Понятие и структура дееспособности физических лиц
Дееспособность существенно влияет на права и обязанности субъектов в гражданских правоотношениях. Именно на основании объема дееспособности определяются правомочие лиц на совершение определенных сделок, а также определяется возможность несения ответственности за свои деяния. Однако, в юридической науке не выработано единодушного мнения о понятии и содержании дееспособности физических лиц.
Целью статьи является исследование понятия и структуры дееспособности физических лиц. Для достижения цели исследования, обеспечивающих достижение поставленной цели, применялись общенаучные и специальные методы изыскания. В ходе исследования были проанализированы понятие и структура дееспособности физических лиц. Обращено внимание на научные подходы к структуре и содержанию дееспособности.
Элементами правового статуса являются правоспособности и дееспособность. Правоспособность физических лиц традиционно понимается, как абстрактная возможность иметь права и обязанности.
Законодательное определение дееспособности позволяет выделить отдельные элементы, наличие которых позволяет сделать вывод о дееспособности конкретного физического лица.
Первым элементом является способность приобретения и осуществления прав, т.е. физическое лицо способно выступать в качестве субъекта правоотношений. Вторым элементом закреплена возможность создания для себя обязанностей, а также возможности их исполнения.
В отличие от правоспособности именно наличие дееспособности позволяет физическому лицу участвовать в правоотношениях, т.е. верной представляется позиция о том, что дееспособность можно рассматривать как особое свойство лица, благодаря которому реализуется свобода личности [1, с. 533].
Несмотря на законодательное закрепление общего понимания правоспособности в юридической науке не выработано единодушного мнения. Особое внимание к дееспособности физических лиц основано на том, что дееспособность существенно влияет на права и обязанности субъектов в гражданских правоотношениях.
Именно на основании объема дееспособности определяются правомочие лиц на совершение определенных сделок, а также определяется возможность несения ответственности за свои деяния.
Значимость теоретических исследований проявляется в том, что нормами законодательства не всегда возможно урегулировать все возможные ситуации, поэтому уже на момент принятия решения о совершении определенного поступка субъект должен осознавать возможные последствия такого поступка [2, с. 36].
Обратимся к исследованиям правовой природы дееспособности, в которых авторами выделяются два основных подхода.
В рамках первого подхода, представителями которого являются С.Н. Братусь, В.П. Грибанов, дееспособность предлагается рассматривать как особое субъективное право физического лица, приобретаемое человеком при достижении восемнадцатилетнего возраста, либо досрочно при соблюдении условий, указанных в законе, таких как эмансипация и вступление в брак. Дееспособность не является неизменным субъективным правом, так как при наличии оснований лицо может быть ограничено в дееспособности либо лишено дееспособности, при этом дееспособность таких лиц может быть восстановлена в тех случаях, когда отпали основания для принятого решения суда.
В возможности утраты или восстановления дееспособности проявляется сходство с субъективным правом, также сходство можно увидеть и в установленной обязанности для неопределенного круга лица воздержаться от нарушений правомочий лица [3, с. 336].
Сторонниками второй теории обосновывается вывод о правовой природе дееспособности как свойстве субъекта, благодаря наличию которого физическое лицо может совершать волевые акты, результатом которых становится появление субъективных прав и обязанностей, а также возможности нести ответственность [4].
Такие выводы основаны на буквальном толковании положений ст.9 ГК РФ, а также и на зависимости дееспособности от воли физического лица, которая проявляется в том выборе возможного поведения, который делает физическое лицо.
О.С. Иоффе утверждал, что при дееспособности ведущую роль играют умственные способности физического лица. Автор указывает, что объем дееспособности зависит от того, насколько физическое лицо обладает способностями понимать совершаемые им действий, а также от того, отдает ли такое лицо себе отчет в тех последствиях, которые могут наступить в результате их совершения [5, с. 83].
При определении дееспособности конкретного физического лица должны быть установлены медицинский и юридический критерии. Такие критерии можно увидеть на примере анализа положений об ограничении и лишении дееспособности.
