Анализ обеспечения экономической безопасности таможенными органами России
Наша страна давно пытается построить экономику, которая обеспечивала бы экономическую безопасность государства. Однако из-за значительного количества угроз решить проблему обеспечения экономической безопасности пока не удается. В настоящее время таможенные органы России играют важную роль в обеспечении экономической безопасности страны. Они осуществляют контроль за перемещением товаров через границы, проводят меры по борьбе с контрабандой, незаконным перевозом товаров и продуктов, устанавливают необходимые документы для защиты интересов государства.
В настоящее время таможенные органы России играют важную роль в обеспечении экономической безопасности страны. В целях обеспечения экономической безопасности таможенные органы России применяют следующие меры:
- Контроль за перемещением товаров через границы. Эта мера включает в себя проведение таможенного контроля и инспекций, проверку документов и изучение источников поступления товаров.
- Применение мер по борьбе с контрабандой. Эта мера включает в себя проведение рейдов и операций, связанных с выявлением контрабанды товаров, и применение соответствующих законов и норм.
- Регулирование экспорта и импорта товаров и продуктов. Эта мера включает в себя выдачу соответствующих документов, контроль за выполнением требований по обязательному сертификационному документу и обеспечение защиты национальных интересов.
- Контроль за перемещением наличных денежных средств. Эта мера включает в себя предоставление информации в соответствующие органы о перемещении наличных денежных средств сверх установленных норм.
- Применение санкций и ограничений. Эта мера включает в себя применение санкций и ограничений к странам, нарушающим правила международной торговли, а также к физическим и юридическим лицам, нарушающим национальные законы и нормы.
Однако, несмотря на меры, принимаемые таможенными органами, некоторые проблемы касательно экономической безопасности все еще существуют. Одной из проблем является рост контрабанды, а также торговли фальшивыми и поддельными товарами.
Россия была крупнейшей так называемой «переходной экономикой», и в этом процессе она шла по неровному пути. После спада валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, продолжавшегося с 1991 г., когда был расформирован Союз Социалистических Советских Республик (СССР), до 1998 г., экономический рост России снова стал положительным, но с многочисленными колебаниями. В последние десятилетия ежегодные темпы роста ВВП на душу населения тесно связаны с экспортом топлива и ценами на него. Это неудивительно, учитывая актуальность торговой специализации России на нефти и газе. Доля топлива в общей стоимости российского экспорта увеличилась примерно с 45% в конце 1990-х годов до пика в 70% в 2013 году, а затем снизилась до 52% до пандемического кризиса в 2019 году [2].
Рисунок 1. Диспропорции ВВП: ВВП на душу населения в России и в отдельных странах
Бенедиктов и др. разработали макроэконометрическую модель, показывающую, что российская экономика уязвима к большим колебаниям цен на нефть, даже если есть свидетельства значительных возможностей экономического роста в отсутствие роста цен на нефть. Они обнаружили, что более высокая цена на нефть приводит к более высокому экономическому росту и накоплению суверенного фонда благосостояния, а также к бреши в российской экономике, поскольку традиционные экспортные отрасли страдают от реального повышения курса, в соответствии с гипотезой голландской болезни.
Из-за этой нестабильной траектории роста Россия не продемонстрировала значительного отставания по ВВП на душу населения от Европейского Союза. Тенденция роста в России отстает от многих других бывших «переходных экономик» в Центральной и Восточной Европе. Группа ЦВЕ, ранее тесно связанных с СССР, начали развивать тесные экономические связи с Западной Европой в начале 1990-х годов, а затем стали членами ЕС в 2004 и 2007 годах. трансформировали свою экономику и быстро увеличили торговлю и иностранные инвестиции с другими странами-членами. Согласно многим исследованиям, торговая интеграция сыграла решающую роль в экономической трансформации и в переходном процессе, и в целом это привело к гораздо более сильному и стабильному росту и более быстрому наверстыванию [2].
Тенденция роста ВВП на душу населения в России и в отдельных странах Центральной и Восточной Европы
Россия изначально не участвовала в этой интеграции. Его размер, его экономическая и политическая история и его национальная политика не делали его кандидатом на присоединение к торговому соглашению с ЕС. Но важность торговой интеграции как по экономическим, так и по политическим причинам подтолкнула Россию к подписанию торговых соглашений со странами, ранее входившими в состав СССР, и к подаче заявки на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) в середине 1990-х годов. также в целях привлечения иностранных инвесторов и развития современного производственного сектора. Цель членства в ВТО была достигнута только в 2012 году, в том числе из-за многих политических трений с другими членами ВТО, которые наложили вето на ее вступление в течение десяти лет.
