Формы и способы выявления административных правонарушений в сфере таможенного дела
Журнал Научные высказывания

Формы и способы выявления административных правонарушений в сфере таможенного дела

Рассматриваются основные формы и способы выявления административных правонарушений в сфере таможенного дела, так же проблемы возникающие на пути совершенствования всей системы.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
таможенный контроль
таможенные органы
административные правонарушения

В эпоху глобальной интеграции и расширения международных торговых отношений проблема соблюдения норм таможенного права приобретает особую значимость.

Нарушения в данной сфере наносят ущерб экономической стабильности страны, позволяя избежать уплаты обязательных сборов и пошлин, а также создавая неравные условия конкуренции на внутреннем рынке. Для эффективного противодействия таким нарушениям необходимы современные технологии и аналитические инструменты.

Необходимость изучения вопроса вызвана увеличением числа случаев несоблюдения таможенного законодательства и потребностью в разработке инновационных мер для их обнаружения. В быстро меняющейся экономической среде и с развитием новых технологий важно определить оптимальные механизмы контроля над нарушениями.

Административные правонарушения — это поступки или невыполнение обязанностей, которые противоречат требованиям административного законодательства и приводят к применению соответствующих мер юридической ответственности. Их отличительными чертами являются:

  • Неправомерность: любые административные правонарушения нарушают предписанные законами правила и нормы поведения.
  • Субъекты ответственности: привлечь к ответственности за такое правонарушение могут как частных лиц, так и юридических субъектов, включая индивидуальных предпринимателей, предприятия и должностных лиц.
  • Наличие вины: основанием для наступления административной ответственности служит вина правонарушителя, проявляемая как намеренно, так и вследствие халатности.
  • Последствия: административные правонарушения предполагают применение различных видов взысканий, таких как штрафы, предупреждение, изъятие предмета правонарушения и другие предусмотренные законом меры принуждения. [2]

Шестнадцатая глава Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Административные нарушения в области таможенного дела») состоит из двадцати четырех статей, каждая из которых описывает отдельные виды таможенных правонарушений.

Обнаружение нарушений в области таможенного законодательства осуществляется посредством ряда контрольных мероприятий, таких как изучение документов, физическое обследование грузов, отслеживание информационных потоков и управление рисками.

Достижение высокой эффективности в выявлении и предупреждении таких нарушений зависит от непрерывного развития методик контроля, повышения профессионализма специалистов и внедрения новейших технологий.

Форматы и методы установления фактов административных правонарушений представляют собой систематизированные приемы и алгоритмы, предназначенные для своевременного выявления и документирования нарушений.

Для успешного функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС), помимо прочего, важна гармония и единообразие национальных правовых актов стран-членов Союза в части таможенного регулирования. Это распространяется и на развитие административного законодательства, устанавливающего ответственность за несоблюдение таможенных правил при перевозке товаров через единую таможенную границу ЕАЭС.

Таможенными органами при осуществлении таможенного контроля применяются разнообразные формы контроля, указанные в ст. 322 Таможенного кодекса ЕАЭС: получение разъяснений; проверка представленных таможенных и иных документов и сведений; таможенный осмотр груза; таможенный досмотр товара; личный таможенный досмотр физических лиц; осмотр помещений и территорий; таможенная проверка деятельности участников внешнеэкономической деятельности.

К средствам, используемым для реализации таможенного контроля, относятся: специализированные технические средства; морские, речные и воздушные судна таможенных служб; информационные ресурсы и базы данных таможенных органов; специально подготовленные служебные животные (например, собаки).

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении могут служить материалы от правоохранительных органов и других ведомств, а также обращения граждан, организаций и публикации в СМИ, содержащие информацию о правонарушении.

Начало формы

Такие материалы, заявления и сообщения должны рассматриваться должностными лицами, имеющими полномочия составлять протоколы об административных правонарушениях.

Информация об административном правонарушении, поступившая в таможенный орган, регистрируется в соответствии с установленным порядком.

Сбор и анализ сообщений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, опубликованных или распространенных в средствах массовой информации (далее – СМИ), осуществляется в таможне пресс – секретарем таможни либо иным должностным лицом, назначенным начальником таможни, в зоне деятельности которой находится юридический адрес СМИ.

Информация о выявленных административных правонарушениях учитывается в различных подразделениях таможенной службы: в Федеральной таможенной службе России — в Управлении таможенных расследований и дознания, в региональных таможенных управлениях и оперативно-розыскных подразделениях таможни — в учётно-регистрационном отделении, в таможнях — в подразделениях по регистрации и учёту административных правонарушений, на таможенных постах — в подразделении учёта и регистрации административных правонарушений.

Применение способов выявления административных правонарушений в области таможенного дела включает несколько ключевых методов и подходов:

1. Риск-ориентированный подход. Применение анализа рисков для идентификации грузов, подверженных потенциальным правонарушениям. Это позволяет сосредоточить ресурсы на самых рискованных партиях. Пример: Использование статистических данных о прошлых правонарушениях для создания профилей рисков, что позволяет эффективно выбирать объекты для контроля.

2. Использование информационных технологий. Внедрение автоматизированных систем для мониторинга и анализа данных о перемещении товаров. Это включает системы для проверки деклараций и сопроводительных документов. Пример: Применение программного обеспечения для автоматической проверки соответствия данных в декларациях и фактическим характеристикам товаров.

