Опыт организации тьюторского сопровождения проектной деятельности школьников
Данная статья посвящена опыту организации тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся средней школы по направлениям, связанным с физикой, химией и информатикой, на базе ГОУ ВО МО "Государственный Социально-Гуманитарный Университет" г. Коломна в 2022-2023 учебном году.
Методы исследования. Наблюдение, опрос, констатирующий эксперимент, поисковый эксперимент.
Введение. В данной статье уделено внимание формированию таких базовых компетенций, как когнитивной и коммуникативной, а также формированию у учащихся навыков выполнения интегративных работ, находящихся на стыке таких дисциплин, как физика, химия, информатика. Требования к процессу обучения учащихся по отдельным предметам и разным предметным областям, в том числе естественно-научной, изложены в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. В данных документах в обобщенной форме говорится, какие знания и умения формируется у учащихся за время обучения на каждой ступени. Документ не содержит перечня единиц знаний, которыми должен обладать выпускник. Многие формулировки предметных результатов трактуются по-разному, и в ряде случаев учителя добиваются лишь ознакомительного уровня усвоения знаний.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) говорится о том, что предметные результаты должны включать в себя специфические для данной предметной области умения, освоенные обучающимися в ходе изучения учебного материала, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [1].
Основная часть. Проектно-исследовательская деятельность школьников является важной и неотъемлемой частью школьного курса. На выходе проекта должен быть получен некоторый продукт, как практически, так и теоретически значимый, являющийся результатом деятельности школьника.
Самостоятельно справиться с такой задачей сможет не каждый обучающийся и на помощь ему может прийти внешний руководитель-тьютор (англ. tutor — наставник, репетитор, преподаватель) — это человек, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы [2].
В русскую педагогическую практику слово тьютор (тутор) было введено англофилом М.Н. Катковым (13 января 1868 г. был учрежден Лицей Цесаревича Николая в Москве, где предусматривалась эта должность). Главная задача тьютора - индивидуальное воспитание вверенных ему учеников [3, c.44].
В России тьюторство как самостоятельное педагогическое движение было развернуто и стало оформляться в конце 1980-х гг. во время реформирования всей системы отечественного образования. В нашей стране первые публикации по проблеме тьюторства как особой деятельности появились в 1993-1994 гг. и связаны с анализом опыта в области дистанционного образования Международного института менеджмента ЛИНК - пионера в области дистанционного образования в России и партнера Открытого университета Великобритании.
Сегодня тьюторство активно внедряется в образовательных системах многих стран, в том числе и в России, где его развитие идет в различных направлениях: от сопровождения индивидуальной образовательной программы до обучения в рамках дистанционного курса.
Какую функцию выполняет тьютор в образовательной организации? Тьютор курирует процесс учебы подопечного, разрабатывает индивидуальный план обучения, помогает выявлять, развивать и реализовывать способности сопровождаемого, учит его осознавать собственную мотивацию и поступки. Кроме того, задача тьютора – помочь закрепить материал, ответить на вопросы, поддержать, если что-то пошло не так.
В 2022-2023 учебном году свои двери для школьников открыл ГОУ ВО МО «Государственный Социально-Гуманитарный Университет» с новой для себя программой - тьюторское сопровождение проектной деятельности школьников.
В данной программе участвовало много школьников. По направлению, связанному с физикой, приняли участие 4 ученика. Часть работ учащихся имела метапредметный характер, что отражено ниже в таблице 1.
Таблица 1
Отражение содержания работ школьников
Школьник |
Тема проекта |
Охватываемая область знаний |
1 |
«Магнитное поле и его применение в технике» |
Физика |
2 |
«Физическая и физиологическая природа света» |
Физика |
3 |
«RGB-технология» |
Физика, Информатика |
4 |
«Магнитные жидкости и их применение» |
Физика, Химия |
Одной из наших целей было построить качественное взаимодействие со школьниками и заинтересовать их в исследовательской деятельности (Рис.1.). Главными признаками мотивации школьников мы считали наличие самостоятельности, активности, инициативности, работоспособности. Важно было не просто замотивировать, но и направить познавательную деятельность ребенка в правильное русло.
