Методика проведения коррекционно-развивающих занятий в интересах развития познавательной деятельности средствами сенсомоторики при подготовке к школе
Журнал Научные высказывания

Методика проведения коррекционно-развивающих занятий в интересах развития познавательной деятельности средствами сенсомоторики при подготовке к школе

В данной статье приведены результаты исследования в интересах развития познавательной деятельности дошкольников при подготовке к школьному обучению средствами сенсомоторики. В ходе исследования был проведен эксперимент. На констатирующем этапе исследования было выявлено состояние развития познавательной деятельности дошкольников с низким уровнем речевого развития. На формирующем этапе исследования была реализована программа коррекционно-развивающих занятий средствами сенсомоторики. На контрольном этапе было проведено повторное изучение состояния развития познавательной деятельности дошкольников и определена эффективность проведенной работы.

Познавательная деятельность
подготовка к школе
сенсомоторика
сенсорное развитие

Для каждого ребенка поступление в школу определяет самый сложный период в их жизни с психологической точки зрения. С поступлением ребенка в школу его жизнь меняется практически полностью: ему приходится участвовать в новых для него видах деятельности, вступать в контакты с новыми незнакомыми людьми (как взрослыми, так и сверстниками), предъявляющими ему новые требования. Кроме этого, меняется распорядок дня, появляются новые обязанности, которые дети должны выполнять. Также от ребенка требуется максимальная мобилизация всех его резервов: эмоциональных, интеллектуальных, физических. Если сравнивать нагрузки, которые испытывает ребенок при поступлении в школу, с чрезвычайно сложными нагрузками, которые испытывает взрослый, то по интенсивности и силе они будут подобными. Чтобы избежать психологической травматизации ребенка, необходима работа по формированию у него готовности к школьному обучению в различных ее проявлениях, иначе говоря, должна быть сформирована психологическая готовность, важнейшим компонентом которой является познавательная деятельность [4; 5]. Особенно это важно для детей с низким уровнем речевого развития. Эта тема была, есть и будет актуальной поскольку каждый ребенок проходит через этот период и это чрезвычайно сложно для него.

Одним из эффективным приемов развития познавательной деятельности при подготовке к школе на коррекционно-развивающих занятиях считаем использованием сенсомоторики [1; 2; 3; 6].

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его ощущений и восприятий, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, размере, положении в пространстве и т.д. Он составляет фундамент его умственного развития. Чувственное познание имеет очень важное значение в дошкольном детстве, которое является наиболее благоприятным периодом формирования и усовершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. При этом вопрос коррекционно-развивающих занятий в интересах развития познавательной деятельности дошкольников при подготовке к школьному обучению средствами сенсомоторики остается не раскрытым до конца [1; 2; 3; 6].

Цель исследования состояла в разработке и апробации коррекционно-развивающих занятий в интересах развития познавательной деятельности дошкольников при подготовке к школьному обучению средствами сенсомоторики.

Методы исследования. Базой исследования послужило МБДОУ детский сад №7 «Солнышко» Лосино-Петровского округа. Выборку исследования составили старшие дошкольники 6-7 лет в количестве 20 старших дошкольников с логопедическим заключением «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи». Для изучения особенностей развития познавательной деятельности дошкольников, принимавших участие в исследовании, использовался ряд следующих диагностических методик: 1) Выявления отношения испытуемых к исследовательской и экспериментальной деятельности при помощи методики «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности); 2) вторым направлением является диагностика уровней сформированности у дошкольников познавательного интереса. Выявление уровней познавательного интереса к окружающему миру у дошкольников осуществлялась с помощью методик, адаптированных к возрасту детей: 1) Дидактическая игра «Отгадай предмет»; 2) Дидактическая игра «Два домика»; 3) Задание «Опиши картинку».

Исследование проводилось в три этапа: I этап – констатирующий, на котором проводилось исследование начального состояния развития познавательной деятельности; II этап ‒ формирующий, на котором проводились коррекционно-развивающие занятия в интересах развития познавательной деятельности дошкольников при подготовке к школьному обучению средствами сенсомоторики; III этап ‒ контрольный, на котором проводилось; повторное исследование состояния развития познавательной деятельности у дошкольников с низким уровнем речевого развития; сравнение результатов исследования констатирующего и контрольного этапов исследования для определения эффективности проведенных коррекционно-развивающих занятий.

Результаты исследования. Для развития познавательной деятельности дошкольников с целью развития их уровня познавательной деятельности при подготовке к школе реализовывалась программа коррекционно-развивающих занятий.

Целью предлагаемых нами занятий является создание условий для включения ребенка с низким уровнем речевого развития в специально организованную образовательно-развивающую среду, способствующую развитию их психомоторики, сенсорных процессов и познавательной деятельности.

Выделим технологии, которые необходимо использовать в обучении детей с низким уровнем речевого развития: 1) индивидуализация обучения; 2) игровые технологии; 3) информационно-компьютерные технологии; 4) создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под каждого ребенка; 5) «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала.

