Средства патриотического воспитания студентов
Журнал Научные высказывания

Средства патриотического воспитания студентов

В работе рассматривается важность разработки внеклассных мероприятий по математике студентами с целью развития их патриотизма. Приводится пример внеклассного мероприятия.

патриот
внеклассное мероприятие по математике
патриотическое воспитание
патриотизм

Патриотическое воспитание студентов – это процесс формирования патриотических чувств, ценностей и понимания роли и значимости их родины или страны. Оно направлено на развитие у студентов глубокой привязанности и ответственности к своей стране, готовности защищать ее интересы и вносить вклад в ее развитие.

В ходе анализа теоретических источников были выявлены некоторые пробелы, в частности, отсутствие конкретных методических приемов и рекомендаций по осуществлению нравственного воспитания обучающихся, которые мог бы использовать в своей практике педагог. Причем, если проблема патриотического воспитания школьников как-то решается в научно-методической литературе, то вопрос, связанный с патриотическим воспитанием студентов остается открытым. По мнению  Г.Х. Воистиновой и У.М. Фроловой  [3], идеи патриотизма могут и должны включаться не только в любой учебный предмет школьного цикла (методические приемы включения патриотического содержания можно найти в трудах одного из авторов статьи [2]), но и в любой предмет методического цикла. Студенты – будущие учителя математики должны быть готовы к осуществлению патриотического воспитания школьников на уроках математики. И предметы методического цикла обладают большим потенциалом для осуществления такой подготовки студентов.

Патриотическое воспитание студентов стремится:

  1. Сформировать глубокое понимание и осознание истории, культуры, традиций и ценностей своей страны. Это помогает студентам увидеть связь между прошлым и настоящим, понять и оценить национальное наследие и значимость исторических событий.
  2. Развить чувство гордости и привязанности к своей стране. Патриотическое воспитание стимулирует студентов к развитию любви и приверженности к своей родине, показывает им, что они являются частью большего сообщества и несут ответственность перед ним.
  3. Поддержать развитие гражданских качеств и активной гражданской позиции. Патриотическое воспитание направлено на развитие у студентов понимания их роли в обществе, гражданской ответственности, участия в общественной жизни и внесения положительного вклада в развитие своей страны.
  4. Способствовать формированию толерантности и уважения к разнообразию. Патриотическое воспитание должно учитывать и пропагандировать уважение к разным культурам, национальностям и мнениям, показывая, что разнообразие является силой и богатством страны.

Важно отметить, что патриотическое воспитание студентов должно основываться на объективных знаниях и понимании, а не на манипуляции и одностороннем пропагандистском подходе. Оно должно поощрять аналитическое мышление и развитие навыков критического мышления, а также способствовать формированию гражданской позиции на основе уважения к правам и свободам каждого индивидуума.

В ходе исследования было изучено влияние процесса разработки внеклассных мероприятий по математике на патриотическое воспитание студентов. В ходе разработки таких мероприятий студенты глубже изучают исторические факты, подвиг народа, краеведческий материала, традиции и обычаи жителей, что, на наш взгляд, приводит к формированию патриотических чувств и  любви к Родине.

Внеклассные мероприятия представляют собой дополнительные формы образовательной деятельности, которые проводятся за пределами учебного процесса и могут включать различные виды активностей, такие как экскурсии, конкурсы, тематические мероприятия и другие.

Вот несколько способов, которыми внеклассные мероприятия могут влиять на формирование патриотизма студентов:

  • Формирование патриотической идентичности. Внеклассные мероприятия, связанные с историческими событиями, национальной культурой, традициями и символикой, могут помочь студентам лучше понять свою национальную идентичность. Посещение памятников истории, музеев, мест, связанных с историческими событиями, проведение праздников и тематических мероприятий, основанных на  этих событиях, могут укрепить привязанность к своей стране и культуре.
  • Развитие патриотических ценностей. Внеклассные мероприятия могут помочь студентам осознать и усвоить патриотические ценности, такие как любовь к Родине, уважение к истории и культуре своей страны, ответственность перед обществом и гордость за достижения своей нации. Благодаряразработке внеклассных мероприятий, студенты могут увидеть практические примеры проявления этих ценностей и развить свою личную приверженность к ним.
  • Формирование гражданской активности и ответственности. Внеклассные мероприятия могут стимулировать студентов к активному участию в общественной жизни и внесению своего вклада в развитие своей страны. Участие в благотворительных акциях, волонтерских проектах, общественных инициативах и других подобных мероприятиях помогает студентам осознать свою роль в обществе и формирует у них гражданскую ответственность и активность.
  • Развитие межкультурного понимания: Внеклассные мероприятия, такие как международные обмены, культурные фестивали, мультикультурные программы и др., способствуют развитию межкультурного понимания у студентов. Они могут познакомиться с разными культурами, традициями и ценностями, понять и оценить разнообразие мирового наследия. Такой опыт помогает формировать у студентов уважение и толерантность к различиям, а также глобальное мышление.
  • Повышение патриотического самосознания. По мнению Б.Т. Лихачева [4], внеклассные мероприятия могут помочь студентам развить патриотическое самосознание, осознание значимости их роли в развитии своей страны. Они могут участвовать в патриотических акциях, показывать гордость за свою нацию и стремиться к ее благополучию. Путем участия в мероприятиях, посвященных национальным праздникам, героям истории и культурным достижениям, студенты могут проникнуться чувством патриотизма и приверженности своей стране.

