Эффективное управление адаптацией молодых специалистов в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения
В статье представлена характеристика эффективного процесса управления адаптацией молодых специалистов в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность. В начале профессиональной деятельности перед молодыми специалистами встают такие проблемы, как напряженный рабочий график, авторитарный стиль руководства, равнодушие коллег, отсутствие помощи и поддержки со стороны руководителей, несформированность компетентности самостоятельно решать профессиональные проблемы, связанные с введением Федеральных государственных образовательных стандартов, неспособность к самообразованию и, как следствие, разочарование в профессии, нежелание профессионального роста [6].
Таким образом, необходимо выстроить эффективную систему управления адаптацией молодых специалистов в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения.
Цель данной статьи: познакомить с характеристиками процесса адаптации молодых специалистов и его спецификой, а также практически показать важность использования управленческих методик для эффективного и быстрого процесса адаптации.
Анализ последних исследований и публикаций по данной проблеме.
Современные исследователи К.Ю. Белая [2], В.А. Волина [3], В.В. Ивлева [6] считают, что актуальной проблемой управления дошкольным образованием является несоответствие между потребностью руководителей в создании условий успешной профессиональной адаптации молодых специалистов и опытом моделирования ее как предмета управленческого воздействия.
Изложения основного материала исследования.
В ходе модернизации и оптимизации дошкольного образования предъявляются серьезные требования к компетентности педагогов. Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения постоянно связана с взаимодействием с широким кругом людей: детьми, родителями, коллегами, администрацией дошкольной организации.
Соответственно повышается актуальность проблемы развития личности молодых педагогов и их профессионализма.
Становление профессиональных качеств молодых специалистов требует от организации управленческого содействия их адаптации в дошкольной образовательной организации.
Мы считаем, что процесс адаптации молодых специалистов будет достаточно эффективным, если применять такие методики, как методическое сопровождение, наставничество, а также тимбилдинг. Остановимся более подробно на этих понятиях.
Понятие «методическое сопровождение» представляет собой специально организованное планомерное, систематическое взаимодействие методиста дошкольного образовательного учреждения и молодого специалиста, направленное на оказание помощи в выборе решения задач и типовых проблем, возникающих в педагогической деятельности [1].
Наставничество представляет собой часть процесса обучения и адаптации молодых специалистов в дошкольном образовательном учреждении. Наставником может являться опытный коллега, который оказывает методическую, организационную помощь, передает молодому специалисту свои знания и практические умения, помогает «вливаться» в коллектив.
Под понятиями «тимбилдинг», или «командообразование» следует понимать корпоративное мепроприятие, которое проводится в неформальной обстановке с целью улучшения взаимоотношений коллег внутри коллектива, развить коммуникативные навыки сотрудников и повысить рабочую мотивацию. К понятию «тимбилдинг» можно отнести корпоратив, выезд на природу, организованные спортивные и иные мероприятия для сотрудников во внерабочее время.
Нами была проделана работа по сбору материалов, способствующих эффективной адаптации молодых специалистов, пришедших работать в дошкольное образовательное учреждение. Данные упражнения также направлены на снятие эмоционального напряжения, актуализацию личности молодого специалиста, его ресурсов; активизацию творческого потенциала молодого педагога и сближение членов педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
1. Упражнение «Что для меня означает слово «работа»?»
Молодым специалистам в неформальной обстановке по очереди предлагается ответить на вопрос «Что для меня означает слово «работа»?», при этом важно отвечать не задумываясь, первой фразой, пришедшей в голову. Например: «Для меня работа – это реализация моих профессиональных возможностей».
2. Упражнение «Построим детский сад мечты»
Цель: сплочение педагогического коллектива, расположение коллег друг к другу, закрепление навыка работы в команде.
Участникам предлагается разделиться на группы в произвольном порядке и представить, что открылся новый детский сад с лучшим педагогическим коллективом. Перед группами ставятся следующие задачи:
1) распределение ролей в малых группах;
2) формулировка кратких должностных инструкций для каждого члена коллектива;
3) сформулировать девиз учебного заведения.
4) организация агитационной кампании на тему «Наш детский сад самый лучший».
3. Упражнение «Мои ресурсы»
Цель: раскрытие творческого потенциала педагогов, выявление педагогов с лидерскими качествами.
Материал для проведения упражнения: конфеты «Морские камушки».
Участникам упражнения предлагается по кругу брать конфету из вазы, при этом называя качества, характеризующие его, как личность и работника – «что у меня есть, чтобы быть успешным».
4. Упражнение «Пьедестал»
Цель: формирование чувства сплоченности педагогического коллектива.
Участнику предлагается подняться на импровизированный «пьедестал» (стул), при этом остальные участники говорят ему различные комплименты. Например, «Мы уверены, что в этом году ты отлично справишься, потому что ты…». После чего участники меняются местами.
5. Упражнение «Правда»
Цель: закрепить настрой на дальнейшую работу, сплочение педагогического коллектива, помощь в осознании профессиональных проблем, создание положительной атмосферы в коллективе.
Участникам предлагается по очереди вытянуть карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.
Данное упражнение показывает, что независимо от стажа работы у каждого педагога есть трудности, и говорить, что одному работать легче, другому труднее, нельзя. И молодые специалисты, и педагоги со стажем работают в равных условиях.
Выводы.
- Таким образом, проблема адаптации молодых специалистов в дошкольном образовательном учреждении является актуальной как для теории, так и для практики педагогической науки.
- Рассматриваемая нами тема важна и актуальна не только для молодых специалистов, но и для управленцев. Если принимать активное участие в процессе формирования адаптации молодого специалиста, то данный процесс будет эффективным.
- Управленческое содействие адаптации молодых специалистов в дошкольном образовательном учреждении должно быть комплексным и систематическим.
- Влияние глобализации на проблемы адаптации молодежи в российских организациях // Труды международной конференции с участием кафедр ЮНЕСКО и сетей ЮНИТВИН. - РАГС, 2011. - 0,6 п.л
- Белая, К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении: / К. Ю. Белая – М.: «Творческий центр» 2011. - 81с.
- Волина, В. А. Методы адаптации персонала: / В.А. Волина – М.: Ось-89, 2013. – 204 с.
- Виноградова, H. A. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст] / H. A. Виноградова, Н. В. Микляева. – Москва : Айрис-пресс, 2017. – 192 с.
- Волкогон, В. А., Ревин С. А. Создание системы менеджмента качества в профессиональном образовательном учреждении: пособие для руководителей профессиональных образовательных учреждений, разработчиков систем менеджмента качества и специалистов служб качества: вып. г. 2010 Издательство: БГАРФ, 2010. – 222 с.
- Ивлева В. В. Системный подход к адаптации сотрудников // МИКСПЕРСОНАЛ. 2012. № 3-4.
- Котова, С.А. Адаптация в должности и освоение профессии учителя / С.А. Котова // Нар. образование. - 2010. - № 8. - С. 121-127.
- Махина Т.А. Адаптация новичков: слагаемые эффективности // Кадровый менеджмент. 2013. № 3.
- Поздняк, Л.В. Организаторская деятельность заведующего в системе управления дошкольным учреждением: / Л. В. Поздняк – М.: 2012. – 87 с.
- Редлих, С.М. Адаптация молодого педагога / С.М. Редлих // Проф. образование. Столица. - 2012. - № 1. - С. 19-21.