Даже вступление в ВТО и последующее облегчение доступа к внешним рынкам не изменили существенно торговое положение и специализацию России. С одной стороны, в России наблюдался негативный демографический тренд, что не позволяло полагаться на избыток рабочей силы для развития сравнительных преимуществ в трудоемких секторах, подобно тому, как это делал Китай на ранних стадиях развития торговли. С другой стороны, устаревшая структура внутреннего капитала и производства и трудности с привлечением иностранного капитала из-за высокого уровня неопределенности и коррупции, а также слабости многих институтов не также позволяют создать значительные сравнительные преимущества в передовых капиталоемких секторах [3].
Обязательства России предназначались для постепенного и значительного снижения применяемых тарифов Российской Федерации и предоставления более широкого доступа на международные рынки для российских товаров. Вступление России в ВТО породило надежды на то, что торговля с Россией выиграет от устойчивой либерализации. Вместо этого Россия последовательно вводит многочисленные меры, отдающие предпочтение отечественным товарам и услугам перед зарубежными и стимулирующие локализацию производства в России иностранными компаниями. Эта политика замещения импорта постоянно расширялась, и поэтому неудивительно, что последствия вступления в ВТО почти не видны в торговых данных. Глядя на Таблицу 1, мы видим, что доля России в мировом экспорте увеличилась после 1990-х годов, но уж точно не улучшилась после вступления в ВТО. Повторюсь, наблюдаемые изменения доли российского экспорта в значительной степени связаны с колебаниями цен на топливо.
Таблица 1
Доли стран в мировом товарном экспорте 15 ведущих стран в 2021 г.
Год |
1992 |
2000 г. |
2010 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Эконом |
|||||||
Китай |
2,24 |
3,86 |
10,31 |
12,72 |
13,15 |
14,68 |
15,10 |
США |
11,83 |
12,12 |
8,36 |
8,51 |
8,65 |
8,08 |
7,87 |
Германия |
11,36 |
8,53 |
8,23 |
7,98 |
7,84 |
7,84 |
7,32 |
Нидерланды |
3,71 |
3,60 |
3,75 |
3,72 |
3,73 |
3,82 |
3,75 |
Япония |
8,98 |
7,43 |
5,03 |
3,78 |
3,71 |
3,63 |
3,39 |
Китай, САР Гонконг |
3,16 |
3,14 |
2,62 |
2,91 |
2,81 |
3,11 |
3,01 |
Корея |
2,02 |
2,67 |
3,05 |
3,09 |
2,85 |
2,90 |
2,89 |
Италия |
4,70 |
3,73 |
2,92 |
2,81 |
2,83 |
2,83 |
2,74 |
Франция |
6,25 |
5,06 |
3,42 |
2,98 |
3,00 |
2,77 |
2,63 |
Бельгия |
3,25 |
2,91 |
2,66 |
2,40 |
2,35 |
2,39 |
2,44 |
Канада |
3,55 |
4,29 |
2,53 |
2,31 |
2,35 |
2,22 |
2,26 |
Мексика |
1,22 |
2,58 |
1,95 |
2,31 |
2,42 |
2,36 |
2,22 |
Россия |
1,11 |
1,63 |
2,62 |
2,27 |
2,21 |
1,89 |
2,22 |
объединенное Королевство |
5,05 |
4,41 |
2,72 |
2,49 |
2,42 |
2,26 |
2,10 |
Сингапур |
1,68 |
2,14 |
2,30 |
2,11 |
2,06 |
2,05 |
2,05 |
Цифры показывают эволюцию, сильно отличающуюся от той, что была в Китае, который в полной мере воспользовался своим вступлением в ВТО в 2001 г., быстро став крупнейшим мировым экспортером и увеличив средний ВВП на душу населения. Ничего подобного с российской экономикой не произошло. К моменту вступления в силу членства в ВТО экономическая интеграция с ЕС и с более развитыми странами перестала быть приоритетом российского правительства, а отношение к правилам ВТО было достаточно конфликтным, преодолеваемым другими политическими приоритетами, открывая количество споров с другими странами, особенно с ЕС и США. Нет никаких признаков того, что членство в ВТО существенно изменило отношение России к правилам многосторонней торговли.
Если рассмотреть выявленные сравнительные преимущества (ВСП) России в международной торговле, измеренные с помощью индекса Балассы, то мы увидим, что данные подтверждают очень мало изменений до и после вступления в ВТО. Таблица 2 отображает индексы RCA России (рассчитанные как доля российского экспорта в данном продукте по сравнению с общей долей России в мировом экспорте) для десяти продуктов, в которых страна демонстрирует самые сильные сравнительные преимущества. За исключением пшеницы, они достаточно стабильны с 1990-х годов. В таблице также приведены немногочисленные товары, в которых стабильное выявленное сравнительное преимущество появляется после 2012 г., то есть после вступления в ВТО [4].
