Популяционная генетика. Естественный отбор по Дарвину и его отсутствие применительно к современным человеческим популяциям. Искусственный социальный отбор и пример его эффективный работы
Журнал Научные высказывания

Популяционная генетика. Естественный отбор по Дарвину и его отсутствие применительно к современным человеческим популяциям. Искусственный социальный отбор и пример его эффективный работы

Условия работы естественного отбора, востребованность отбора. «Дополнительные трудности». Отсутствие полового отбора у животных. Состояние отбора в человеческих популяциях. Социальный отбор – единственный действующий вариант отбора для человека.  Эффективные примеры работы социального отбора как положительные, так и отрицательные.

образование
Естественный отбор
увеличение численности обладателей
востребованность отбора
«дополнительные трудности»
изменение или трансформация качества
половой отбор
селекция
искусственный социальный отбор
«генофонд»
геноцид
этническая группа евреев-ашкенази

Уже шесть предшествующих статей я посвятил мутационному штурму. Конечно же, важно обеспечить эволюционный процесс достаточным разнообразием генов, чем и занимается мутационный штурм, однако не менее важно выбрать именно те качества, которые обеспечат успешное выживание и конкуренцию. Объективной оценкой выполнения этих требований является увеличение численности обладателей положительной наследственности. Собственно, выбора как такового в процессе естественного отбора не происходит, просто лучше приспособленные выживают и дают большее потомство, формирующее вид с лучшими качествами. Так происходит эволюция по Дарвину[1][7].

1. Естественный отбор по Дарвину

Всё наше разнообразие растительного и животного мира образовалось при активном участии естественного отбора. Можно отметить несколько характерных его особенностей. Давайте попробуем их сформулировать:

1.1. Естественные мутации рецессивных генов происходят самопроизвольно в аутосомных рецессивных генах и в гетерозиготном состоянии сохраняются в популяции путём передачи следующим поколениям. В предыдущих статьях я доказывал, что именно мутации в рецессивных генах, а не в доминантных, определяют эволюционный процесс. Они самые различные и их множество. Эти мутированные гены потенциально могут обеспечить великое множество различных качеств их обладателям[1][6]. Ещё нет условий, когда это новое качество проявило бы себя положительно и было востребовано, а необходимое изменение в виде единичного мутированного рецессивного гена в гетерозиготном состоянии уже храниться, вероятнее всего, в «подвале» банка рецессивных генов популяции у отдельных представителей популяции.  При определённых условиях близкородственное скрещивание переводит их в гомозиготное состояние, и они проявляют себя[6]. Востребованность того или иного качества проявляется в увеличении численности обладателей рецессивных генов в гомозиготном состоянии, обеспечивающих данное положительное качество. Движущей силой процесса естественного отбора являются востребованность тех или иных качеств или преимуществ, которые реализуются членами той или иной популяции и обеспечиваются генными изменениями наследственности, а также приводят к увеличению численности обладателей данного изменения в популяции.

Востребованность изменений естественным отбором - это непременное условие для увеличения численности и развития. Востребованность, в некотором смысле, искусственное понятие, но оно необходимо нам для лучшего понимания процесса естественного отбора. В процессе «жизни популяции» востребованность тех или иных качеств может меняться. Мы это видели на примере мутированного гена ССR5Δ32, способного противостоять вирусам оспы, бубонной чумы и ВИЧ[4][5]. То в популяции был востребован мутированный «новый» ген, способный противостоять вирусу, то, при прекращении эпидемии, его не мутированная противоположность.

1.2. Второе необходимое условие работы естественного отбора — это наличие у членов популяции «новых» генов, из которых можно было бы что-то «выбирать». Мало того, что их всегда разное количество как у отдельных членов популяции, так и у популяции в целом, но даже возможны ситуации, когда вообще нет генов в гетерозиготном состоянии. И тогда естественному отбору нечем ответить на внешние отрицательные вызовы, и естественный отбор сокращает популяцию, и в итоге она может быть уничтожена. Подробно эту ситуацию мы рассмотрим в следующей статье (см. инбредная депрессия).

1.3. Новое наследуемое качество может родиться, путём изменения (трансформации) уже существующего качества. Я уже сравнивал великую изобретательницу Природу с человеком – конструктором. Попробуем ещё раз. Конструктор, получая задание на проектирование машины, выполняющей, к примеру, сгребание неких мелких предметов, разбросанных по определённой площади, комбинирует из известных ему агрегатов новый «комбайн», совмещая одно устройство с другим, например, автомобиль и механическую щётку. В природе нет возможности использовать дополнительные механизмы к уже существующему организму. Она должна исходить из имеющихся средств у данного вида, подготавливая его к решению дополнительной востребованной задачи – это самый простой и самый естественный способ. И вот вам пример: муравьед, для того чтобы доставать из самых дальних уголков муравейника муравьёв и их личинок использует длинный язык. В результате длительных шагов естественного отбора по выполнению языком первоначально не свойственных функций, он удлинился у муравьеда до 60-ти сантиметров и с успехом заменил механическую щётку. Стоит отметить, что подобное техническое решение демонстрирует нам и дятел. Есть востребованность – будет и решение. Необходимы только соответствующие условия, наличие которых и определяет скорость эволюционных процессов в популяции (в изменении вида).

1.4. «Новый» вариант гена – мутированный ген - может получить распространение в популяции, как правило, если он сам может демонстрировать новое, лучшее качество и увеличивать численность его обладателей. Нужно понять, что даже для выхода «нового» рецессивного гена из «подвала» необходима «положительная реакция» естественного отбора – увеличение численности обладателей. В противном случае ген останется «узником» «подвала». Об этом мы говорили в предыдущей статье[6].

