Учебно-методическое пособие "Универсальная настольная интеллектуальная игра "Учимся играя""
Журнал Научные высказывания

Учебно-методическое пособие "Универсальная настольная интеллектуальная игра "Учимся играя""

Игра «Учимся играя» представляет собой универсальное образовательное средство, способствующее формированию знаний и навыков у учащихся различных возрастных групп и уровней подготовки.    
Благодаря своей гибкости, игра может быть легко адаптирована для использования в разных классах и на различных предметах, что делает её ценным инструментом в арсенале современного педагога.

Игровые технологии
настольная игра
игра

Актуальность разработки и применения методического пособия.

Современные тенденции в сфере образования требуют от учителей не только передачи знаний, но и создания стимулирующей, вдохновляющей обучающей среды. Именно поэтому считаю актуальной задачей разработать универсальную  настольную игру, которая открывает двери в увлекательный мир игровых технологий в образовании.

Игра – это неотъемлемый компонент успешного обучения, способный сделать процесс обучения интересным и эффективным. Она открывает новые перспективы для развития учеников, помогает им углубленно понимать материал, развивает коммуникативные навыки и способствует формированию креативного мышления.

Игровые технологии на уроке — это методы обучения, основанные на использовании игровых элементов, механик и сценариев в образовательном процессе.

Применение на уроке настольной игры «Учимся играя» помогает учителю создать интерактивную и захватывающую атмосферу, способствующую активному взаимодействию учеников с учебным материалом. В результате учащиеся развивают различные навыки, решают задачи и применяют полученные знания на практике. Игровые технологии не только усиливают мотивацию и вовлеченность школьников, но и упрощают освоение сложных концепций благодаря увлекательному и запоминающемуся формату обучения.

Описание педагогических условий реализации практики

Основные педагогические цели применения игры "Учимся играя" на уроках:

  1. Развитие когнитивных навыков: игра помогает ученикам улучшать память, критическое мышление и воображение. Она стимулирует быструю реакцию на разнообразные вопросы, что способствует запоминанию информации и улучшению понимания учебного материала.
  2. Социализация и развитие командной работы: ученики учатся взаимодействовать друг с другом, обсуждать и аргументировать свои ответы. Игра направлена на формирование чувства общности и взаимопомощи, что развивает социальный интеллект и навыки сотрудничества среди учащихся.
  3. Адаптивность процесса обучения: Правила игры могут быть изменены в зависимости от возраста и уровня знаний участников. Это позволяет учителю подстраивать задания и активности под конкретные группы учеников, учитывая их индивидуальные потребности и способности.
  4. Повышение мотивации и вовлеченности: Игровой формат уроков делает процесс обучения более увлекательным, снижает уровень стресса у учеников и стимулирует их интерес к предмету. Это поддерживает стремление к обучению и способствует более глубокому усвоению информации.


Задачи игры:

  1. Углубление знаний по различным предметам: игра является универсальным инструментом, который позволяет встраивать вопросы и задания по разным темам и учебным дисциплинам, что способствует метапредметному обучению.
  2. Развитие творческого мышления: ученики учатся применять свои знания в различных контекстах и находить нестандартные решения, что способствует развитию их творческих способностей.
  3. Стратегическое мышление: игра включает в себя элементы стратегии, что заставляет учеников прорабатывать свои действия заранее и учитывать тактические возможности, делая процесс обучения более многогранным.
  4. Отличительные особенности методической разработки

«Учимся играя»:

Интерактивность: Формат игры создает условия для активного взаимодействия учеников с учебным материалом, что делает процесс обучения более динамичным и увлекательным.

Универсальность: Можно отметить, что это главная отличительная особенность. Игра «Учимся играя» подходит для разных классов, предметов и уровня успеваемости учащихся, что позволяет её использование в самых различных контекстах и на различных этапах образовательного процесса (классные уроки, метапредметные занятия и подготовка к ВПР).

Наглядность и визуальная структура: Яркие карточки с вопросами, цветовые обозначения тем и использование игрового поля способствуют лучшей организации учебного процесса и помогают ученикам легче воспринимать информацию. Само игровое поле разработано так, чтобы ученик мог не только играть по правилам учителя, но и придумывать правила сам!

