Перспективные направления в области обеспечения педагогическими кадрами общеобразовательных организаций
Журнал Научные высказывания

Перспективные направления в области обеспечения педагогическими кадрами общеобразовательных организаций

Рассмотренные направления по привлечению молодых педагогических кадров в общеобразовательные учреждения дают возможность решить проблему дефицита педагогических кадров сферы общего образования, связанную со «старением», так как средний возраст российских педагогов в общеобразовательной системе составляет 45-47 лет. Предложенные направления позволят повысить престиж данной профессии и выдвинет ее на новый уровень среди рынка образовательных услуг.

общее образование
педагогические кадры
молодые специалисты
образовательный процесс

Одной из главных проблем системы общего образования в России является дефицит педагогических кадров. Данная проблема затрагивает все регионы России, в том числе и город Новосибирск. Эта проблема усугубляется «старением» профессорско-преподавательского состава, т.е. молодых специалистов становится меньше, чем более опытных.

Рассмотрим пять направлений, способных повлиять на закрепление в общеобразовательных школах молодых педагогических кадров:

– внедрение реального мотивационного пакета для молодых специалистов;

– внедрение широкоформатной системы профориентационной работы;

– внедрение программы адаптации молодого преподавателя;

– ежегодное повышение квалификации педагогических кадров;

– внедрение мер по закреплению педагогических кадров для работы в школах на территориях сельской местности.

Каждое предлагаемое направление привлечения молодых педагогов в общеобразовательные учреждения более подробно представлено в таблице. Для увеличения количества молодых педагогов в образовательных учреждениях необходимо подключить больше механизмов привлечения, например, создать условия, привлекательные для большего количества специалистов.

Привлечение молодых конкурентоспособных педагогов в образовательные организации является одной из основных проблем города Новосибирска, но стоит отметить, что такая же проблема прослеживается по всей стране и в странах ближнего зарубежья, таких как Республика Беларусь и Казахстан [1].

Одной из мер по повышению признания профессии учителя является возможность участия в профессиональных конкурсах, где каждый учитель представляет результаты своей педагогической деятельности.

Такие конкурсы в Новосибирской области, в частности и в городе Новосибирск, проводятся ежегодно. Молодые педагогические кадры считают престижным участие в таких конкурсах.

 

Таблица №1

Направления по привлечению молодых педагогических кадров в общеобразовательные учреждения

Направление

Содержание

а) Предложение реального мотивационного пакета молодым специалистам:

– начальная разовая выплата («на обустройство жизни»);

– увеличение срока денежного стимулирования молодых учителей с трех до пяти лет, предоставление гранта в виде денежных выплат в отсроченном периоде (по истечении 3-5 лет работы в школе);

– расширенная социальная инфраструктура и система материальных стимулов;

– внедрение в кадровую политику образовательных организаций системы зависимости заработной платы от результатов работы специалиста, разработка программы поощрений для стимулирования деятельности педагога.

б) внедрение широкоформатной системы профориентационной работы

– через презентации перед студентами, семинары, собрания, на которых рассказывается о российской системе образования и приглашается на практику, стажировку в школы, колледжи, Институты развития образования;

– проведение адресной подготовки старшеклассников к поступлению на педагогические специальности, которая должна начинаться в период обучения в школе, возвращение в практику общеобразовательных организаций работы с «педагогическими классами»;

– проведение индивидуальной работы в школе с выпускниками, завершающими обучение в высших и средних учебных заведениях на педагогических специальностях;

– заключение договоров на целевое обучение будущих педагогов в вузах;

– заключение ученических договоров (ст. 198 Трудового кодекса РФ), по которым работник должен отработать у работодателя определенный срок по окончании обучения.

в) внедрение программы адаптации молодого преподавателя:

– адаптация молодого преподавателя, в том числе через уменьшение аудиторной нагрузки;

– реализация проекта «Наставничество в педагогическом образовании» с введением практики «вводного года» с предоставлением наставника в сочетании с продуманной системой оценки работы педагогов.

г) повышение квалификации педагогических кадров:

– предоставить возможность кадрового профессионального роста (обучение в магистратуре, в аспирантуре, получение научной степени, проведение собственных исследований и др.);

– повсеместно реализовывать накопительную систему повышения квалификации, учитывающую индивидуальную образовательную программу педагога;

– создавать корпоративные университеты для дополнительного профессионального образования педагогических кадров в существующих Институтах развития образования, в передовых образовательных организациях.

д) привлечение молодых педагогических кадров для работы в общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности

– внедрить в информационную систему Интернет-платформы по привлечению педагогических кадров на конкурсной основе;

– предусмотреть возможность учета стажа работы педагогических работников в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, поселках городского типа и малых городах при присвоении квалификационной категории и/или должности более высокого уровня («Старший учитель», «Ведущий учитель»);

– разработать предложения по совершенствованию механизма оплаты труда педагогических работников сельских общеобразовательных организаций с учетом ограничения количества часов нагрузки;

– представить предложения по совершенствованию правового регулирования оплаты труда педагогических работников, в том числе в части условий оплаты труда учителей-предметников в сельской местности независимо от количества часов нагрузки.