1.5. Как мы уже раньше говорили, рассматривая факторы, влияющие на сокращение рецессивных генов[6], хочу повторить, что востребованные в прошлом рецессивные гены в гомозиготном состоянии, и получившие значительное представительство среди обладателей в популяции за счёт естественного отбора, но не востребованные сегодня естественным отбором, могут сохраняться и работать в гомозиготном состоянии в популяции достаточно долго.  Это очень важно для популяций, где перестаёт работать естественный отбор. Только другие рецессивные гены, имеющие преимущества относительно прежних, будут уменьшать представительство обладателей невостребованных генов[6], и без восстановления востребованности старые гены достичь увеличения распространения не смогут. Без востребованности качества обладатели невостребованного гена будут постепенно уменьшать своё представительство и в конце концов окончательно будут потеряны, хотя, возможно, ещё долго смогут сохраняться в единичном представительстве в «подвале». Пример? – Тот же самый мутированный ген ССR5Δ32, способный противостоять вирусу ВИЧ, бубонной чуме и оспе. Безусловно, в момент эпидемий в Европе он был более распространён, а сегодня доля его обладателей в популяции уменьшилась[4][5], и в Африке, надо полагать, он тоже был, но, в связи с невостребованностью, был потерян.  

1.6. Реализация одной востребованности (обретение нового качества) открывает новые возможности для возникновения новых востребованностей. Пример: медленное лазание первых приматов по деревьям, позднее - перепрыгивание с ветки на ветку, привели к возникновению новых востребованностей, в том числе - к формированию из конечностей (у некоторых приматов) – сильных ног, способных удерживать тело в вертикальном состоянии, и сильных рук, способных держать инструменты и другие средства для обороны, нападения и охоты.

1.7. Уже Дарвином в качестве разновидности естественного отбора был назван половой отбор. Наблюдая за животными, человек невольно отождествлял своё поведение с поведением «братьев наших меньших» и пытался объяснить их поведение из своего мироощущения. Доступнее всего наблюдения за поведением птиц. Наблюдатель видел, как самец строил гнездо, приглашал самку к спариванию, ухаживал, когда она сидела на яйцах, и они совместно выкармливали птенцов и, даже рискуя жизнью, оба готовы были защищать потомство. Мы видим привязанность партнёров друг к другу для выращивания потомства и заботу о подрастающем поколении.  Вот так зарождалась «инстинктивная любовь». Как много в этом поведении разумного - человеческого. Но ведь всё это поведение определяется выработанными программами поведения – инстинктами. Анализируя поведение птиц, когда самец, привлекая самку, исполняет исключительно своего вида песню, а неспособные петь самцы исполняют сложные танцы, приглашая самку к соитию, а она, привередливая, отказывает «кавалеру». У наблюдателя создаётся впечатление, что он её чем-то не устраивает, а она выбирает. А как ещё объяснить то, что одному претенденту самка отказывает, а за тем с другим готова разделить заботу о будущем потомстве? Кто выбран, тот и даёт потомство, а значит увеличивает численность обладателей именно таких генов, именно такой наследственности, как отобрала курица. Наверное, так рассуждали не только во времена Дарвина, и он назвал этот процесс выбора курицей лучшего петуха половым отбором[8]. Продолжая дальше свои рассуждения, наблюдатель задаёт себе вопрос: А как, по каким параметрам курица может выбрать достойного партнёра? И ответ - вот он - на наших глазах: иначе, для чего многие самцы птиц окрашены значительно ярче, нежели самки – чтобы понравиться самкам. И это в ущерб лучшей приспособленности, ведь яркая окраска выдаёт птицу, выходит, у неё больше вероятность пострадать от хищника. Это противоречит основополагающим принципам естественного отбора, сформулированных Дарвином. Эта мысль долго смущала наблюдателей. Но может быть курица ничего не выбирает, а яркая окраска самцов нужна и выбрана естественным отбором ещё для чего-то? Попробуем в этом разобраться.

Объяснение роли вызывающей яркой окраски и несмолкаемого пения птиц я хочу начать с другого примера: в работе, описанной в статье А.С. Северцова и А.В. Шубкиной «Эволюционная роль хищных млекопитающих и механизмы её реализации». В качестве «хищников» в эксперименте использовались борзые – единственная группа пород охотничьих собак, ловящих диких животных без помощи человека и без применения охотником огнестрельного оружия. Это наиболее полная имитация охоты хищника в естественных природных условиях. Впервые это модель была применена при охоте с борзыми на сайгаков. Так борзыми было поймано 38 антилоп. Параллельно сотрудниками Госохотнадзора Калмыкии было отстреляно 40 сайгаков с целью выбраковки больных животных (контроль). Полное патологоанатомическое вскрытие показало, что все сайгаки (100%) пойманные борзыми были нездоровы. Патологии сердца, печени, легких и других внутренних органов. Два случая патологии ЦНС (вертячка). Среди отстреленных таких было 33%[9]. Этот эксперимент подтверждает давно известный охотникам факт, что при сокращении численности хищников вскоре падает и численность зайцев. Хищники создают в некотором смысле «дополнительные трудности», что ужесточает естественный отбор, и при этом уничтожению подвергаются больные животные, потомство от которых могло бы только уменьшить жизнеспособность популяции.

