Анализ обеспечения экономической безопасности таможенными органами России
Журнал Научные высказывания

Анализ обеспечения экономической безопасности таможенными органами России

Наша страна давно пытается построить экономику, которая обеспечивала бы экономическую безопасность государства. Однако из-за значительного количества угроз решить проблему обеспечения экономической безопасности пока не удается. В настоящее время таможенные органы России играют важную роль в обеспечении экономической безопасности страны. Они осуществляют контроль за перемещением товаров через границы, проводят меры по борьбе с контрабандой, незаконным перевозом товаров и продуктов, устанавливают необходимые документы для защиты интересов государства.

методы
экономическая безопасность
таможенные органы

В настоящее время таможенные органы России играют важную роль в обеспечении экономической безопасности страны. В целях обеспечения экономической безопасности таможенные органы России применяют следующие меры:

  • Контроль за перемещением товаров через границы. Эта мера включает в себя проведение таможенного контроля и инспекций, проверку документов и изучение источников поступления товаров.
  • Применение мер по борьбе с контрабандой. Эта мера включает в себя проведение рейдов и операций, связанных с выявлением контрабанды товаров, и применение соответствующих законов и норм.
  • Регулирование экспорта и импорта товаров и продуктов. Эта мера включает в себя выдачу соответствующих документов, контроль за выполнением требований по обязательному сертификационному документу и обеспечение защиты национальных интересов.
  • Контроль за перемещением наличных денежных средств. Эта мера включает в себя предоставление информации в соответствующие органы о перемещении наличных денежных средств сверх установленных норм.
  • Применение санкций и ограничений. Эта мера включает в себя применение санкций и ограничений к странам, нарушающим правила международной торговли, а также к физическим и юридическим лицам, нарушающим национальные законы и нормы.

Однако, несмотря на меры, принимаемые таможенными органами, некоторые проблемы касательно экономической безопасности все еще существуют. Одной из проблем является рост контрабанды, а также торговли фальшивыми и поддельными товарами.

Россия была крупнейшей так называемой «переходной экономикой», и в этом процессе она шла по неровному пути. После спада валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, продолжавшегося с 1991 г., когда был расформирован Союз Социалистических Советских Республик (СССР), до 1998 г., экономический рост России снова стал положительным, но с многочисленными колебаниями. В последние десятилетия ежегодные темпы роста ВВП на душу населения тесно связаны с экспортом топлива и ценами на него.  Это неудивительно, учитывая актуальность торговой специализации России на нефти и газе. Доля топлива в общей стоимости российского экспорта увеличилась примерно с 45% в конце 1990-х годов до пика в 70% в 2013 году, а затем снизилась до 52% до пандемического кризиса в 2019 году [2].

Рисунок 1. Диспропорции ВВП: ВВП на душу населения в России  и в отдельных странах

Бенедиктов и др. разработали макроэконометрическую модель, показывающую, что российская экономика уязвима к большим колебаниям цен на нефть, даже если есть свидетельства значительных возможностей экономического роста в отсутствие роста цен на нефть. Они обнаружили, что более высокая цена на нефть приводит к более высокому экономическому росту и накоплению суверенного фонда благосостояния, а также к бреши в российской экономике, поскольку традиционные экспортные отрасли страдают от реального повышения курса, в соответствии с гипотезой голландской болезни.

Из-за этой нестабильной траектории роста Россия не продемонстрировала значительного отставания по ВВП на душу населения от Европейского Союза. Тенденция роста в России отстает от многих других бывших «переходных экономик» в Центральной и Восточной Европе. Группа ЦВЕ, ранее тесно связанных с СССР, начали развивать тесные экономические связи с Западной Европой в начале 1990-х годов, а затем стали членами ЕС в 2004 и 2007 годах. трансформировали свою экономику и быстро увеличили торговлю и иностранные инвестиции с другими странами-членами. Согласно многим исследованиям, торговая интеграция сыграла решающую роль в экономической трансформации и в переходном процессе, и в целом это привело к гораздо более сильному и стабильному росту и более быстрому наверстыванию [2].

