Разработка развивающей настольной игры «Бродилка знаний» для эффективного обучения таблицы умножения
Журнал Научные высказывания

Разработка развивающей настольной игры «Бродилка знаний» для эффективного обучения таблицы умножения

В последнее время многие дети значительное количество времени проводят в электронных устройствах (телефоны, компьютеры и др.), что снижает желание учиться. Одной из задач учителей начальной школы является дать знания в области математики. Изучение таблицы умножения часто вызывает трудности у школьников, что может привести к снижению интереса к математике в целом. Настольные игры представляют собой уникальный инструмент, который может значительно улучшить процесс обучения. Они не только улучшают внимание, но и создают атмосферу сотрудничества и здоровой конкуренции, что способствует более глубокому усвоению материала. Представленный в статье проект направлен на решение актуальной проблемы низкого интереса школьников к математике и трудностей, возникающих при изучении таблицы умножения.

математика
настольная игра
таблица умножения
эффективность обучения

Введение. Современные методики обучения математике разнообразны и многогранны, отражая различные подходы к пониманию математических понятий и навыков. Каждая из этих методик направлена на улучшение процесса обучения, делая его более эффективным и увлекательным для детей, особенно для младших школьников, которым требуется особое внимание и поддержка в освоении основ наук.

Традиционные подходы, такие как объяснение материала учителем и решение задач на доске, часто дополняются современными методами. Различные игры, включая настольные и компьютерные, позволяют детям изучать математические концепции в веселой и интерактивной форме. Это создаёт положительный эмоциональный фон, что, в свою очередь, способствует лучшему усвоению информации. Например, настольные игры могут быть разработаны таким образом, чтобы включать в себя элементы соревнования, что увеличивает мотивацию учащихся к изучению предмета.

Проектная деятельность также способствует развитию обучения. В этом подходе дети сами исследуют математические концепции и разрабатывают проекты, которые помогают им применять знания на практике. Это может включать решение реальных задач, что делает обучение более значимым и уместным в повседневной жизни.

В последние годы наблюдается растущий интерес к методам смешанного обучения, которые комбинируют традиционные занятия и интернет-ресурсы в режиме реального времени. Этот подход позволяет расширить доступ к материалам и сделать обучение более интерактивным. Занятия могут дополняться видеоматериалами, онлайн-тестами и интерактивными заданиями, что способствует лучшему усвоению информации.

Родители также играют важную роль в образовательном процессе, и их вовлечение становится одним из факторов успеха. Совместные занятия, игры с родителями и применение в обучении практических примеров из жизни может значительно улучшить восприятие материала. Эта поддержка приводит к созданию положительной атмосферы, в которой ребенок чувствует себя уверенно и готов преодолевать трудности.

Психолого-педагогические аспекты обучения математике также не следует забывать. Эмоциональное состояние ребенка, его отношение к предмету и вера в собственные силы непосредственно влияют на процесс обучения. Методики, направленные на развитие уверенности и позитивного отношения к математическим дисциплинам, обеспечивают более устойчивые результаты.

Таким образом, разнообразие современных методик позволяет выбрать наиболее подходящие способы для каждого конкретного ученика или группы, увеличивая шансы на успешное освоение таблицы умножения. Игровые методики открывают новые горизонты в обучении, делая математическое образование доступным и увлекательным для младших школьников.

Математика, как наука, пронизывает все аспекты нашей жизни и является основой для понимания множества процессов, происходящих в окружающем мире. Она не только служит инструментом для решения практических задач, но и развивает логическое мышление, аналитические способности и креативность. В условиях современного мира, где математика играет ключевую роль в науке, технике и повседневной жизни, важно не только изучать основы математических понятий, но и показывать, как эти понятия могут быть применены в реальных ситуациях:

  1. Финансовая грамотность: роль математики в управлении личными финансами. Исследование важности математических навыков при управлении личными финансами, составлении бюджета, расчет карманных денег на неделю.
  2. Математика в кулинарии: расчёт ингредиентов для приготовления блюд. Исследование использования математики при приготовлении пищи, определении необходимого количества ингредиентов для рецептов, а также подборе правильных пропорций компонентов для получения идеального блюда.
  3. Математические расчёты в планировании маршрутов и времени. Исследование использования математических расчётов при планировании оптимальных маршрутов, оценке времени на перемещение между точками, а также определении наиболее эффективных способов передвижения.
  4. Математика в строительстве: расчёты и измерения. Исследование использования математических расчётов при строительстве зданий и сооружений, определении объёмов материалов, площадей поверхностей, а также точных измерений для выполнения строительных работ.
  5. Математика в медицине: расчёты дозировок и лекарств. Исследование использования математических расчётов в медицине для определения правильных дозировок лекарств, расчёта инъекций, оценки показателей здоровья и проведения точных измерений в медицинских процедурах.
  6. Математика в технике: применение при проектировании и конструировании. Исследование использования математических методов при проектировании технических устройств, расчёте параметров механизмов, определении нагрузок и прочности материалов, а также создании инновационных технических решений. 
  7. Математика в искусстве: геометрические формы и пропорции. Исследование использования математических принципов в искусстве для создания гармоничных композиций, определения пропорций фигур и создания эстетических образов.