На практике это может проявляться в совершении поступков, которые не соответствуют сложившейся обстановке, противоречат нормам права или нормам морали. Часто лица, имеющие психическое расстройство, совершают противоправные деяния.
Так, при вынесении решения суд учитывает заключение судебно-психиатрической экспертизы, согласно которой подэкспертный страдает легкой умственной отсталостью, что не способствовало конструктивному разрешению личностно значимых ситуаций, способствовало совершению противоправных действий, проведению судебно-психиатрической экспертизы в связи с привлечением к уголовной ответственности в настоящее время.
Суд может оценить неадекватность поведения гражданина во время судебного заседания, если судебные эксперты допустили такое участие.
Волевой критерий недееспособности выражается в неспособности гражданина руководить своими действиями. Примерами могут служить такое состояние человека, при котором он не может самостоятельно осуществлять простейшие действия по уходу за собой, не может регулярно принимать лекарства, иными словами, находится в беспомощном состоянии. Поэтому-то опекун и будет контролировать действия своего подопечного.
Наличие психического расстройства само по себе не может являться основанием признания человека недееспособным. Таким образом, под основанием недееспособности суды понимают непросто наличие психического расстройства, но неспособность человека понимать значение своих действий и руководить ими вследствие такого расстройства.
Законодатель определяет дееспособность путем закрепления двух основных элементов.
К первому элементу в содержании следует относить способность лица, которое обладает дееспособностью, совершать определенные действий, направленные на приобретение и осуществление своих прав, т.е. речь идет о сделкоспособности, а также и совершении такого правомерного действия как находка.
Ко второму элементу следует относить то, что дееспособное лицо может нести ответственность за совершенные им деяния, если с его стороны были допущены нарушения положений действующего законодательства
Я. Р. Веберс сводил содержание дееспособности к способности лица самостоятельно совершать правомерные юридические действия и нести юридическую ответственность за правонарушения. Он объединил элементы дееспособности в понятие сделкоспособность.
Таким образом, под сделкоспособностью он понимал способность к правоприобретению, правоосуществлению и правораспоряжению. Обосновывал свои утверждения тем, что приобретать новые субъективные права и обязанности можно путем распоряжения другими субъективными правами.
Иначе, для совершения сделок, не направленных на приобретение новых прав и обязанностей, например, отказ от принятия наследства, не требуется обладание дееспособностью.
Я. Р. Веберс также утверждал, что все действия малолетних по владению и пользованию предметами домашнего обихода нельзя считать юридическими, данные действия он называл фактическими, для осуществления которых дееспособность не требуется, так как это привело к необоснованному широкому пониманию дееспособности. Иначе, пришлось бы признать частично дееспособными лиц, которые уже признаны судом недееспособными [6, с. 33].
Итак, содержание дееспособности понимается традиционно, и включает помимо существенных элементов сделкоспособности и деликтоспособности еще и способность к правоприобретению, правоосуществлению, правораспоряжению. Право ограничивать и лишать правоспособности и дееспособности имеет только суд, а не какой-либо иной орган государственной власти. Такое право суд реализует при наличии указанных в законе оснований. В результате признания человека ограниченно дееспособным или недееспособным над ним устанавливается попечительство или опека. Что ограничивает или лишает их возможности быть полноценным участником гражданского оборота.
- Елагина А.С., Бызова В.Е. К вопросу о понятии и сущности дееспособности граждан // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 5. С. 532-536.
- Волкова И.С. Общие положения о дееспособности в российском праве // Мир юридической науки. 2018. № 2. С. 34-40.
- Оленева А.Н. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъектов права // В сборнике: Образование, наука и бизнес - индикаторы развития цифровой экономики. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции молодых ученых ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова". Под общей редакцией Е.Ю. Власовой. 2018. С.335-339.
- Гражданское право: учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 1. // http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/rubr/grazhdanskoe_pravo/
- Торопцева А.В. Общие положения о дееспособности в гражданском праве Российской Федерации // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2019. № 1 (16). С. 80-84.
- Иголкина А.Г. Некоторые вопросы дееспособности в современном российском праве // Вестник современных исследований. 2020. № 2-7 (32). С.33-35.