К вопросу о правовой природе и назначении таможенной пошлины
В данной статье рассматриваются теоретические основы, нормативное регулирование, а также основные функции таможенной пошлины в экономике государства. Проанализированы проблемные аспекты современного правоприменения, предложены меры по совершенствованию законодательства и практики администрирования таможенных пошлин в условиях развития внешнеэкономических связей. Сделан вывод о значимости правильного понимания и развития правовой природы таможенных пошлин для обеспечения экономической безопасности и эффективного регулирования внешнеторговой деятельности.
Таможенная пошлина занимает центральное место в системе инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Являясь одним из старейших экономико-правовых институтов, она выполняет как фискальные, так и регулирующие функции. Несмотря на кажущуюся определённость, вопрос о правовой природе таможенной пошлины остаётся дискуссионным в современной теоретической и практической плоскости.
Таможенная пошлина — это обязательный индивидуально определённый денежный платёж, который взимается таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Согласно статье 47 Таможенного кодекса ЕАЭС, таможенные пошлины относятся к обязательным платежам, связанным с ввозом и вывозом товаров. В Российской Федерации порядок их установления и взимания закреплён Федеральным законом «О таможенном регулировании». Сравнение с налогами и сборами позволяет выделить дополнительную специфику. Таможенные пошлины имеют чётко целевой характер и преследуют цели государственного экономического управления, тогда как налоги призваны обеспечивать сбалансированность бюджета в целом.
Таким образом, таможенная пошлина выполняет следующие основные функции:
- фискальная — формирование доходных частей государственного бюджета;
- протекционистская — защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции импортёров;
- регулирующая — влияние на структуру, объёмы и направление внешнеторговых потоков;
- контрольная — обеспечение соблюдения порядка ввоза и вывоза товаров.
Такое многофункциональное назначение определяет особую роль пошлины в макроэкономике и потребности точной правовой регламентации.
Ключевые отличия между таможенной пошлиной, налогами, сборами и иными обязательными платежами заключаются в основаниях возникновения, целевом назначении и механизмах правового регулирования. В частности, пошлина не носит строго разовый характер, а может применяться системно в рамках внешнеэкономических операций, не предполагает индивидуальных государственных услуг в отличие от сборов.
Среди актуальных проблем современного правоприменения можно выделить следующие:
- Неоднозначности в толковании отдельных видов пошлин (особенно в условиях торговых войн). В 2020 году в ходе торгового спора между США и Китаем ВТО признала некоторые американские пошлины нарушающими международные договорённости, поскольку их классификация (защитные или антидемпинговые) была недостаточно обоснована.
- Неравномерность подходов к администрированию таможенных платежей на национальном и международном уровнях. В странах Африки, существует практика «таможенных преференций» без надлежащей системы контроля, что приводит к недобору доходов в бюджет.
- Сложности, связанные с цифровизацией и электронными процедурами контроля. Внедрение электронных деклараций в РФ позволило снизить коррупцию и повысить скорость оформления грузов, однако выявило проблемы, связанные с верификацией цифровых документов, такие как подача ложных сведений о стоимости товаров).
- Использование льгот и преференций без надлежащего контроля. В Казахстане в 2021 году на фоне упрощения порядка предоставления льгот по ЕАЭС фиксировались случаи злоупотреблений — предприятия декларировали товары как льготные, несмотря на несоответствие требованиям.
Для повышения эффективности функционирования системы таможенных пошлин целесообразно:
- гармонизировать национальные и международные нормативные акты;
- внедрять современные IT-технологии, обеспечивающие прозрачность процедур;
- совершенствовать систему льгот и преференций при сохранении баланса интересов государства и бизнеса;
- усилить контроль за целевым использованием поступлений от таможенных пошлин;
- расширять международное сотрудничество в области обмена информацией.
