ориентированный подход предполагает учёт индивидуальных потребностей, интересов и особенностей каждого студента, а также активное взаимодействие и поддержку со стороны педагогов. В статье рассматриваются основные принципы личностно-ориентированного подхода и его роль в формировании мотивации, активного участия и успешного усвоения учебного материала студентами колледжа. Также представлены исследования и научные выводы, подтверждающие важность и эффективность личностно-ориентированного подхода в образовании.

личность
самооценка
Личностно - ориентированный подход
индивидуальность
самовыражение
самоопределение
эмоциональная интеллектуальность
ценности
траектория развития личности
самоактуализация
эмпатия
внутренняя мотивация
аутентичность
эмоциональная регуляция
личностный рост
самоисследование
самореализация
целеполагание

Современное образование ставит перед собой задачу формирования не только знаний и навыков, но и развития личности студента. Личностно-ориентированный подход становится все более актуальным и необходимым в образовательных учреждениях, включая колледжи. Он предоставляет студентам возможность развития своего потенциала, самоопределения и самореализации. В 1980-х гг. в противовес административной и академической педагогике оформилось новое направление - педагогика сотрудничества, в которой нашли отражение идеи личностно ориентированного развивающего образования, в её основе лежит гуманистический подход. Это направление представляли педагоги-новаторы Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин и др. Его основные положения: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален; человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; человек наделён потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек – это активное, творческое существо.

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где главенствующую роль играет учащийся со своими личностными качествами. Это обучение, которое ставит личность ребенка на первый план и направляет учебно-воспитательный процесс на формирование всесторонне развитой личности с сохранением ее самобытности. Сторонники личностно ориентированного подхода к воспитанию: Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская.

Личностный подход – это индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию. Ключевые понятия личностно ориентированного подхода представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Ключевые понятия личностно ориентированного подхода

Принципы личностно-ориентированного подхода: Личностно-ориентированный подход в образовании включает ряд принципов, которые помогают создать благоприятную образовательную среду и учебный процесс, ориентированный на индивидуальные особенности студента. Эти принципы включают учет индивидуальности, сотрудничество и взаимодействие, поддержку мотивации и самооценки, а также индивидуальную поддержку и консультирование.

Влияние личностно-ориентированного подхода на мотивацию студентов: Мотивация студентов является ключевым аспектом успешного обучения. Она определяет степень заинтересованности, преданности и активности студентов в учебном процессе. Различные методы и подходы используются для повышения мотивации студентов. Учёт индивидуальных потребностей, интересов и целей стимулирует студентов к активному участию в учебном процессе. Они чувствуют свою значимость и видят прямую связь между учебными задачами и своими личными целями. В своих трудах «Инновационные педагогические технологии» М.Н. Гуслова обращается к значению личностно-ориентированного подхода в активизации студентов в образовательном процессе. Автор подчеркивает, что такой подход способствует формированию у студентов активной жизненной позиции, самостоятельности, ответственности за свое обучение. Автор рекомендует учитывать интересы и потребности каждого студента, создавая условия для его активного взаимодействия с учебным материалом и взаимодействия с педагогом и другими студентами.

Активное участие студентов в образовательном процессе: Современное образование стремится к тому, чтобы студенты не только получали знания, но и активно участвовали в образовательном процессе, развивали свои навыки и способности. Когда студенты активно вовлечены в обсуждение и разработку учебных материалов, они чувствуют себя более ответственными за свою учебу, что стимулирует их стремление к достижению высоких результатов.

Активное участие студентов способствует развитию их критического мышления и аналитических навыков. Они учатся анализировать информацию, вырабатывать собственные точки зрения, выдвигать аргументы и принимать обоснованные решения. Эти навыки являются необходимыми в современном информационном обществе. Также, участие студентов способствует развитию навыков сотрудничества и коммуникации. Когда студенты взаимодействуют друг с другом и с преподавателями в процессе обсуждения учебных тем, они учатся выслушивать и уважать точки зрения других, находить компромиссы и эффективно работать в команде. Эти навыки пригодятся им не только в учебе, но и в будущей профессиональной деятельности. Участие студентов в образовательном процессе предоставляет им возможность практического применения усвоенных знаний. Через участие в проектах, практиках и внеклассных мероприятиях студенты могут применить свои знания на практике, что помогает им лучше усвоить материал и развить практические навыки, необходимые для будущей карьеры. В этом контексте личностно-ориентированный подход становится ключевым фактором, способствующим активному участию студентов в обучении.

Личностно-ориентированный подход в образовании основан на учёте индивидуальных потребностей, интересов и особенностей каждого студента. Он признает уникальность каждой личности и стремится создать условия, которые бы способствовали её развитию. В рамках этого подхода студенты рассматриваются как активные участники образовательного процесса, а не просто получатели информации.

Одной из основных идей личностно-ориентированного подхода является индивидуализация образования. Индивидуализация образования означает адаптацию учебного процесса к уникальным потребностям каждого ученика. Педагоги стремятся узнать каждого студента, его интересы, предпочтения, способности, и адаптировать образовательную программу под его потребности. Это позволяет студентам чувствовать себя важными и ценными участниками учебного процесса.

Одним из инструментов личностно-ориентированного подхода является дифференцированное обучение. Этот подход предлагает различные уровни сложности заданий и разные способы их выполнения, чтобы каждый студент мог выбрать наиболее подходящий для себя вариант. Это способствует повышению мотивации студентов и развитию их творческого мышления.

Принципы дифференцированного обучения:

  • Индивидуализация: Адаптация учебного материала, заданий и методов обучения к потребностям и уровню каждого студента.
  • Учет разнообразия: Учитывание разнообразия стилей обучения, интересов, способностей и предпочтений студентов.
  • Гибкость: Предоставление студентам возможности выбирать, как они учатся, и как они демонстрируют свои знания и навыки.
  • Опора на данные: Использование данных о студентах для принятия обоснованных решений об адаптации образовательного процесса.