Особыми образовательными потребностями детей с низким уровнем речевого развития обусловливается необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).

В качестве средств для выполнения заданий были подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).

Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр. Использовались доступные детям музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).

Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации детей в работе использовались информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог, совместно с ребенком, применял ноутбук, планшет с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры).

В таблице 1 приведено примерное тематическое планирование занятий.

 

Таблица 1

Примерное тематическое планирование занятий

Тема

Содержание

Приемы

Материал

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики, соотносящих движений пальцев рук

Упражнения по самообслуживанию:

− застегивание пуговиц (больших и маленьких), кнопок;

− шнуровка одежды, обуви.

Рамки с застежками.

Рамки с двумя видами шнуровок, деревянный следок для шнуровки.

Развитие умения совмещать предмет с отверстием, действовать целенаправленно ведущей рукой.

Заполнение отверстий втулками.

Почтовый ящик, доски Сегена.

Выработка умения бросать предметы разными способами (отработка разных типов бросков).

Бросание мелких предметов в отверстие.

Маленький мяч

Сенсорные эталоны

Развитие зрительного восприятия

Восприятие изображений, составленных из геометрических фигур. Называние геометрических фигур, из которых состоит рисунок.

Набор изображений, составленных из геометрических фигур с увеличением степени сложности.

Игра «Пускаем кораблики в глубоком и мелком озере (разные тазы)»

Развитие восприятия размера

Самостоятельное раскладывание предметов от большого к меньшему и наоборот.

Набор из 10 матрешек разного размера.

Игра «Одинаковые игрушки».

 

Далее рассмотрим результаты проведенной нами работы. Так, отношение дошкольников к экспериментированию было установлено при помощи методики «Маленький исследователь». Результаты методики на констатирующем и контрольном этапах представлены на Рисунке 1:

 

Рисунок 1. Результаты методики «Маленький исследователь»

 

Как видим, на констатирующем этапе исследования экспериментирование у детей находилось на последнем месте, поскольку оно им мало знакомо и познавательная деятельность не вызывает у детей особого интереса. Экспериментирование выбрали только 4 дошкольников, что составляет 20% от общего количества детей. Большинство детей отдают предпочтение игровой деятельности – 16 дошкольников (80%), изобразительной деятельности ‒ 10 дошкольников (50%) и чтению книг ‒ 9 дошкольников (45%). Труд и конструирование выбрали по 6 дошкольников ‒ по 30%.

Далее опишем результаты выявления уровней познавательного интереса к окружающему миру. Общий результат по используемым диагностическим методикам представлен на Рисунке 2.

 

Рисунок 2. Общие результаты исследования уровня познавательного интереса к окружающему миру

 

Таким образом, мы видим, что у детей повысился познавательный интерес к окружающему миру. Можем сделать вывод, что проведенная нами работа оказалась эффективной. На контрольном этапе не выявлено детей с низким уровнем по сравнению с 2 дошкольниками (20%) на констатирующем этапе. Количество детей со средним уровнем осталось прежним ‒ 10 дошкольников (50%), количество детей с высоким уровнем повысилось на 20% и составляет на контрольном этапе 10 дошкольников (50%) по сравнению с 6 дошкольниками (30%) на констатирующем этапе.

Выводы. Проведенное исследование показало эффективность использования сенсомоторики в работе с детьми с низким уровнем развития речи в процессе развития их познавательной деятельности при подготовке к школе. Об этом свидетельствует выявленная положительная динамика в результатах исследования по всем использованным диагностическим методикам.

Список литературы
  1. Бобкова О.В. Сенсомоторное развитие старших дошкольников с речевыми нарушениями в процессе подготовки к обучению грамоте // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции, Саранск, 18 марта 2022 года. САРАНСК: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, 2022. С. 80.
  2. Бобкова О.В., Поршина М.И. Сенсомоторное развитие старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на занятиях по обучению грамоте и развитию речи // Психология и педагогика инклюзивного образования: технологии, результативность, качество: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Липецк, 10 ноября 2021 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – С. 57-64.
  3. Вартанян И.М., Машина Л.А. Влияние занятий в сенсорной комнате на психическое и эмоциональное состояние дошкольников с нарушением зрения // Образование и воспитание. 2017. №1.1. С. 5-7.
  4. Воробьева И.Д. Интеллектуальное развитие старших дошкольников в контексте успешной подготовки к обучению в школе // Ребёнок в языковом и образовательном пространстве: Сборник материалов Российской студенческой научной конференции при финансовой поддержке проекта № 18-313-10005 Российским фондом фундаментальных исследований, Елец, 26–27 апреля 2018 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. – С. 303-309.
  5. Насибуллина А.Д., Польшина М.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению в школе / А.Д. Насибуллина, М.А. Польшина // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 2(121). – С. 130-135.
  6. Файзуллаева Е.Д., Сергеева А.И. Интегративный подход в развитии сенсомоторных функций у дошкольников с речевыми нарушениями в дошкольной образовательной организации // Педагогический вестник. 2022. № 22. С. 82-85.

 

международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 13 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября