Женский образ в науке. Софья Ковалевская: жена и мать vs учёный
Журнал Научные высказывания

Женский образ в науке. Софья Ковалевская: жена и мать vs учёный

В статье представлен анализ личности первой российской женщины-учёной, математика Софьи Васильевны Ковалевской. Основываясь на биографии Ковалевской, представленной в книге Л. А. Воронцовой [1], автор выделяет семейные и личные обстоятельства, которые, способствуя становлению Ковалевской в качестве учёной мирового масштаба, вместе с тем, помешали создать ей полноценную семью.

научно-исследовательская работа
Ковалевская Софья Васильевна
образ женщины-учёной
история семьи
гендерные исследования.

В XXI веке все привыкли к тому, что общество навязывает женщинам некую универсальность: с одной стороны, от них требуют «женственности» и «жертвенности», соблюдения роли «тёплой хранительницы семейного очага» и матери (лучше всего, многодетной). С другой стороны, от женщины ждут высокого КПД в профессии, используя её качественные характеристики в рабочем процессе (усидчивость, внимательность, пунктуальность, педантичность и проч.).

В каком-то смысле в предъявлении подобных требований виноваты и сами женщины: их попытки показать себя равными мужчинам, слишком буквальное понимание явления «феминизм», – всё это привело к тому, что сегодня женщинам часто приходится играть мужские роли (например, роль добытчика семьи, воспитателя детей за обоих родителей, начальника на производстве).

В наши дни многие из таких «универсальных» женщин задаются вопросом: а может ли быть по-другому? Действительно, может быть всё гораздо проще. Может, эту проблему выдумали сами женщины, желая показать свою значимость и незаменимость для общества, для мужчин. И так ли просто сделать тот самый, «правильный» выбор – кем женщина хочет быть: женой и мамой, или же профессионалом своего дела, посвятив себя служению обществу, стране.

Подобные вопросы были актуальны для российских женщин и в XIX веке. Борьба между чувствами и долгом, между личным и общественным, происходила в головах девушек, желавших учиться и самосовершенствоваться. Однако, если в XXI веке девушки уже «отвоевали» себе определённую степень свободы и независимости, то, в те времена всё было гораздо сложнее.

В связи с этим, интересно обратиться к личности Софьи Васильевны Ковалевской – первой российской женщины-учёной. В наши дни о ней написано немало публикаций: преимущественно, работы, в которых рассматриваются научная и творческая стороны её деятельности [2-5; 8-10]; и всего пара работ, авторы которых обращают внимание на Софью Васильевну как на женщину и мать [6-7].

А ведь жизненный путь Ковалевской, также как и путь в науку был тернист. Однако, на каком-то этапе, она искренне верила в то, что сможет совместить роли жены, мамы и учёной.

Всем известно, кем в итоге стала Софья Васильевна – доктором философии математических наук и магистром изящных искусств при Геттингемском университете (1874 г.), профессором Стокгольмского университета (1884 г.). Единственная российская женщина-учёный мирового уровня, математик, обладательница премии Бордена Парижской академии наук за работу о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки; обладательница премии Шведской академии наук за мемуары «Об одном свойстве системы…». При этом, Ковалевскую сложно было назвать научным «сухарём», поскольку она была многогранна: интересовалась разными сферами жизни, от литературы до медицины; из-под её пера вышли ряд художественных произведений, среди которых неоконченная повесть о Н. Г. Чернышевском «Нигилист».

Однако, несмотря на свои многочисленные заслуги и яркую, насыщенную путешествиями жизнь, Софья Васильевна считала себя несчастным человеком. Основная причина – непризнание её заслуг в собственной стране. Даже несмотря на то, что незадолго до своей смерти она удостоилась звания члена-корреспондента Российской академии наук на физико-математическом отделении (1889 г.). Ковалевская понимала всю безвыходность своего положения, чувствовала себя оскорблённой, поскольку даже женщина член-корреспондент РАН не имела права присутствовать на заседании академии.

Разочарование приносило и чувство вины перед дочерью Фуфой (Софой), воспитанием которой Ковалевская долго не занималась лично, за неимением средств. Окончательно дочь начала жить с ней только когда мама добилась успехов в науке и стала профессором.

Чувство вины подогревалось недореализованной ролью жены. А ведь Софья Васильевна была замужем! То есть, в определённый момент, она дала себе право на женское счастье. Видимо, следуя природным инстинктам, Ковалевская действительно считала, что может быть счастлива в собственной семье. Даже несмотря на то, что её брак с Владимиром Онуфриевичем Ковалевским изначально был фиктивным.

Фиктивный брак – известная вещь для молодых людей 19 века. Так поступали девушки, желавшие учиться и стать независимыми от родителей. Они выходили замуж, и вместе с новым социальным статусом, получали свободу развиваться в профессиональном плане. Это были молодые, продвинутые девушки, следовавшие за западной модой. В каком-то смысле, революционерки, считавшие анахронизмом убеждения их родителей о месте женщины исключительно в семье, подле своего супруга и детей.

Тем не менее, даже заключив фиктивный брак, многие из этих передовых девушек «ломались»: рожали детей, были верными подругами своих мужей. Какое-то время и Ковалевская была таковой: получала удовольствие от ведения домашнего хозяйства, семейных прогулок, заботой о супруге, родила дочь. Возможно, мир потерял бы учёную-математика, если бы не ряд обстоятельств, не зависящих от неё.