Изменчивость конъюнктуры глобальных рынков, трансформация международных торговых потоков и появление новых форм недобросовестной конкуренции требуют системного пересмотра национальных тарифных ставок. Эффективным инструментом такой адаптации выступает механизм регулярного аудита тарифных ставок, успешно применяемый, например, в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Пересмотр ставок каждые три года позволяет своевременно учитывать структурные изменения экспортно-импортных потоков, динамику мировых цен, трансформацию потребительских предпочтений и технологических трендов. Такой подход способствует поддержанию баланса между защитой национальных производителей и обеспечением доступности товаров для внутреннего рынка, а также предупреждению резких дисбалансов в доходной части бюджета.
Цифровизация таможенного контроля становится ключевым трендом последних лет. Опыт Российской Федерации по внедрению единой системы цифровой маркировки «Честный знак» иллюстрирует возможности повышения прозрачности движения товаров с момента ввоза в страну до реализации конечным потребителям. Применение сквозных электронных систем обеспечивает автоматическую фиксацию операций с товарами, интеграцию данных между таможней, налоговыми и иными надзорными органами. Результатом становится сокращение доли нелегального оборота, минимизация возможностей для незаконного импорта, а также повышение собираемости таможенных и налоговых платежей. Подобные системы дают объективную основу для анализа торговых потоков и выработки эффективных мер тарифного и нетарифного регулирования.
Надлежащая система предоставления льгот — залог эффективного стимулирования приоритетных отраслей экономики при одновременном недопущении злоупотреблений. Современные вызовы требуют внедрения многоступенчатых проверок заявителей, которые осуществляются с использованием алгоритмов искусственного интеллекта. Такой подход позволяет автоматически анализировать репутационные, финансовые и юридические данные компаний, выявлять попытки мошенничества или предоставления заведомо ложных сведений путем сквозной верификации через межведомственный электронный документооборот. Применение искусственного интеллекта не только ускоряет и автоматизирует процесс рассмотрения заявок на предоставление льгот, но и существенно снижает коррупционные риски.
В заключение, одним из важнейших условий функционирования эффективной системы таможенного регулирования является безусловная ответственность субъектов за предоставление недостоверных сведений. Законодательное закрепление обязательного реагирования на случаи выявления фальсифицированных документов (например, при растаможке товаров) предполагает внедрение норм, предусматривающих суровые административные и уголовные санкции за подобные правонарушения. Такой подход создает действенный превентивный эффект, минимизирует соблазны оформления фиктивных документов и способствует укреплению доверия участников ВЭД к национальной системе таможенного администрирования.
В условиях тесной интернационализации рынков вопросы разрешения торговых споров приобретают особое значение. Продуктивное взаимодействие в формате Всемирной торговой организации (ВТО) представляет собой эффективный механизм гармонизации национальных решений с принципами многостороннего торгового правила. Пример платформы WTO Dispute Settlement Body (DSB) демонстрирует возможности для онлайн-диалога сторон, оперативного рассмотрения спорных вопросов и поиска взаимоприемлемых решений. Поддержка таких механизмов создает дополнительные гарантии от недобросовестной конкуренции и способствует устойчивому развитию национальных рынков с учетом международных обязательств.
Следовательно, использование регулярного аудита тарифных ставок, средств цифрового мониторинга, многоступенчатых проверок и межведомственного документооборота, а также активное участие в международных механизмах урегулирования споров формируют современную конкурентоспособную и прозрачную модель таможенного администрирования.
Правильное понимание и развитие правовой природы таможенной пошлины — неотъемлемое условие обеспечения экономической безопасности и эффективного правового регулирования внешнеторговой деятельности. Совершенствование законодательства и правоприменительной практики в данной сфере способствует развитию честной конкуренции, поступлению доходов в бюджет и интеграции национальной экономики в мировое хозяйство.
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (ред. от 29.05.2019);
- Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 26.02.2024);
- Сальникова А.В. Правовые основы, принципы и схемы электронного декларирования товаров / А. В. Сальникова. - Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2022. - 85 с.: ил. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 80-85 (57 назв.). - 100 экз. - ISBN 978-5-6046938-5-8.