Значимость воспитательной работы в системе профессионального образования
В данной статье рассматривается вопрос повышения эффективности воспитательной работы учреждений среднего профессионального образования. Профессиональное обучение ориентировано не только на профессиональные знания и навыки, но и на личные качества человека. Обучение в учреждениях профессионального образования подразумевает, с одной стороны, подготовку высококвалифицированных специалистов, а с другой - подготовку социально активных граждан.
В педагогике и психологии высшего образования нет более спорного вопроса, чем обучение студентов. "Нужно ли воспитывать взрослых?" Ответ на этот вопрос зависит от того, как мы понимаем образование. Если оно понимается как воздействие на личность с целью формирования качеств, необходимых педагогам, вузам и обществу, то ответ может быть только отрицательным. Если же понимать образование как создание условий для саморазвития личности в процессе получения высшего образования, то ответ должен быть однозначно положительным.
Аристотель говорил о воспитании мужества и настойчивости, умеренности и справедливости, высокого ума и нравственной чистоты.
Идеал - это недостижимый образец совершенного воспитания, который никогда не может быть достигнут, несмотря на все усилия воспитателей. Идеал воспитания, разработанный современной педагогикой, основан на общечеловеческих ценностях. Куда идет общество, какой долгий путь предстоит пройти до достижения проектируемого состояния, какой человек должен соответствовать модели перспективного общественного развития, что он может знать и уметь и каким носителем нравственности должен быть?
Задается модель личности, которую необходимо развивать, "масштаб развития", то есть количество необходимых и достаточных стандартов для человека и общества, которые прививаются образованием [3].
Оценка эффективности воспитательной работы всегда была серьезной проблемой. В качестве критериев были представлены уровень образования, уровень моральной нравственности, а также степень индивидуального и коллективного развития. Эффективность образовательного процесса определяется соотношением между поставленными целями, прогнозируемыми результатами и фактически достигнутыми результатами. В то же время, поскольку высокие результаты достигаются с помощью различных видов усилий, эффективность образовательного процесса подразумевает степень достижения запланированных результатов в соответствии с затраченными образовательными усилиями и использованными средствами.
Способ организации воспитательного процесса в учреждениях СПО отражает воспитательная система, которая является наиболее значимой организационной стороной воспитательной деятельности.
Как реализовывать образование - тоже сложный вопрос, поскольку разные институты имеют разные ценности. На основе каких базовых ценностей должны быть сформулированы цели воспитания?
Выводы, к которым пришла мировая педагогика, отрицательны. Общечеловеческие ценности признаются большинством людей во всех странах мира и поэтому ставятся выше национальных ценностей. Цели и задачи образования относятся к целому и его частям, системе и ее компонентам. По этой причине справедливо и следующее определение. "Цели воспитания - это система задач, которые должны быть решены воспитанием".
Цели - это характеристика системы воспитания; то, что отличает одну систему от другой, - это цели и средства их достижения.
В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Каждая из этих систем характеризуется своими собственными целями, так же как и каждая цель требует определенных условий и средств для ее реализации. Такое разнообразие целей подчеркивает тот факт, что образование очень сложно [4,c.156].
История образования - это длинная цепь возникновения, реализации и краха целей образования и реализующих их образовательных систем.
Таким образом, цели развития определяются потребностями развития общества и зависят от скорости социального и научно-технического прогресса, уровня достижений педагогической теории и практики, возможностей общества.
Педагогические принципы - это совокупность общих положений, излагающих основные требования к содержанию, методам и организации образовательного процесса.
И.П. Подласый формулирует основные требования принципов воспитания следующим образом, выделяя следующие требования воспитания:
- обязательные;
- комплексные;
- эквивалентные.
Следует помнить о важности применения научно обоснованных принципов воспитания в образовательной деятельности, так как при осуществлении образовательной деятельности всем педагогам приходится использовать воспитательный аспект в процессе обучения. Немаловажное значение в образовательном процессе играют и методы воспитания - способы совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленные на решение воспитательных задач. Методы воспитания - это часть общих методов и отдельные действия, которые ведут к конкретным улучшениям. Говоря метафорически, метод - это путь, который учитель вместе с учеником прокладывает, чтобы быстрее достичь цели. По мере того как его используют другие, он может постепенно превратиться в более широкий путь, называемый методом. Такова взаимосвязь между методами и приемами обучения [5].
Успех применяемого метода или приема зависит от того, насколько он соответствует личному плану развития ученика и насколько продуктивно и надежно сотрудничество между педагогом и ребенком.
Поскольку образование - это целенаправленный процесс, всегда необходимо изменять определенные формы поведения учащихся и способствовать образовательному процессу, используя методы, стимулирующие поведение и активность. Необходимо выделить специальные группы методов контроля, самоконтроля и самооценки в обучении. Для оценивания эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо изучать поведение и деятельность учащихся. Также при организации учебно-воспитательного процесса учителю важно выбирать между различными системами методов в зависимости от поставленных целей и обстоятельств.
Система воспитательной работы основывается на базовой направленности традиционной отечественной системы образования. Профилактика антиобщественного и девиантного поведения, преступности, противодействие распространению экстремистских и террористических идеологий, воспитание правовой культуры [1, c.169].
Образовательная система представляет собой упорядоченный и интегрированный набор компонентов, взаимодействие которых определяет возможность образовательного учреждения целенаправленно и эффективно способствовать развитию личности своих учащихся. Общие способности, формирующие развитие личности, представлены как единое целое, состоящее из таких индивидуальных способностей, как: умение предлагать и обосновывать цели образовательного процесса, умение максимально организовать жизнь студенческого сообщества в интересах индивидуальной самореализации и самоутверждения, умение создавать нравственно благожелательную, эмоционально насыщенную и процветающую среду как внутри, так и за пределами колледжа.
В результате взаимодействия всех субъектов в образовательном процессе формируется живая личность, сочетающая в себе нравственные качества, творческую индивидуальность, социальную активность, гуманное отношение к людям и миру в целом [2, c.97].
Практика образования прослеживается в самых глубоких слоях человеческой цивилизации. Педагогика прошла долгий путь в разработке эффективных теорий и методологий воспитания, обучения и образования, которыми современные учителя руководствуются в своих учебных программах. Таким образом, эффективность организации образовательного процесса в значительной степени зависит от создания соответствующих воспитательных программ, методов и приемов, использования потенциала семьи и средств массовой информации.
- Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Уч. пособие для студ. вузов - М.: Изд. центр «Академия», 2015 - 288 с.
- Морева Н.А. М793 Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб, заведений: в 2 т. Т. 2: Теория воспитания / Н.А. Морева. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 192 с.
- Рыкова, Е.А. «Новые педагогические исследования» Профессиональное образование №4 2015
- Сластенин, В.А. Педагогика профессионального образования: Уч. пособие для студ. вузов/ Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и колл. авторов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2014. - 368с.3.
- Информационный портал для работников системы образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zavuch.inf (дата обращения: 11.02.2023)