Во-первых, супруг Ковалевской, с которым изначально они были соратниками по науке и добрыми друзьями повернулся в другую сторону. На научном поприще его стали преследовать неудачи. Провалившаяся защита диссертации по палеонтологии изменила его – он стал задумываться о коммерческой деятельности. Сначала, как временной варианте. Вскоре это стало смыслом его жизни. При этом Владимир Онуфриевич по натуре своей не был коммерсантом и мало чего понимал в этих делах. Отсюда – новые промахи в делах, бесконечные долги. Как итог – самоубийство. Думается, если бы не его поступок, Ковалевская, быть может ещё какое-то время терпела и надеялась сохранить семью. Самоубийство мужа окончательно подвело Софью Васильевну к тому, что есть её истинное призвание – наука. Хотя это, кажется, она начала понимать ещё раньше, сразу после рождения дочери.

Вторым очень важным обстоятельством, которое, по мнению автора данной статьи, имело место при определении Ковалевской её места в науке – это детские годы. Точнее – боль нелюбимого ребёнка. Представляется, это самое ужасное в жизни каждого человека – знать и чувствовать, что тебя не любят собственные родители. Софья была средней дочерью. Анна – старшая сестра, Фёдор – младший брат. Однажды, по воспоминаниям самой Ковалевской, когда она была ребёнком, случайно услышала разговор няни с подругой. Из разговора следовало, что Софья своим родителям не в радость, и родилась она в неподходящее время. Доказательством этого могут служить и последующие воспоминания Ковалевской, в которых она описывала свой быт с няней. По сути, мамы в её жизни не было. Свою старшую сестру Анюту она долгое время считала соперницей. Также в связи с тем, что родители открыто называли старшую дочь красавицей и лучше неё. Тем сильнее маленькая Софья хотела быть лучшей, первой, единственной. Считаю, это очень важные качества характера девочки Сони, которые помогли сформироваться Софье Васильевне в качестве учёного.

По сути, вся её жизнь была борьбой. В детстве – борьба за внимание родителей и близких, друзей семьи. В юности – борьба за свободу и независимость, чтобы заниматься любимым делом. В зрелом возрасте – борьба за своё место в мире науки. И бесконечная борьба с самой собой: успокоиться, остепениться и стать примерной мамой и женой, или забыть о любви вовсе и с головой погрузиться в науку.

Читая книгу Любови Андреевны Воронцовой «Софья Ковалевская», мы видим всегда рационально мыслящую главную героиню. Скорее всего, оттого, что от природы Софья Васильевна была технического склада ума. А ещё о таких как она говорят «родилась не в то время». Изучая её биографию, понимаешь, этой женщине-учёному было бы куда проще жить в наши дни, чем в XIX веке. Да, она бы не стала российской женщиной-первопроходцем в науке, но обрела бы женское счастье и получила возможность заниматься любимым делом, не делая жестокого выбора между своей природой и мозгом. Её женское обаяние, природная привлекательность (смуглая кожа, огромные глаза «цвета крыжовника», вьющиеся тёмные волосы), острый ум, харизма, тяга к знаниям, способности к разным наукам, – в наши дни с таким набором качеств она бы точно не осталась одна. Да и медицина XXI века не позволила бы умнице и красавице Ковалевской подорвать здоровье в родах, а позже, в 41 год умереть от гнойного плеврита.

Если бы. Однако всё вышло иначе.

Между тем, судьба была благосклонна к Софье Васильевне, и предлагала ей ещё один шанс на семью. После смерти мужа в жизни Ковалевской появился Максим Максимович Ковалевский – однофамилец, профессор Московского университета. Казалось бы, с ним она могла стать по-настоящему счастливой женщиной. И снова нет. Только на этот раз это был уже осознанный выбор зрелой молодой женщины, познавшей жизнь. К тому времени, как появился Максим Максимович, Софья Васильевна уже не могла, и не хотела останавливаться. А потенциальных мужей воспринимала не иначе как помеху, стену между нею и наукой. Настоящей любовью всей её жизни. Той самой любовью, которая никогда не предавала. В случае с Ковалевской, женщина и мать проиграли бой. Проиграли, сознательно сдавшись и отдавшись миру науки.

Список литературы
  1. Воронцова Л. Софья Ковалевская. Серия биография «Жизнь замечательных людей». – Москва: издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1956. – 335 с.
  2. Феоктистова О. П., Чернышева И. Н. Софья Ковалевская: поэт от математики // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. – 2014. – № 1. – С. 7.
  3. Григорьева В. В. О многогранности жизни и творчества С. Ковалевской – профессора Стокгольмского университета: к 130-летию со дня присвоения С. Ковалевской звания профессора математики Стокгольмского университета // Вестник Псковского государственного университета. Серия: естественные и физико-математические науки. – 2015. – №6. – С. 69-84.
  4. Соловьёва Н. В. Первая в мире женщина-профессор (к 165-летию со дня рождения  С. В. Ковалевской) // Акмеология. – 2015. – № 2 (54). – С. 31-35.
  5. Перчун Ю. И., Корнев С. В. Софья Васильевна Ковалевская – царица математики // Некоторые вопросы анализа, алгебры, геометрии и математического образования. – 2016. – №4. – С. 147-149.
  6. Афанасьева Ю. Ю. С. В. Ковалевская: «Воспоминания детства» и кризис идентичности // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2017 – №7(184). – С. 144-149.
  7. Гуринович В. В., Онищенко А. А. Софья Ковалевская – женщина, учёный, личность // София: электронный научно-просветительский журнал. – 2018. – № 1. – С. 140-144.
  8. Кондратьева Г. В. Софья Васильевна Ковалевская: начало пути // Начальная школа. – 2020. – №10. – С. 17-20.
  9. Кострикина Л. П., Селянко Д. В. Софья Ковалевская: математик и литератор // Наука и образование. – 2020. – Т. 3. – №2. – С. 32.
  10. Дружинин Б. Л. Великий русский математик Софья Ковалевская (диск-приложение к журналу) // Математика в школе. – 2020. – №4. – С. 59.