Воспитательная система ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж промышленных технологий»
Журнал Научные высказывания

Воспитательная система ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж промышленных технологий»

В статье рассматривается характеристика системы воспитания ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж промышленных технологий». Целью статьи является – проанализировать систему воспитания ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж промышленных технологий» и выявить особенности данной системы.

Методология включает в себя анализ научно–практической литературы, документации, реализуемых мероприятий участниками воспитательного процесса, сравнительный анализ моделей управления воспитательной системой.

Результаты. В статье  рассмотрены система воспитания ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж промышленных технологий»

Заключение. В статье делается вывод о том, что управление воспитательной системой имеет свои результаты в учебной и воспитательной работе благодаря организации кружковой работы.

воспитание
система воспитания
колледж
профессиональное образование
управление воспитательной системой
педагог

В данной статье будет рассмотрена система воспитания ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж промышленных технологий». В управленческую структуру системы воспитания колледжа входят: социальный педагог и психолог, органы студенческого самоуправления, общественные организации и воспитательного совета. Он представлен следующим составом:

  • заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
  • педагог-организатор;
  • социальный педагог;
  • педагог-психолог;
  • заведующий отделением;
  •  воспитатель общежития;
  • библиотекарь;
  • руководитель физического воспитания;

Воспитательную деятельность в колледже непосредственно осуществляет педагогический коллектив под руководством заместителя директора по воспитательной работе.

Важно отметить, что в целом работа в рамках системы воспитания ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж промышленных технологий», направлена на «создание и развитие педагогически воспитывающей среды, повышение социального статуса воспитания в системе образования, укрепление воспитательных функций всех структурных подразделений, взаимодействие семьи и образовательного учреждения, продолжение и сохранение традиций, развитие гуманистических

принципов нравственного, гражданского и патриотического воспитания»[1].

Реализация Программы воспитания и социализации студентов строится на основе создания комфортной воспитывающей среды и начинается с изучения личности студента. С этой целью в колледже действует социально-психологическая служба, которая организует психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, помогает студентам в адаптации в учебном заведении, проводит мониторинг и анкетирование удовлетворённостью организацией образовательного процесса, оказывает консультативную помощь всем участникам образовательного процесса.

Каждый принцип существования системы воспитания лежит в основе воспитательной деятельности педагогического коллектива по отношению к студентам колледжа. Опираясь на данные принципы, строится эффективная и результативная воспитательная деятельности, а также протекает процесс управления системой воспитания колледжа.

Также помимо принципов, есть направления, которые лежат в основе системы воспитания. Приоритетными       направлениями         воспитательной деятельности колледжа  являются:

1) становление личности в духе патриотизма и гражданственности;

2) социализация и духовно-нравственное развитие личности;

3) бережное отношение к живой природе, культурному наследию и народным традициям;

4) здоровьесберегающее воспитание;

5) профессиональное и бизнес ориентирование;

6) развитие самоуправления.

Высокий уровень воспитания, качественная профессиональная подготовка, соотносящиеся с индивидуальными претензиями и параметрами личности, через ориентацию обучающихся на демонстрацию активной гражданской позиции напрямую влияют на самочувствие обучающихся и являются мощным стимулом для самореализации обучающихся в социуме. Все это может быть реализовано и осуществлено с помощью эффективной деятельности системы воспитания и грамотного управления этой системой.

Так как система воспитания колледжа включает в себя ряд элементов, то стоит рассмотреть их более подробно для того, чтобы в целом охарактеризировать систему воспитания учреждения среднего профессионального образования.

Одним из основных элементов, которое входит в систему воспитания колледжа является методическое объединение классных руководителей. Деятельность педагогов, входящих в данное методическое объединение, направлена на воспитание и социализацию студентов. Классными руководителями реализуется ряд мероприятий в соответствии с направлениями деятельности, проводятся заседания, которые позволяют оценить эффективность работы методического объединения.

Одним из элементов системы воспитания является деятельность социального работника и психолога. В деятельность данных специалистов включены мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений, охране здоровья, воспитания уважения к здоровому образу жизни.

Также в рамках системы воспитания действуют различные общественные организации и объединения. Одним из таких является волонтерский отряд «Территория добра», который существует более 15 лет на базе колледжа. Деятельность отряда курируется педагогом-организатором. Развитие добровольческого движения расширяется с каждым годом, количество акций и студентов, принимающих в них участие, увеличивается постоянно. Поэтому волонтерский отряд решает ряд задач по воспитанию и социализации молодежи.

В данный совет избирается 15 человек, 5 из которых являются представителями педагогического коллектива, 5 студенческого сообщества и 5 человек из вспомогательного персонала. Члены Совета Колледжа избираются Общим собранием. Деятельность совета реализуется с целью создания оптимальных условий для учебно-воспитательной деятельности в условиях колледжа. Руководителем данного совета является директор колледжа.