В целом, внеклассные мероприятия играют важную роль в патриотическом воспитании студентов. Они предоставляют возможность не только получить знания о своей стране, истории и культуре, но и активно участвовать в различных деятельностях, которые способствуют формированию глубокого патриотического отношения.

Такие мероприятия помогают студентам развить гражданскую активность, ответственность и готовность вносить свой вклад в общество. Они также способствуют развитию межкультурного понимания, толерантности и уважения к разнообразию культур и национальностей.

Кроме того, важно, чтобы внеклассные мероприятия были разнообразными, интересными и доступными для всех студентов, учитывая их возрастные особенности и интересы. Это поможет создать положительное и продуктивное образовательное окружение, способствующее успешному патриотическому воспитанию студентов.

Патриотическое воспитание студентов также подразумевает развитие патриотических чувств не только на словах, но и на практике. Это может включать активное участие студентов в общественной жизни, гражданской деятельности, волонтерской работе и других инициативах, направленных на благо своей страны и ее сообщества.

Патриотическое воспитание студентов также может включать в себя изучение и обсуждение актуальных проблем и вызовов, с которыми сталкивается их страна, и поиск путей их решения. По мнению падагогов [1], это помогает студентам развить критическое мышление, аналитические и коммуникационные навыки, а также способность принимать информированные решения и вносить конструктивный вклад в развитие своей страны.

Организация внеклассных мероприятий, таких как патриотические конкурсы, праздники, проекты и экскурсии, также является важной частью патриотического воспитания студентов. Эти мероприятия помогают студентам лично пережить и понять исторические и национальные события, прочувствовать их значение и важность для страны, а также взаимодействовать с другими студентами и сообществом, разделяющими общие ценности и идеалы.

В целом, патриотическое воспитание студентов является важной составляющей образовательного процесса. Оно помогает студентам развить глубокое понимание и привязанность к своей стране, гражданскую активность и ответственность, а также формируют у них навыки, необходимые для успешной жизни в обществе и участия в его развитии

В ходе исследования были разработаны внеклассные мероприятия по математике с патриотическим и краеведческим содержанием.

«7 чудес Башкортостана»

Цель: формирование интереса к изучению истории и природы родного края.

Задачи:

∙         Расширить знания детей о природе Башкортостана.

∙         Развивать умения и навыки командной и индивидуальной  работы.

Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в этом путешествии мы познакомимся с чудесами Башкортостана, но, чтобы узнать все об этих чудесах, вам нужно будет вспомнить то, что мы с вами уже изучили на предыдущих уроках математики.

  1. Чтобы узнать о первом из чудес, нужно решить примеры (решаем по порядку):

1) 492 + 1 220

2) 3 495 - 593

3) 5112 : 6

4) 56 * 23

5) 638 + 1 445     

6) 2688 : 3

Памятник башкирскому национальному герою Салавату Юлаеву возвышается на холме в районе реки Белая. Монумент является крупнейшей конной скульптурой не только в Уфе, но и во всей России. Памятник Салавату Юлаеву достигает практически 10 метров в высоту и весит около 40 тонн. Существует несколько примечательных фактов, отличающих памятник СалаватуЮлаеву. Уфа, являясь столицей национальной республики, считается местом, где население говорит на двух языках. Так и табличка с мемориальной надписью в честь сподвижника Емельяна Пугачева описывает композицию, как на русском, так и на башкирском языках. В ночное время памятник преображается. Это достигается за счет использования возможностей иллюминации: композиция подсвечивается снизу. Брачующееся создали традицию – все новобрачные складывают цветы к основанию постамента. Этот символ, по представлению уфимцев, должен обеспечить счастье в семейной жизни. В 2013 году проходил общефедеральный конкурс «Россия 10». Скульптура Салавата Юлаева была номинирована как одна из достопримечательностей Приволжского округа. Масштабность этой скульптуры подчеркивается еще и тем, что ее изображение использовано в государственном гербе республики Башкортостан. 

