Яхтинг как инструмент воспитания в практике дополнительного образования детей и подростков
Журнал Научные высказывания

Яхтинг как инструмент воспитания в практике дополнительного образования детей и подростков

В статье рассматривается использование яхтинга для воспитания и развития способностей в практике в детских объединениях дополнительного образования, позиционирующих себя как гражданско-патриотические и воспитательные. Раскрываются черты характера и поведения детей и подростков, на которые направлен воспитательный процесс. Выявлена причинно-следственная связь между навыками, получаемыми при обучении управлением парусной яхтой и общим развитием компетенций ребенка.

воспитание характера
развитие компетенций у детей и подростков
гражданско-патриотическое воспитание
яхтинг

На сегодняшний день в России дополнительное образование детей в детских морских объединениях (детских морских центрах, морских кадетских корпусах и классах, клубах юных моряков и речников и других образовательных организациях, реализующих программы морского и речного профиля) в подавляющем большинстве своем не решает задачу профессионализации, а использует профильное обучение как средство воспитания и развития универсальных компетентностей, а также популяризирует морскую сферу деятельности в широком смысле. При этом наблюдается консенсус между руководством и педагогическим составом детского морского объединения и семьями в отношении цели и задач образовательной организации [1].

При этом существует немалое количество детских объединений, в которых подобные программы реализуются наравне с другими, не морскими, и которые не рассматривают профориентацию даже в качестве второстепенной. Так в детской парусной регате памяти цесаревича Алексея, прошедшей в Екатеринбурге в 2023 году (https://oblgazeta.ru/news/2023/07/9977/) приняли участие шесть детских организаций, позиционирующие себя как гражданско-патриотические и воспитательные и использующие морские и речные программы только как инструмент воспитания у детей и подростков определенных черт характера через обучения определенным компетенциям.

Нашу организацию можно привести в качестве примера такого объединения, использующего парусную программу исключительно как инструмент воспитания самостоятельности, ответственности детей и подростков, умения работать в команде, помогать ближнему [2]. Еще более ярким примером такой организации является Пресс-центр и парусная флотилия (в настоящее время – Региональный центр гражданско-патриотического воспитания) «Каравелла», созданный писателем В.П. Крапивиным в 1961 году в г. Свердловске (ныне – Екатеринбург). За шестьдесят с лишним лет в «Каравелле» выработалась целая воспитательная система [3], встроившая яхтинг в ее сердцевину.

То, что хождение под парусом, не ставя целью профориентацию, вошло в воспитательную систему еще в начале 20-го века, косвенно подтверждает и В.С. Преображенский [4, с. 85]. Ссылаясь на опыт Баден-Пауэлла, он описывал «морских» скаутов, которые ходят под парусами, изучают лоцию и элементарную навигацию, а также помогают «в таких вещах, как спасение на водах».

Основатель скаутского движения считал, что для воспитания хороших граждан самым важным является развитие характера [5, с. 94]. Эта идея о примате воспитания над образованием прошла красной нитью через теоретические материалы негосударственных воспитательных концепций. «Характер – это все. Когда налицо имеется характер, тогда уже не трудно добавить к нему то или иное техническое уменье, безразлично военных ли целей, или для гражданской деятельности» [6, с.11]. Система скаутинг делает это, «ставя мальчика в условия, благоприятные для развития характера» [5, с. 94].

То, что занятия на воде имеют большой педагогический эффект, косвенным образом подтверждает многолетняя успешная деятельность воспитательных систем, взявших яхтинг себе на вооружение. Во Всероссийском детском центре «Орленок», в первые годы существования в котором была внедрена Коммунарская («орлятская», коллективного творческого воспитания) методика [7], с 1966 года работает детский лагерь «Штормовой». В лагере мальчишки и девчонки изучают флажный семафор, такелаж, историю и традиции флота, выходят в море под парусами и на веслах, а на детской судоверфи собирают парусные лодки. Более 60 лет успешно работает уже упомянутая «Каравелла» в Екатеринбурге [8].

Флотилия «Ковчег» сформировалась как сводный морской отряд из екатеринбургских отрядов БПС в 2019 году из ребят, которые захотели изучать новое для себя направление. На первую парусную практику вышло 11 ребят. С тех пор прошло еще четыре навигации. За пять летних сезонов попробовали себя в парусном спорте более 50 человек. Четверо освоили управление парусом настолько, что получили спортивную квалификацию: получили права рулевого.