Также в систему воспитания входит Совет обучающихся, который является коллегиальным органом управления колледжа и формируется по инициативе обучающихся с целью учета мнения обучающихся по вопросам управления колледжа и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся. Отметим, что Совет обучающихся взаимодействует с органами управления колледжа на основе принципов сотрудничества и автономии. Председателем Совета может быть один из студентов, но деятельность Совета курируется и контролируется заместителем директора по воспитательной работе.

Деятельность кружковой работы имеет различные направления, при этом имеет большой охват молодежи, которая проявляет интерес к общественной жизни в рамках колледжа и не только. Студенты колледжа стремятся проявить свой творческий потенциал, поэтому для них приоритетным становится посещение такого кружка, как литературное объединение «Молодежка». Участвуя в деятельности объединения, молодые люди могут поделиться своими творческими произведениями с другими участниками, найти людей, которые разделяют с ними взгляды на жизнь. В рамках литературного объединения проходят литературные вечера, квартирники и другие мероприятия данной тематики. Деятельность кружка курируется одним из педагогов колледжа.

В «Творческом центре» и «Пресс-центре» студенты могут проявить свои творческие способности написания текстов разных направлений. Студенты освещают научную и общественную жизнь колледжа, знакомят студентов с другим направлениями, дают возможность студентам и педагогам заявить о себе. Такие кружки являются очень популярными для студентов колледжа, так как они связаны с современными тенденциями написания текстов, использованием социальных сетей. Деятельность «Пресс-центра» курируется педагогом-организатором.

Студенты, которые имеют расположенность к научной деятельности, могут проявить свои умения и навыки в рамках «Научного студенческого сообщества» или других кружков научной деятельности, например, по химии или математики. Деятельность таких кружком курируется педагогами разных предметных областей.

Важным направлением деятельности кружков является спортивное направление. Студенты могут посещать различные секции, проявляя свой спортивный интерес к различным видам спорта и раскрывая свой спортивный потенциал. Многие студенты начинают профессионально заниматься спортом, что говорит о профессионализме педагогов колледжа. Деятельность таких секций курируется педагогами физической культуры.

Кружковая деятельность позволяет студентом проявить себя, раскрыть свой внутренний потенциал, использовать все возможности, определить с направлением деятельности, которое ему приходится по душе. Поэтому данный компонент является одним из важнейших компонентом системы воспитания колледжа.

Как мы видим, система воспитания колледжа характеризуется наличием разных компонентов, которыми являются советы колледжа, кружковая деятельность, деятельность классных руководителей, социальных педагогов, педагогов- организаторов. Рассматривая систему воспитания ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж промышленных технологий», то можно отметить, что она имеет инновационную модель.

Модель управления системой воспитания колледжа включает методы и технологии управления, отношения между элементами системы, которые опираются на рациональные элементы традиционной системы и дополняются нововведениями, обеспечивающими развитие организации и персонала в новых условиях. Инновационная модель обеспечивает преемственность в изменении.

Стоит отметить, что в системе воспитания колледжа педагог является личностью, стремящейся реализовать в учреждении свои способности и удовлетворить актуальные потребности обучающихся. Система воспитания колледжа характеризуется иерархичностью и имеет в составе ряд компонентов.

Таким образом, стоит отметить, что система воспитания ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж промышленных технологий» включает ряд компонентов, где задействованы обучающиеся, педагоги, возглавляет данную систему директор колледжа и заместитель директора по воспитательной работе. Система воспитания имеет характеристики смешанного типа, где присутствуют нетрадиционные и разнообразные методические приёмы, а также присутствует административная система.

 

[1] Программа воспитания и социализации ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж промышленных технологий.

Список литературы
  1. Шельпова Е.В., Петьков В.А. Организация и управление воспитательной системой учреждения профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №9. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-upravlenie-vospitatelnoy-sistemoy-uchrezhdeniya-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 22.11.2022).
  2. Глоссарий по проектному управлению в Челябинской области // Министерство экономического развития Челябинской области. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://mineconom74.ru/ glossariy-po-proektnomu-upravleniyu-v-chelyabinskoy-oblasti (дата обращения: 10.11.2022)
  3. Яковлева М.Б., Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Разработка «Концепции формирования образовательной траектории - образование через всю жизнь» // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. №1-2. [Электронный ресурс].  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-kontseptsii-formirovaniya-obrazovatelnoy-traektorii-obrazovanie-cherez-vsyu-zhizn (дата обращения: 26.11.2022)
  4. Пархоменко В.П. Воспитание творческой личности как цель образовательных систем: Автореф. дис. доктора п. н. Минск, 1995. 123 с.