Таблица 2
Отрасли России с выявленными сравнительными преимуществами
Год |
2000 |
2012 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Продукт |
|
|
|
|
|
|
|
|
[672] Слитки из железа или стали ; |
10,23 |
7,02 |
10,35 |
11,92 |
9,65 |
9,63 |
9,19 |
15,19 |
[041] Пшеница (включая спельту), немолотая |
0,19 |
3,21 |
4,82 |
6,01 |
6,83 |
8,78 |
6,95 |
9,37 |
[321] Уголь неагломерированный |
4,24 |
3,60 |
6,00 |
6,35 |
5,66 |
5,75 |
6,23 |
8,88 |
[562] Удобрения (кроме группы 272) |
7,66 |
5,27 |
6,59 |
8,75 |
8,02 |
5,86 |
6,17 |
7,97 |
[248] Древесина просто работала, и железнодорожные шпалы из дерева |
1,76 |
3,31 |
3,94 |
4,53 |
4,46 |
4,30 |
5,00 |
6,59 |
[333] Нефтяные масла, сырые |
3,96 |
3,68 |
5,38 |
6,01 |
5,24 |
4,93 |
5,22 |
6,57 |
[043] Ячмень немолотый |
0,96 |
3,97 |
5,59 |
3,54 |
5,11 |
5,60 |
4,88 |
6,56 |
[284] Никелевые руды и концентраты; |
0,03 |
0,07 |
0,12 |
2,66 |
5,17 |
5,04 |
5,81 |
6,05 |
[334] Нефтяные масла > 70% масла |
4,09 |
3,56 |
5,21 |
5,67 |
5,00 |
4,14 |
3,96 |
5,91 |
[671] Чугун и шпигелейзен, губчатое железо |
3,87 |
3,93 |
5,21 |
5,59 |
4,71 |
4,71 |
4,41 |
5,91 |
[223] Масличные семена и масличные плоды |
0,29 |
1,86 |
2,38 |
3,48 |
2,91 |
1,81 |
2,83 |
3,01 |
[679] Трубы, трубы и полые профили, |
0,85 |
0,69 |
0,67 |
0,88 |
1,40 |
1,43 |
1,27 |
2,44 |
[091] Маргарин и шортенинг |
0,35 |
1,00 |
1,37 |
1,55 |
1,48 |
1,31 |
1,55 |
2,12 |
[343] Газ природный, сжиженный или несжиженный |
14,79 |
6,51 |
8,84 |
1,04 |
0,89 |
1,10 |
1,87 |
1,84 |
[246] Древесина в щепе и древесных отходах |
0,54 |
1,27 |
1,21 |
1,40 |
1,44 |
1,40 |
1,84 |
1,70 |
[685] Свинец |
0,04 |
1,12 |
1,42 |
1,93 |
1,60 |
1,29 |
1,11 |
1,66 |
В целом сравнительные преимущества России сосредоточены в основном в топливно-сырьевых отраслях, небольшом количестве сельскохозяйственной продукции и некоторых основных промышленных товарах. Россия не имеет RCA более чем по 200 продуктам из 260, и это не изменилось за последнее десятилетие. Эти данные, по-видимому, подтверждают гипотезу об эффекте голландской болезни и неэффективности формального открытия в изменении модели специализации [5].
Выявленное сравнительное преимущество (ВСП) по данному продукту имеет место, если показатель ВСП > 1. Первые десять продуктов – это продукты с самым высоким RCA в 2020 году на трехзначном уровне товарной классификации SITC, редакция 3, которая включает около 260 продуктов. Остальные продукты, о которых сообщается, – это продукты, в которых за последнее десятилетие появился новый стабильный RCA.
Россия также является важным экспортером материалов, используемых в производстве удобрений, и крупным экспортером критически важного сырья, такого как палладий, ванадий и кобальт, которые наиболее широко используются в ряде высокотехнологичных отраслей, таких как 3D-печать. дроны, робототехника, аккумуляторы и полупроводники. Таким образом, Россия имеет возможность влиять на производство и в других секторах, таких как электроника, транспорт и, что наиболее заметно, в автомобильном секторе, но она никогда не развивала достаточный внутренний производственный потенциал в этих перерабатывающих отраслях, чтобы получить потенциально соответствующие экономические выгоды.