  1. С каким инструментом изображен батыр на картинке?  Верно, это курай. Но что-то мы не слышим мелодию, давайте поможем батыру, для этого нам нужно решить задачу.

Задача 1.  Пятеро батыров решили построить юрту из кирпичей, вначале рабочей недели получили равное количество кирпича. Когда трое из них израсходовали по 326 кирпичей, то у них осталось столько кирпичей, сколько вначале получили другие два батыра. Сколько всего кирпичей получили батыра вначале недели?

         Решение. По условию задачи батыров 5, значит частей тоже 5. Три части из пяти у батыров, которые израсходовали по 326 кирпичей, остальные две части у двух других батыров. Разница между этими частями одна пятая, которая равна:

  1. 326 * 3 = 978 (шт);
  2. 978 * 5 = 4890 (шт) – всего кирпичей.

Ответ: вначале недели батыры получили всего 4890 кирпичей.

Национальный башкирский и татарский инструмент. Каждый житель республики хоть раз слышал тонкую и душевную игру на этом духовном инструменте. Существует Союз кураистов РБ, призванный сохранить и укрепить наследие этого музыкального символа нашей родины.

  1. Смотрите,у него что-то в руках, давайте заберем, для этого  мы с вами решим задание.

Задача:  В железнодорожной кассе стоимость билетов для двух детей и трех взрослых составила 900 рублей. Сколько стоит билет для одного ребенка, если взрослый билет стоит 200 рублей?

Решение:

1) 200 * 3 = 600 (руб) – общая стоимость взрослых билетов;

2) 900 – 600 = 300 (руб) – общая стоимость детских билетов;

3) 300 : 2 = 150 (руб) – цена детского билета.

Ответ: один детский билет стоит 150 рублей.

Самый известный башкирский эпос, уходящий корнями в мифологию многотысячелетней давности. Передавался их уст в уста поэтами–сэсэнами, эпос был записан М.А. Бурангуловым (1910 год). Этот эпос является памятником словесности, несет в себе множество символов и образов, числится кандидатом на включение в ЮНЕСКО. К сожалению, первый вариант (рукописный) не сохранился, но машинописный оригинал с пометками хранится в архиве Уфимского центра РАН.

  1. Что мы видим? Верно это наскальные рисунки, давайте тоже порисуем, только вместо скалы у нас будет тетрадь 

1. Динозавр: (-9;-2); (-12;-2); (-14;-4); (-12;-5); (-10;-5); (-9;-4); (-4;-4); (-4;-6); (-5;-7); (-3;-7); (-2;-6); (-2;-3); (0;-2); (2;-2); (4;-3); (4;-6); (3;-7); (5;-7); (6;-6); (6;-4); (13;-4); (15;-3); (17;-1); (15;-2); (11;-2); (9;-1); (8;0); (7;2); (5;4); (3;5); (-1;5); (-5;3); (-7;1); (-8;-1); (-9;-2); (-9;-1); (-8;-1); (-8;1); (-7;1); (-7;3); (-5;3); (- ;5); (-3;4); (-3;6); (-1;5); (0;7); (1;5); (2;7); (3;5); (5;6); (5;4); (7;4); (7;2); (8;2); (8;0); (9;0); (9;-1); (11;-1); (11;-2); (12;-1); (13;-2); (14;-1); (15;-2); (15;-1); (17;-1).

2. Глаз:(-12;-4); (-11;-4); (-11;-3); (-12;-4).

А вы знали, что в Башкирии есть археологический памятник мирового значения – это  самая известная пещера Урала. Знаменитость пещере принесли открытые внутри древние наскальные рисунки времён палеолита. Русское название пещеры – Капова – по одной версии произошло от слова «капать» – от капели с потолка, по другой версии – от слова «капище», то есть святилище. Башкирское название пещеры – Шульган-Таш. Слово «таш» по-башкирски означает «камень», а «шульган» – «исчезла».

С пещерой связаны многие легенды. В башкирском народном эпосе «Урал-батыр» Шульган – это брат главного героя, повелитель подземного мира. Пещера Шульган-Таш и расположенное в ней озеро издавна являлись объектом поклонения для местных народов, были священным местом.

  1. Теперь нам с вами нужно помочь пчелкам попасть в домики. 

Решить уравнения:  

 84 • x = 588; 

 4 • (18 + x) = 96;  

 14x – 8x = 18;  

 50 + 6x – 31 = 4;   

Ответ: 1) x=7,  2) х=6,  3) х=3,  4) х=-2,5.

В нашем крае бортевое пчеловодство развивается с самых древних времен. Это доказано благодаря найденному набору пчеловода, возраст которого составляет 1500 лет. Мёд Башкирии заслуживает высоких оценок в основном благодаряуникальной дикой бурзянской пчелы, которая устойчива к морозу и всяким пчелиным болезням. Ежегодно в нашей республике добывается 5-6 тыс. тонн вкуснейшего мёда.