Тенденция роста ВВП на душу населения в России и в отдельных странах Центральной и Восточной Европы

Россия изначально не участвовала в этой интеграции. Его размер, его экономическая и политическая история и его национальная политика не делали его кандидатом на присоединение к торговому соглашению с ЕС. Но важность торговой интеграции как по экономическим, так и по политическим причинам подтолкнула Россию к подписанию торговых соглашений со странами, ранее входившими в состав СССР, и к подаче заявки на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) в середине 1990-х годов. также в целях привлечения иностранных инвесторов и развития современного производственного сектора. Цель членства в ВТО была достигнута только в 2012 году, в том числе из-за многих политических трений с другими членами ВТО, которые наложили вето на ее вступление в течение десяти лет.

Даже вступление в ВТО и последующее облегчение доступа к внешним рынкам не изменили существенно торговое положение и специализацию России. С одной стороны, в России наблюдался негативный демографический тренд, что не позволяло полагаться на избыток рабочей силы для развития сравнительных преимуществ в трудоемких секторах, подобно тому, как это делал Китай на ранних стадиях развития торговли. С другой стороны, устаревшая структура внутреннего капитала и производства и трудности с привлечением иностранного капитала из-за высокого уровня неопределенности и коррупции, а также слабости многих институтов не также позволяют создать значительные сравнительные преимущества в передовых капиталоемких секторах [3].

Обязательства России предназначались для постепенного и значительного снижения применяемых тарифов Российской Федерации и предоставления более широкого доступа на международные рынки для российских товаров. Вступление России в ВТО породило надежды на то, что торговля с Россией выиграет от устойчивой либерализации. Вместо этого Россия последовательно вводит многочисленные меры, отдающие предпочтение отечественным товарам и услугам перед зарубежными и стимулирующие локализацию производства в России иностранными компаниями. Эта политика замещения импорта постоянно расширялась, и поэтому неудивительно, что последствия вступления в ВТО почти не видны в торговых данных. Глядя на Таблицу 1, мы видим, что доля России в мировом экспорте увеличилась после 1990-х годов, но уж точно не улучшилась после вступления в ВТО. Повторюсь, наблюдаемые изменения доли российского экспорта в значительной степени связаны с колебаниями цен на топливо.

Таблица 1

Доли стран в мировом товарном экспорте 15 ведущих стран в 2021 г.

Год

1992

2000 г.

2010

2018

2019

2020

2021

Эконом

             

 Китай

2,24

3,86

10,31

12,72

13,15

14,68

15,10

США

11,83

12,12

8,36

8,51

8,65

8,08

7,87

 Германия

11,36

8,53

8,23

7,98

7,84

7,84

7,32

 Нидерланды

3,71

3,60

3,75

3,72

3,73

3,82

3,75

 Япония

8,98

7,43

5,03

3,78

3,71

3,63

3,39

 Китай, САР Гонконг

3,16

3,14

2,62

2,91

2,81

3,11

3,01

 Корея

2,02

2,67

3,05

3,09

2,85

2,90

2,89

 Италия

4,70

3,73

2,92

2,81

2,83

2,83

2,74

 Франция

6,25

5,06

3,42

2,98

3,00

2,77

2,63

 Бельгия

3,25

2,91

2,66

2,40

2,35

2,39

2,44

 Канада

3,55

4,29

2,53

2,31

2,35

2,22

2,26

 Мексика

1,22

2,58

1,95

2,31

2,42

2,36

2,22

 Россия

1,11

1,63

2,62

2,27

2,21

1,89

2,22

объединенное Королевство

5,05

4,41

2,72

2,49

2,42

2,26

2,10

Сингапур

1,68

2,14

2,30

2,11

2,06

2,05

2,05

Цифры показывают эволюцию, сильно отличающуюся от той, что была в Китае, который в полной мере воспользовался своим вступлением в ВТО в 2001 г., быстро став крупнейшим мировым экспортером и увеличив средний ВВП на душу населения. Ничего подобного с российской экономикой не произошло. К моменту вступления в силу членства в ВТО экономическая интеграция с ЕС и с более развитыми странами перестала быть приоритетом российского правительства, а отношение к правилам ВТО было достаточно конфликтным, преодолеваемым другими политическими приоритетами, открывая количество споров с другими странами, особенно с ЕС и США. Нет никаких признаков того, что членство в ВТО существенно изменило отношение России к правилам многосторонней торговли.