 

Лучшие учителя получают денежную премию, что, безусловно, стимулирует большинство педагогических работников к разработке учебных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, но загруженность учителей, большой объем преподавательской деятельности и их занятость профессиональной деятельностью не позволяют принимать участие в конкурсах регионального уровня. Так в 2021 году в этом конкурсе участвовало всего 39 учителей [2].

Проект дистанционной школы положительно сказался на профессиональной деятельности учителей, так как способствовал совершенствованию техники обучения школьников и упрощению преподавания предмета, проводимого учителем. Так, в рамках данного проекта педагоги на платформе E-learning могут найти для своего урока необходимый дидактический и практический материал, а также для проверочных и лабораторных занятий, что облегчает процесс обучения.

Государственная поддержка педагогических кадров становится все более заметной, что делает профессию учителя более конкурентоспособной и привлекательной на рынке труда. Возрастающий интерес к приобретению профессии учителя, рост ее признания становятся факторами, влияющими на профессиональное самоопределение студентов в пользу педагогических специальностей. В связи с этим особое внимание уделяется привлечению на педагогические специальности подготовленных и мотивированных абитуриентов. Исходя из опыта педагогов разных стран и проблем школ Новосибирска, подходящими условиями для привлечения молодых специалистов в рамках реализации реального мотивационного пакета для молодых специалистов являются: единовременная оплата; оснащение рабочего места современной техникой; достойная заработная плата; комфортная эмоциональная атмосфера в преподавательском коллективе; отсрочка от службы в армии [3].

Кроме того, необходимо поддержать молодых педагогов организаций общеобразовательной сферы в ипотечном кредитовании с помощью социальных выплат на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту.

Интерес к профессии учителя необходимо прививать детям в выпускных классах школы. Для этого необходимо провести качественную профориентационную работу со школьниками и абитуриентами, что будет способствовать выявлению групп студентов со склонностью к педагогической деятельности. Детей необходимо и дальше развивать в этом направлении, а школам укреплять и расширять связи с педагогическими вузами и техникумами.

Педагогический работник должен постоянно заниматься саморазвитием, актуализировать свои знания в соответствии с внедрением новых методик обучения и пониманием собственных интересов и потребностей в соответствии с социальными запросами подрастающего поколения. Молодому специалисту в короткие сроки перестроиться удобнее, чем учителю с большим стажем работы, благодаря гибкости ума и умению использовать современные технологии, необходимые для обучения и поиска информации. Узнав что-то новое, молодой специалист может передать эту информацию оставшемуся профессорско-преподавательскому составу, при необходимости подготовить информационный меморандум [5].

Необходимо разрабатывать дополнительные механизмы, которые будут нацелена на увеличение доли молодых педагогов в общем числе педагогического состава образовательной организации. С мотивированными студентами педагогических вузов может быть заключён договор на целевое обучение, но для этого потребуются меры по обеспечению расходов местных бюджетов. Привлекать специалистов можно и с помощью внедрения грантов для молодых педагогов. Это даёт понимание того, что школа создаёт условия для творческого саморазвития и самореализации и в необходимый момент администрация может направить в нужное направление [4].

Стоит помнить о том, что к образовательному процессу важно привлекать педагогов-практиков для формирования практических навыков будущих педагогов или молодых специалистов. Практики смогут рассказать о тонкостях педагогической работы, разобрать ситуации из практической деятельности, посоветовать, тем поспособствуют спокойной адаптации и развитию профессиональных качеств.

Для педагогических работников, имеющих высшее педагогическое образование или среднее педагогическое образование предоставить земельный участок в собственность для строительства жилого дома при условии, что педагог работает в сельской местности или переезжает в село из другого населённого для работы.

На основании рассмотренных направлений по привлечению молодых педагогических кадров в общеобразовательные учреждения города Новосибирск можно сделать вывод о том, что, благодаря реализации предложенных программ помощи молодым специалистам педагогической профессии, выпускникам педагогических вузов, есть возможность повысить престиж данной профессии и выдвинуть ее на новый уровень среди рынка образовательных услуг.

Список литературы

1. Гальцина А.С., Яргина М.А., Чайкина Ж.В., Мухина М.В. Разработка программы образовательной деятельности и системы наставничества вожатых // Глобальный научный потенциал. 2020. № 5 (110). С. 42-44.

2. Нефедова Г.М. Потенциал общих форм образовательной деятельности для обеспечения непрерывности образования педагога дополнительного образования // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2022. № 1. С. 128-130.

3. Пряхина Г.А. Совершенствование системы муниципального менеджмента на основе формирования корпоративной культуры в среднем образовательном учреждении // На пути к гражданскому обществу. 2022. № 1 (45). С. 17-21.

4. Социально-демографический портрет российских педагогов // Отчет по результатам международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения. М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2019. С. 41-42.

5. Шубин И.И., Шейхова Е.А. Влияние инновационных технологий на повышение результативности деятельности государственных учреждений образования // Вестник ГГУ. 2022. № 2. С. 55-64.