Проблемы системы развития персонала таможенных органов России
Журнал Научные высказывания

Проблемы системы развития персонала таможенных органов России

В статье рассмотрены проблемы развития персонала таможенных органов России по результатам исследования более двадцати публикаций.

проблемы развития персонала
таможенный персонал
ФТС
таможенные органы
развитие персонала

Проведем исследование публикаций и заявлений должностных лиц таможенных органов о проблемах в системе развития персонала таможенных органов. С этой целью рассмотрим последние публикации и мнения авторов по исследуемой проблематике.

Согласно исследованиям Е.В. Алексеева и Ю.С. Панчохина проблемы профессионального развития персонала таможенных органов были объединены в ряд общих группы к которым относятся:

1. Необходимость модернизации системы профессиональной подготовки, переподготовки и обучения сотрудников таможенных органов с уклоном на модульный принцип развития и формирования конкретных и прикладных навыков.

2. Слабо развитая система личностно-профессионального развития сотрудников таможенных органов в основном ориентированная на решение краткосрочных кадровых задачи и закрытия соответствующих компетенций.

3. Низкая эффективность применения цифровых, информационно-коммуникационных технологий для решения кадровых задач по развитию персонала таможенных органов [1].

Исследования А.В. Антоновский, М.В. Мурашко, О.В. Филиппова также делают большой акцент на низком уровне использования потенциала применения информационно-коммуникационных технологий в кадровой службе таможенных органов. При этом авторы исследования делают особый упор на необходимость совершенствования именно системы обучения, выделяя следующие блоки проблем:

  • низкий уровень использования удаленных технологий, цифровых ресурсов и онлайн обучения, а также низкое качество их применения в профессиональной переподготовке и повышении квалификации;
  • незначительное число сотрудников таможенных органов задействованных в учебных процессах университетов, обладающих необходимыми компетенциями;
  • слабая мотивация студентов в процессе обучения и дальнейшего карьерного развития в таможенной службе России [2].

В работах Г.И. Краславская и Н.И. Колесникова указывается на необходимость в первую очередь существенных изменений нормативно-правовых актов определяющих выходные требования к специалистам и должностным лицам таможенных органов РФ [3].

Отдельно следует выделить исследования Е.В. Алексеева и Е.Н. Маслова, которые выявили проблему низкой психологической готовности сотрудников к профессиональной деятельности в таможне. Авторы делают акцент на необходимости повышения психологической устойчивости сотрудников таможенных органов в стрессовых ситуациях и специфики субординации государственной службы. Кроме того, авторы настаивают на необходимости включения в программы подготовки и переподготовки сотрудников таможенных органов курсов, ориентированных на формирование профессионально-психологической устойчивости в части: умение управления конфликтными ситуациями, сохранения высокой концентрации, обучение методикам снятия стресса и психологической разгрузки и другим вопросам [4].

Исследования прошлых автором подтверждают работы Бурлуцкой А.Н. и Вербова В.Ф., которые пришли к выводам о слабом уровне психологической готовности сотрудников ФТС к отдельным профессиональным задачам и соответствующему режиму работы. В итоге, авторы предлагают, что внедрение знаний о потенциальном психологическом поведении индивидов позволяют таможенным инспекторам лучше прогнозировать возможные модели поведения и повышать советующую эффективность их деятельности [5].

В работах В.Д. Вагина делается акцент на необходимости создания развитой системы оценки ключевых показателей эффективности персонала (KPI), а уже затем включения в нее соответствующих направлений развития сотрудников с учетом стратегических ориентиров ФТС. Более того, автор предлагает использовать KPI систему для формирования стратегических ориентиров и обеспечения через механизм эффективных контрактов достижение необходимых компетенций сотрудников. Таким образом, автор видит основные проблемы развития кадров ФТС в необходимости уточнения и совершенствования показателей эффективности трудовой деятельности сотрудников ФТС [6]. Работы Е.О. Любкиной также указывают на недостаток в оценки трудовой деятельности в виде отклонений личных качеств таможенных работников и количественно-качественных результатов деятельности требованиям прохождения таможенной службы [7] .

Многие авторы отмечают, что в оценки деятельности таможенного персонала следует учитывать такие факторы как: добросовестность исполнения своих обязанностей, инициативность сотрудника в решении служебных задач, ответственность и ряд других. В частности А.Ю. Рожкова отмечает, что сотрудники таможенных органов получают материальное вознаграждение за выполнение служебных обязанностей. При этом не учитываются множество второстепенных функций и задач, возложенных на ФТС России, а эти обязанности воспринимаются как моральный долг перед государством и обществом [8].

