Проблемы и пути совершенствования правоохранительной деятельности по обеспечению экономической безопасности таможенными органами
Журнал Научные высказывания

Проблемы и пути совершенствования правоохранительной деятельности по обеспечению экономической безопасности таможенными органами

В настоящее время таможенные органы России играют важную роль в обеспечении экономической безопасности страны. Они осуществляют контроль за перемещением товаров через границы, проводят меры по борьбе с контрабандой, незаконным перевозом товаров и продуктов, устанавливают необходимые документы для защиты интересов государства. Однако, несмотря на меры, принимаемые таможенными органами, некоторые проблемы касательно экономической безопасности все еще существуют. Одной из проблем является рост контрабанды, а также торговли фальшивыми и поддельными товарами.

методы
экономическая безопасность
таможенные органы

Необходимость обеспечения экономической безопасности является одной из основных в системе жизнедеятельности как личности, так и общества и государства в целом, стремящихся защитить себя от нежелательных внешних воздействий и внутренних изменений.

В рамках реализации единой цифровой повестки государства-члены ЕАЭС, в том числе и Россия, сформулировали цели и задачи цифровизации в сфере таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности преимущественно в виде стратегических документов развития национальных таможенных служб. Ориентиры цифровизации определяются Таможенным кодексом ЕАЭС, вступившим в силу в 2018 году.  Алгоритмы автоматического оформления и оформления деклараций на товары, используемые в настоящее время таможенными органами России, реализованы непосредственно в коде программного обеспечения, используемого для регистрации товаров. 

Это требует совершенствования алгоритмов автоматического и автоматизированного принятия решений и нормативно-справочной информации, в частности:

Рисунок 1. Совершенствование алгоритмов автоматического и автоматизированного принятия решений

Одним из приоритетных направлений цифровизации таможенного администрирования в ЕАЭС является создание систем «единого окна» для обеспечения предоставления информации в уполномоченные органы и согласованное развитие электронных форм взаимодействия таможенных, иных контролирующих органов и участников внешнеэкономической деятельности. экономическая активность [1]. 

Модель включает в себя обширный функционал национальных систем «единого окна»:

Рисунок 2. Функционал национальных систем «единого окна»

К перспективным цифровым технологиям в сфере таможенного администрирования также относятся технологии анализа больших данных и использования искусственного интеллекта в процессах таможенного контроля. Большие данные включают в себя значительные объемы информации при достаточно большом их разнообразии, которые могут быть накоплены и обработаны программными средствами и стать основой для внедрения элементов искусственного интеллекта в процессы планирования деятельности таможенных органов, оформления и выдачи таможенных деклараций, идентификации. объектов таможенного контроля с повышенным риском нарушения таможенного законодательства [2].

Во многих случаях интерпретация больших данных (в том числе частично структурированных данных) требует использования технологий искусственного интеллекта и нейронных сетей, что позволит максимально быстро адаптироваться к меняющимся условиям, универсальной аппроксимации функции нескольких переменных, а также а также устойчивость к ошибкам за счет разнообразия межнейронных связей. 

Реальная цифровизация сферы таможенного администрирования ЕАЭС невозможна без формирования единой системы обмена цифровыми данными на основе технологической совместимости используемых цифровых решений и платформ [3].

Формирование эффективно функционирующей системы таможенного администрирования ЕАЭС предполагает необходимость унификации подходов государств-членов к модернизации пунктов пропуска на принципах цифровой повестки. С 2020 года Федеральная таможенная служба приступила к реализации концепции интеллектуального автомобильного пункта пропуска.   Технология блокчейн, лежащая в основе криптовалют и децентрализованных систем обмена информацией, также важна для решения проблем и задач в системе таможенного администрирования.

Сфера таможенного администрирования находится в авангарде цифровой трансформации с использованием новейших технологий машинного обучения, робототехники и искусственного интеллекта. Будущее цифрового прорыва зависит от способности регуляторов создать благоприятные условия для дальнейшей цифровой трансформации в ЕАЭС.  Это необходимо:

Рисунок 3. Условия для дальнейшей цифровой трансформации в ЕАЭС

По вопросу существующих сложностей, в первую очередь следует остановиться на проблематичности реализации мер по минимизации рисков за счет формализма. Данный факт часто подчеркивался участниками внешнеэкономической деятельности в ходе круглых столов, где присутствовали представители ФТС России, а также через вынесение судебных решений, вынужденных по итогам рассмотрения исков к таможенным органам.

Конкретные должностные лица таможенных органов, выполняя проверку документов и информации в отношении товаров, таможенный код которых ниже контрольного порога согласно указанию профиля риска, не учитывают сложившиеся обстоятельства внешнеэкономической операции, несмотря на наличие всех соответствующих документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость.

Для устранения существующих проблем и недостатков в системе таможенного контроля необходимо построить систему сквозного контроля, основанную на применении различных подходов к участникам торговых отношений в кооперации. с другими государственными контролирующими органами, используя институт таможенного аудита и механизм стимулирования выхода компаний из теневой экономики.

Проблема внедрения системы риск-менеджмента связана с методологией расчета показателей стоимости риска. Эти агрегированные показатели следует формировать с учетом множества факторов, влияющих на ценообразование, используя метод экспертной оценки. Для определения контрольного значения каждой товарной подсубпозиции требуется проведение сложной аналитической работы, с использованием около 40 различных информационных ресурсов ФТС России.

Реализация данных предложений поможет увеличить доходы бюджета на до 1 трлн рублей, уменьшить долю теневой экономики и повысить прозрачность операций. Совершенствование деятельности таможенных и иных органов государственного регулирования России может стать способом реализации предложений по улучшению системы контроля.

Список литературы
  1. Батова, Б.З. Основные угрозы экономической безопасности России и пути их устранения / Б.З. Батова // Фундаментальные исследования. – 2021. – № 11. – С. 39-44.
  2. Вараксина, А. Ю. Роль таможенного сотрудничества в системе международных отношений России / А. Ю. Вараксина, Е. Н. Рудакова // Инновационная экономика и современный менеджмент. – 2020. – № 3(29). – С. 38-40.
  3. Тлецери, Д. А. Угрозы экономической безопасности на современном этапе и предложения по их минимизации / Д. А. Тлецери, И. А. Уджуху // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность-2021). – Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2021. – С. 379-385.