Финансовые пирамиды и их законодательное регулирование
Журнал Научные высказывания

Финансовые пирамиды и их законодательное регулирование

В статье поднят вопрос недостаточной степени законодательного регулирования финансовой деятельности пирамид. Данная проблема широка распространена во всем мире, поэтому она изучается многими экспертами и по сей день. Определение влияния принятых в стране нормативно- правовых актов на деятельность мошеннических финансовых организаций является основной целью исследования. Сравнительный анализ показал, что принятые в 2016 году законы не повлияли должным образом на рост числа финансовых пирамид. Ужесточение законодательства в отношении финансовых правонарушений как один из вариантов решения проблемы. 

уголовное право
финансовая пирамида
криминализация
финансовая организация
мошенничество
финансы
Экономические преступления
арбитражный суд

Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной степенью законодательного регулирования деятельности финансовых пирамид. Данная сфера уже давно изучалась как на зарубежном, так и на отечественном опыте.

Выгодное вложение финансов всегда будет интересовать граждан любой страны, этим и пользуются мошенники. Мошенничество в финансовой сфере распространено достаточно, особенно в России, и обусловлено известными причинами наживы, обмана и большой вероятностью лёгкого пользования большими средствами другого.

Экономика говорит, что финансы определяют наше будущее и представляют долгосрочный проект. Кроме того, сфера финансовых вложений настолько многообразна, своеобразна и широка, что бывает сложно отличить мошенничество от выгодных предложений.

Разные источники указывают, что финансовое вложение строится на пространстве потребностей в капиталовложениях, анализе вариантов их удовлетворения, выборе лучшей альтернативы и распределении имеющихся ресурсов между направлениями инвестирования, и иногда вложения в некоторые проекты могут оказаться мошенничеством. Однако не всегда преступления в данной сфере достаточно регулируются законодательством.

Поэтому изучение влияния вновь принятых законов касающихся сферы финансовых вложений представляет особый интерес. Проблема финансовой грамотности среди населения остро стоит в современной России, поэтому необходимость принятия жёстких законодательных мер, способных оградить граждан от потери денежных средств находится на повестке дня в нижней палате парламента уже не одно десятилетие.

Сегодня изучение существующих механизмов финансовой пирамиды и сферы финансовых вложений строится на концепте прозрачности вложений, мерах ответственности, условий сотрудничества, раскрытии мошеннических сфер. Все это ведёт к соблюдению баланса собственного экономического интереса и интересов партнёров, инвесторов, потребителей и конкурентов, форм и условий сотрудничества.

Сфера финансовых вложений должна строится на развёрнутой информации о финансовой деятельности компании и оценках ее перспектив, условий и форм сотрудничества. А в мошеннических организациях пытаются избегать подобной информации.

Цель: определить влияние принятых в стране нормативно-правовых актов на деятельность мошеннических финансовых организаций.

Задачи:

1. Определить понятие «финансовая пирамида»;

2.Изучить нормативно-правовые акты, ужесточающие деятельность недобросовестных финансовых организаций;

3.Проанализировать рост числа мошеннических организаций.

Объект исследования: законодательные акты о финансовых пирамидах.

Предмет исследования: сфера финансовых вложений.

Методы исследования: Изучение литературы, моделирование, сравнительный анализ.

Влияние принятых в России правовых норм на деятельность финансовых пирамид

Рассмотрим динамику роста количества финансовых пирамид и соотнесем ее с публикуемыми законодательными актами, регулирующих данную сферу. Борется с деятельностью финансовых пирамид на данный момент Центральный Банк. В 2017 году банк создал специальный отдел для борьбы с нелегальными финансовыми организациями. Департамент противодействия недобросовестным практикам. С 2018 года ЦБ занимается разоблачением финпирамид не только в столице и Московской области, но и во всех регионах страны.