Настольная игра — игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. Настольные игры рассчитаны на то, что участвовать в них будет много человек (два, три или пять). Существуют различные способы классификации настольных игр.

По области использования:

  1. Для досуга, развлечения.
  2. Для общения, коммуникации.
  3. Азартные, соревновательные.
  4. Головоломки, для разминки мозга.
  5. Обучающие, тренинговые, образовательные.

По характеру игры:

  1. Интеллектуальные (логические, стратегические) игры. Игры, где успех игрока определяется его способностью правильно проанализировать игровую ситуацию и сделать верный ход.
  2. Азартные. Игры, в которых на результат влияет случайный фактор.
  3. Игры на физические способности. На результат влияет реакция, скорость движений, координация.

С точки зрения математики к настольным математическим играм относят математическое лото, игры на шахматной доске, игры со спичками, различные головоломки и т.п.

Математические настольные игры делятся на несколько видов:

- настольные игры, обучающие счёту;

- настольные игры на развитие внимательности и умения находить подобное;

- настольные игры и понятие «больше-меньше-равно»;

- игры на развитие логики и умения выделять признаки;

- настольные игры и пространственное мышления;

- настольные игры, которые знакомят с понятием «комбинация»;

- настольные игры и теория вероятности.

История настольных игр насчитывает не менее 5500 лет. Первая «настольная игра» появилась, когда ещё не было столов: это был жребий, спрятанный в кулаке. Самой древней настольной игрой считается «Сенет» (рис.1).

Рисунок 1. Настольная игра «Сенет»

На Руси всё началось с бирюлек (рис.2). В них играли ещё наши прапрадедушки. Имя мастера, который первым начал изготавливать точёные наборы из различных предметов для игры в бирюльки тоже осталось неизвестным.

Рисунок 2. Настольная игра «Бирюльки»

Это такая игра, когда ты сгребаешь в одну кучу какие-то мелкие одинаковые предметы (палочки или игрушки), и игроки по очереди вытаскивают по одному предмету, стараясь не развалить кучу. После чьего хода куча рассыпалась, тот и проиграл. Увлечение быстро распространилось и стало настоящей семейной игрой в России.

Были на Руси и другие, не менее популярные настольные игры. Игра, которую на Руси называли «Мельница» (рис.3), – дальняя родственница крестиков-ноликов.

Рисунок 3. Настольная игра «Мельница»

Возможно, «Мельница» была первой игрой, из алгоритма которой человек сознательно исключил всякий элемент везения: в ней нет игральных костей, палочек и других генераторов случайных чисел, а только разум и расчёт. Почему название игры так или иначе переводится с большинства европейских языков как «Мельница», тоже неясно. Одни считают, что само поле с симметричными квадратами и перекрестьями напоминает крылья ветряной мельницы, но древние люди таких мельниц не знали, другие — что название восходит к старонемецкому «muhle» («ряд»), а третьи считают, что в основе лежит искажённое латинское «merellus» — «фишки».

В XIX веке были популярны настольные игры с исторической подоплёкой: было много стратегических игр, посвящённых русско-турецкой войне, большое количество детских настольных игр, при помощи которых дети изучали историю, языки, азбуку. Они были сделаны по принципу лото.

Таким образом, настольные игры появились в глубокой древности, некоторые из них исчезли, некоторые – сохранились до наших дней.

Современные дети нуждаются в большом объёме новых знаний. Им интересно буквально все. Их способ познания мира бессистемен, привести его к чёткой схеме – задача взрослого. Самый лучший способ для этого – игра.

Игры должны быть направлены на развитие тех качеств, которые требуются детям в школе: логики, умения вычислять, систематизировать и анализировать. Решить эти задачи могут настольные игры.

Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определённых навыков одновременно. И ценность настольных игр именно в этой неразрывной взаимосвязи. Это возможность собраться всей семьёй. Бабушки, дедушки, папы, мамы играют с младшими на равных, потому что многие игры интересны всем.

Взрослые получают не меньшее удовольствие, чем дети. Получается, что мама или папа, даже если они не слишком любят играть с ребёнком и делают это потому, что «надо», в ситуации с настольной игрой искренне увлекаются процессом. Вся семья играет, и всем это очень нравится. А что может быть лучше?

Настольные игры развивают у детей мелкую моторику, навык мышления, память, учат делиться, проигрывать, развивают внимательность, логическое и образное мышление, учат взаимодействовать с другими игроками, подчиняться правилам.

Кроме того, настольная игра – вещь тактильная, что также немаловажно для развития детей. Сегодня игры делают из самых разных материалов, дающих различные ощущения: картона, металла, пластика, дерева, камня, стекла, ткани.

Психологи и педагоги считают, что именно настольная игра в наибольшей степени влияет на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Не случайно игры считаются одним из самых успешных методов обучения. Настольные игры развивают нейронные связи, укрепляют связи между полушариями, помогают формировать когнитивные навыки, память и умение общаться. 

Вот некоторые эффекты настольных игр:

  1. Развитие логического мышления. Например, шахматы требуют длительного планирования, анализа ситуации и принятия взвешенных решений. 
  2. Улучшение памяти. Например, игра «мемо» (нахождение парных карточек различной тематики) развивает память и внимание. 
  3. Развитие аналитических способностей. Например, японская игра «Го» учит планировать, думать логически, запоминать схемы и комбинации.
  4. Повышение интереса к учёбе. Настольные игры побуждают игроков к активному включению в процесс самообразования и повышают уровень знаний.

Кроме того, игры помогают адаптироваться к меняющимся жизненным обстоятельствам, искать и находить решение сложных ситуаций, развивают умение работать в команде.

Таким образом, главная цель исследования – выяснить, будет ли настольная игра способствовать более эффективному и увлекательному обучению в изучении таблицы умножения.

Для решения поставленной цели исследования необходимо юыло решить следующие задачи:

  • изучение подходов обучения учащихся таблице умножения;
  • разработка развивающей игры и заданий для тренировки мозга;
  • проведение тестирования игры и заданий среди одноклассников;
  • популяризация проекта.

Объектом исследования является таблица умножения.

Гипотеза исследования: предполагается, что если найти эффективный способ запоминания таблицы умножения, то можно повысить интерес к математике и лучше усвоить материал.

Методы исследования. В качестве методологии исследования применялись следующие общенаучные и специальные методы исследования: наблюдение; изучение и анализ литературы; фотографирование; создание учебного продукта; сравнение и анализ полученных результатов.

На предварительном этапе разработки настольной обучающей игры необходимо было провести анкетирование по следующим ключевым вопросам: играют ли одноклассники в настольные игры, считают ли они полезными настольные игры и почему? Для получения ответов на поставленные вопросы было проведено анкетирование согласно перечню вопросов (рис.4). В анкетировании приняли участие 24 учащихся 3 «Е» класса (МАОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири», Новосибирск, Россия).

Рисунок 4. Анкетирование «Настольные игры»

Результаты опроса представлены в виде круговых диаграмм (рис.5-7).

Рисунок 5.  Результаты анкетирования: группа вопросов 1

Рисунок 6. Результаты анкетирования: группа вопросов 2

Рисунок 7. Результаты анкетирования: группа вопросов 3

Таким образом, с помощью анкетирования было установлено, что большинство опрошенных считают, что игры могут помочь в обучении (92 % опрошенных). А также выяснено какие игры больше всего востребованы (ходилки – 31 %, шахматы – 25%, монополия – 19 %).

Чтобы выявить уровень знаний учащихся 3 «Е» класса (МАОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири», Новосибирск, Россия) по математике мы провели срез, математический диктант на знание таблицы умножения. Результаты математического диктанта поместили в диаграмму (рис.8).

Рисунок 8. Результаты математического диктанта

Как видно из диаграммы 37 % испытуемых получили отметку «отлично», 20 % - «хорошо», 13 % - «удовлетворительно», 30 % - «неудовлетворительно». Полученные результаты показали высокий процент отметки «неудовлетворительно», и в тоже время, низкий процент отметки «хорошо».