  1. Хочу рассказать вам об одной легенде. О целебной горе,  она гласит о том, что замечательные целебные свойства обнаружил ночевавший здесь пастух. Он устроился на ночлег, для этого залез под корень старого дерева. Вдруг он заметил пар, поднимавшийся из земли. Так что даже в холодное время года здесь было довольно тепло. У этого человека была боль в конечностях, которая стала постепенно исчезать под воздействием этого тепла. Он рассказал об этом своим знакомым, которые также стали навещать это место.  

Нам нужно помочь пастуху попасть к горе (раздается раздаточный материал).

Гора Янгантау является одной из самых невысоких гор Урала – ее высота всего 504 метра, однако у нее в достатке других особенностей: неспроста она имеет статус природного памятника. Слово «янгантау» переводится с башкирского, как «горелая» или «горящая» гора, и это тоже неспроста. Дело в том, что эта загадочная гора вот уже несколько веков действительно горит! Прославилась она тем, что из трещин на вершине горы всегда идут горячие струи пара. По трещинам в горе на поверхность поднимаются горячие газы, температура которых на выходе колеблется от +37 до +150 градусов, а в пробуренной на глубину 90 метров скважине температура достигает 380 градусов! Всего на горе найдено пять «горячих» точек. Исследователи установили, что самая высокая температура – на южном склоне горы. Причем никакой вулканической активности в этих местах нет. Среди ученых до сих пор нет единого мнения, объясняющего феномен загадочной горы Янгантау.

  1. Итак, ребята, мы с вами дошли до 7 чуда Башкортостана, но и тут нам предстоит решить примеры, чтобы узнать об этом чуде, (раздаточный материал – алфавит с буквами).

Решить примеры и найдите недостающие буквы:

1. 32*24:48-2=14 (м)

2. 15*102-15*101=15 (н)

3. 45:5-21:7= 6 (е)

4. (37-24)*17-220=1(а)

Красноусольские минеральные источники – весьма популярный курорт в Республике Башкортостан. В живописном месте находится более сотни родников минеральной воды, бьющих из недр земли. Кроме того, здесь есть иловые грязи, содержащие магний, натрий, кальций, железо, йод, сероводород и другие соединения. Красноусольские минеральные источники известны с XVI века. По преданиям времён Ивана Грозного, отряд стрельцов и казаков, прибывших на стругах по Каме и Белой в Башкирию, для закладки Уфимского острога, поднялся выше по течению реки Агидели (Белой) до устья реки Усолки. Здесь и был заложен острог, получивший название Табынского.

В 1924 году Народный Комиссариат здравоохранения Башкирской АССР направил на Красноусольские источники врача Петра Степановича Зотова, двух медсестер и повара. Рядом с источниками были построены деревянные дома для приезжающих больных. Так образовался курорт «Красноусольск».

После Великой Отечественной войны курорт использовался для лечения инвалидов войны. Рядом был построен детский санаторий.

В 90-х годах XX века был организован розлив воды Горький Ключ, как питьевой.

Таким образом, можно сделать вывод, что патриотизм является одной из наиболее значимых ценностей, является важной чертой личности, проявляется в активной деятельности на благо Отечества.

Если человек с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. Воспитательная работа во внеурочное время даст заметные результаты, если она будет частью всей работы по патриотическому воспитанию студентов; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться.

В высших учебных заведениях патриотическое воспитание наиболее эффективно осуществляется путем чередования различных форм (беседы, экскурсии, путешествия, праздники, коллективные творческие дела, акции, квизы, квесты, веревочные курсы и т.д.), с использованием разнообразных средств и методов. Определенный потенциал для решения задач патриотического воспитания имеют, на наш взгляд, методические дисциплины и проектная деятельность в вузе.

Поэтому организация воспитательных мероприятий по математике, направленных на формирование патриотических чувств в студенческие годы, занимает одно из важных мест в рамках образования 21 века. Те взгляды, мировоззрение, установки и идеалы, которые мы заложим сейчас в студентов, помогут укрепить патриотическую направленность личности.

Список литературы
  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Педагогика, 1984. – 97 с.
  2. Воистинова Г.Х., Байназарова М.Р. Патриотическое воспитание на уроках математики // E-Scio. – № 4(55). – 2021. – С. 552-556.
  3. Воистинова Г.Х., Фролова У.М. О патриотическом воспитании студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1. –URL: https://science-education.ru/article/view?id=32400 (дата обращения: 28.05.2023).
  4. Лихачев  Б.Т.  Педагогика:  курс  лекций.  –  М.: Прометей, 1998. – 464 с.