Если рассмотреть выявленные сравнительные преимущества (ВСП) России в международной торговле, измеренные с помощью индекса Балассы, то мы увидим, что данные подтверждают очень мало изменений до и после вступления в ВТО. Таблица 2 отображает индексы RCA России (рассчитанные как доля российского экспорта в данном продукте по сравнению с общей долей России в мировом экспорте) для десяти продуктов, в которых страна демонстрирует самые сильные сравнительные преимущества. За исключением пшеницы, они достаточно стабильны с 1990-х годов. В таблице также приведены немногочисленные товары, в которых стабильное выявленное сравнительное преимущество появляется после 2012 г., то есть после вступления в ВТО [4].

Таблица 2

Отрасли России с выявленными сравнительными преимуществами

Год

2000

2012

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Продукт

 

 

 

 

 

 

 

 

[672] Слитки из железа или стали ;

10,23

7,02

10,35

11,92

9,65

9,63

9,19

15,19

[041] Пшеница (включая спельту), немолотая

0,19

3,21

4,82

6,01

6,83

8,78

6,95

9,37

[321] Уголь неагломерированный

4,24

3,60

6,00

6,35

5,66

5,75

6,23

8,88

 [562] Удобрения (кроме группы 272)

7,66

5,27

6,59

8,75

8,02

5,86

6,17

7,97

[248] Древесина просто работала, и железнодорожные шпалы из дерева

1,76

3,31

3,94

4,53

4,46

4,30

5,00

6,59

[333] Нефтяные масла, сырые

3,96

3,68

5,38

6,01

5,24

4,93

5,22

6,57

[043] Ячмень немолотый

0,96

3,97

5,59

3,54

5,11

5,60

4,88

6,56

[284] Никелевые руды и концентраты;

0,03

0,07

0,12

2,66

5,17

5,04

5,81

6,05

[334] Нефтяные масла > 70% масла

4,09

3,56

5,21

5,67

5,00

4,14

3,96

5,91

[671] Чугун и шпигелейзен, губчатое железо

3,87

3,93

5,21

5,59

4,71

4,71

4,41

5,91

[223] Масличные семена и масличные плоды

0,29

1,86

2,38

3,48

2,91

1,81

2,83

3,01

[679] Трубы, трубы и полые профили,

0,85

0,69

0,67

0,88

1,40

1,43

1,27

2,44

[091] Маргарин и шортенинг

0,35

1,00

1,37

1,55

1,48

1,31

1,55

2,12

[343] Газ природный, сжиженный или несжиженный

14,79

6,51

8,84

1,04

0,89

1,10

1,87

1,84

[246] Древесина в щепе и древесных отходах

0,54

1,27

1,21

1,40

1,44

1,40

1,84

1,70

[685] Свинец

0,04

1,12

1,42

1,93

1,60

1,29

1,11

1,66

В целом сравнительные преимущества России сосредоточены в основном в топливно-сырьевых отраслях, небольшом количестве сельскохозяйственной продукции и некоторых основных промышленных товарах. Россия не имеет RCA более чем по 200 продуктам из 260, и это не изменилось за последнее десятилетие. Эти данные, по-видимому, подтверждают гипотезу об эффекте голландской болезни и неэффективности формального открытия в изменении модели специализации [5].

Выявленное сравнительное преимущество (ВСП) по данному продукту имеет место, если показатель ВСП > 1. Первые десять продуктов – это продукты с самым высоким RCA в 2020 году на трехзначном уровне товарной классификации SITC, редакция 3, которая включает около 260 продуктов. Остальные продукты, о которых сообщается, – это продукты, в которых за последнее десятилетие появился новый стабильный RCA.

Россия также является важным экспортером материалов, используемых в производстве удобрений, и крупным экспортером критически важного сырья, такого как палладий, ванадий и кобальт, которые наиболее широко используются в ряде высокотехнологичных отраслей, таких как 3D-печать. дроны, робототехника, аккумуляторы и полупроводники. Таким образом, Россия имеет возможность влиять на производство и в других секторах, таких как электроника, транспорт и, что наиболее заметно, в автомобильном секторе, но она никогда не развивала достаточный внутренний производственный потенциал в этих перерабатывающих отраслях, чтобы получить потенциально соответствующие экономические выгоды.

Возможным эффектом улучшения интеграции России в международные рынки в ходе переговоров о вступлении в ВТО стало повышение привлекательности России для прямых иностранных инвесторов. За несколько лет, с 2000 по 2008 г., доля потоков прямых иностранных инвестиций, направленных в Россию, заметно увеличилась, но этот эффект был временным. После большого финансового кризиса и вторжения в Крым воспринимаемый страновой риск снова стал очень высоким, что обескуражило многих инвесторов. Сейчас Россия занимает примерно 20-е место по доле полученных ПИИ, согласно данным ЮНКТАД.