Исходя из личного опыта и многолетних результатов других детских объединений, можно утверждать следующее:

Парусный спорт развивает у детей самостоятельность. Ничто не может сравниться с самостоятельным управлением яхтой в возрасте 9-10 лет. Но управление яхтой – это еще полдела. Надо подготовить снаряжение, вооружить яхту, спустить на воду. После 2-3 лет занятий это способны делать уже самостоятельно. Но и верно и обратное утверждение: самостоятельный ребенок, придя в яхтинг, добивается успехов быстрее своих более избалованных сверстников.

Помимо полученных знаний, важную роль имеет опыт хождения под парусом. Погодные условия не подвластны человеку. Поэтому правильность, а особенно, скорость принятия решений в сложных ситуациях на воде, умение не поддаться панике приходит с опытом и – что важнее – с положительным личным опытом решения аналогичных задач в прошлом.

Приобретая навыки управлениях яхтой, дети и подростки развивают пространственное мышление, координацию и способность ориентироваться в пространстве. Занимаясь яхтенным спортом, они учатся видеть ситуацию в целом, контролировать свои действия и предвидеть результат.

И конечно, парусный спорт формирует характер. Волна и ветер не подвластны человеку. Выход на яхте в любую погоду – это постоянное преодоление себя. Требуется дисциплинированность, терпение, уверенность, целеустремленность.

Занятия на воде, в сложных и подчас экстремальных условиях, формируют командный дух, атмосферу, где действуют принципы взаимовыручки и чести. Ребенок, не помогающий другим, отлынивающий от общих дел, быстро отторгается коллективом сверстников и остается в одиночестве. Часто этого бывает достаточно для изменения своего поведения. Командная работа происходит в разновозрастном коллективе, а это «формирует у подростков гуманистическую мотивацию и альтруизм. На основе эмоциональных переживаний, накопленных во время взаимодействия со сверстниками, более младшими и более старшими людьми формируются личностные качества, устойчивость взглядов, зрелость побуждений, эмоциональная независимость и защита от противоречивых влияний извне» [9, с.125].

Парусный спорт – это не только работа с парусами. Это и много других полезных навыков, в том числе связанных с техникой, навигацией, бытом, морскими узлами… Все это применяется не только на яхте, но и в обычной жизни.

Занятия парусным спортом дают вместе с остальной деятельностью детского объединения сильный синергетический эффект.

Интересно, что эти выводы косвенно подтверждают исследования со взрослыми яхтсменами, проведенные в сборной команде страны по парусному спорту (1981-1992 гг.) и утверждающие, что парусный спорт способствует, в частности, совершенствованию операторских способностей человека, творчества и интуиции, а также умения вести себя в конфликтных ситуациях [10].

Список литературы
  1. Зенкин М.А., Иванов И.Ю. Детские морские объединения России – пространство профессионализации или самоопределения? // Педагогика и психология образования. 2023. № 2. С. 9–22. DOI:10.31862/2500-297X-2023-2-9-22
  2. Боженко Р. Чист в мыслях, словах и делах: О корнях следопытов, настоящем, живом мире и практическом патриотизме. Интервью с начальником совета БПС В. Кривцовым. // Еженедельник «Аргументы и Факты» № 40. «АиФ-Урал» 04/10/2023. – с. 15.
  3. Крапивина Л.А. Лоция разновозрастного объединения: Инновационная монография. – Екатеринбург: Дизайн-Принт, 2012. – 160 с.: ил.
  4. Сэр Роберт Баден-Пауэлл. Биографический очерк В.С. Преображенского. В кн.: Попов В.А., Преображенский В.С. Бой-скауты. – М., Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1917. 383 с.
  5. Основные идеи и цели движения бой-скаутов в Англии. Очерк В.С. Преображенского. В кн.: Попов В.А., Преображенский В.С. Бой-скауты. – М., Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1917. 383 с.
  6. Организация юных коммунистов «ЮКИ», воспитание пролетарской молодежи по системе «Скаутинг». — Москва, 1919. — 46 с.
  7. Технология группы: заметки из области социальной психологии неформальных групп / М.Б. Кордонский, В.И. Ланцберг. — Мозырь: Белый Ветер, 1999 г. — 102, [2] с.: ил., табл.
  8. Барабанщики, вперед! Документальная повесть / Сост. Крапивин В.П. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1986. – 208 с. с ил., 16 с. вкл.
  9. Крапивина Л.А. Особенность педагогического метода писателя Владислава Крапивина: К 70-летию со Дня рождения В. Крапивина. – Образование и наука. – 2008. – № 7 (55). С. 119-127.
  10. Томилин К.Г. Парусный спорт как эффективное средство совершенствования человека XXI века. – Теория и практика физической культуры / Научно-теоретический журнал. – Электрон. журн. – 2004. – № 7. – URL: http://sportlib.info