Результаты. Перед началом разработки настольной игры важно было понять, каким образом игра может способствовать не только усвоению материала, но и созданию увлекательного опыта, который привлечёт внимание школьников. Основные принципы разработки игры опирались на психологические и педагогические составляющие, учитывающие возрастные особенности ребят. Чтобы создать игру, понадобились знания в нейропсихологии (как устроен наш мозг и что нужно для того, чтобы начать учиться). Сделать «разминку», как если бы мы планировали начать играть в футбол. Для этого отлично подошли таблицы Шульте, на развитие внимания и концентрации, а также игры на межполушарное развитие (рис.9).

Рисунок 9. Обучающийся 3 «Е» класса (МАОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири», Новосибирск, Россия) Лучко Я.В. за занятием с таблицей Шульте

Далее был нарисован эскиз игры, а также придуманы игры на запоминание не только таблицы умножения, но и деления. Так появилась на свет настольная игра «Бродилка знаний» (рис. 10-12).

Рисунок 10. Настольная игра «Бродилка знаний»

Рисунок 11. Фрагмент настольной игры «Бродилка знаний»

Рисунок 12. Практическое внедрение настольной игры «Бродилка знаний» в МАОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири», Новосибирск, Россия

В контрольном тестировании приняло участие 28 человек, из них 35% (8 человек) учащихся 3 «Е» (МАОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири») имеют высокий уровень знания таблицы умножения, 42 % (13 человек) класса имеет средний уровень, 13% (4 человека) удовлетворительный и 10% (3 человека) - низкий уровень (рис. 13).

Рисунок 13. Результаты контрольного среза

Таким образом, проведя итоговое тестирование, мы установили, что большинство учащихся 3 «Е» (МАОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири») улучшили свои знания в изучении таблицы умножения.

Выводы. Подводя итоги исследования, следует отметить, что лучшие игры – это те, которые не только развлекают, но и тренируют мозг.

В процессе исследования была изучена история возникновения настольных игр и их классификация; выявлено отношение учащихся 3 «Е» класса к настольным играм; проведено констатирующее и контрольное тестирование, а так же анализ успеваемости учащихся 3 «Е» класса на знание таблицы умножения; создана настольная игра «Бродилка знаний»; экспериментальным путем установлена эффективность использования настольной игры для повышения успеваемости.

Созданная настольная игра «Бродилка знаний» не только направлена на процесс обучения, но и способствует развитию логического мышления, коммуникативных навыков и командного духа. Она становится не просто игрой для освоения таблицы умножения, но и средством для более лучшего взаимодействия между учениками и учителями.

В дальнейшем планируется продолжить работу в этом направлении и создать настольные игры для изучения русского языка и окружающего мира.

В результате исследования гипотеза подтвердилась частично: настольная игра действительно помогает быстрее освоить таблицу умножения, но лишь при постоянном использовании.

Список литературы
  1.  
  2. Иванова М.А. Игровые технологии в обучении математике в начальной школе // Начальная школа. – 2010. – № 3. – С. 32–38.
  3. Сидоров В.P. Настольные игры как средство формирования математических представлений у младших школьников // Образование и наука. – 2012. – № 6. – С. 55–62.
  4. Кузнецова Л.В. Повышение мотивации к изучению математики с помощью настольных игр // Современные методы обучения. – 2015. – № 4. – С. 28–35.
  5. Фролова Н.Г. Разработка настольных игр для освоения таблицы умножения // Педагогика и психология. – 2018. – № 2. – С. 44–50.
  6. Шаров Д.М. Игровая деятельность как способ активизации познавательной активности учащихся // Вопросы образования. – 2016. – № 1. – С. 72–78.
  7. Тихомирова Е.С. Эффективность использования настольных игр в учебном процессе начальной школы // Научные исследования в образовании. – 2019. – № 3. – С. 101–108.
  8. Яковлева Г.П. Методические рекомендации по использованию настольных игр в преподавании математики // Математика в школе. – 2017. – № 5. – С. 25–31.
  9. Петрова О.Б. Игровые подходы к обучению математике в начальной школе // Дошкольное и начальное образование. – 2020. – № 7. – С. 18–26.
  10. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно – методическое пособие – М.: «Гном – Пресс», 2000. — 64 с.
  11.  Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург: У - Фактория, 2003. — 235 с.
  12.  Стребелева Е.А. Формирование мышления детей с задержкой психического развития. – М.: «Владос», 2004. — 180 с.
  13.  http://tesera.ru/article/778208/
  14.  https://ru.wikipedia.org
  15.  http://hleb.asia/brain/hobbygames
международный научный журнал

Научные высказывания #79

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 16 июня по 30 июня
Осталось 13 дней до окончания
Размещение электронной версии
14 июля