Развитие творческих способностей младших школьников средствами театральной педагогики
Журнал Научные высказывания

Развитие творческих способностей младших школьников средствами театральной педагогики

В данной статье рассматриваются возможности раскрытия и развития творческих способностей у младших школьников. Выявляется воздействие средств и методов театральной педагогики на развитие природных данных ребенка и его способности к творчеству. Раскрывается роль игры в данном процессе.

творческие способности
театральная педагогика
игра
дети младшего школьного возраста

Театральная педагогика - это образовательная система, созданная по законам игры-импровизации и реального продуктивного действия, которое происходит в предложенных обстоятельствах, очаровывающих участников, в коллективной работе преподавателей  и учеников, содействуя пониманию явлений  в окружающем мире через погружение, и дающая комплект целостных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношении с окружающим миром, его деятельности, мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.

По оценкам экспертов:

  • 98% детей к 5 годам обладают сильными и яркими творческими способностями;
  • к 10-летнему возрасту уже 30%;
  • 15 лет - 12%;
  • у взрослых только 2%.

Развитие навыков с возрастом постепенно снижается, становится слабее, и чем старше человек, тем сложнее ему развиваться. Поэтому важно, чтобы условия, в которых рос ребенок до своего взросления, были яркими и эмоционально насыщенными.

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…» А.С.Макаренко[2].

Школа должна развивать индивидуальные качества обучающихся и готовить детей к жизни, определяющие успешность различных занятий. Этот процесс пробуждает инициативу и независимость в принятии решений, привычку к свободе самовыражения и уверенности в себе. Обучение становится творчеством. Наиболее распространенным видом детского творчества является театральная деятельность, поскольку ей занимается сам ребенок и является самым тесным, более действенным и прямым связующим звеном между художественным творчеством и личным опытом.

Склонность к творчеству в принципе присуща ребёнку. Опираясь на мнение Л.С. Выготского, можно утверждать, что творчество – норма детского развития [1]. Дети школьного возраста открыты и восприимчивы ко всем формам познания окружающего мира, они видят чудеса природы и мир нематериального - искусство в различных его проявлениях, готовы восхищаться красотой во всех ее проявлениях. Фантазия детей имеет более яркий характер, чем фантазия взрослых: ребенок безоговорочно воспринимает плод своего воображения, доверяет ему и не пытается его контролировать.

Для того, чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников стал успешным, необходимо знать уровень развития творческих способностей обучающихся. Для этого используется диагностика, проводимая различными методами исследования.

Младший школьный возраст - наиболее плодотворный период для развития творческого потенциала человека. Психологи считают, что начинать развивать у детей творческие способности нужно как можно раньше, иначе они могут их покинуть. Поэтому нужна целенаправленная работа по развитию творческих способностей младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Развитие творческой личности невозможно без использования такого действенного дидактического инструмента, как художественное творчество, в котором театр занимает особое место. Здесь наиболее ярко реализуется педагогический принцип: обучение во время игры.

Творческое воображение детей развивается и проявляется на основе театральной деятельности. В педагогическом словаре дается следующая трактовка понятию «воображение» – «фантазия, психический процесс, заключающийся в создании образов существующих и несуществующих предметов, которые в данный момент не воспринимаются» [4]. Эта деятельность развивает личность ребенка, вызывает постоянный интерес к музыке, литературе и театру, поощряет создание новых образов и стимулирует мышление, улучшает способность включать определенные переживания в игру. Есть проблема, которая беспокоит многих учителей, психологов и родителей: у одних детей бывают страхи, обмороки, вялость, у других расслабленность и беспокойство. У детей часто отсутствуют произвольные поведенческие навыки, недостаточно развиты память, внимание и язык. Самый короткий путь к эмоциональному освобождению ребенка, освобождению от ограничений, обучению чувствам и художественному воображению - это игра. Все это благодаря театральной деятельности. Наиболее распространенная форма детского творчества - это драма, сочетающая художественное творчество с собственным опытом, поскольку театр обладает огромной силой влиять на эмоциональный мир ребенка. Понятно, что прогресс общества напрямую связан с развитием воображения современного поколения детей. Следовательно, методы и приемы их развития - одна из самых актуальных проблем современного образования.

Постановка спектаклей - это не просто игра и развлечение, а один из основных способов стимулирования творческой активности детей и повышения мотивации к вербальному общению. Дети узнают, что актеры используют в своей работе инструменты, данные им природой: телом, движением, речью, жестом, мимикой.

Одна из важнейших задач современной школы - целенаправленное формирование целостной личности ребенка. Развитие творческих способностей учащихся - одно из требований к организации учебного процесса в школе. Чтобы образовательная деятельность способствовала развитию творческих способностей ребенка, она должна быть организована особым образом.

Детство - особый творческий мир, в котором особенно сильно развиты способности воображения и фантазии. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, литературного творчества. Без этого он засушенный цветок» - писал В.А. Сухомлинский [3]. Эту особенность детства нужно учитывать, чтобы дать волю детской фантазии.

Театрализованная игра развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать героям и сопереживать происходящим событиям. В этом процессе у детей формируются определенные взгляды и моральные суждения, которые оказывают на ребенка сильное влияние. Театральная деятельность - важное средство развития у детей эмпатии, то есть умения распознавать состояние человека с помощью мимики, жестов, интонации, умения занимать место в различных ситуациях. Театральная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков, поскольку каждое литературное произведение всегда имеет моральную направленность (воспитывает симпатию, дружбу и другие качества).

Именно театр способен стать основным направлением в реализации творческой деятельности детей младшего школьного возраста.  Поскольку театр как нельзя лучше развивает творческий потенциал любого человека в целом и ребенка в частности. Ребёнок, как существо эмоционально податливое и готовое с удовольствием окунуться в интереснейший процесс реализации фантазии, как нельзя лучше раскрывает свои способности в театральном действе и таким образом поднимается на следующую ступень развития личности.

Благодаря использованию театральных и игровых технологий творческие способности детей младшего школьного возраста раскрываются и далее развиваются, поскольку они сосредоточены на всестороннем развитии личности ребенка, его уникальной индивидуальности, участии в активизации всех доступных им возможностей; для самостоятельного творчества; развитие всех ведущих психических процессов.

У младших школьников развивается самосознание, индивидуальное самовыражение с достаточно высокой степенью свободы; создаются условия для социализации ребенка; способствует возникновению чувства удовлетворения, радости и смысла. Развиваются умственные процессы, художественные способности, умение взаимодействовать с людьми, творческие способности во всех сферах. К тому же для ребенка театрализованный спектакль - это хорошая возможность ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Уже сейчас мы можем сказать, что формируя воображение и творческие возможности ребенка, мы влияем на развитие его личных и индивидуальных качеств и должны чутко видеть эти характеристики каждого ребенка, конструировать все влияния с их учетом.

Список литературы
  1. Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38773/ (дата обращения: 01.04.2022).
  2. Макаренко А.С. О воспитании молодежи (Сборник избр. пед. произведений) / Под общ. ред. Г. С. Макаренко - 2-е изд. – М.: Трудрезервиздат, 1951. - 396 с.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
  4. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / под ред. Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.