Возможным эффектом улучшения интеграции России в международные рынки в ходе переговоров о вступлении в ВТО стало повышение привлекательности России для прямых иностранных инвесторов. За несколько лет, с 2000 по 2008 г., доля потоков прямых иностранных инвестиций, направленных в Россию, заметно увеличилась, но этот эффект был временным. После большого финансового кризиса и вторжения в Крым воспринимаемый страновой риск снова стал очень высоким, что обескуражило многих инвесторов. Сейчас Россия занимает примерно 20-е место по доле полученных ПИИ, согласно данным ЮНКТАД.
Другой способ оценить положение страны в мировой торговой системе – измерить ее центральное положение в сети, образованной странами (узлами сети) и торговыми потоками (краями или звеньями сети). В недавнем исследовании De Benedictis and Tajoli показано, что развивающиеся страны, занимающие более центральное положение в мировой торговой сети, демонстрируют лучшие результаты с точки зрения торговли и роста, а регрессионный анализ подтверждает положительную связь между центральной ролью сети и ростом для развивающиеся страны. Центральность узла в сети может быть измерена многими различными способами, локально и глобально, но уместным классом мер в контексте торговых отношений являются меры, использующие центральность собственного вектора. В отличие от показателей местной центральности, которые определяют, сколько торговых связей имеет страна или насколько сильны эти связи с точки зрения стоимости торговли (показатель, который можно показать эквивалентным доле экспортного рынка страны), Основная концепция центральности собственного вектора узла заключается в том, что эта мера связывает центральность узла с характеристиками соседей узла, напрямую ссылаясь на то, насколько важными, центральными, влиятельными или тесно сгруппированными являются торговые партнеры страны.
При таком глобальном показателе учитывается вся структура сети, и важна не центральность страны как таковой, а центральность стран, с которыми она связана. Другими словами, чтобы быть центральной в торговле по этому показателю, страна должна быть связана с важными торговцами, и именно этот тип центральности способствует экономическому росту. В принципе, учитывая ее географическую близость к Европейскому Союзу и ее исторические связи с европейской культурой, исходя из определения центральности по собственному вектору, можно было бы ожидать высокой центральности для России [5].
Одним из ключевых элементов теневой экономики являются «серые схемы» перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Одной из причин существования этих схем является отсутствие синхронизации функционирования в системе таможенного контроля. Решением проблемы может стать формирование системы сквозного таможенного контроля товаров. Таможенными органами Российской Федерации уже созданы отдельные элементы такой системы, но проблема создания системы в целом до сих пор не решена.
По данным ФТС России, результаты работы в отношении лиц, осуществляющих торговые операции с товарами, не прошедшими таможенную очистку, постоянно улучшаются. Однако помимо административного воздействия необходимо:
Рисунок 2. Мероприятия по результатам работы
Анализ показал, что для устранения существующих проблем и недостатков в системе таможенного контроля необходимо построение системы сквозного контроля на основе применения различных подходов к участникам торговых отношений в сотрудничестве с другими государственными контролирующими органами, используя институт таможенного аудита и механизм стимулирования выхода компаний из теневой экономики.
Российская Федерация обладает достаточной нормативной и законодательной базой для успешного функционирования правоохранительных подразделений данной службы, в том числе, и с таможенными службами других государств. Все это говорит о том, что для эффективного решения экономических задач, возложенных на таможенные органы, просто необходима реализация правоохранительной функции. Именно от правоохранительной деятельности таможенных органов будет зависеть развитие страны и процветание живущих в ней граждан.
- Батова, Б.З. Основные угрозы экономической безопасности России и пути их устранения / Б.З. Батова // Фундаментальные исследования. – 2021. – № 11. – С. 39-44.
- Вараксина, А. Ю. Роль таможенного сотрудничества в системе международных отношений России / А. Ю. Вараксина, Е. Н. Рудакова // Инновационная экономика и современный менеджмент. – 2020. – № 3(29). – С. 38-40.
- Дорожкина Т.В., Петрушина О.М., Кондрашова И.В. Формирование механизмов межрегионального сотрудничества: Калуга – Тотиги // Вестник Калужского университета. – 2019. – № 1. – С. 11-13.
- Лаптева, Е. А. Понятие и сущность правоохранительной деятельности таможенных органов России / Е. А. Лаптева, В. Ю. Лаптев // Синергия Наук. – 2019. – № 33. – С. 797-811.
- Тлецери, Д. А. Угрозы экономической безопасности на современном этапе и предложения по их минимизации / Д. А. Тлецери, И. А. Уджуху // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность-2021) : Материалы III Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Уфа, 11 марта 2021 года. Том 1. – Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2021. – С. 379-385.