Внедрение профессионального стандарта «Педагог» в деятельность дошкольной организации
Журнал Научные высказывания

Внедрение профессионального стандарта «Педагог» в деятельность дошкольной организации

профессиональный стандарт
профессиональный стандарт педагога
образовательная организация
дошкольная образовательная организация
дошкольное образование
образовательная деятельность

В современных условиях труд воспитателя оценивается на основании тех требований, которые сформулированы в соответствующих профессиональных стандартах, которые регламентируют педагогическую деятельность, соотносят качество работы конкретного педагога, учителя дифференцированным с квалификационными уровнями, определяют правила и форму проведения аттестационных мероприятий в образовательных организациях [5, с. 3]. Процесс повсеместного внедрения профессионального стандарта педагога на территории Российской Федерации имеет как общие (применимые практически в любой образовательной организации), так и конкретные особенности, этапы, учитывающие специфику образовательного уровня, подготовки педагогов и т. д. При этом каждая образовательная организация должна осуществить переход на управление системой деятельности согласно положениям профессионального стандарта «Педагог». Это актуально и для реализации профессионального стандарта «Педагог» в непосредственную практику образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении [2, с. 114]. Анализ современной социо-педагогической ситуации в дошкольной организации позволил выделить следующие противоречия: между потребностью перехода на компетентностную модель организации педагогической деятельности и привычными формами и методами работы воспитателя; между необходимым требованием работать по стандарту профессии педагога и недостаточной содержательной проработанностью компетен-ций педагога дошкольного образования, которая затрудняет осознание и внедрение этих компетенций в непосредственную практику работы. 25 Видимо, достижение соответствия профессиональных компетенций воспитателей ДОО, обозначенным в соответствующем стандарте, может быть эффективным при проведении ряда мероприятий, направленных на формирование у педагогов осознанных представлений о системе педагогических компетенций, согласно стандарта, принятие их в качестве ориентиров профессиональной деятельности, формирование активной педагогической позиции в их реализации. Это подтверждается положениями теорий системно-деятельностного подхода, который объединяет следующие научные подходы: системного, разработанного в исследованиях классиков отечественной науки (Б.Г. Ананьев), и деятельностного (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Российский ученый А.Г. Асмолов рассматривал системно-деятельностный подход, который базируется на компетентностном подходе [1, с. 17]. Для определения стратегии перехода дошкольной образовательной организации на работу в условиях применения профессиональных стандартов разработан комплексный план мероприятий, учитывающий особенности данной организации (учреждения). Комплексный план мероприятий реализации профстандарта в ДОО включает систему управленческих процедур [2, с. 5]. В данной системе работает подход, основанный на управленческих технологиях, с одной стороны, что обеспечивает теоретическим и практическим инструментарием объекты управленческого проектирования, а с другой стороны, позволяет выстраивать разумно систему элементов, следующих в каждого этапе. В результате, создания комплексного плана мероприятий основанного на требованиях требований профессионального стандарта педагога начинается с определения шагов внедрения системы, состава ее частей и организационной структуры. Последовательность внедрения профессионального стандарта [4] в дошкольную образовательную организацию, как правило, проходит в четыре основных этапа. 1. Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение, что включает: изучение законодательства по введению профессионального стандарта педагогов, необходимые для использования в деятельности дошкольной образовательной организации: подбор и изучение нормативно-правовых документов федерального, регионального уровней, регламентирующих введение профессионального стандарта, организацию рабочей творческой группы по введению профессионального стандарта «Педагог», а также создание условий для организации ознакомления педагогических работников ДОУ с содержанием профессионального стандарта «Педагог» и др.; Создание условий для информирования и ознакомления педагогических работников ДОУ со структурой и содержанием профессионального стандарта «Педагог», что предусматривает обсуждение этого документа на педагогических, методических советах, педагогических часах; размещение информации на стендах в учреждении, сайте учреждения и др. 2. Определение соответствия профессионального уровня педагогических работников требованиям стандарта, что предполагает: организацию и проведение процедуры самоанализа, самооценки педагогами, а также руководителей освоенной квалификации в соответствии с уровнями профессионального стандарта педагога; анализ выявленных затруднений в труде педагогов, а также определение возможности преодоления выявленных трудностей на уровне ДОУ: взаимопосещения, мастер-классы, передача опыта и т. д.; составление дифференцированной программы профессионального развития педагогов ДОУ на основе оценки уровня соответствия компетенций педагога содержанию трудовых функций профессионального стандарта (в том числе, и разработка индивидуальных траекторий профессионального развития). 3. Диагностико-результативный, куда входят: организационно-методическое обеспечение самоанализа (самооценки) педагогическим работником своей профессиональной деятельности с целью установления ее соответствия требованиям профессионального стандарта; реализация и коррекция системы подготовки и 26 переподготовки педагогических кадров внутри образовательной организации; итоговый мониторинг, контроль и оценка реализации систему мер и мероприятий по введению профессионального стандарта педагога в действие в формате конкретной ДОО. Практика показала, что наибольший сдвиг в процессе освоения профессиональных компетенций в соответствии с профстандартом педагога произошел в психологопедагогическом блоке, что свидетельствует, с одной стороны, о верном подборе мероприятий по данному блоку, а с другой – определяет приоритеты дальнейшей работы (по методическому и общекультурному блокам). В результате: повысилась информированность педагогов о концептуальных положениях стандарта профессиональной деятельности педагога, о современных требованиях к образованию, к умениям знаниям, выраженным в профессиональных компетенциях педагогов ДОО, а также о возможности повышения собственного уровня квалификации, повышения профессионального развития и карьерного роста. В ходе внедрения было установлено, что у большей части педагогов наблюдается устойчивая динамика повышения профессиональных компетенций в психологопедагогическом блоке, который можно и нужно рассматривать в качестве базового для профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования. Это подчеркивает о верификации выбранной стратегии и тактике внедрения положений профстандарта в практику образовательной деятельности детского сада. Одновременно эти данные во многом намечают траектории дальнейшей работы в этом направлении, связанные с повышением уровня профессиональных компетенций педагогов ДОО, ориентированных на методических и общекультурный блоки в соответствии с актуальными требования профессионального стандарта педагога.

Список литературы

 1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов / А.Г. Асмолов //Практика образования. – 2008. – № 2.

 2. Концепция поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) результата. Материалы для общественнопрофессионального обсуждения Приложение 1 к письму от 17 июля 2014 г., исх. № 03.06.068. – М., 2014.

 3. Применение профстандарта педагога в деятельности образовательной организации : методические рекомендации для руководителей, заместителей руководителей и педагогов образовательных организаций / Н. В. Степанова. – Курган: Издательство ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2016.

 4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педаго-гическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основно-го общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». – URL: http://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 21.10.2019). – Текст: электронный.

 5. Мирошникова О.Х. Профессиональный стандарт педагога: международный опыт и региональные компоненты / О.Х. Мирошникова. – Текст: электронный // Науковедение. – 2015. – Т. 7, № 3. – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/53PVN315.pdf (дата обращения: 10.11. 2020).