В процессе мотивирования школьников к выполнению проектной деятельности мы, в первую очередь, руководствовались их интересами.
Рис. 1. Знакомство со школьниками
Первое занятие со школьниками было проведено по Сингапурской методике, которая призвана повысить мотивацию к обучению (Рис.2.) [4]. На данном занятии мы налаживали коммуникацию с ребятами, проверяли уровень их готовности к групповой и индивидуальной работе, мониторили их знания школьного курса физики. Преследуемые цели были достигнуты. Мы установили коммуникацию со школьниками, поняли, что они готовы как к групповой работе, так и к индивидуальной.
Рис. 2. Первое занятие со школьниками по Сингапурской методике
В процессе работы мы старались избегать репродуктивного метода обучения, так как исследовательская деятельность требует формирование особого типа мышления, которое главным образом отличается от, так называемого, шаблонного. Свою эффективность на этапе мотивирования учащихся показал объяснительно-иллюстративный метод обучения. Его применение было обусловлено необходимостью актуализировать, имеющиеся у детей, знания и применить их на практике во время выполнения физических экспериментов (Рис.3.).
Рис. 3. Модель спидометра
Рис. 4. Дисперсия света
Когда были сформулированы темы проектов, мы приступили к активной работе. Под руководством кураторов программы мы совместно со школьниками провели серию опытов по каждому затрагиваемому разделу физики (Рис.4.). Обработка результатов данных опытов, а также формулирование выводов, осуществлялись школьниками при поддержке тьюторов и кураторов проекта не только при очной встрече, но и дистанционно, через социальные сети. Получается, что тьюторское сопровождение возможно и в дистанционном формате.
Рис. 5. Работа над содержанием проекта
Основным обучающим приемом на всем протяжении написания проектов было проблемное обучение. Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся [5]. Мы не давали учащимся знаний в готовом виде, а напротив, формулировали проблему и задавали нужное направление для поиска информации. Для качественного формулирования проблемы мы советовались с руководителями программы, чтобы избежать непосильных для участников задач.
В ходе поиска решения проблемы добытые знания участники программы сразу же направляли в практическую деятельность. Учащиеся овладели необходимым минимумом навыков работы в среде Microsoft Office, что благоприятно сказалось на формировании IT-компетенций (Рис.5.).
На занятиях со школьниками мы также активно использовали информационные технологии. В первую очередь, их использование аргументировалось желанием наиболее красочно показать необходимый материал, что тоже играло бы мотивирующую роль. Также мы влияли на формирование IT-компетенций, позволяя участникам программы поработать на современном оборудовании в стенах университета.
В интегрированном физико-химическом проекте для синтезирования магнитной жидкости мы привлекли к работе студента-химика (Рис.6.).
Рис. 6. Попытка синтезирования магнитной жидкости
В результате проделанной на начальном этапе работы по приведенным выше признакам мы заметили, что в совокупности наши действия привели к повышению мотивации школьников.
Одним из важных шагов в исследовательской деятельности является подбор литературы. Необходимо было организовать поиски авторитетных источников информации на просторах интернета. Школьники, замотивированные в получении новых знаний, достаточно быстро отыскали необходимую литературу по интересующей их теме. С имеющимися источниками информации ученики приступили к следующему этапу работы.
Следующим этапом было написание текста проектной работы. Ребята самостоятельно и успешно справились с написанием своих проектных работ, однако у них возникали вопросы по оформлению. Все непонятные моменты были разъяснены. В ходе выполнения проектов школьники не только осуществляли отбор, обработку и систематизацию информации по теме проекта, но и совершенствовали свои навыки работы в среде Microsoft Office.
Все проектные работы были выполнены в срок, оформлены и представлены на VIII региональной научно-практической конференции учащихся «Актуальные вопросы современного естествознания», посвященной году педагога и наставника и проходившей 28 апреля 2023 года на базе факультета математики, физики, химии, информатики ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет» (Рис.7.). Проект одного из участников программы занял 3 место.
