Финансовые пирамиды и их законодательное регулирование
В статье поднят вопрос недостаточной степени законодательного регулирования финансовой деятельности пирамид. Данная проблема широка распространена во всем мире, поэтому она изучается многими экспертами и по сей день. Определение влияния принятых в стране нормативно- правовых актов на деятельность мошеннических финансовых организаций является основной целью исследования. Сравнительный анализ показал, что принятые в 2016 году законы не повлияли должным образом на рост числа финансовых пирамид. Ужесточение законодательства в отношении финансовых правонарушений как один из вариантов решения проблемы.
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной степенью законодательного регулирования деятельности финансовых пирамид. Данная сфера уже давно изучалась как на зарубежном, так и на отечественном опыте.
Выгодное вложение финансов всегда будет интересовать граждан любой страны, этим и пользуются мошенники. Мошенничество в финансовой сфере распространено достаточно, особенно в России, и обусловлено известными причинами наживы, обмана и большой вероятностью лёгкого пользования большими средствами другого.
Экономика говорит, что финансы определяют наше будущее и представляют долгосрочный проект. Кроме того, сфера финансовых вложений настолько многообразна, своеобразна и широка, что бывает сложно отличить мошенничество от выгодных предложений.
Разные источники указывают, что финансовое вложение строится на пространстве потребностей в капиталовложениях, анализе вариантов их удовлетворения, выборе лучшей альтернативы и распределении имеющихся ресурсов между направлениями инвестирования, и иногда вложения в некоторые проекты могут оказаться мошенничеством. Однако не всегда преступления в данной сфере достаточно регулируются законодательством.
Поэтому изучение влияния вновь принятых законов касающихся сферы финансовых вложений представляет особый интерес. Проблема финансовой грамотности среди населения остро стоит в современной России, поэтому необходимость принятия жёстких законодательных мер, способных оградить граждан от потери денежных средств находится на повестке дня в нижней палате парламента уже не одно десятилетие.
Сегодня изучение существующих механизмов финансовой пирамиды и сферы финансовых вложений строится на концепте прозрачности вложений, мерах ответственности, условий сотрудничества, раскрытии мошеннических сфер. Все это ведёт к соблюдению баланса собственного экономического интереса и интересов партнёров, инвесторов, потребителей и конкурентов, форм и условий сотрудничества.
Сфера финансовых вложений должна строится на развёрнутой информации о финансовой деятельности компании и оценках ее перспектив, условий и форм сотрудничества. А в мошеннических организациях пытаются избегать подобной информации.
Цель: определить влияние принятых в стране нормативно-правовых актов на деятельность мошеннических финансовых организаций.
Задачи:
1. Определить понятие «финансовая пирамида»;
2.Изучить нормативно-правовые акты, ужесточающие деятельность недобросовестных финансовых организаций;
3.Проанализировать рост числа мошеннических организаций.
Объект исследования: законодательные акты о финансовых пирамидах.
Предмет исследования: сфера финансовых вложений.
Методы исследования: Изучение литературы, моделирование, сравнительный анализ.
Влияние принятых в России правовых норм на деятельность финансовых пирамид
Рассмотрим динамику роста количества финансовых пирамид и соотнесем ее с публикуемыми законодательными актами, регулирующих данную сферу. Борется с деятельностью финансовых пирамид на данный момент Центральный Банк. В 2017 году банк создал специальный отдел для борьбы с нелегальными финансовыми организациями. Департамент противодействия недобросовестным практикам. С 2018 года ЦБ занимается разоблачением финпирамид не только в столице и Московской области, но и во всех регионах страны.
Специалисты и финансовые аналитики банка на основе big data разработали специальный скрипт, позволяющий распознавать сайты и страницы в Интернете с признаками ведения незаконной финансовой деятельности. Такие подозрительные порталы проверяются на наличие банковской лицензии. В случае ее отсутствия проводится анализ движения денежных средств между организаторами и участниками пирамиды. Собранные материалы передаются на рассмотрение правоохранительным органам, а затем — в суд.
Центробанк также занимается выявлением пирамид, которые зарегистрировали свою деятельность за рубежом. Для этих целей ЦБ РФ заключило договор с Международной организацией комиссий по ценным бумагам.
Рассмотрим динамику роста финансовых пирамид в России и соотнесем её с законами.
В 1992 году было зарегистрировано всего лишь 9 пирамид, однако ущерб составил 157,5 млрд. руб. В 1993 году всего было 33, а ущерб составил 300 млрд рублей! В 1994 году данных о количестве пирамид нету, однако, ущерб составил более 454 млрд. рублей. Такой огромный ущерб связан с первой крупной МММ в России, которую создал С. Мавроди. (Рис.1)
Рис.1. Динамика роста финансовых пирамид в России
В 2008 и 2009 годах насчитывалось 28 и 39 пирамид соответственно, а ущерб составил 40 млрд. и 4,3 млрд. рублей. Количество пирамид во время кризиса всегда резко увеличивается. По результатам кризиса 2019 правоохранители ожидали двукратное увеличение ущерба и числа пострадавших.
В январе 2011 г. Самой крупной пирамидой стала МММ, она возродилась абсолютно в том же формате, используя новые технологии и системы онлайн-платежей. Но и это еще не все – МММ 2011 просуществовала чуть более года, лопнула и буквально в тот же день вновь восстала с «креативным» названием МММ 2012, начав следующий круг взносов и выплат.
В 2014 году Центральный Банк РФ выявил около 450 финансовых пирамид, а в 2015 году 200.[1] На такой резкий спад количества таких организаций повлиял вышеупомянутый Федеральный закон N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Этот закон устанавливал то, что такие организации подлежат ликвидации.