Другой способ оценить положение страны в мировой торговой системе – измерить ее центральное положение в сети, образованной странами (узлами сети) и торговыми потоками (краями или звеньями сети). В недавнем исследовании De Benedictis and Tajoli показано, что развивающиеся страны, занимающие более центральное положение в мировой торговой сети, демонстрируют лучшие результаты с точки зрения торговли и роста, а регрессионный анализ подтверждает положительную связь между центральной ролью сети и ростом для развивающиеся страны. Центральность узла в сети может быть измерена многими различными способами, локально и глобально, но уместным классом мер в контексте торговых отношений являются меры, использующие центральность собственного вектора. В отличие от показателей местной центральности, которые определяют, сколько торговых связей имеет страна или насколько сильны эти связи с точки зрения стоимости торговли (показатель, который можно показать эквивалентным доле экспортного рынка страны), Основная концепция центральности собственного вектора узла заключается в том, что эта мера связывает центральность узла с характеристиками соседей узла, напрямую ссылаясь на то, насколько важными, центральными, влиятельными или тесно сгруппированными являются торговые партнеры страны.

При таком глобальном показателе учитывается вся структура сети, и важна не центральность страны как таковой, а центральность стран, с которыми она связана. Другими словами, чтобы быть центральной в торговле по этому показателю, страна должна быть связана с важными торговцами, и именно этот тип центральности способствует экономическому росту. В принципе, учитывая ее географическую близость к Европейскому Союзу и ее исторические связи с европейской культурой, исходя из определения центральности по собственному вектору, можно было бы ожидать высокой центральности для России [5].

Одним из ключевых элементов теневой экономики являются «серые схемы» перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Одной из причин существования этих схем является отсутствие синхронизации функционирования в системе таможенного контроля. Решением проблемы может стать формирование системы сквозного таможенного контроля товаров. Таможенными органами Российской Федерации уже созданы отдельные элементы такой системы, но проблема создания системы в целом до сих пор не решена.

По данным ФТС России, результаты работы в отношении лиц, осуществляющих торговые операции с товарами, не прошедшими таможенную очистку, постоянно улучшаются. Однако помимо административного воздействия необходимо:

Рисунок 2. Мероприятия по результатам работы

Анализ показал, что для устранения существующих проблем и недостатков в системе таможенного контроля необходимо построение системы сквозного контроля на основе применения различных подходов к участникам торговых отношений в сотрудничестве с другими государственными контролирующими органами, используя институт таможенного аудита и механизм стимулирования выхода компаний из теневой экономики.

Российская Федерация обладает достаточной нормативной и законодательной базой для успешного функционирования правоохранительных подразделений данной службы, в том числе, и с таможенными службами других государств. Все это говорит о том, что для эффективного решения экономических задач, возложенных на таможенные органы, просто необходима реализация правоохранительной функции. Именно от правоохранительной деятельности таможенных органов будет зависеть развитие страны и процветание живущих в ней граждан.

Список литературы
  1. Батова, Б.З. Основные угрозы экономической безопасности России и пути их устранения / Б.З. Батова // Фундаментальные исследования. – 2021. – № 11. – С. 39-44.
  2. Вараксина, А. Ю. Роль таможенного сотрудничества в системе международных отношений России / А. Ю. Вараксина, Е. Н. Рудакова // Инновационная экономика и современный менеджмент. – 2020. – № 3(29). – С. 38-40.
  3. Дорожкина Т.В., Петрушина О.М., Кондрашова И.В. Формирование механизмов межрегионального сотрудничества: Калуга – Тотиги // Вестник Калужского университета. – 2019. – № 1. – С. 11-13.
  4. Лаптева, Е. А. Понятие и сущность правоохранительной деятельности таможенных органов России / Е. А. Лаптева, В. Ю. Лаптев // Синергия Наук. – 2019. – № 33. – С. 797-811.
  5. Тлецери, Д. А. Угрозы экономической безопасности на современном этапе и предложения по их минимизации / Д. А. Тлецери, И. А. Уджуху // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность-2021) : Материалы III Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Уфа, 11 марта 2021 года. Том 1. – Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2021. – С. 379-385.