3. Мониторинг и анализ данных. Сбор и анализ информации о перемещениях товаров и деятельности участников внешнеэкономической деятельности с целью выявления аномалий. Пример: Использование аналитических инструментов для выявления несоответствий в объемах торговых операций и поведении участников.

4. Сотрудничество с другими государственными органами. Взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами для обмена информацией и проведения совместных операций. Пример: Проведение совместных операций с полицией и налоговыми органами для выявления контрабанды и других правонарушений.

5. Обучение и повышение квалификации кадров. Организация специальных тренингов для сотрудников таможенных органов по новым методам и технологиям выявления правонарушений. Пример: Проведение семинаров с привлечением международных экспертов для обмена опытом по выявлению и борьбе с правонарушениями.

6. Проведение проверок и инспекций. Регулярные плановые и внеплановые проверки участников внешнеэкономической деятельности, включая производителей и дистрибьюторов. Пример: Проведение инспекций на складах и в логистических центрах для проверки соблюдения таможенных норм и правил.

Эти способы выявления административных правонарушений в области таможенного дела способствуют повышению эффективности работы таможенных органов и обеспечению соблюдения законодательства, что в свою очередь защищает экономические интересы государства и способствует честной торговле.

Успешное применение форм и способов выявления административных правонарушений в области таможенного дела требует постоянного совершенствования методов, активного использования технологий и налаживания сотрудничества между всеми участниками процесса. Это не только улучшит работу таможенных органов, но и создаст более надежную правовую среду для участников внешнеэкономической деятельности.

Проблемы, возникающие при применении форм и способов выявления административных правонарушениях в области таможенного дела:

1. Коррупция и злоупотребления. Пример: в некоторых регионах выявлены случаи, когда сотрудники таможни принимали взятки от импортеров в обмен на игнорирование нарушений, связанных с недекларированием товаров. Это приводит к потере доходов в бюджет.

2. Недостаточная квалификация кадров. Пример: в результате недостаточной подготовки сотрудников были допущены ошибки в классификации товаров, что привело к неправильному расчету таможенных пошлин и штрафов для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

3. Технические и технологические проблемы. Пример: на некоторых таможенных постах использование устаревшего оборудования для физического контроля не позволяет эффективно выявлять контрабандные товары, что приводит к увеличению случаев их незаконного ввоза.

4. Бюрократические препятствия. Пример: процесс оформления документов на ввоз товаров в 2024 году затягивается из-за сложных требований и необходимости получения множества согласований, что снижает оперативность таможенного контроля.

Согласно Стратегии развития ФТС России до 2030 г. одним из целевых направлений развития таможенной службы является повышение результативности борьбы с административными правонарушениями (далее – АП), отнесёнными к компетенции таможенных органов. В связи с этим совершенствование эффективности производства по делам об АП в области таможенного дела имеет важное практическое значение для достижения целей и задач, возложенных на таможенные органы. [7]

На сегодняшний день всё же остаётся ряд проблем, существенно влияющих на выявление и пресечение административных правонарушений в области таможенного дела, совершаемых физическими и юридическими лицами.

Среди основных трудностей можно выделить проблемы при модернизации законодательства, регулирующего ответственность участников внешнеторговой деятельности и порядок взимания штрафов, нехватку сотрудничества между таможенными органами и другими государственными структурами при обнаружении и расследовании правонарушений, а также перегрузку работников таможни из-за оптимизации структуры, что мешает качественному расследованию и учёту исполнения наказаний.

Для устранения обозначенных недостатков предлагается следующий комплекс мер:

1. Составление инструкций и рекомендаций для сотрудников подразделений административно-правовой работы (ОАР) относительно конкретных положений КоАП РФ (ст. 16.1, ст. 16.2) и Таможенного кодекса ЕАЭС (пп. 25 п. 1 ст. 2), а также внесение изменений в гражданское законодательство, направленных на усиление ответственности участников внешней торговли (конкретно статья 56 Гражданского кодекса РФ ввиду ситуации, когда недобросовестные субъекты бросают зарегистрированные фирмы с задолженностью по штрафам и открывают новые компании);

2. Внедрение общей информационной системы учета применённых обеспечительных мер при производстве по делам об административных правонарушениях;

3. Уточнение и детализация содержания самих обеспечительных мер, используемых при рассмотрении дел об административных нарушениях;

4. Повышение качества взаимодействия и налаживания совместной работы с правоохранительными органами и прочими государственными учреждениями при проведении оперативных мероприятий и специальных операций;

5. Облегчение рабочей нагрузки сотрудников подразделений административно-правовой работы и отделов исполнения судебных постановлений путём автоматизации составления отчетности на основании первичной информации, регулярного обновления программного обеспечения и оптимального распределения рабочих заданий внутри таможенных органов.

Проведённый анализ позволяет сделать вывод, что эффективное раскрытие административных правонарушений требует комплексного подхода и использования разнообразных инструментов и методов.

Список литературы
  1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 Nº 195-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ
  4. Федеральный закон от 12.08.1995 Nº 144-Ф3 «Об оперативно-розыскной деятельности»
  5. Федеральный закон от 26 марта 2022 г. Nº 70-Ф3 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», Федеральный закон от 14 июля 2022 г. Nº 290-Ф3 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», Федеральный закон от 13 июля 2022 г. Nº 235-Ф3 «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
  6. Федеральный закон от 7 октября 2022 г. Nº 382-Ф3 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
  7. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»
международный научный журнал

Научные высказывания #76

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 29 апреля по 15 мая
Сегодня - последний день приёма статей
Размещение электронной версии
29 мая