Количество финансовых пирамид снижается: в 2016 году Банк России выявил 180 таких организаций, тогда как годом ранее (в 2015) - 200.[2] Нанесенный ими ущерб сократился более значительно - с 5,5 до 1,5 миллиарда рублей. Это оценки Банка России и правоохранительных органов. Это связано с коренным изменением в законодательстве и введением уголовной ответственности.
Однако в 2019 ЦБ находит в России более 200 организаций с признаками финансовых пирамид, а за 5 лет — свыше 900.[3] Это заметно больше, чем в 2018-м (168) и 2017-м (137).[4] В целом за 2015–2019 годы регулятор выявил 922 вероятные пирамиды. Связан такой неожиданный скачок роста с появлением новых интернет-ресурсов, потому что доля интернет-мошенников высока: как только появляется новая соцсеть, в ней сразу начинают размещать рекламу пирамид.
Банк России обнаружил 220 организаций с признаками финансовых пирамид в 2020 году по сравнению с 237 годом ранее. Специалисты связывают это с периодом пандемии, в который увеличилось количество безработных, следовательно, увеличилось количество случаев создания незаконных финансовых организаций.
На основе анализа информации, упомянутой ранее, можно сделать вывод, что принятие НПА в 2016 году не смогла достаточно снизить мошенничество в данной сфере. Поскольку подобные организации появляются во время кризисов, можно только одним способом уменьшить подобные преступления — это ужесточение нынешнего законодательства.
Заключение
В ходе данного исследования была выявлена проблема незаконной деятельности в нашей стране значительного количества различных финансовых организаций. Финансовые пирамиды, с завышенными обещаниями и, в ряде случаев, поддержкой известных в стране людей, могут незаконно обогатиться на доверчивых гражданах. Невысокий уровень финансовой грамотности в нашей стране позволяет мошенникам рассчитывать на значительную прибыль, особенно в условиях пандемии и экономического кризиса.
В данных обстоятельствах возникла необходимость в ужесточении законодательства относительно подобных организаций, тех, кто их рекламирует, сознательно способствует популяризации нелегальных финансовых организаций. Законодательные изменения в этой сфере приводили к положительным результатам (в частности, в 2016 году), количество подобных организаций сокращалось, однако в новых условиях, за последний год, ситуация становится тревожной, а новые вызовы требуют новых решений в этой области.
В связи с этим, есть необходимость ужесточить наказания за создание финансовых пирамид. Увеличить штраф, предусмотренный статьёй КоАП РФ 14.62 и статьёй 172.2 УК РФ. Так же увеличить срок, предусмотренный статьёй 159 УК РФ и статьёй УК РФ 172.2.
Предлагаю изложить тест в следующей редакции:
УК РФ Статья 172.2. Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества
- …наказывается штрафом кратным величине ущерба, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до трёх лет. И лишением права осуществлять предпринимательскую деятельность сроком до шести лет.
- …наказывается штрафом кратным величине ущерба, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с ограничением свободы на срок до пяти лет. И лишением права осуществлять предпринимательскую деятельность сроком до десяти лет.
КоАП РФ Статья 14.62. Деятельность по привлечению денежных средств и (или) иного имущества
- … влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до трёхста тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей…
- … влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до трёхста тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Только жестко законодательное регулирование сможет пресечь подобные финансовые правонарушения. А самым важным нововведением является лишение права осуществлять предпринимательскую деятельность, что лишит возможности мошенникам снова создавать подобные организации.
Таблица 1.
1996 |
УК РФ |
Ответственность за создание финансовых пирамид не предусмотрена |
2001 |
КоАП РФ статья 14.62 |
Штраф от 5тыс. до 50 тыс. (для физ. лиц), От 20 тыс. до 100 тыс. (для должностных лиц), От 500 тыс. до 1000 тыс. (для юр. лиц); |
2015 |
151-ФЗ, ст. 7.1 |
Ликвидация компаний, осуществляющих недобросовестную деятельность, по решению Арбитражного суда РФ, с возможностью Обжалования |
2016 |
УК РФ Статья 159; УК РФ Статья 172.2. |
Штраф до 300 тыс., до 2 лет, обязательные работы До 480 ч; либо принудительные работы до 5 лет, Лишение свободы до 5 лет. От 1 млн. и т.д, срок до 4 лет; за особо крупный размер: до 1,5 млн. и т.д., срок до 6 лет; |
2019 |
N 271-ФЗ (151-ФЗ,ст. 7.1) |
Ликвидация компаний, осуществляющих недобросовестную деятельность, по решению Арбитражного суда РФ, без возможности Обжалования |
2021 |
Редакция от 24.02.2021 |
Нету данных, законопроект ещё в разработке, на данный момент за нарушение статьи 172.2 наказание ужесточается |
[1] [Электронный ресурс] URL: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/cb-otmechaet-bolee-chem-dvukratnoe-sokrashchenie-chisla-finansovykh-piramid-v-rf-s-2014-goda-1009698384
[2] [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/finances/04/02/2020/5e3953949a79471f668954c9
[3] [Электронный ресурс] URL: https://www.interfax.ru/business/694010
[4] [Электронный ресурс] URL: https://www.interfax.ru/business/694010
- Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент: учебное пособие. - М.: 2017. - 528 с.
- Дмитриев Ю.А., Гутман Г.В., Краев В.Н. Методические указания к разработке финансового проекта. – М.: ФиС, 2017. – 136 с.
- Что такое финансовая пирамида. [Электронный ресурс] URL: https://journal.tinkoff.ru/wiki/pyramid/(02.02.21.).
- КоАП РФ Статья 14.62. Деятельность по привлечению денежных средств и (или) иного имущества