В жизни зайцев хищники являются «трудностью», но именно наличие этих трудностей позволяют совершенствоваться зайцам и сохранять жизнеспособную наследственность. Все эти «лишние, и даже вредные излишества», не способствующие на прямую увеличению численности, но они есть, и именно естественный отбор «санкционировал» их применение. А как может быть иначе? Не трудно догадаться, что яркая окраска самцов птиц и их пение создают условия для выживания самых сильных, самых приспособленных птиц за счёт других качеств, например, способности быстро летать, что важнее, в том числе, для дальних перелётов. Постоянные тренировки, тем самым, улучшают выживаемость популяции, а кто не успел – того кот съел. Птицы добились, конечно же, самых больших успехов в эксплуатации своего очень ограниченного по размерам мозга, и о причинах этого мы ещё поговорим. Но не только птицам присущ способ повышения приспосабливаемости за счёт создания «искусственных» трудностей. Это героиня многих русских сказок – самая хитрая – лисица. Представляете, как хорошо её видно зимой на фоне белого снега, да и среди зелени рыжая шубка будет хорошо выделяться, что выдаёт хищницу, но в конечном итоге способствует её выживанию за счёт мобилизации «умственных» способностей. Может быть такая связь не случайна. Что же касается «выбора» курицей самого яркого наряда самца то эти куры скоро перевелись бы, так как бесконечно усиливающаяся демаскировка привела к уничтожению популяции. Понятно, что уровень демаскировки должен быть оптимальным – каким-то средним. Он определяется, как и все другие параметры, характеристики оптимальных качеств, естественным отбором. Менее яркая окраска – больше больных проникает в будущую популяцию – больше умирают от болезней, недостаточно ярко окрашенных. Более яркая окраска – большое количество птиц «съедает кот», причём, тех – самых ярких. В обоих случаях достигается оптимальная интенсивность окраски. Я не вижу принципиальной разницы в действиях естественного отбора в работе, ну, скажем, печени, или в выборе оптимальной окраски петухов. Механизм идентичен.

Что же касается процесса «выбора» курицей, вернее сказать, почему она не «бросается в объятья» первому встречному «кавалеру», и как будто выбирает, то ответ тоже в различиях человеческого и птичьего отношения к соитию. В отличие от человеческих физиологических потребностей, процесс совокупления у птиц в условиях дикой природы происходит не каждый день и не раз в несколько дней, и даже не раз в месяц, а только ограниченный период в году. И если петух готов к этому процессу всегда, по крайней мере весной, то у курицы, грубо говоря, организм должен перестроиться и физиологически подготовиться, и, наконец, «понять», вернее, разбудить те спящие целый год инстинкты. А для многих это, вообще, первый раз. Так что курице надо время «подумать», и за это время она не одного петуха может отвергнуть. Может возникнуть и другой вопрос: «ведь петухи действительно красивые, как они могли стать такими без выбора курицы?» А вы посмотрите вокруг: разноцветные и разнообразные по форме цветы, красивые плоды и ажурные листья растений – это то, что родилось за долго до рождения какого-либо разума и возможного выбора. А в неживой природе - причудливые узоры на окнах нарисовал Дед Мороз, или причудливые рисунки на сколах камней и различные по форме кристаллические минералы придумала Хозяйка Медной горы? А закат или восход солнца – сколько эмоций у человека вызывает эта красота. И всё это не создано разумом. Всю эту красоту создала природа на основе проявления физических и химических закономерностей и применительно к живой природе за счёт эволюционных процессов. А человек способен только на подражание природе. Разум человека сформировал представление о прекрасном по предложенным природой образам. Правда, иногда он вкладывает в это отражение природы понятные часто только своему социуму, свои представления и мысли, свои ассоциации. Так что участие курицы даже на уровне инстинктов ничем не подтверждается, хотя для распознавания потенциального партнёра для соития, конечно же, окраска играет определённую роль, как и запахи, и, возможно, ещё что-то. Так, значит, «дополнительные трудности», создавая условия для более жёсткого естественного отбора, сформировали яркую окраску самцов. Понятно, что все эти «дополнительные трудности» ужесточают отбор и тем самым создают условия для постоянного совершенствования популяции. Соображения наблюдателей не более чем поверхностный взгляд, а естественный отбор – это истина в последней инстанции. Схватки самцов для обладания самкой – это тоже «дополнительные трудности», способные отсеять слабых и неспособных противостоять конкуренту. Точно такая же схватка могла произойти между хищниками за обладание добычей. Аналогично могли бы делить территорию травоядные, вытесняя слабых на менее выгодные территории. Через эти трудности осуществляется естественный отбор.

Какие выводы напрашиваются из сказанного выше?

1. Что полового отбора у животных как такового – нет. Это, в большей степени, есть продукт ошибочного очеловечивания поведения животного, придание, в понимании наблюдателя, разумности процессу естественного поведения животных в соответствии с физиологией организма и выработанными программами – инстинктами. Нет принципиальной разницы, как курица узнаёт съедобного червяка или партнёра для соития.

2. Демаскирующая яркая окраска и пение птиц создают «дополнительные трудности» для птиц, способствуют более жёсткому естественному отбору и, тем самым, создают условия для постоянного совершенствования членов популяции и улучшения наследственности всей популяции.

3. Так называемые танцы и пение птиц, а также другие изменения (в поведении, в окраске и т. д.) являются выражением приглашения самки к спариванию, и их длительность обусловлена временем, необходимым для подготовки организма и пробуждения у самки инстинктов, необходимых для осуществления спаривания.

1.8. Сложность и многообразие вариантов поведения животных определяется наличием сложных инстинктов в арсенале животного, что связано с объёмом головного мозга и эффективностью его работы, и вся эволюция шла в значительной степени по пути увеличения умственных способностей. Для подтверждения этого факта есть другой интересный пример. Вы знаете, как ловят маленьких глупых мартышек? (Я, по-моему, уже приводил этот пример, но для иллюстрации другого качества инстинктов.) В землю вкапывают кувшин с узким горлышком, чтобы в него едва могла пролезть лапка обезьяны. В кувшин бросают достаточно крупный орех. Любопытная обезьянка засовывает лапку в кувшин и, нащупав орех там, хватает его. При приближении человека глупая обезьянка не может вытащить лапку из кувшина, поскольку в лапке зажат орех. Простой инстинкт, который управляет поведением обезьянки не предусматривает возможность отпустить орех. Так ловят маленьких глупых мартышек. Я не слышал о том, чтобы таким способом ловили других более развитых обезьян. Более развитый мозг позволяет создавать более сложные инстинкты, учитывающие большее разнообразие программ.

