Анализ деятельности таможенных органов Российской Федерации в области административных правонарушений в современных условиях
Данная статья посвящена исследованию правоохранительной деятельности таможенных органов РФ в области административных правонарушений. В работе представлены статистические данные, характеризующие деятельность должностных лиц таможенных органов по расследованию административных правонарушений и назначения административных взысканий. Были обозначены основные проблемы, возникающие в ходе выполнения данной деятельности, а также предложены потенциальные пути для их устранения, направленные на улучшение эффективности работы таможенных органов Российской Федерации.
В условиях активного включения России в процессы мировой экономики внешнеторговая деятельность становится важнейшим фактором роста и процветания нашей страны. Вместе с тем эта сфера характеризуется высоким уровнем преступности, подтверждаемым большим числом нарушений, связанных с перемещением товаров через государственную границу.
Таможенные органы, являясь ключевым звеном в системе обеспечения экономической безопасности государства, осуществляют многоаспектную деятельность, ориентированную на защиту законных интересов общества и государства. Эта защита реализуется через комплекс мер, направленных на выявление, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, находящихся в пределах компетенции таможенных органов,
Для эффективной защиты экономических интересов государства, сотрудники таможенных органов, действуя строго в рамках закона, наделены полномочиями следственных органов, правом проведения оперативно-розыскных мероприятий и компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях
Основные задачи, решаемые таможенными органами при расследовании дел об административных правонарушениях, заключаются в следующем:
1) Установление факторов, обстоятельств и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
2) Тщательное исследование и всестороннее рассмотрение материалов дела об административном правонарушении;
3) Организация надлежащего исполнения вынесенного постановления по делу об административном правонарушении;
4) Осуществление предупредительно-профилактических мероприятий, направленных на снижение количества административных правонарушений. [5]
Проведем анализ динамики дел об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами в период с 2022 по 2024 годы, на основе данных, представленных ниже.
Таблица 1 Динамика дел об АП, возбужденных таможенными органами за 2022-2024 гг. [2-4]
№ |
Показатель |
Год |
|||||
2022 |
2023 |
2024 |
|||||
ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% |
||
1
|
Общее количество возбужденных дел, |
146 936 |
100 |
156 104 |
100 |
166 336 |
100 |
2 |
В т.ч. в отношении - юридических лиц |
74 495 |
50,7 |
71 325 |
45,7 |
75 142 |
45,2 |
- физический лиц |
43 361 |
29,5 |
49 817 |
32,0 |
54 707 |
32,9 |
|
- должностных лиц |
17 415 |
11,8 |
20 501 |
13,1 |
21 193 |
12,7 |
|
- предприниматели без образования юр лица |
11 352 |
7,7 |
14 224 |
9,1 |
15 118 |
9,1 |
|
3 |
в т. ч. предусмотренных гл. 16 КоАП РФ, всего |
85 906 |
58,5 |
92 481 |
59,2 |
98 022 |
58,9 |
из них |
|||||||
– по ст. 16.2 |
25 190 |
14,4 |
63 443 |
40,6 |
68 701 |
41,3 |
|
– по ст. 16.3 |
14 464 |
9,8 |
|||||
– по ст. 19.7.13 |
42 491 |
28,9 |
46 652 |
29,9 |
53 577 |
32,2 |
|
– по ст. 15.25 |
9 256 |
6,3 |
10 324 |
6,6 |
8 607 |
5,1 |
|
4 |
Вынесено постановлений о назначении наказания, всего из них |
147 886
|
100 |
155 808 |
100 |
135 584 |
100 |
- должностными лицами таможенных органов |
123 920 |
83,8 |
135 856 |
87,2 |
116 852 |
86,2 |
|
- судом или уполномоченными органами |
23 966 |
16,2 |
19 952 |
12,8 |
17 732 |
13,1 |
|
5 |
Взыскано административных штрафов, млрд руб. |
2,5 |
- |
2,3 |
- |
3,8 |
- |
6 |
Передано в уполномоченные органы имущество общей стоимостью, млрд руб. |
6,1 |
- |
4,2 |
- |
6,0 |
- |
Анализ представленной таблицы показывает, что количество возбуждаемых дел об административных правонарушениях отличается нестабильной динамикой. Чаще всего встречаются традиционные виды нарушений, зафиксированных статьями главы 16 КоАП РФ. Речь идет преимущественно о несоблюдении таможенных правил, выражающемся главным образом в недекларировании или неверном декларировании товаров (статья 16.2), а также в игнорировании установленных запретов и ограничений на перемещение товаров через границы Евразийского экономического союза или Российской Федерации (статья 16.3).