Разнообразие формата: Игра может проводиться как в индивидуальном, так и в командном формате, что позволяет учителям выбирать наиболее подходящий способ взаимодействия для каждой группы. Играть можно одному ученику, вдвоем, можно  задействовать в игре даже целый класс сразу!

Элементы неожиданности и стратегии: Дополнительные правила и бонусы создают элемент неожиданности, что добавляет интерес к игре и учит учащихся адаптироваться к новым условиям.

В целом, настольная интеллектуальная игра "Учимся играя" является мощным педагогическим инструментом, который способствует не только учебной деятельности, но и личностному развитию учеников, формируя у них навыки, необходимые для успешной социализации и профессиональной деятельности.

Описание содержания/этапов/особенностей данной практики

Игра включает 6 тем-категорий вопросов, что обеспечивает охват широкого спектра знаний и умений.

Основные этапы игры:

Учитывая, что каждый учитель или ученик вправе изменять правила игры и значение обозначений игрового поля, представляем вашему вниманию несколько вариантов применения игры «Учимся играя» на практике.

Подготовка: Выбор команды или индивидуальной игры, распределение карточек и установка игрового поля.

Игровой процесс: Участники игры должны договориться между собой – будет ли в игре ведущий или подсчет правильных ответов вести будут непосредственно они сами?

Бросок кубика с цветными гранями (рис.1). Какой цвет выпадает у игрока – на такой же по цвету кружок игрового поля устанавливается фишка (рис.2- игровое поле).   Фишкой может служить обычный магнит для школьной доски, как правило, они изготавливаются разных цветов и для игры можно выбрать магниты необходимого цвета.

Затем игроки по очереди бросают кубик с числами, устанавливая очередность хода.

Следующим шагом в порядке очереди игроки кидают кубик с цветными гранями. Какой цвет выпал игроку – из колоды такого же цвета игрок вытягивает карточку. Карточки разрабатываются учителем в зависимости от целей применения игры в образовательном процессе. Как правило, подготовка — карточек- это самый трудоемкий процесс перед применением  игры на практике. Игрок отвечает на вопрос. В случае, если ответ не дан, частник остается на месте на игровом поле и не делает шаг вперед. Действия повторяются для каждого игрока. Когда фишка попадает на определенный значок игрового поля – игрок имеет право воспользоваться подсказкой, вытащить карточку из колоды с вопросами более сложного уровня, вернуться на шаг назад и т.д. в зависимости от того, какое значение этим ячейкам присвоено в начале игры. Игровое поле не имеет надписи «Старт» и «Финиш». Целесообразно проводить игру на время. Если за отведенный для игры интервал времени участник или команда отвечают на большее количество вопросов-победа присваивается этому игроку или команде.

Завершение игры: Подсчет количества правильных ответов и определение победителя по результатам выполнения условий игры.

Важное внимание в процессе игры «Учимся играя» уделяется развитию критического мышления и навыков сотрудничества, что формирует у учащихся способность к групповому взаимодействию и аргументации своих ответов.

Оценивание и консультация:

После игры учитель проводит анализ успеваемости, выявляет слабые места и дает дополнительные задания для самостоятельного изучения.

Описание примеров применения игры в учебном процессе.

  • Применение во время уроков.

Настольную игру «Учимся играя» активно используют на своих уроках учителя-предметники. Пример карточек по географии (рис.3, рис.4), по физике  – рис.5 и рис.6, по химии – рис.8

  • Применение игры для подготовки к Всероссийским проверочным работам (ВПР) по предметам.

В 2023-2024 учебном году игра «Учимся играя» была применена для подготовки 7 классов к ВПР по физике. На рисунке 7 приведен пример карточек, разработанных специально  для этой задачи. В данном случае «Учимся играя» помогает повторить и систематизировать материал, изученный за курс физики 7 класса. В содержание карточек можно включить простейшие задачи, не требующие большого количества времени для решения.

  • Применение настольной игры во время внеурочных мероприятий.

В ГБОУ лицее №410 Пушкинского района Санкт-Петербурга систематически проводятся Дни науки и технологий.  На рисунках 9 и 10  приведен пример командной игры в холле школы.  Карточки  разрабатывали учителя физики, химии, биологии, географии. Такие научные перемены позволяют учащимся совсем с другим настроением подходить к изучению сложных дисциплин. В данном случае играли команды 7 классов. Сражались за приз – коробку детских бисквитов. По итогу игры ребята не только выиграли сладкий подарок, но и получили эмоции, что тоже очень важно, расширили кругозор, узнали новое и интересное, общались друг с другом, советовались  в выборе ответа.