В ФТС достаточно высокая текучесть кадров, выше 5%, что связано со спецификой деятельности организации: увольнения происходят за нарушения, по собственному желанию из-за сложности работы в ФТС и пр. Это позволяет сделать вывод о недостаточном качестве работы по подбору и расстановке кадров в ФТС [9].

Как видно коэффициент действительно превышает 5%, но имеет тенденцию к снижению. Однако данные за начало 2020 года и 2021 вызванные коронавирусной инфекцией не совсем отражают реальные данные.

Непрерывное изменение объёмов экспорта и импорта ведет к изменению объёмов перемещаемых товаров и соответственно декларирования. Повышение уровня технологичности таможенных процессов и их усложнение бросают вызов сотрудникам. Таможенная служба ощущает нехватку кадров, имеющих достаточно высокий уровень квалификации для освоения сложных информационных систем и методик работы с ними. Проблема обостряется действительным уровнем заработной платы сотрудников, которая значительно ниже уровня зарплат аналогичных специалистов в коммерческом секторе. Обучение и развитие персонала по направлению информационных технологий является единственным выходом из сложившейся ситуации.

Исследования Е. О. Любкиной и В. В Макрусева показывают, что уровень развития когнитивных компетенций сотрудников центра оперативного мониторинга и управления рисками ФТС выше технологического потенциала, что по мнению авторов, свидетельствует о том, что сотрудники постоянно работают с мало структурированной информацией и данными. Авторы подтверждают, что вектор развития персонала таможенных органов соответствует вектору цифровизации, но высокая доля когнитивных компетенций свидетельствуют о недостаточном уровне проработанности административных процессов и функциональных операций таможенных органов, что вынуждает сотрудников компенсировать данные недостатки своим высоким уровнем профессиональных компетенций в сфере аналитики данных [7].

Проведем кластеризацию выявленных проблем развития ФТС России в контексте развития персонала, которые обобщены в виде сетевой диаграммы проблем и представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Сетевая диаграмма проблем системы развития кадров ФТС

Таким образом, были исследованы тринадцать работ по изучению проблематики системы развития кадров таможенных органов, опубликованных с 2019 года. В результате удалось выделить пятнадцать проблем, которые были сгруппированы в четыре основных блока: несоответствие ФГОС при подготовке кадров требованиям ФТС в контексте компетентностной модели развития кадров; высокая текучесть кадров; фрагментарный характер курсов повышения квалификации и системы профессионального развития персонала, а также непосредственные недостатки системы управления развитием кадров ФТС.

Список литературы
  1. Алексеева Е.В., Панчохина Ю.С. Проблематика личностно-профессионального развития персонала в таможенных органах // COLLOQUIUM-JOURNAL. — 2019. — № 9–5 (33). — С. 8–9.
  2. Антоновский А.В., Мурашко М.В., Филиппова О.В. Возможности совершенствования непрерывной профессиональной подготовки специалистов таможенных органов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. — 2019. — № 4 (64). — С. 102–105.
  3. Краславская Г.И., Колесников Н.И. Актуальные вопросы профессионального развития должностных лиц таможенных органов Российской Федерации// Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. — 2019. — № 1 (34). — С. 114–121.
  4. Алексеева Е.В., Маслов Е.Н. Особенности профессионально-психологической подготовки кадров в таможенных органах // COLLOQUIUM-JOURNAL. — 2019. — № 27–8 (51). — С. 13–14.
  5. Бурлуцкий А.Н., Вербов В.Ф. Профайлинг в профессиональной подготовке и деятельности должностных лиц таможенных органов. Актуализация и прикладные аспекты применения // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. — 2020. — С. 360–368.
  6. Вагин В.Д. К вопросу о профессиональном росте и развитии должностных лиц таможенных органов Российской Федерации // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. — 2019. — № 9. — С. 36–41.
  7. Любкина Е. О., Макрусев В. В. Развитие системы компетенций персонала таможенных органов на этапах проектирования и внедрения гибридного интеллекта. // Конференция «Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире - компетентностный подход к созданию» (IBCP2023). Сборник материалов. 16 – 17 февраля 2023 г. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ» — 2023.— С. 144.
  8. Рожкова А.Ю. Приоритеты кадровой политики таможенных органов в современных условиях // Управление: вопросы теории и практики. – 2019. – №5. – С. 51-60.
  9. Давыдов, Д. В. Анализ современного состояния кадрового состава таможенных органов / Д. В. Давыдов, Т. В. Дорожкина // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – №50-3. – С. 71-74.