Практическое применение дифференцированного обучения в колледже:

  • Диагностика потребностей: Использование различных методов и инструментов для оценки академического уровня, предпочтений, интересов и стилей обучения студентов.
  • Группировка студентов: Формирование групп студентов схожих навыков и потребностей, чтобы обеспечить более эффективное обучение.
  • Индивидуализированные задания и материалы: Предоставление студентам заданий и материалов, соответствующих их уровню и способностям, а также учет их интересов и предпочтений.
  • Альтернативные способы демонстрации знаний: Предоставление студентам возможности выбирать различные способы демонстрации своих знаний и навыков, такие как проекты, презентации или практические задания.
  • Индивидуальные консультации и обратная связь: Предоставление индивидуальных консультаций и обратной связи студентам, чтобы помочь им в их учебном развитии и корректировке.

Исходя из вышеизложенного, принципы дифференцированного обучения, такие как индивидуализация, учёт разнообразия, гибкость и опора на данные, помогают педагогам адаптировать учебный процесс под потребности каждого студента, а практическое применение дифференцированного обучения, через диагностику потребностей, группировку студентов, индивидуализированные задания, альтернативные способы демонстрации знаний и индивидуальные консультации, обеспечивает более эффективное и индивидуальное обучение в колледже.

Кроме того, личностно-ориентированный подход акцентирует внимание на развитии мягких навыков и личностных качеств студентов. Вместо простого запоминания фактов и формул, студенты учатся работать в команде, принимать решения, анализировать информацию, развивать свою самоорганизацию и самоконтроль. В результате, студенты становятся не только компетентными в определенной предметной области, но и готовыми к решению реальных жизненных задач.

Важным аспектом личностно-ориентированного подхода является партнерство между преподавателем и студентом. Партнерство является ключевым элементом успешного обучения. Вместо традиционной иерархической модели, где преподаватель играет роль авторитета и руководителя, партнерское отношение предполагает взаимодействие, сотрудничество и взаимное уважение между преподавателем и студентом.

Важность партнерства между преподавателем и студентом:

  • Сотрудничество и взаимное уважение: Партнерское отношение способствует развитию сотрудничества и взаимного уважения между преподавателем и студентом, что способствует более плодотворному обучению.
  • Повышение мотивации: Когда студенты видят, что их мнение и идеи уважаются, они становятся более мотивированными и заинтересованными в учебном процессе.
  • Поддержка и индивидуальный подход: Партнерство позволяет преподавателю более глубоко понять индивидуальные потребности и способности каждого студента, предоставляя индивидуализированную поддержку и руководство.

Преимущества партнерства между преподавателем и студентом:

  • Активное вовлечение студентов: Партнерство позволяет студентам принимать активное участие в своем обучении, принимать решения и быть ответственными за свой успех.
  • Развитие критического мышления: Партнерское взаимодействие стимулирует студентов к критическому мышлению, обсуждению и анализу различных идей и точек зрения.
  • Развитие навыков коммуникации: Взаимодействие с преподавателем в рамках партнерства помогает студентам развивать навыки коммуникации, выражения своих мыслей и аргументации своих идей.

Способы реализации партнерства между преподавателем и студентом:

  • Открытая коммуникация: Регулярное общение и открытая коммуникация между преподавателем и студентом способствуют установлению партнерского отношения.
  • Учет мнений и предпочтений студентов: Преподаватель должен учитывать мнения и предпочтения студентов при разработке учебных планов, заданий и оценок.
  • Поощрение самостоятельности: Преподаватель должен поощрять студентов быть активными и самостоятельными в своем обучении, предоставляя им возможность принимать решения и исследовать темы самостоятельно.

 Успешное усвоение учебного материала: Личностно-ориентированный подход способствует успешному усвоению учебного материала. Учет индивидуальных особенностей студентов позволяет педагогам адаптировать образовательный процесс под их потребности и уровень знаний. Это способствует более глубокому пониманию и усвоению материала.

Эффективность исследований и практические примеры: Ряд исследований и практических примеров подтверждают эффективность личностно-ориентированного подхода в образовании колледжей. Они демонстрируют положительные результаты, такие как повышение мотивации и активности студентов, улучшение их учебной успеваемости и развитие профессиональных навыков.

Таким образом, личностно-ориентированный подход является важным условием эффективности процесса обучения в колледже. Он способствует развитию студентов как личностей, формированию мотивации, активного участия и успешному усвоению учебного материала. Результаты исследований подтверждают положительное влияние личностно-ориентированного подхода на образовательный процесс в колледже. Педагоги и образовательные учреждения должны уделять должное внимание разработке и внедрению этого подхода для достижения высоких результатов в обучении студентов.

Список литературы
  1. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования  / М. Н. Гуслова. - 10-е изд., стер. - Москва : Академия, 2023. – 320 с.
  2. Личностно ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения Романова А.В. В сборнике: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 159-161.
  3. Сковородкина И.З. Педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 640 с.
  4. Личностно ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения Калашникова А.А., Елисеева А.А., Лобачева Ю.А. В сборнике: Актуальность педагогического наследия А.С. Макаренко в современных условиях. Сборник статей. Москва, 2019. С. 260-271.
  5. Бондаревская Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. - 1999. - № 5. - С. 41.

 

международный научный журнал

Научные высказывания #66

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 06 ноября по 25 ноября
Сегодня - последний день приёма статей
Размещение электронной версии
05 декабря
Следующий выпуск
с 25 ноября по 09 декабря