По результатам правоохранительной деятельности Федеральной таможенной службы России в 2022 году распределение заведенных дел выглядело следующим образом:
- Юридическими лицами совершено 50,7% правонарушений;
- Физическими лицами – 29,5%;
- Должностными лицами – 11,8%;
- Индивидуальными предпринимателями (без образования юр. лица) – 7,7%.
Большая часть дел была инициирована по статьям главы 16 КоАП РФ. Наибольшее количество зафиксировано по случаям:
- Недекларирования или неправильного декларирования товаров (ст. 16.2) – 14,4 %;
- Несоблюдения ограничений и запретов на ввоз и вывоз товаров (ст. 16.3) – 9,8%.
Что касается административных правонарушений, не связанных непосредственно с нарушением таможенных правил, наибольшую долю составляют случаи, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не представили либо представили с задержкой статистическую форму учета движения товаров в таможенный орган (статья 19.7.13 КоАП РФ) — 28,9%. Второе место занимают нарушения валютного законодательства Российской Федерации и нормативных актов органов валютного регулирования (статья 15.25 КоАП РФ) — 6,3%.
В 2023 году таможенные органы России открыли дела об административных правонарушениях в отношении следующих категорий лиц:
- юридических лиц — 45,7%;
- физических лиц — 32%;
- должностных лиц — 13,1%;
- индивидуальных предпринимателей — 9,1%.
Наиболее частыми основаниями для возбуждения дел стали нарушения, предусмотренные главой 16 КоАП РФ, среди которых преобладали статьи 16.2 и 16.3 — около 40,6%. Одновременно увеличилась доля дел по другим видам нарушений: статья 19.7.3 — 29,9%, статья 15.25 — 6,6%.
Структура дел в 2024 году изменилась следующим образом: увеличилось количество дел в отношении:
- физических лиц — 32,9%;
- индивидуальных предпринимателей — 9,1%;
при этом снизилось количество дел в отношении:
- юридических лиц — 45,2%;
- должностных лиц — 12,7%.
Одновременно возросло общее число дел, связанных с нарушениями, указанными в главе 16 КоАП РФ — 58,9%, из них статьи 16.2 и 16.3 составили 41,3%. Возросла доля дел по неналоговым статьям, связанным с оформлением товарных деклараций (статья 19.7.13 КоАП РФ), достигнув 32,2%. Сокращение коснулось доли дел по статье 15.25 — до 5,1%.
Предметами административных правонарушений в 2022 году чаще всего выступали валюта, табачные изделия, товары растительного происхождения, а также лесоматериалы и изделия из древесины.
В 2023 году предметы правонарушений охватывали валюту, спиртосодержащую продукцию, табачные изделия, продукты растительного происхождения, легковые автомобили, лесоматериалы и изделия из дерева.
В 2024 году перечень предметов правонарушений остался прежним: валюта, табачные изделия, продукция растительного происхождения, древесина и изделия из неё, легковые автомобили, а также алкогольная продукция.
Итоги проведённого анализа позволяют утверждать, что наблюдается устойчивый рост количества рассматриваемых дел об административных правонарушениях, что отражает интенсификацию усилий таможенных органов по борьбе с нарушениями. Этот тренд демонстрирует укрепление контроля за исполнением законов и повышение уровня законности в указанной области.
Несмотря на позитивные изменения, остаются некоторые проблемы в практике применения административных наказаний, нуждающиеся в дальнейшем развитии законодательства.
Четвёртая глава КоАП РФ устанавливает порядок назначения административных наказаний, однако до сих пор сохраняются вопросы, касающиеся справедливого и индивидуального подхода к назначению санкций.
Цель каждой меры ответственности, включая административную, заключается в достижении следующих результатов:
- обеспечение удовлетворения потерпевшего стороны назначением заслуженного наказания;
- профилактика повторного неправомерного поведения конкретного лица;
- общая профилактика аналогичных правонарушений.
Только при одновременном выполнении всех этих задач система административных наказаний способствует достижению главной цели — обеспечению правосудия.
Сегодня судам, органам и должностным лицам, ответственным за рассмотрение дел об административных правонарушениях, приходится находить оптимальный баланс между всеми целями наказания. Ведь каждое правонарушение, несмотря на схожесть признаков, возникает в уникальных обстоятельствах, которые обязательно учитываются при выборе подходящей меры ответственности. Поэтому российское законодательство предусматривает широкий спектр возможных наказаний, начиная от минимально допустимых размеров вплоть до максимального предела санкций.
Теоретически данная модель выглядит разумной, однако на практике она порождает негативные последствия: недовольство законопослушных граждан, формирование благоприятной почвы для коррупции, что ведет к вседозволенности нарушителей и повторяемости ими противоправных деяний.
Нередко трудно уловить логику и принципы, которыми руководствуется законодатель при установлении мер ответственности. Часто более тяжким последствиям соответствуют меньшие санкции, тогда как менее опасные нарушения караются строже. Нередко меры ответственности применяются автоматически, без учета индивидуальных особенностей каждого случая. Так, повсеместно используются фиксированные суммы административных штрафов, например, в правилах дорожного движения.