Специалисты и финансовые аналитики банка на основе big data разработали специальный скрипт, позволяющий распознавать сайты и страницы в Интернете с признаками ведения незаконной финансовой деятельности. Такие подозрительные порталы проверяются на наличие банковской лицензии. В случае ее отсутствия проводится анализ движения денежных средств между организаторами и участниками пирамиды. Собранные материалы передаются на рассмотрение правоохранительным органам, а затем — в суд.

Центробанк также занимается выявлением пирамид, которые зарегистрировали свою деятельность за рубежом. Для этих целей ЦБ РФ заключило договор с Международной организацией комиссий по ценным бумагам.

Рассмотрим динамику роста финансовых пирамид в России и соотнесем её с законами.

В 1992 году было зарегистрировано всего лишь 9 пирамид, однако ущерб составил 157,5 млрд. руб. В 1993 году всего было 33, а ущерб составил 300 млрд рублей! В 1994 году данных о количестве пирамид нету, однако, ущерб составил более 454 млрд. рублей. Такой огромный ущерб связан с первой крупной МММ в России, которую создал С. Мавроди. (Рис.1)

 

Рис.1. Динамика роста финансовых пирамид в России

В 2008 и 2009 годах насчитывалось 28 и 39 пирамид соответственно, а ущерб составил 40 млрд. и 4,3 млрд. рублей. Количество пирамид во время кризиса всегда резко увеличивается. По результатам кризиса 2019 правоохранители ожидали двукратное увеличение ущерба и числа пострадавших.

В январе 2011 г. Самой крупной пирамидой стала МММ, она возродилась абсолютно в том же формате, используя новые технологии и системы онлайн-платежей. Но и это еще не все – МММ 2011 просуществовала чуть более года, лопнула и буквально в тот же день вновь восстала с «креативным» названием МММ 2012, начав следующий круг взносов и выплат. 

В 2014 году Центральный Банк РФ выявил около 450 финансовых пирамид, а в 2015 году 200.[1] На такой резкий спад количества таких организаций повлиял  вышеупомянутый Федеральный закон N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Этот закон устанавливал то, что такие организации подлежат ликвидации.

Количество финансовых пирамид снижается: в 2016 году Банк России выявил 180 таких организаций, тогда как годом ранее (в 2015) - 200.[2] Нанесенный ими ущерб сократился более значительно - с 5,5 до 1,5 миллиарда рублей. Это оценки Банка России и правоохранительных органов. Это связано с коренным изменением в законодательстве и введением уголовной ответственности.

Однако в 2019 ЦБ находит в России более 200 организаций с признаками финансовых пирамид, а за 5 лет — свыше 900.[3]  Это заметно больше, чем в 2018-м (168) и 2017-м (137).[4] В целом за 2015–2019 годы регулятор выявил 922 вероятные пирамиды. Связан такой неожиданный скачок роста с появлением новых интернет-ресурсов, потому что доля интернет-мошенников высока: как только появляется новая соцсеть, в ней сразу начинают размещать рекламу пирамид.

Банк России обнаружил 220 организаций с признаками финансовых пирамид в 2020 году по сравнению с 237 годом ранее. Специалисты связывают это с периодом пандемии, в который увеличилось количество безработных, следовательно, увеличилось количество случаев создания незаконных финансовых организаций.

На основе анализа информации, упомянутой ранее, можно сделать вывод, что принятие НПА в 2016 году не смогла достаточно снизить мошенничество в данной сфере. Поскольку подобные организации появляются во время кризисов, можно только одним способом уменьшить подобные преступления — это ужесточение нынешнего законодательства.

Заключение

В ходе данного исследования была выявлена проблема незаконной деятельности в нашей стране значительного количества различных финансовых организаций. Финансовые пирамиды, с завышенными обещаниями и, в ряде случаев, поддержкой известных в стране людей, могут незаконно обогатиться на доверчивых гражданах. Невысокий уровень финансовой грамотности в нашей стране позволяет мошенникам рассчитывать на значительную прибыль, особенно в условиях пандемии и экономического кризиса.

