Речевые игры в развитии коммуникативных умений младших школьников во внеклассной деятельности
Журнал Научные высказывания

Речевые игры в развитии коммуникативных умений младших школьников во внеклассной деятельности

В статье рассматривается актуальная проблема использования речевых игр для повышения культуры общения младших школьников во внеклассных мероприятиях, которая, во-первых, связана с общими тенденциями развития современной отечественной педагогики в направлении демократизации и гуманизации образовательного процесса, а во-вторых, с ведущими задачами модернизации российской системы образования.

коммуникативные умения
общение
младшие школьники
внеурочная деятельность
речевая игра
фольклор
игра

Особенностью современного этапа развития системы образования является поиск новых подходов к обучению и воспитанию школьников.

Основная задача - формирование универсальных, многофункциональных, надпредметных компетенций, в состав которых входят коммуникативные компоненты. Сегодня существует три основных аспекта коммуникационной деятельности [1]: коммуникация как взаимодействие (взаимодействие с другими деловыми партнерами), как сотрудничество (координация усилий для достижения общих целей) и как предпосылка для интернализации.

Традиционно развитие коммуникативных навыков учащихся входит в компетенцию учителей, предлагающих литературные курсы. В теории и методике преподавания русского языка имеется богатый арсенал средств и приемов для реализации этой задачи. Однако при традиционном подходе язык рассматривается как серия различных курсов, каждый из которых развивает свой собственный навык (например, письмо, чтение, родной язык и т. д.), т.е. процесс обучения переходит от частного к общему, после изучения части дети должны передать свои знания целому. В этом случае язык выступает в качестве конечной цели обучения.

Сегодня существует необходимость в первую очередь сосредоточиться на изучении языка как процесса, а не продукта, поскольку понимание языковых коммуникативных навыков имеет первостепенное значение. В современной методологии такой подход называется деятельностно-коммуникативным. При таком подходе общение рассматривается как особая деятельность - коммуникативная деятельность [4], а цель обучения - научить ребенка действовать самостоятельно в предлагаемых ситуациях, опираясь на знания и навыки, приобретенные в процессе активной деятельности. Это позволяет молодому человеку и впредь быть всегда востребованным и успешным в своей сфере деятельности. Поэтому сегодня особое внимание следует уделять эффективным методам обучения речевому поведению учащихся и заданиям

Ситуационно-ролевые игры (игры, тренинги), направленные на овладение коммуникативными, речевыми и речевыми компетенциями. Во-вторых, развитие коммуникативных компетенций должно вызывать озабоченность у всех учителей и педагогов дополнительного образования, работающих с ребенком, поскольку это создает единое образовательное пространство и значительно повышает эффективность обучения и воспитания.

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью создания системы повышения коммуникативной компетентности учащихся начальных классов, связанной с общими целями демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа модернизации российской системы образования; актуальная необходимость программы, предполагающей систематическую работу над языком учащихся начальной школы во время внеклассных (неязыковых) занятий, как средства самовыражения, самореализации и установления наиболее эффективных отношений с самим собой, с другими, с миром; обилие учебного материала, с одной стороны, и неразвитость технологии его применения в системе, в частности, в качестве инструмента для самовыражения, самореализации и создания наиболее эффективных отношений с самим собой, с другими, с миром; обилие учебного материала, с одной стороны, и неразвитость технологий его применения в системе, в частности, во внеклассной работе "невербального" учителя, с другой стороны.

Внеклассная деятельность, организованная в традициях коллективного (художественного) существования русского фольклора, будет способствовать развитию коллективных способностей младших школьников, так как эффективно решит три основные задачи: конкретную познавательную ситуацию, направленную на развитие базовых навыков между группой и вне ее; социально ориентированное, инициативное формирование гражданской позиции, необходимой для адекватной социализации, конкретной когнитивной ситуации, связанной с ситуацией; коммунистическое развитие, направленное на овладение базовыми навыками общего общения между группами и вне их; социально ориентированное, ориентированное на индивидуальное общение; социально ориентированное, ориентированное на индивидуальное общение; социально ориентированное, ориентированное на индивидуальное общение; социально ориентированное, ориентированное на индивидуальное общение; социально ориентированное, ориентированное на индивидуальное коммуникация; социально-ориентированный, ориентированный на индивидуальное общение; социально-ориентированный, ориентированный на индивидуальное общение; социально ориентированный, ориентированный на адекватную социализацию необходим индивиду в обществе.

Сегодня игра как вид человеческой деятельности стала предметом изучения многих наук, связанных с изучением человека, его взаимоотношений с внешним миром и формированием его личностных качеств. Для нашего общения игровые возможности важны как средство обучения и воспитания, а также как средство развития коммуникативных навыков младшего школьника.