 Рис.1. Бросок кубика с цветными гранями

Рис.2. Игровое поле

       

       Рис.3,4. Лицевая сторона и боротная сторона карточки по географии

 

       Рис.5,6. Лицевая сторона и боротная сторона карточки по физике

Рис.7 Пример карточки для подготовки к ВПР по физике. 7 класс

Рис. 8. Пример карточки для игры на уроках химии

Рис. 9,10. Пример командной игры в школе

Применение настольной игры «Учимся играя» в образовательном процессе в ГБОУ лицее №410 подтвердило свою эффективность в формировании увлекательной и динамичной учебной среды, которая способствует развитию когнитивных, социальных и эмоциональных навыков учащихся. Благодаря своей универсальности, игра подходит для различных возрастных групп и учебных дисциплин, что делает её мощным инструментом для педагогов, стремящихся адаптировать обучение под индивидуальные потребности своих учеников.

Среди основных плюсов применения игры можно выделить:

  • Развитие когнитивных и социальных навыков. Игра активно способствует улучшению памяти, критического мышления и творческих способностей, а также учит учащихся работать в команде и аргументировать свои ответы.
  • Адаптивность. Возможность изменять правила игры позволяет педагогам подстраивать процесс обучения под конкретные группы учеников с различными уровнями знаний и навыков.
  • Повышение мотивации и вовлеченности. Игровой формат обучения делает учебу более интересной и увлекательной, что способствует глубокому усвоению материала и снижает уровень стресса у учащихся.
  • Стратегическое мышление. Элементы стратегии в игре направляют учащихся к планированию своих действий и возможности принятия решений на основании тактических ситуаций.

Однако использование игротехнологий также имеет свои недостатки:

  • Необходимость значительных временных затрат на подготовку. Подготовка карточек и правил игры может быть трудоемким процессом, что требует от учителей внимательного и своевременного планирования.
  • Необходимость индивидуализации. Не все ученики могут успешно работать в команде, и для некоторых групп может понадобиться дополнительная поддержка со стороны учителя для получения позитивного опыта.

Таким образом, дальнейшее применение игры «Учимся играя» на практике имеет смысл. Она не только способствует углублению знаний по различным предметам, но и развивает навыки, необходимые для успешной социализации и будущей профессиональной деятельности. Рассматривая возможности дальнейшего использования, планируется обратить внимание на упрощение процесса подготовки материалов и стимулирование активного участия всех учеников.

"Учимся играя"- инновационный многофункциональный инструмент в руках учителя, а использование инновационных методов и активных форм обучения является важным аспектом в современном образовательном процессе.  В конечном итоге, интерактивная и увлекательная природа игры может существенно обогатить образовательный опыт и вдохновить учащихся на дальнейшее изучение различных дисциплин.

Благодарность  за помощь автору в разработке методического пособия выражается педагогическому коллективу ГБОУ лицея №410 Пушкинского района Санкт-Петербурга, в частности учителям информатики, математики, химии и физики.

 

Список литературы
  1. https://newuroki.net/wp-content/uploads/2024/05/Igrovye-tehnologii-na-uroke.pdf    Новые уроки
  2. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании : электронное учеб.-метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2015. – 1 оптический диск.
  3.  Кочергина, Г. Проблемно-деятельностная игра как метод совместного планирования воспитательной деятельности [Текст] / Г. Кочергина // Классный руководитель. - 2011. - N 3. - С. 111-115 (МО)
  4.  Кургина, Н. Игра на пользу [Текст] : опыт работы с детьми с задержкой психического развития (VII вид) в классе интегрированного состава / Н. Кургина // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. - 2013. - N 1. - С. 42-43 (МО)
  5.  Лаврёнова, О. Игра - путь к сердцу и разуму ребёнка [Текст] / О. Лаврёнова // Классный руководитель. - 2011. - Том , N 7. - С. 68-85 (МО)

 

международный научный журнал

Научные высказывания #72

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 17 февраля по 03 марта
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
17 марта