В данных обстоятельствах возникла необходимость в ужесточении законодательства относительно подобных организаций, тех, кто их рекламирует, сознательно способствует популяризации нелегальных финансовых организаций. Законодательные изменения в этой сфере приводили к положительным результатам (в частности, в 2016 году), количество подобных организаций сокращалось, однако в новых условиях, за последний год, ситуация становится тревожной, а новые вызовы требуют новых решений в этой области.  

 В связи с этим, есть необходимость ужесточить наказания за создание финансовых пирамид. Увеличить штраф, предусмотренный статьёй КоАП РФ 14.62 и статьёй 172.2 УК РФ. Так же увеличить срок, предусмотренный статьёй 159 УК РФ и статьёй УК РФ 172.2.

 Предлагаю изложить тест в следующей редакции:

УК РФ Статья 172.2. Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества

  1. …наказывается штрафом кратным величине ущерба, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до трёх лет. И лишением права осуществлять предпринимательскую деятельность сроком до шести лет.
  2. …наказывается штрафом кратным величине ущерба, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с ограничением свободы на срок до пяти лет. И лишением права осуществлять предпринимательскую деятельность сроком до десяти лет.

КоАП РФ Статья 14.62. Деятельность по привлечению денежных средств и (или) иного имущества

  1. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до трёхста тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей
  2. … влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до трёхста тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Только жестко законодательное регулирование сможет пресечь подобные финансовые правонарушения. А самым важным нововведением является лишение права осуществлять предпринимательскую деятельность, что лишит возможности мошенникам снова создавать подобные организации.

 

Таблица 1.

 

1996

УК РФ

 Ответственность за создание финансовых

 пирамид не предусмотрена

2001

КоАП РФ

статья 14.62

Штраф от 5тыс. до 50 тыс. (для физ. лиц),

От 20 тыс. до 100 тыс. (для должностных лиц),

От 500 тыс. до 1000 тыс. (для юр. лиц);

2015

151-ФЗ, ст. 7.1

Ликвидация компаний, осуществляющих недобросовестную деятельность, по решению Арбитражного суда РФ, с возможностью

Обжалования

2016

УК РФ 

Статья 159;

УК РФ

Статья 172.2.

Штраф до 300 тыс., до 2 лет, обязательные работы

До 480 ч; либо принудительные работы до 5 лет,

Лишение свободы до 5 лет.

От 1 млн. и т.д, срок до 4 лет;

за особо крупный размер: до 1,5 млн. и т.д.,

срок до 6 лет;

2019

N 271-ФЗ

(151-ФЗ,ст. 7.1)

Ликвидация компаний, осуществляющих недобросовестную деятельность, по решению Арбитражного суда РФ, без возможности

Обжалования

2021

Редакция от 24.02.2021

Нету данных, законопроект ещё в разработке,

на данный момент за нарушение статьи 172.2

наказание ужесточается

 

[1] [Электронный ресурс] URL: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/cb-otmechaet-bolee-chem-dvukratnoe-sokrashchenie-chisla-finansovykh-piramid-v-rf-s-2014-goda-1009698384

[2] [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/finances/04/02/2020/5e3953949a79471f668954c9

[3] [Электронный ресурс] URL: https://www.interfax.ru/business/694010

[4] [Электронный ресурс] URL: https://www.interfax.ru/business/694010

Список литературы
  1. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент: учебное пособие. - М.: 2017. - 528 с.
  2. Дмитриев Ю.А., Гутман Г.В., Краев В.Н. Методические указания к разработке финансового проекта. – М.: ФиС, 2017. – 136 с.
  3. Что такое финансовая пирамида. [Электронный ресурс] URL: https://journal.tinkoff.ru/wiki/pyramid/(02.02.21.).
  4. КоАП РФ Статья 14.62. Деятельность по привлечению денежных средств и (или) иного имущества