1.9. О механизме изменения инстинктов. Можно предположить, что инстинкты развиваются так же, как и другие функции деятельности органов организма, определяемые генетикой. Где могут храниться эти врождённые инстинкты, передаваемые потомству? Если они, как и прочие качества, передаются по наследству и тоже меняются благодаря эволюции, и это может происходить при изменении условий, то почему к ним не приемлем тот же механизм, как и для других качеств, определяемых генетикой и естественным отбором. Мы можем предположить этапы развития врождённых инстинктов: сначала это было «приглашение к спариванию», возможно, создание «дополнительных трудностей» для более жёсткого отбора, затем строительство «гнезда» и ухаживание за самкой или помощь в процессе вынашивания плода, а затем и участие мужской особи в выкармливании и воспитании потомства, и даже самопожертвование при защите потомства. Возможны и другие проявления инстинктов, требующих развития головного мозга. Порядок этих шагов может быть и иным, и даже одновременным. Понимание этого объясняет необходимость развития головного мозга. С другой стороны, длительное выкармливание потомства молоком матери у млекопитающих позволяет продлить время развития потомства, в том числе, и головного мозга. За счёт этого возникает дополнительная потенциальная возможность проявления интеллектуальных способностей и вариантов их использования. Можно констатировать, что всё развитие животного мира, и в том числе рождение отряда млекопитающих, связано прежде всего с востребованностью увеличения головного мозга и совершенствованием его деятельности[10]. На каком-то этапе всё это было востребовано для совершенствования инстинктов. В свою очередь развитие головного мозга открывает качественно новые перспективы в эволюционном процессе – развитие разумного поведения.   

2. Каково же состояние естественного отбора по Дарвину сегодня в человеческой популяции?

Как мы уже выяснили, необходимым условием естественного отбора является востребованность качеств или преимуществ, которые реализуются членами той или иной популяции и обеспечиваются генными изменениями наследственности, приводящими к увеличению численности популяции. В далёкие дарвиновские времена, когда рождаемость зависела только от того «сколько детей бог даст», а он, как правило, не скупился, и всем давал много детей, и выживаемость определяла увеличение или уменьшение обладателей тех или иных качеств в популяции. Данные качества определялись из способности организма сопротивляться болезням и возможности обеспечить себя и своих близких материально – эти качества были востребованы естественным отбором. Тогда, увеличение численности популяции реально соответствовало степени приспособленности и уровню совершенствования представителей популяции в добыче пропитания.

Сегодня минимальный уровень медицинского обслуживания охватил практически все популяции человека, а также необходимое минимальное обеспечение продуктами, необходимыми для выживания, сокращает влияние приспособленности на численность популяции. В этих условиях можно констатировать, что увеличение или уменьшение численности популяции людей определяется прежде всего «искусственным» ограничением естественного уровня рождаемости. Этот показатель определяется исключительно личными взглядами членов популяции и устоями общества, а не естественными возможностями организма и степенью его приспособленности. Уже не естественный отбор определяет динамику численности популяции. Таким образом, естественный отбор, с точки зрения эволюционного развития популяции и её членов по выживаемости и увеличению численности популяции, не работает и не является сегодня применительно к человеку инструментом эволюционного развития. Как же дальше жить? Ведь, отрицательных мутаций много больше чем положительных, а отбора нет, то мы непременно будем деградировать?

3. Социальный отбор и его роль в формировании востребованности

Но не всё совсем безнадёжно. В отличие от других млекопитающих, приматы очень быстро развивались в течение нескольких последних миллионов лет. Исключительные радикальные изменения в эволюционном процессе человека произошли на рубеже 50 – 30 тысяч лет назад. Эти изменения получили название «Большой скачок» или «Человеческая революция». В результате человек обрёл целый ряд новых качеств: он стал супер-энергичным, супер-агрессивным и суперсексуальным, а главное супер-интеллектуальным. Так родился человек разумный. Объяснений такого резкого скачка в обретении разумности пока нет, как, впрочем, и других супер-качеств. Дальнейшее развитие человечества мы наблюдаем изучая историю в полном соответствии с эволюционными законами, которое складывается, в основном, из развития и накопления различных технологических достижений человечества: совершенствование каменных орудий, охота на крупного зверя, земледелие, скотоводство, металлургия и так далее. Технологическое развитие сопровождалось развитием речи, других интеллектуальных способностей и общественных отношений. Человек – это «общественное животное», и его соответствие «общественному мнению» необходимо. Это инстинктивное «стадное чувство» помогало выработать направления развития популяции ещё в животном и переходном состояниях. Уже при формировании первобытнообщинного общества не только инстинкт, выбранный путём увеличения численности, а какие-то другие качества, определяемые в связи с наличием зарождающегося интеллекта, стали определять выбор партнёра. Как мы отмечали ранее, многим осмысленным действиям человека предшествовали инстинкты, которые сохранились и, как правило, даже сегодня прекрасно уживаются с разумной деятельностью. Уже отмеченная выше «инстинктивная любовь», демонстрируемая животными, «мутировала», и теперь она учитывает «разумные пожелания» в том числе сложившиеся приоритеты при выборе партнёра. У каждого они свои в той или иной степени, но, в целом, учитывают сложившиеся в обществе взгляды – определяемые социальными условиями и пониманием разумных приоритетов. Я назвал этот отбор искусственным социальным отбором. Искусственным - в смысле, что выбор осуществляется не в результате природного процесса – выживания и увеличения численности, а в результате разумной деятельности человека.

