Проблемы эффективности органов власти в противодействии преступности
Журнал Научные высказывания

Проблемы эффективности органов власти в противодействии преступности

Обвинения в коррупции, мошенничестве, злоупотреблении и превышении полномочиями в адрес государственной и муниципальной служб зашкаливает, происходит отчуждение власти от народа. Законодательство не отвечает чаяниям народа, наблюдается галопирующий рост цен на основные продукты питания,  обнищание населения, налоговый прессинг, может привести к росту протестных настроений в обществе. На этом фоне поступающая информация о многомиллиардных хищениях  бюджетных  средств депутатами различных уровней, федеральными и государственными служащими, главами регионов вызывает у граждан чувство озлобления, неприязни и негодования.

злоупотребление полномочиями
мошенничество
протестные настроения в обществе
отчуждение власти от народа
коррупция

Несмотря на сложную социально – политическую обстановку все силы и средства страны должны быть направлены на обеспечение победы в ходе специальной военной операции и ликвидацию коричневой чумы, которая исходит из Украины и объединенной Европы. А для этого органы власти и управления должны сконцентрировать свои усилия на непрерывном контроле над расходованием бюджетных средств, выделяемых  на конкретные цели, в опережающем режиме выявлять и пресекать на стадии приготовления или покушения преступления в рассматриваемой сфере общественных отношений.

По проблемам повышения эффективности органов исполнительной власти опубликованы статьи: Эльбиевой Л.Р. Джабраиловой Л. Х.,  Эфендиевой  Д.С[1],  Ондар А.М[2], Знаменский Д. Ю., Гусаров А. С.[3], Мусаевой Г.М., Гаджиэминова З.М[4] и других.

Для   противодействия преступности необходимы системные и комплексные усилия органов власти. В первую очередь, правоохранительных органов, судебной власти, институтов гражданского общества, общественных  объединений правоохранительной направленности и решительная воля  политического руководства.

Послания Президента РФ и руководителей глав субъектов РФ являются документами тактико – стратегического характера. В нем дается оценка деятельности органов власти и управления за истекший год, обозначены причины недостатков и упущений в их деятельности, а также по их  устранению в различных сферах общественных отношений, в том числе, в сфере борьбы с преступностью

Достижение заявленных целей: «Стратегии национальной безопасности России», а также Программ по усилению борьбы с преступностью на федеральном и региональном уровне затрудняется по причинам различного характера.

1.Несовершенство уголовной политики и законодательства. Нерешёнными остаются вопросы, в отношении кого должна осуществляться профилактика, кто её должен реализовывать и в каких пределах, не определены направления, формы и методы. 

2.Дисбаланс федеральной и региональной политики в сфере противодействия преступности.  Это может проявляться в следующих аспектах: несоответствие в задачах, функциях и полномочиях между различными структурными подразделениями федеральных правоохранительных органов. Отсутствие учёта особенностей регионального подхода к профилактике преступности. Региональная обособленность.

3.Ослабленный профилактический потенциал. Предупредительная деятельность «на местах», в частности индивидуальная профилактика, носит формальный характер. 

4.Нравственно-психологические факторы. Разрыв социальных связей, влияние криминальной культуры, воздействие преступных авторитетов и других осуждённых препятствуют исправлению преступников.

5.Социально-экономические факторы. Снижение реальных доходов экономики, повышенная безработица, инфляция и экономический спад в государстве влияют на рост преступности. 

6.Отсутствие системы пробации. Это приводит к потере социальных связей, не востребованности профессиональных навыков, жилья и средств к существованию у лиц, освободившихся из мест лишения свободы, что влияет на рост рецидивной преступности. 

Как известно 06.02.2023 г. был принят Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации» № 10-ФЗ[5], направленный на эффективное включение лиц, подвергнутых уголовным наказаниям, в законопослушное общество, а также на снижение уровня рецидивной преступности в стране. Пробация не может работать из-за: несогласованности нормативных правовых актов; отсутствие механизма взаимодействия субъектов пробации; неэффективность мероприятий для лиц, совершивших «интеллектуальные» преступления; нехватка квалифицированных кадров.  Планируется создание на базе Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства» специального отделения пробации[6].

Рассмотрим практические меры по повышению эффективности органов государственной власти  Республике Дагестан в противодействии преступности.

  1. Объединение усилий органов местного самоуправления и правоохранительных органов в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью. 
  2. Организация правового просвещения и информирования населения о защите прав и свобод человека, общества и государства от противоправных посягательств
  3. Организация социальной адаптации, ресоциализации и реабилитации лиц, пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми
  4. Профилактика коррупционных правонарушений.
  5. Обеспечение безопасности, защиты жителей и их имущества от преступных посягательств
  6. Противодействие возможным террористическим акциям на объектах жизнеобеспечения, социальной сферы и в местах с массовым пребыванием граждан.
  7. Повышение уровня доверия населения к органам местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности.

Таким образом, системная, комплексная деятельность органов власти против криминала с учетом менталитета народа и особенностей регионов  может дать профилактический эффект. В борьбе с экстремизмом  и терроризмом необходимы новые подходы в нормативно – правовом,  оперативно – розыскном и психологическом плане.

 

Список литературы
  1. Эльбиева Л. Р., Джабраилова Л. Х., Эфендиева Д. С. Основные подходы к эффективности деятельности государственных служащих // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. – 2023. – № 1. – С. 88–94. https://doi. org/10.47576/2949-1894_2023_1_88
  2. Ондар, А. М. Эффективность государственной службы. Проблемы правового обеспечения / А. М. Ондар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 276-279. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55737/ (дата обращения: 03.02.2025)
  3.  Д.Ю. Знаменский , А.С. Гусаров Анализ практик оценки эффективности государственных гражданских служащих в Российской Федерации// http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_48601//(дата обращения 03.02.2025
  4. Мусаева Г.М., Гаджиэминов З.М. Проблемы организации  деятельности  органов исполнительной власти субъектов РФ (на примере Республики Дагестан)// problemy-organizatsii-i-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoy-vlasti-subektov-rf-na-primere-respubliki-dagestan.pdf (дата обращения  04.02.2025г.
  5. Федеральный закон от 09.02.2023г. №10 ФЗ «О пробации в Российской Федерации//https://rg.ru/documents/2023/02/09/probacia.html ( дата обращения 05.02.2025г.
  6. УФСИН и Минтруд Дагестана договорились о взаимном сотрудничестве// https://abnews.ru/skfo/news/dagestan/2024/9/20/ufsin-i-mintrud-dagestana-dogovorilis-o-vzaimnom-sotrudnichestve?ysclid=m6s1mlm7l2685254119 (дата обращения 05.02.2025г.)
международный научный журнал

Научные высказывания #72

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 17 февраля по 03 марта
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
17 марта