На сегодняшний день младший школьный возраст в российской педагогике соответствует годам обучения в младших классах. Характерные особенности этой возрастной группы представлены в работах многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.). Все они подчеркивают сложность и ответственность этого этапа в жизни ребенка: он открывает не просто новый период в развитии, а целую эпоху, которая характеризуется новым статусом, новой системой межличностных и социальных отношений, иным порядком и содержанием деятельности[5].. Таким образом, в течение всего периода обучения в начальных школах, помимо воспитания, должна сохраняться игровая форма деятельности детей. Это ЕС, которому нужен ребенок. Быстрое устранение этого из жизни маленького школьника может привести к тому, что "недоучившийся" ребенок превратит обучение в игру. Кроме того, отсутствие игрового опыта негативно сказывается на формировании личности ребенка. Неадекватная самооценка, конфликты, неспособность подчиняться правилам общества, неуверенность в себе, агрессивность или замкнутость - вот неполный список возможных отклонений в личной жизни развитие.

Одной из особенностей этого этапа в жизни ребенка является смена значимых людей и перестройка отношений со взрослыми и сверстниками. В младшем школьном возрасте ребенок становится важной личностью для общества в целом, формируя свои различные коммуникативные качества. Приобретение опыта в области социальных взаимодействий, установление и поддержание контактов со сверстниками способствуют формированию коммуникативной уверенности в себе [5].

Поэтому особенно важно успешно социализировать его в новых условиях, достичь уровня сформированности культуры общения, его положение в системе личностных отношений на занятиях во многом определяется уровнем его коммуникативных способностей [6].

Желательно освоить огромное поле общих ресурсов, чтобы улучшить игру. Играя, ребенок познает себя, других, окружающий мир, примеряет на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. В первом и втором классах средней школы игра превратилась в основные формы художественного творчества. Это создает необходимые предпосылки и возможности для использования игровых приемов во внеклассной работе с младшими школьниками.

Игра как средство обучения, преобразования и передачи опыта предыдущих поколений потомкам известна с древних времен. Наряду со словом, интеллектуальной собственностью, религией и традициями, игра является одним из средств общественного воспитания. Фольклор - это уникальная кладовая материалов для развития языковых игр и упражнений. Разнообразие жанров, нестандартность материала, манера исполнения фольклорного сюжета, коллективность бытия, традиция и способность к совместному продюсированию и импровизации - это качества, которые позволяют создать максимально комфортные условия для развития коммуникативных навыков и самореализации творческий потенциал ребенка [7]. Демократизация фольклорного материала позволяет использовать авторские, исторические и современные игры и упражнения, органично вплетая их в контекст обучения. Кроме того, фольклор, избегая прямого влияния, иносказательно постепенно формирует систему нравственных ценностей ребенка [8].

Опыт организации языковых игр на репетициях творческих коллективов с целью эффективного формирования коммуникативных навыков показывает, что они являются важным средством активизации мышления учащихся, положительно влияют на развитие их творческих способностей, обогащают социальные идеи и оказывают неоспоримый педагогический эффект., в том числе с точки зрения любви к родному языку и русский фольклор. Работа с фольклорными текстами способствовала выработке общепринятых и национально признанных моральных стереотипов, совершенствованию общего и языкового этикета [9].

Логика творческого поиска по-прежнему требует поиска оптимальных путей повышения коммуникативной компетентности учащихся во внеурочной деятельности. Среди наиболее перспективных целей этой работы можно выделить следующие:

  • узнайте, как развить языковые навыки у учащихся, которые продолжают участвовать в фольклорном ансамбле после окончания начальной школы;
  • изучение долгосрочных результатов (через 5-10 лет) активного развития языковой грамотности в начальных школах;
  • изучить особенности организации речевой работы с участниками детского фольклорного ансамбля, для которых русский язык не является родным[10].
Список литературы

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2014.

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009.

3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 1. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: ИД «Удмуртский университет», 2001.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.

5. Закирова А.М. Формирование активного словаря младшего школьника в игровой деятельности на уроках русского языка в 1 классе // VI Международный студенческий научный форум 2014: студенческая научная электронная конференция, Москва, РАЕ, с 15 февраля по 31 марта 2014 г.,http://www. scienceforum.ru/2014/503/4943

6. Иванова И.А. Развитие речевых умений младшего школьника во внеурочной деятельности // VI Международный студенческий научный форум 2014: студенческая научная электронная конференция, Москва, РАЕ, с 15 февраля по 31 марта 2014 г., http://www. scienceforum.ru/2014/503/4944

7. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009.

8. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. СПб.: Речь, 2011.

9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2004.

10. Хвостова Е.В. Развитие коммуникативных умений младших школьников во внеклассной деятельности (на примере занятий фольклорного ансамбля): Дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005.