Мой постоянный оппонент возражает мне: «На каком основании ты считаешь разумное участие человека в отборе искусственным, если обретение разума есть естественный процесс эволюции? Разум это естественное развитие инстинктов, а, следовательно, разумный отбор такой же естественный». Это несомненно так. Однако для понимания природы процесса отбора я позволю себе вульгарное сравнение естественных и искусственных материалов: природное волокно - хлопок, шерсть и искусственные - капрон, нейлон. Одно создано природой, другое при принципиальном участии человека. В полной мере, применительно к генетике, искусственным отбором является селекция. Но также выбор партнёра разумным существом, в соответствии с социальными условиями, я считаю, в значительной степени, искусственным отбором. Именно человек выбирает себе партнёра: низкорослого или высокого, сильного или слабого, безрассудного или рассудительного, умного или красивого, или весёлого... И даже если он ничего не выбирает – всё равно это его выбор. Из этих людей формируется популяция. Из закономерностей её изменения определяется вектор: развитие или деградация (хотя сама эта оценка субъективна). Следует также учитывать, что часть членов популяции, как сегодня говорят - элита (и прежде всего власть), во многом определяет политику изменения социума, а иногда просто изменяет социальный состав популяции, уничтожая неугодных. Так в Гитлеровской Германии и на оккупированной территории других стран были уничтожены все люди сколько-нибудь имеющие еврейские корни, и это изменило генетический состав популяций. Это даже не совокупность изменений в связи с выбором партнёра, а просто физическое уничтожение части сообщества. Если естественному отбору понадобилось бы множество поколений, чтобы сократить менее приспособленных представителей популяции, то социальный отбор, в его разрушающем проявлении, способен уничтожить лучшую составляющую популяции в кратчайшие сроки. Лучшую – даже по той причине, что фашистская власть не могла с ней ужиться.

Что же изменилось с обретением человеком разума? Естественно, способность поступать и, в частности, выбирать партнёра с учётом своих представлений и осмысленных потребностей. Вот теперь мы видим выбор партнёра, которого нет в так называемом «половом отборе» у животных, хотя и у современного человека инстинкт играет не последнюю роль. Естественно, что уровень развития сообщества в сочетании с интеллектуальными способностями индивидуума определяют соотношение инстинкта и разумных предпочтений. Длительный период на этапе рождения человека разумного и до наступления времени «ограниченного достатка» работали оба эти механизма – естественный отбор и социальный отбор, но весомость каждого из факторов менялась с развитием.

И даже сегодня в разных популяциях мы видим разное соотношение между инстинктивной и разумной составляющими.

Весь комплекс требований складывается в каждой популяции самостоятельно, и он во многом определяет типичные черты представителя популяции. У каждого народа сегодня есть свой характерный менталитет. Ну, скажем, немца отличает педантичность, пунктуальность и исполнительность, француза – смелость и жизнерадостность, приверженность к плотским удовольствиям, японца отличает трудолюбие до самозабвения, и исключительная способность работать в коллективе, китайца – исключительное трудолюбие и так далее. Все эти качества, отличающие тот или иной народ, складывались в течении многих сотен и даже тысяч лет. Они типичны как для популяции в целом, так и для отдельных её представителей. Социальная среда во многом, в буквальном смысле, определяет востребованность тех или иных качеств, вступающих в брак. И, если по Дарвину это был естественный отбор, регулируемый выживаемостью, то у человека разумного это социальный отбор, в большей степени, носящий характер прямого действия - выбора, продиктованного социальными условиями и традициями, и собственным выбором, и не определяется напрямую численностью или какими-то другими последствиями, свыше осознанных в той или иной степени выбирающим. Даже сама рождаемость в популяции – это функция сложившейся социальной установки. Осознание сложившейся сегодня ситуации – первый шаг на пути управления процессом развития. Я думаю, вы со мной, согласитесь.

Поскольку социальный отбор популяции складывается из субъективного выбора множества, мы можем в целом оценивать динамику изменений наследственности популяции с нашей точки зрения как в положительную сторону, так и в отрицательную. Это субъективная оценка, хотя, возможно, могут быть и объективные критерии оценки изменения наследственности в популяции.

О положительных проявлениях социального отбора можно говорить долго. Например, период развития капитализма в России во второй половине 19 века. Отмена крепостного права и влияние Европы привели к всплеску развития экономики, науки, культуры в России. Совершенно новые понятия для патриархальной России становятся типичными - на слуху: инженер, врач, учитель, студент, государственный служащий и даже революционер и учёный. Рождается новая русская литература, социальная, разнонаправленная и революционная. Русская культура занимает почётное место в системе европейских ценностей. Меняется социальная среда – меняются и приоритеты в выборе партнёра. Востребованы совершенно новые качества по сравнению с патриархальной Россией. Вопрос повышения грамотности широких масс становится чрезвычайно актуален. Хотя кто-то, может быть, скажет, что это была ошибка и нужно было жить как деды и прадеды.

Образование как способ формирования осмысленной востребованности в обществе, приобретает исключительное значение. Уровень образованности становится определяющим и той самой «дополнительной трудностью», которая помогает осуществить ужесточающий отбор. Неграмотные – не популярны.

