Система материального и нематериального стимулирования персонала таможенных органов России
В статье рассмотрены показатели и инструменты, влияющие на материальное и нематериальное стимулирование персонала ФТС России и представлены анализ соответствующих показателей.
Таможенный персонал является ключевым ресурсом и его можно рассматривать как человеческий капитал государственной структуры управления. При это эффективность деятельности персонала часто рассматривается через призму динамических показателей, характеризующих развитие системы. Динамика персонала – это комплексный показатель организации, определяющий состояние персонала на разных этапах ее функционирования. Теория организации и организационного поведения рассматривают два типа динамики персонала: количественная и качественная [1].
Проанализируем общие финансовые показатели, которые приведены на рисунке 1 [2].
Рисунок 1.Расходы на оплату труда, млрд. руб.
Общее бюджетное финансирование ФТС РФ за последние четыре года увеличилось на 10,9 млрд. рублей или на 13,51%, достигнув в 2022 году значения в размере 91,6 млрд. рублей. Анализ расходов на оплату труда всего персонала ФТС вырос до 50,7 млрд. рублей, увеличившись на 21% (или 8,8 млрд. рублей). Важно отметить, что доля расходов на оплату труда выросла до 55,35%. Таким образом, расходы на оплату труда в структуре бюджетных ассигнований занимают более половины всех расходов, что вполне характерно для подразделений, ориентированных на работу высококвалифицированных кадров. Анализ показывает достаточно высокую дифференциацию оплаты труда между штатными сотрудниками ФТС, государственными служащими и работниками бюджетной сферы. Разница между отдельными категориями сотрудников таможенных служб может достигать трех раз.
Система кадрового обеспечения имеет развитую систему материального обеспечения, а также широкий перечень инструментов социальной поддержки [3]. Более того, в 2022 году следует выделить бюджетные ассигнования на развитие здравоохранения ФТС России до 3,6 млрд. рублей, ассигнования на медико-санитарные нужды отдельных категорий граждан 2,385 млрд. рублей и санитарно-курортное обеспечение 1,035 млрд. рублей.
Укомплектованность таможенных органов должностными лицами ФТС России представлено на рисунке 2 [2].
Рисунок 2. Укомплектованность таможенных органов должностными лицами ФТС России
За последние четыре года укомплектованность таможенных органов выросли до значения в 93,4%, что является грамотной кадровой политикой ФТС России и соответствующими программами развития. Анализ показывает, что обеспечение ФТС требуемыми сотрудниками с необходимой квалификацией выросло на 1,9%.
Отдельно следует рассмотреть показатели переподготовки и кадрового развития ФТС России. За последние два года была усилена программа повышения квалификации, которая обеспечила возможность подготовки более 23,3 тысяч человек, что составляет почти 55% от общей численности кадрового состава ФТС. На рисунке 3 представлены данные по переподготовке таможенных сотрудников.
Рисунок 3. Данные о переподготовке таможенных кадров
За анализируемый период интенсивность подготовки таможенных кадров увеличилась на 2,8 тысяч человек, что обеспечило возрастание доли повысивших квалификацию сотрудников ФТС до 54,8%. Сформированный бюджет и система переподготовки должностных лиц ФТС позволяет ежегодно формировать необходимые компетенции сотрудников [4].
В таблице 1 представлены сведения о врученных наградах сотрудникам ФТС России [2].
Таблица 1
Награды сотрудникам ФТС России
Показатель поощрения |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Награждены ведомственными наградами |
9180 |
8724 |
7224 |
7897 |
Объявлена благодарность |
1248 |
1239 |
878 |
975 |
Вручены Почетные грамоты |
1089 |
1149 |
875 |
854 |
Вручены Медали по нагрудные знаки |
6843 |
6336 |
5471 |
6068 |
Присвоено досрочное специальное звание |
161 |
125 |
220 |
222 |
Награждены государственными наградами |
45 |
62 |
71 |
44 |
Поощрены Президентом РФ |
32 |
42 |
28 |
35 |
Поощрены Правительством РФ |
16 |
- |
21 |
13 |
Поощрены Минфином РФ |
- |
52 |
63 |
7 |
Присвоены специальные звания высшего начальствующего состава |
19 |
14 |
25 |
26 |
Анализ показывает, что система нематериального стимулирования персонала ФТС занимает важно значение в деятельности кадровой службы. Ежегодное нематериальное стимулирование затрагивает четверть кадрового контингента, уменьшившись в 2022 году до доли в 23,68%. Важно отметить, что большая часть нематериальных мер воздействия на персонал дополняется небольшими единовременными выплатами.
Таким образом, были проанализированы отдельные показатели деятельности ФТС России, связанные с развитием персонала, в частности расходы на оплату труда. Система кадрового обеспечения имеет развитую систему материального обеспечения, а также широкий перечень инструментов социальной поддержки. За последние четыре года укомплектованность таможенных органов выросли до значения в 93,4%. За анализируемый период интенсивность подготовки таможенных кадров увеличилась до 54,8%. Анализ показывает, что система нематериального стимулирования персонала ФТС занимает важно значение в деятельности кадровой службы.
- Любкина Е. О., Макрусев В. В. Развитие системы компетенций персонала таможенных органов на этапах проектирования и внедрения гибридного интеллекта. // Конференция «Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире - компетентностный подход к созданию» (IBCP2023). Сборник материалов. 16 – 17 февраля 2023 г. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ» — 2023.— С. 144. ISBN 978-5-6048182-5-1
- Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2022 году. URL: https://academy.customs.gov.ru/ob-akademii (дата обращения 07.04.2023)
- Рябиков А.М. Кадровая политика таможенной службы: опыт Российской империи 18 века и современной России // Вестник Поволжского института управления. – 2021. – № 5. – С. 21.
- Тихонова К.А. Надзорные мероприятия в системе деятельности таможенных органов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 6. – С. 111.