Рис. 7. VIII региональная научно-практическая конференция учащихся «Актуальные вопросы современного естествознания»
В данной статье рассматривался опыт организации тьюторского сопровождения проектной деятельности школьников на базе ГОУ ВО МО «ГСГУ» г. Коломна. Исходя из изученных материалов, а также обобщения уже имеющегося опыта, мы можем сделать следующий вывод.
Тьюторское сопровождение проектной деятельности школьников должно осуществляться. Несомненно, системно-деятельностный подход, господствующий в современной педагогике РФ, подразумевает в максимальной степени самостоятельное получение новых знаний и является одним из самых продуктивных [6].
В результате самостоятельности в процессе получения и усвоения новых знаний, формируются Универсальные Учебные Действия (УУД). Учитель только направляет познавательную деятельность ребенка в нужную сторону. Однако, оказать эмоциональную поддержку, осуществить учет индивидуальных интересов, а также оказать помощь в организации познавательной деятельности на каждом из ее этапов всем ученикам учитель не в состоянии. Для этого и необходимо привлекать тьюторов. Их деятельность нацелена на индивидуальное взаимодействие с учеником и учет всех его особенностей и образовательных потребностей во время построения траектории познавательной деятельности.
Тьюторское сопровождение должно осуществляться с учетом современных требований и подходов к процессу обучения. Это значит, что должны применяться современные типы уроков, а для стимулирования познавательной деятельности учащихся необходимо, исходя из их личностных особенностей (характера, типа темперамента) и особенностей протекания когнитивных процессов, подбирать индивидуальную образовательную траекторию.
У нас, как студентов, за период прохождения данной практики была сформирована коммуникативная компетенция, освоены особенности методики обучения физике, а также были сформированы основные представления о будущей деятельности в стенах школы.
Выводы к статье. В целом, мы считаем наш опыт полезным, а программу эффективной.
Мы рекомендуем привлекать к работе в рамках данного проекта студентов, имеющих должный уровень знаний предмета, в рамках которого будет проводиться работа, а также только тех студентов, которые обладают очевидными качествами, характерными представителю педагогической профессии. Те студенты, у которых наблюдаются проблемы с осуществлением коммуникативного взаимодействия, а также студенты, имеющие отсутствие мотивации в связи с рядом эндогенно обусловленных причин, к работе в ультимативной форме привлекаться не должны. Также студенты с плохим знанием содержания предмета привлекать к работе не стоит. Да, несомненно, данная программа может благоприятным образом сказаться на формировании коммуникативных компетенций и преодолении внутренних барьеров для выхода к педагогической практике, а также послужить неплохим мотивированием для старта к более глубокому изучению предмета. Однако равновероятен и другой исход событий, а именно полное отвержение будущей профессии и формирование устойчивого нежелания работать в рамках изучаемой программы бакалавриата.
- Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 02.05.2023)
- Кто такие тьюторы и почему они нужны каждой школе. [Электронный ресурс] URL: https://interneturok.ru/blog/domashnee_obrazovanie/kto-takie-tyutory-i-pochemu-oni-nuzhny-kazhdoy-shkole (дата обращения: 03.05.2023)
- Челнокова Е. А. Становление и развитие тьюторской деятельности в России // Magister Dixit. 2014. №4 (16). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-tyutorskoy-deyatelnosti-v-rossii (дата обращения: 05.05.2023).
- Сингапурская методика обучения - структура, особенности и приемы. [Электронный ресурс] URL: https://nauka.club/pomoshch-studentu/singapurskaya-metodika-obucheniya.html
- Шураев В.Н. Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения. [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/20720 (дата обращения: 05.05.2023)
- Маликова О.В. Способы реализации системно-деятельностного подхода: Методические рекомендации – Тюмень, ТОГИРРО, ЦНППМПР г. Тобольск, 2022. – 21 с.