И другой пример: деградация населения в Камбодже, когда у власти стояли красные кхмеры. Я не буду перечислять качества, которые были в приоритете у членов этого сообщества, достаточно вспомнить о прямом уничтожении миллионов - геноциде, наверное, не худшей части «генофонда». На этих примерах я хочу показать, что социальный отбор для генетического изменения наследственности может носить как положительный, так и отрицательный характер, причём не в течение многих тысяч лет, а даже одного поколения. Мнение, что человек, его способности неизменны в течение многих поколений, неверно. В то же время идея, что мы завтра напишем новые книжки, и новое поколение будет другим - ошибочно. Всё очень легко происходит в части утраты положительных генов в связи с сокращением их носителей. Накопленная база положительных генов в популяции за период, когда работал естественный отбор, в определённых условиях может сохраняться долго. Для эволюционного развития нужен новый «искусственный» положительный отбор, заменяющий естественный. Это может быть только социальный отбор.

Значение социального отбора в формировании вектора развития наследственности популяции, трудно переоценить. Он единственный действующий на сегодня вариант отбора в развитых популяциях, способный как свести на нет достижения многих сотен и даже тысяч лет эволюционного процесса, так и возродить процесс развития человечества. Потерять положительную наследственность очень легко, и мы её теряем с каждым днём, а восстановить её значительно сложнее, и в сегодняшних условиях очень трудно.

4. Характеристика современного интеллектуального состояния общества и социальный отбор

Цивилизованное общество должно стремиться к гармоничному развитию человека. Вы скажите: «Прописные истины - давно известны». Однако, нашли ли они отражение в сегодняшнем образовании и в дальнейшей жизни, в части, возможности людей реализовывать свои способности и развивать их? – Нет.

Часто бытует мнение, что достаточный уровень необходимых знаний в математике определяется способностью посчитать сдачу в магазине, а познания в литературе - сказкой «Колобок», ведь «больше и не нужно в повседневной жизни». И такие высказывания звучат часто.

Мы не случайно рассматривали в поведении диких животных инстинкты, вызывающие дополнительные, в некотором смысле, искусственные ужесточения естественного отбора путём создания «лишних» трудностей для самцов в части яркой окраски перьев или борьбы за право овладения самкой. Ужесточения условий отбора по востребованному параметру (качеству) ведёт к формированию качества присущего всей популяции. В этом смысле повышенные требования при формировании личности, обучение и создание культа образованности формирует востребованность в интеллектуальном развитии.

Хотя возможна и другая точка зрения, а именно: «Не все же должны быть учёными – зачем их столько, да и по истории с литературой в жизни никто экзаменов устраивать не будет. Зачем тогда мучить детей и заставлять всех чего-то там учить, а потом ещё травмировать нервную систему никому не нужными экзаменами? Пусть учат те, кому это нужно».

Конечно, учить или не учить – дело личное, но согласитесь, что все люди обладают разным интеллектуальным уровнем, разным уровнем логического мышления, разным уровнем знаний и по-разному способны их применять. Я бы разделил всех на 3 категории:

к первой я бы отнёс тех, кто способен понять только то, что он непосредственно видит перед собой или то, что ему показывают;

ко второй – кто способен понять, чем вызвано то, что он видит, что является причиной наблюдаемых процессов. Как он может сопоставить это со знаниями естественных наук и понять их суть;

к третьей – кто способен взглянуть глубже, часто объединяя знания нескольких наук и их взаимодействие при рассмотрении сложного процесса. К данной группе я бы отнёс: Менделеева, который увидел периодически повторяющиеся закономерности химических свойств веществ от атомного веса. Как потом выяснилось, вес связан со строением атомов этих элементов, а строение определяет химические и физические свойства веществ; Коперника, Кеплера и Галилея, первыми в 16 веке утверждавших о движении планет вокруг солнца. 

Конечно, учить или не учить - дело личное, но средний уровень интеллектуального развития популяции складывается из всех членов общества, и живёт популяция по законам, во многом исповедуемым большинством. А жить в этих условиях придётся всем в одной стране и на одной планете. А она сегодня такая маленькая.

Не случайно в СССР в оценке развития общества сначала был определён уровень обязательной грамотности для всех, а через пару десятилетий был определён всеобщий уровень «среднего образования» как необходимый критерий для поступательного развития общества. Правда, создаётся впечатление, что он со временем у нас сильно понизился, не говоря уже об «успехах» высшего и особенно специального высшего образования. И это печально.

Часто говорят: «история учит, что она ни чему не учит». Это не правильно. Мне кажется, что история учит, но не все учатся. Поэтому, перефразировав известную фразу В.С.Черномырдина, содержащую тот же смысл, скажу: «Как уже было, так опять и получается». И, кажется, что выхода из этого замкнутого круга нет.

Я не могу закончить рассмотрение вопроса развития в таком пессимистическом настроении, хотя в большинстве популяций современного человека господствует, как это сегодня говорят, «потребительские настроения», и никаких положительных изменений не предвидится. Но сегодня или нет, совсем недавно можно было ещё наблюдать эффективный социальный отбор в «отдельно взятой человеческой популяции» – это, прежде всего, у моих любимых евреев-ашкенази.

5. Положительный пример социального отбора в популяции евреев-ашкенази

Мой постоянный оппонент возмущённо кричит: «Ты опять со своими евреями, как можно говорить о том, что кто-то способнее, когда люди находятся в совершенно разных условиях! Одни с детства изучают различные науки, каждый день в процессе обучения пополняют свои знания, и другие, кто никогда не видел книги и не сидел за партой. Может быть, они в 100 раз способнее, но у них просто нет возможности проявить, продемонстрировать свои исключительные способности».