Индивидуализация наказания фактически отсутствует, поскольку не принимаются во внимание важные аспекты: характеристики личности нарушителя, его финансовое состояние, а также смягчающие и отягчающие обстоятельства. Хотя формально установлены минимальный и максимальный пределы размера наказания, различия между ними незначительны, что делает маловероятным дифференцированное назначение санкций.
Яркий пример такой ситуации — положения ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ, где предусмотрено предупреждение или штраф в размере 500 рублей за езду без нужных документов. Тогда как в ч. 3 той же статьи за передачу автомобиля лицу, не имеющему при себе документов, установлено единственно возможное наказание — штраф в размере 3 тыс. рублей.
Подобное суровое наказание, казалось бы, оправданным, если бы транспортное средство передавалось человеку, совсем не имеющему водительского удостоверения. Однако в действительности дело касается передачи автомобиля лицу, обладающему действующим удостоверением водителя, которое просто не оказалось при нём в конкретный момент. Конечно, подобная ситуация нарушает требования закона, но опасность такого поступка гораздо меньше, чем случай, когда за руль садится человек, вообще не имеющий права водить машину.
Таким образом, существование нескольких вариантов ответственности создает предпосылки для злоупотреблений и коррупции, с которыми ведется длительная и интенсивная борьба. Улучшение системы административной ответственности способно не только точно очертить рамки каждого вида наказания, но и потенциально уменьшить масштабы коррупции в данной области.
Для действенного разрешения проблем, связанных с справедливостью административных наказаний, необходимо пересмотреть фундаментальные принципы и правила их назначения. Представляется целесообразным исключить произвольный подход, при котором вид и размер наказания выбираются судьей или должностным лицом исходя из личных убеждений. Важно ввести в законодательство конкретные критерии и показатели, определяющие точный вид и величину наказания для разных типов административных правонарушений.
Вид и объем наказания должны зависеть не от усмотрения судей, а от реально присутствующих смягчающих или отягчающих обстоятельств. Законодательство должно содержать коэффициенты, отражающие влияние каждого такого обстоятельства на итоговый размер наказания. Окончательная величина санкции будет рассчитываться как сумма базовой величины наказания и скорректированной величины, полученной умножением базовых значений на коэффициенты.
Современная практика назначения административных наказаний нуждается в серьезной реформе ввиду целого ряда актуальных правовых проблем:
1. Соразмерность наказаний: остро стоит вопрос о пропорциональности санкций тяжести и характеру допущенных нарушений, учитывая потенциальную общественную опасность содеянного.
2. Коррупционные угрозы: значительные расхождения между возможными вариантами наказаний создают возможности для коррупции и злоупотреблений.
3. Несоответствие наказаний субъектам: имеются существенные несоответствия в мерах ответственности для физических, должностных и юридических лиц.
Для преодоления текущих недостатков Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации рекомендуется расширить штат профессиональных юристов, имеющих необходимые знания и опыт. Такие эксперты способны своевременно выявлять пробелы в законе и разрабатывать конструктивные предложения по его развитию.
Немаловажным шагом станет включение широкой общественности в обсуждение предлагаемых поправок и изменений. Граждане вправе вносить предложения по совершенствованию норм КоАП, проводить сбор подписей в поддержку собственных инициатив и передавать их на рассмотрение компетентных органов власти.
Требуется усилить ответственность физических лиц, повысив размеры административных штрафов. Сейчас значительный разрыв в размерах санкций для юридических и физических лиц позволяет первым уходить от ответственности, перелагая её на простых граждан. Повышение сумм штрафов для физических лиц восстановит утраченное равновесие и справедливость.
Таким образом, нормативно-правовую базу следует регулярно обновлять и адаптировать к современным экономическим условиям и правовым стандартам. Административные санкции играют важную роль в государственном управлении и поддержании правопорядка, поэтому они должны быть чётко сформулированы и обоснованы.
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.02.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025);
- Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2022 год. URL: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/376517
- Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2023 год. URL: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/562692
- Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2024 год. URL: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/617555
- Гомон И.В., Шуликова М.А., Пильгун Я.С. Анализ совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации по расследованию административных правонарушений// Международный журнал гуманитарных естественных наук. 2019. С. 46-50.
- Мимрак Я.А. Анализ правоприменительной деятельности таможенных органов Российской Федерации по рассмотрению дел об административных правонарушениях // Развитие таможенного дела Российской Федерации: дальневосточный вектор. 2021. С. 158-163.
- Мухамедьянова Д.Р. Проблемы в области применения административного наказания и пути совершенствования законодательства // Вопросы российской юстиции. 2022. С. 1-10.