Исследование образа жизни младших курсов (I-III) студентов Ижевской государственной медицинской академии
Проблема образа жизни учащейся молодёжи является актуальной на протяжении многих лет функционирования отечественного образования и здравоохранения. Студенчество составляет значительную часть молодёжи нашей страны, это особая социальная группа, нуждающаяся в специальной системе здравоохранения, постоянном развитии и совершенствовании методов её работы. Поэтому образу жизни следует уделять особое значение.
Введение: Понятие образа жизни уже предопределено и складывается из того уровня, которое заложило в него общество еще в раннем детстве. По последним данным состояние образа жизни нынешних студентов оставляет желать лучшего, а сохранение здоровья студенческой молодёжи является одной из приоритетных задач любого учебного заведения. [1, с.34; 3, с. 49-51].
Цель исследования: Проанализировать образ жизни студентов младших курсов (I-III) Ижевской государственной медицинской академии.
Методы исследования: Данное исследование было проведено на базе Ижевской государственной медицинской академии (ИГМА). Нами обследовано 159 студентов младших курсов, из них 93 девушки и 66 юношей, средний возраст которых составил 18-20 лет. Методом прямого опроса выясняли субъективную оценку их образа жизни. Статистическую обработку материала проводили с использованием пакета статистических прикладных программ «Statistica» с применением метода корреляционной зависимости.
Образ жизни современной молодежи складывается из многих составных частей, среди них стоит отметить самые значимые: обучение в ВУЗе, физические нагрузки, межличностные отношения, досуг, социальное положение и другие. Каждой из этих частей было уделено внимание в представленной работе. [2, с.31; 4, с.55]
Нами было проанализировано несколько критериев образа жизни, которые влияют на здоровье студентов ИГМА. Для этого было предложено анкетирование, в котором они отмечали частоту физической активности, соблюдение индивидуального режима, наличие или отсутствие хронических заболеваний, вредных привычек, частоту обращения за медицинской помощью, межличностные отношения, которые, как известно, имеют прямую зависимость на состояние здоровья.
Результаты: По данным анализа структуры образа жизни выяснилось, что наибольшая встречаемость болезней нервной системы и органов чувств преобладает именно у студентов младших курсов, это связано с периодом их адаптации и большей нагрузкой в процессе обучения. Также наблюдается рост болезней органов пищеварительной системы, что объясняется нарушением питания, перенапряжением и срывом адаптационных систем.
Хотелось бы обратить внимание, что играет отрицательную роль в поддержании здоровья. Так, студенты мало проводят времени на свежем воздухе, недосыпают, в результате чего имеют выраженные проблемы со сном. Во время отдыха в приоритете для студентов максимальный комфорт, а не возможность заниматься спортом.
Вместе с тем следует отметить, что у студентов наблюдается раздражительность и усталость от учебных нагрузок, чтобы это устранить в качестве досуга рекомендуется смена вида деятельности, нормализация питания, регулярные прогулки на свежем воздухе, занятия спортом.
- Анализ результатов нашего исследования показал, что заболеваемость у студентов за последние 5 лет имеет чёткую тенденцию закономерного увеличения, что связано с неправильным образом жизни.
- 25,8% людей отмечают хронические заболевания, 74, 2% отрицают. Причём студенты первых трёх курсов болеют хроническими заболеваниями значительно чаще.
- 22,6% человек 1 раз в месяц и чаще посещают медицинские учреждения; 20,1% - 1-2 раза в квартал; 28,9% - 1-3 раза в год; реже 1 раза в год обращаются за медицинской помощью 28,3% студентов.
- Более 70% человек участвуют в создании условий быта и условий труда, а 28,3% студентов не участвуют.
- Соблюдают индивидуальный режим дня 46,5% студентов. Более 53% студентов злоупотребляют вредными привычками. Из них 30,2% подвержены курению, 15,1% алкоголю и 8,2% имеют другие зависимости.
- По результатам оценки межличностных отношений 39% студентов никогда не конфликтуют; 31,4% стараются обойти конфликт; 19,5% легко вступают в спор, а 10,1% являются инициаторами конфликтов.
- Индивидуальная оценка образа жизни студентов показала, какой образ жизни ведет каждый из них, какие факторы играют важную роль в ведении здорового образа жизни, а какие являются неблагоприятными. Мы считаем, что каждому студенту нужно попытаться изменить свое отношение к образу жизни, и постараться соблюдать простые, но в то же время очень важные правила распорядка дня в отдельных его элементах. И тогда можно во много раз улучшить состояние своего здоровья.
- При анализе исследования коэффициент корреляции образа жизни студентов младших курсов по сравнению со старшими курсами ИГМА составил 0,896, следовательно зависимость высокая. Данные достоверны.
Благодарности: Хотим выразить особую благодарность за помощь и подготовку в научно-исследовательской работе профессору, доктору медицинских наук, заведующей кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Поповой Наталье Митрофановне.
- Андреева, И. Г. Формирование культуры здоровья средствами учебного предмета / И. Г. Андреева, 2018
- Купчинов, Роберт Воспитание - основа здорового образа жизни / Роберт Купчинов. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2015
- Назарова Е.Н. Основы здорового образа жизни. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования /М.: Академия (Academia), 2017
- Безруких, М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - М.: Просвещение, 2019