Чем можно возразить на подобные высказывания? Вот чем: Если мы допускаем, что эволюция идёт, в том числе, по пути развития интеллектуальных способностей и соответствующего изменения генов, определяющих такие способности, то для увеличения обладателей положительных генов в популяции необходима их востребованность отбором. В то время как в среде, где человек «никогда не видел книги и не сидел за партой» - не было потребности в подобных интеллектуальных способностях. И если даже «гениальные» гены случайно проявят свои качества у такого человека, они не будут приоритетными при выборе партнёра и не увеличат численность популяции обладателями оных в той социальной среде, где они не востребованы. Обладатель даже не ощутит их наличие, что мой постоянный оппонент правильно заметил.

Как же формируется повышенная востребованность интеллектуальных качеств в еврейской популяции ашкенази больше, чем в других популяциях, каким качествам должна отвечать социальная среда, где интеллектуальные способности в приоритете. Надо понять, что данная среда складывалась в течении тысяч лет и условия её формирования прописаны ещё в Торе. Она заложена в иудейской вере и соблюдении «завета» –договора между Богом и верующим. В какой степени она сегодня отвечает этим требованиям, мне судить трудно, но основные достижения евреев, которые мы наблюдали в прошлом веке, имели место, когда традиционная еврейская семья и некая общность людей, проживающих в отдельных «местечках» на территории других больших популяций, как мне представляется, соответствовали определённым давно сложившимся устоям. А именно:

  • Большие семьи – много детей.
  • Мать занимается исключительно воспитанием детей. С детства им прививается уважение к старшим. Особое внимание уделяется образованию и общему развитию ребёнка. Выявляются и развиваются склонности у ребёнка, способные сыграть положительную роль в жизни.
  • Отец - прилежный семьянин, предприимчив, занимается каким-либо серьёзным делом (сначала это было ремесло или торговля, позже – серьёзное производство, финансовый бизнес, искусство, наука, общественная и политическая деятельность), что и обеспечивает необходимый уровень жизни семьи.
  • Детям прививается с детства трудолюбие и неотвратимость повседневного регулярного обучения и труда.
  • Ориентиром в жизни служат успешные представители популяции, народа. Об исключительной роли еврейского народа говорит также Тора.
  • Вступление в брак исключительно с человеком еврейской национальности, как правило, из этой или ближайшей еврейской общины по выбору родителей.
  • Евреи в Европе, как правило, селились небольшими общинами (местечками) среди многочисленного населения другой национальности, где проходило их детство, отрочество и юность. На данных территориях исключительно поддерживался иудаизм и, чаще всего, формировались новые семьи.
  • В жизни каждого еврея (и всего местечка в целом) исключительно велика роль общины и раввина как помощника, наставника, судьи.
  • Поддержание тесных связей с другими еврейскими общинами.

Из приведённых выше характерных условий формирования еврейской социальной среды я отметил проживание в маленьких этнических поселениях, что может быть непонятно. Однако в таких поселениях, из-за близкородственного скрещивания, возможен быстрый рост обладателей положительных рецессивных генов в гомозиготном состоянии, что создаёт условия для эффективного эволюционного процесса. Об этом мы подробно поговорим в следующей статье.

Казалось бы, так просто, так должно быть в каждой семье, однако, для начала, подчеркивается роль родителей в выборе партнёра для семейной жизни. Не у всех народов этот принцип строго соблюдается, особенно сейчас. Как правило, решающую роль играют непобедимые инстинкты – любовь. Как гласит народная мудрость: «Любовь зла – полюбишь и козла». А у родителей-евреев решения взвешенные, продуманные, ведь все кандидаты на пару известны с детства, и не только они, но и их родители, и даже родители родителей. Ведь им придется ещё и внуками заниматься. Отбор серьёзный, как у селекционера.

Второй момент - обучение. Мать с детства занимается воспитанием уважения к старшим. Традиционно еврейский ребёнок, кроме всего прочего, должен заниматься музыкой. Как говорят в Одессе: «Если вы видите мальчика-еврея, идущего по улице без скрипки, то это значит только то, что его дома ждёт рояль». Как и «мелкая моторика», так и, конечно же, занятие музыкой способствует развитию умственных способностей и полноценному развитию личности ребенка. Оно предусматривает непосредственный контакт музыканта со слушателем. Занятие музыкой прививает трудолюбие, ответственное отношение к делу, даже если оно нелюбимое. А если уж оно любимое, то это создаёт условия выложиться на все 100%.

Я долго не мог понять, почему «еврейство» передаётся по матери, а не по отцу в случае браков с представителями других национальностей. Ведь, с генетической точки зрения, роль родителей равноценна. Однако ребёнок, рожденный нееврейкой, скажем так, будет еврей в меньшей степени, хотя отец еврей. Я предполагаю, что рождение матерью-еврейкой подразумевает не только передачу «еврейских генов», но и воспитание по еврейским обычаям, и никакая другая мать не сможет это сделать, поскольку сама не была воспитана еврейкой. Следовательно, цепь передачи методов воспитания будет оборвана. Получить полноценного еврея в следующем поколении уже не получится. Весь уклад жизни еврейской семьи, заложенный с детства, определяет жизнь каждого и популяции в целом.

Отдельно отмечу, что обучение создаёт условия востребованности в популяции положительных рецессивных генов для развития интеллектуальных способностей. Община заботливо относится к перспективным молодым членам общины, способствуя их обучению и дальнейшему продвижению в жизни. Успехи каждого члена общины есть успех самой общины.

