Современное состояние, правовые проблемы и тенденции развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве в период коронавирусной инфекции
Журнал Научные высказывания

Современное состояние, правовые проблемы и тенденции развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве в период коронавирусной инфекции

В данной научной статье рассматриваются основные тенденции изменения деятельности и функционирования предпринимательства в рамках малого и среднего бизнеса в пик развития Covid-19, определяются основные проблемные аспекты и их решение

Covid-19
малое предпринимательство
среднее предпринимательство
проблемы
коронавирусная инфекция
правовые проблемы

Широко распространенное мнение о том, что кризис, вызванный инфекцией Covid-19, носит системный характер и имеет катастрофические последствия, явно основано на преувеличениях. Сам кризис и его последствия следует рассматривать как чрезвычайную ситуацию. Кризис относится к числу неизбежных издержек, за некоторым исключением, абсолютно правильных административных усилий, направленных на защиту человеческих жизней. На наш взгляд, к издержкам, несомненно, относится усугубление накопившихся кризисных явлений и процессов, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП).

Введенные карантинные меры, как правило, затрагивали сферы услуг бытового рынка, такие как общественное питание и розничная торговля непродовольственными товарами, внутренний и зарубежный туризм, гостиничный менеджмент, городской и междугородний пассажирский транспорт. В меньшей степени ограничения коснулись отраслей реального сектора экономики. В связи с этим на федеральном уровне были приняты отдельные меры по поддержке малого и среднего бизнеса [3, С. 1].

Следует отметить, что, как правило, малый и средний бизнес осуществляет свою деятельность преимущественно в сферах торговли и оказания услуг населению. В настоящее время в этих областях наблюдается довольно низкая как инновационная, так и инвестиционная активность из-за довольно высокой неопределенности окружающей среды. Это обстоятельство, а также высокая сложность государственных процедур урегулирования, административное давление, а также высокая степень финансовой нагрузки привели к определенному росту неформальной занятости в сфере малого и среднего бизнеса. В то же время повышение процентных ставок и риск ликвидности еще больше усугубили ситуацию, иными словами, себестоимость продукции возросла, и, тем самым, прибыльность бизнеса снизилась.

Нынешняя ситуация в условиях пандемии коронавируса нанесла достаточно серьезный удар абсолютно по всем сферам общества, включая малый и средний бизнес. В связи с тем, что многие боятся коронавируса, в мировой экономике изменились спрос и предложение. В то же время приостановка производства в странах оказывает существенное влияние на сокращение предложения, в то время как производственная и экономическая активность самих хозяйствующих субъектов по всему миру снижается. Министерство экономического развития России отвечает за рост предпринимательства в нашей стране. Этот отдел определяет ключевые направления и объем средств, которые должны быть выделены на поддержку бизнеса. На уровне субъектов Федерации основными органами поддержки малого и среднего бизнеса являются различные ведомства или местные министерства, специализирующиеся на поддержке малого и среднего бизнеса [3, С.3].

Можно назвать следующие ключевые виды поддержки малого и среднего бизнеса в контексте пандемии COVID-19. Их можно разделить на две основные категории, а именно финансовые и нефинансовые. Таким образом, финансовые виды поддержки малого и среднего бизнеса в условиях пандемии COVID-19 включают, прежде всего:

  • льготное кредитование. В настоящее время существуют различные фонды поддержки отечественного бизнеса, каждый из которых самостоятельно устанавливает ставку и диктует свои условия. Как правило, ставки снижаются для малого и среднего бизнеса, который ведет свою деятельность в сфере инноваций, производства и социально ориентированного предпринимательства. При этом кредиты могут выдаваться как с целью пополнения оборотных средств предприятия, так и для приобретения основного. Следует отметить, что самая большая сумма кредита составляет 3 миллиона рублей, с максимальным сроком погашения до 3 лет;
  • предоставление гарантий поручительства по банковским кредитам. В сложной ситуации, когда у отечественного предпринимателя нет суммы залога для получения кредита, он имеет право обратиться в гарантийный фонд. В процессе заключения договора гарантийный фонд выступает гарантом предпринимателя и, соответственно, будет нести финансовую ответственность в том случае, если клиент сам не сможет погасить задолженность по кредиту;
  • субсидирование части затрат. Эта мера часто предоставляется производственным организациям с целью возмещения затрат на уплату арендных платежей или процентов по кредитам, которые были взяты на строительство или приобретение основных средств. Заявление на получение субсидии подается через личный кабинет налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы или по почте;
  • гранты. Они могут быть выданы, в первую очередь, инновационным организациям или предпринимателям, которые только начали свою деятельность.
  • Нефинансовые виды поддержки малого и среднего бизнеса включают в себя: разнообразные консультации по маркетингу, патентную и лицензионную поддержку финансового планирования, а также ведение бизнеса и юридическое сопровождение предпринимательской деятельности в нашей стране;
  • организация конференций, форумов на удаленной основе для малого и среднего бизнеса;
  • помощь в продвижении товаров на экспорт в условиях пандемии;
  • организация семинаров, тренингов на удаленной основе;
  • проведение выставок товаров и услуг малого и среднего бизнеса [4, С.1].

Тем не менее, несмотря на государственную поддержку малого и среднего бизнеса, ограничительные меры, введенные на фоне пандемии COVID-19, оказали впечатляющее влияние на развитие предпринимательства, что в конечном итоге привело к ряду негативных экономических тенденций. Такие негативные тенденции в первую очередь связаны с тем, что помимо существующих проблем, существенно ограничивающих развитие отечественного предпринимательства, появились совершенно новые, вызванные распространением COVID-19 [4, с.2].

В то же время малый и средний бизнес оказался в ситуации, когда система поддержки предпринимательства стала крайне неэффективной и не позволяет тем самым сохранить бизнес в его нынешнем состоянии без каких-либо потерь. Ситуация еще более осложняется тем, что в настоящее время невозможно точно спрогнозировать и рассчитать все убытки компаний. Но по данным Министерства экономического развития Российской Федерации, можно констатировать, что в июне наблюдалось восстановление экономической активности за счет постепенного и последовательного снятия карантинных ограничений, вызванных распространением COVID-19, что оказало весьма положительное влияние на улучшение динамики валового внутреннего продукта, а именно снижение снизилось до -6,4% г/г по сравнению с -10,7 1% г/г в мае и -12,0% г/г в апреле 2020 года [5 С. 2].

Подводя итог вышесказанному, отметим, что государство, общество и предпринимательство оказались в очень сложной ситуации. Несмотря на то, что государство создает все условия, которые, безусловно, способствуют сохранению и поддержке малого и среднего бизнеса, а эффективность предоставляемых мер весьма неоднозначна.

Список литературы
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)
  3. Гапов М. Р., Хубиева Д. К. Малое и среднее предпринимательство в период пандемии // Московский экономический журнал. 2020. №9. С. 2
  4. Лобанова Е.Н., Кононова О.В., Ардашева А.Л., Суяркова О.В., Самохина А.С. Проблемы российского малого и среднего бизнеса в свете ограничительных мер по борьбе с пандемией коронавируса в России в 2020 году // The Scientific Heritage. 2020. №54-5.  5 с.
  5. Молев Д. А.ч Состояние малого и среднего бизнеса в Российской федерации на современном этапе // Наука, образование и культура. 2020. №3 (47). 3 с.
  6. Ткалич Я. Е. Становление инфраструктуры государственной кредитной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России // Проблемы Науки. 2018. №2 (122). 3 с.
международный научный журнал

Научные высказывания #68

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 12 декабря по 27 декабря
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
10 января