ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ И АКТОВ ОРГАНОВ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Журнал Научные высказывания

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ И АКТОВ ОРГАНОВ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В данной статье рассматриваются основы валютного регулирования в области привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства. Выявлены проблемы привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение валютного законодательства и актов валютного регулирования. Предложены пути оптимизации механизма привлечения к административной ответственности за валютные правонарушения.

валютное законодательство
КоАП РФ
валютное регулирование
правонарушение
административный штраф
административная ответственность

Основные задачи реализации валютного законодательства состоят в обеспечении безопасности на финансовом рынке, поддержании устойчивости национальной валюты РФ, обеспечении единства политики в области валютных правоотношений [3].

Одним из важных аспектов решения вышеуказанных задач выступает механизм привлечения к ответственности лиц, нарушивших валютное законодательство и акты валютного регулирования. За соответствующие правонарушения могут применяться меры как уголовной, так и административной ответственности в соответствии с положениями статьи 15.25 КоАП РФ [1].

Состав административного правонарушения в валютной сфере включает в себя:

  1. Объект административного правонарушения – охраняемые общественные отношения, складывающиеся в валютной сфере;
  2. Объективная сторона правонарушения – совокупность признаков противоправного деяния;
  3. Субъект правонарушения – лицо, совершившее правонарушение, в отношении которого применяются меры ответственности;
  4. Субъективная сторона правонарушения – психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям [7].

Так, в статье 15.25 КоАП РФ представлен перечень деяний, за которые предусмотрена административная ответственность:

– совершение незаконных операций с валютой, т.е. операций с валютой, которые запрещены законодательством Российской Федерации или осуществлены с нарушением законодательства Российской Федерации в области валютного регулирования (часть 1);

– нарушение резидентом при представлении в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) в неустановленной форме или с просрочкой (часть 2);

– невыполнение резидентом своих обязанностей по получению на свои банковские счета в иностранных банках и валюте РФ в установленный срок. Эти обязанности возникают в связи с передачей товаров, выполнением работ и оказанием услуг нерезидентам, а также передачей им информации и результатов интеллектуальной деятельности (часть 4);

– невыполнение резидентом своих обязанностей по возврату в РФ денежных средств, которые были уплачены нерезидентам за не ввезенные в РФ товары, работы, услуги или за непереданную информацию или результаты интеллектуальной деятельности, включая исключительные права на них, в оговоренные сроки (часть 5);

– нарушение порядка представления отчетов о движении средств по счетам в банках и других финансовых организациях за пределами РФ, несоблюдение сроков хранения учетных и отчетных документов, подтверждающих валютные операции (часть 6) [4].

В качестве мер ответственности за указанные выше правонарушения предусматриваются:

– предупреждение;

– наложение административного штрафа [6].

Величина административного штрафа может составлять от 300 руб. до 1 млн. руб. в зависимости от вида правонарушения и субъекта правонарушения (гражданин, ИП, юридическое лицо, должностное лицо). Как правило, чем больший общественный вред влечет за собой противоправное деяние, тем выше размер административного штрафа.

В процессе привлечения виновных лиц к административной ответственности за нарушения валютного законодательства нередко возникают проблемы.

Так, например, процедура привлечения виновных лиц (физического лица, юридического лица, должностного лица или индивидуального предпринимателя) по факту неправомерной выплаты при проведении проверки по вопросу осуществления валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, фактической выплаты заработной платы, арендной платы, а также платы по заключенным договорам гражданско-правового характера и т.д. с нерезидентом, осуществляется налоговым инспектором по каждому случаю отдельно.

Объективная проверка налоговым органом каждого факта осуществления валютной операции иностранному работнику - нерезиденту не реже двух раз в месяц при выплате заработной платы в соответствии с требованиями статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации приводит к увеличению объема документооборота и требует значительных трудозатрат для составления всех процессуальных документов по каждому факту нарушения, предусмотренных КоАП РФ [5].

Подрыв стратегии национальной безопасности Российской Федерации, экономического роста и внутренней стабильности - это следующая проблема, связанная с отменой процессуальных решений, вынесенных налоговым органом по административным правонарушениям должностных лиц, а также замена административного штрафа на предупреждение. Такие действия противоречат принципам объективности и неотвратимости наказания за правонарушения, так как не соответствуют уровню общественной опасности совершенных преступлений.

Предлагается изменение процедуры привлечения виновных лиц к ответственности с целью решения проблем, о которых было изложено выше. Для этого предлагается включить в Налоговый кодекс Российской Федерации статью о налоговой ответственности за совершение валютных операций, в случаях, когда расчеты осуществлялись минуя счета в уполномоченных банках и не предусмотрены валютным законодательством, а также главу о нарушении валютного законодательства.

Снижение количества обжалуемых решений налоговых органов в судебном порядке может быть достигнуто за счет предлагаемой ответственности, которая обеспечивает соразмерность наказания совершенному правонарушению.

Внесение понятия валютного резидента и нерезидента в НК РФ предлагается с целью исключить ошибочное толкование данного понятия и разграничить его от понятия налогового резидента [2].

Предлагается дополнить пункт статьи 112 НК РФ следующим образом: "Отягчающие обстоятельства не применяются при нарушении валютного законодательства и актов органов валютного регулирования". Такая измененная формулировка позволит исключить отмену решения налогового органа или изменение штрафной санкции на всех этапах рассмотрения дела, включая судебное обжалование [2].

Обобщая результаты отметим, что предлагаемые могут принести следующий положительный эффект:

– сокращение финансовых расходов плательщиков налогов за счет снижения числа обжалуемых решений налогового органа;

– сокращение и ускорение документооборота по делам нарушения валютного законодательства, так как необходимо будет подготовить только один материал по всем фактам валютного правонарушения;

– срок давности для привлечения к административной ответственности по делам о нарушениях валютного законодательства будет увеличен с двух лет до трех лет.

Все эти меры будут способствовать увеличению поступлений в бюджет за счет повышения качественных и количественных показателей валютных проверок, и оптимизации временных и материальных затрат налоговых служб.

Список литературы
  1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (ред. от 24.06.2023).
  3. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 24.07.2023).
  4. Федеральный закон от 13.07.2022 N 235-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421666/ (дата обращения: 21.11.2023).
  5. Анферова О.В., Путилова М.Ю. О соблюдении валютного законодательства // Налоги и финансовое право. – 2021. – №12. – С.117-122.
  6. Андрианова Н.Г. К вопросу об административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. – 2022. – №2. – С.204-208.
  7. Балабанов В.О. Проблемы осуществления валютного контроля уполномоченными органами исполнительной власти // В сборнике: Органы государственной власти в системе правозащитной деятельности на современном этапе. Сборник научных трудов VI Национальной научно-практической конференции 22 декабря 2022 г. – 2022. – С. 47-55.
  8. Заикин В.В., Матвеева И.В. Правовые основы валютного регулирования // Аллея науки. – 2022. – Т.2. – №5(68). – С.389-393.