Нам всем известны строки поэта:

Мы все учились понемногу

Чему ни будь и как ни будь

А большинство училось далеко не так, как поэт. Я помню, как меня в начале 90-х годов поразило высказывание в каком-то интервью какого-то папашки-еврея по телевизору. Он говорил: «Сейчас все занимаются бизнесом: кто-то организует кооперативы, кто-то занимается торговлей, вкладывая большие суммы денег в надежде, что это обеспечит благополучие сегодня и безбедную старость и, возможно, даже обеспечит детей. У меня другой бизнес, который позволит и мне и моим потомкам получать гарантированные дивиденды: я вкладываю деньги в развитие детей. Для обучения на самом высоком уровне, поверьте, приходится тратить большие деньги...». В то время, когда обучение во всех учебных заведениях в СССР было бесплатным, мне показалось это заявление необычным, но, видимо, так всегда думали евреи и даже в Советском Союзе задолго до возникновения рыночных отношений в том числе в обучении. И это благотворно сказывалось не только, собственно, на евреях. Они создавали определённый климат стремления к знаниям в стране. Евреи в Советском Союзе, живя и работая среди людей разных национальностей, не только сами развивались, но и создавали условия для формирования положительной социальной среды. Они становились лидерами, определяющими вектор развития общества в различных областях культуры, науки и техники. Мне вспоминается бытующая в середине прошлого века в СССР поговорка: «Среди учёных и врачей каждый пятый не еврей». Быть хорошим востребованным специалистом и получать при этом приличную зарплату было приоритетом еврейского воспитания и обучения.

Отдельно стоит отметить роль евреев в формировании культуры. Как ни парадоксально, не своей, а народа, среди которого они проживали и проживают. В следующей статье я покажу, что и генетически евреи многое заимствуют от народов, среди которых они проживают, и понимание культуры народа, среди которого они проживают, не так уж парадоксально. Мне представляется что не менее половины выдающихся деятелей советской и русской культуры наверняка будут иметь еврейские корни.

Я предвижу множество возмущённых возгласов, мол, «евреи всегда были безнравственны и искали исключительно выгоду». Соглашусь, что примеров таких отрицательных героев с исключительными отрицательными качествами множество. Это действительно так. Приспособляемость — это основной приоритет естественного отбора. Да, приспособляемость у евреев «в крови» – их приучила к этому нелёгкая жизнь инородца в безнравственных обществах. Приходится быть такими, что бы хорошо жить, а часто - чтобы просто выжить. Но в большинстве случаев благополучие евреев строилось на повышенных интеллектуальных способностях, часто несовместимых с безнравственными поступками. Более того, многие евреи ради большой чистой идеи терпели многочисленные лишения и осознано шли даже на смерть.

Эволюционный скачок, который мы наблюдаем в эволюции евреев-ашкенази, объясняется не только исключительным социальным отбором, но и спецификой мутационного штурма в микро популяциях ашкенази. В том числе об этом мы поговорим в следующей статье о вариантах мутационных штурмов.

Список литературы
  1. Занегин М. А. О роли рецессивных генов в эволюционном процессе // Научные высказывания. 2023. №2 (26). С. 13-19. URL: https://nvjournal.ru/article/O_roli_retsessivnyh_genov_v_evoljutsionnom_protsesse
  2. Занегин М. А. Эволюционный процесс. Этапы «Мутационного штурма и естественного отбора» // Научные высказывания. 2023. №4 (28). URL: https://nvjournal.ru/article/Evoljutsionnyj_protsess_Etapy_Mutatsionnogo_shturma_i_estestvennogo_otbora
  3. Занегин М. А. Особенности состояния ДНК в субэтнической группе евреев-ашкенази. «Мутационный штурм» и «эволюционная пирамида» // Научные высказывания. 2023. №5 (29). С. 25-30. URL: https://nvjournal.ru/article/Osobennosti_sostojanija_DNK_v_subetnicheskoj_gruppe_evreev-ashkenazi_Mutatsionnyj_shturm_i_evoljutsionnaja_piramida
  4. Занегин М.А. Как теория мутационного штурма и естественного отбора дополняет и развивает дарвиновскую теорию https://nvjournal.ru/article/Kak_teorija_mutatsionnogo_shturma_i_estestvennogo_otbora_dopolnjaet_i_razvivaet_darvinovskuju_teoriju
  5. Занегин М. А. Примеры эволюционного развития, подтверждающие правильность теории мутационного штурма и естественного отбора. https://nvjournal.ru/article/Primery_evoljutsionnogo_razvitija_podtverzhdajuschie_pravilnost_teorii_mutatsionnogo_shturma_i_estestvennogo_otbora
  6. Занегин М. А. Популяционная генетика. Факторы, характеризующие популяцию, влияющие на прохождение мутационных штурмов // Научные высказывания. 2024. №4 (51). С. 19-31. URL: https://nvjournal.ru/article/Populjatsionnaja_genetika_Faktory_harakterizujuschie_populjatsiju_vlijajuschie_na_prohozhdenie_mutatsionnyh_shturmov
  7. Большая российская энциклопедия. Естественный отбор. https://bigenc.ru/c/estestvennyi-otbor-499402
  8. Панов Е.Н. Половой отбор: теория или миф? УДК 59.01/.08 ББК 28.64в6 П16 Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН. Товарищество научных изданий КМК Москва 2014 https://panov-ethology.ru/images/pdf/otbor.pdf
  9. А. С. Северцов, А. В. Шубкина Эволюционная роль хищных млекопитающих и механизмы ее реализации. Журнал общей биологии. том 76, 2015, номер 5, ФГБУ «Издательство «Наука», Стр. 355–368
  10. Бодди Э. М., Макгоуэн М. Р., Шервуд С. К., Гроссман Л. И., Гудман М., Уайлдман Д. Э. (Май 2012 г.). "Сравнительный анализ степени развития мозга у млекопитающих выявляет ослабленные ограничения в развитии мозга антропоидных приматов и китообразных". Журнал эволюционной биологии. 25 (5): 981–994. doi:10.1111/j.1420-9101.2012.02491.x. PMID 22435703. S2CID 35368663.
международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 13 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября