Арт-технологии как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Журнал Научные высказывания

Арт-технологии как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены различные виды арт-технологий, проблема формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, проведен анализ влияния арт-технологий для развития нравственных представлений детей через игровые моменты в изобразительной деятельности.

духовно-нравственное воспитание
дошкольный возраст
арт-технологии
изобразительная деятельность
нравственность
нравственные представления
игра

Арт-технологии – это научно-педагогические технологии, основанные на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность учащегося [1].

Арт-технологии включают в себя использование художественных методов и приемов, таких как рисование, театральная игра, музыка, танцы, литература и т. д., для достижения образовательных и воспитательных целей. Они позволяют развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, коммуникативные навыки и другие аспекты личностного развития ребенка.

Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста является важным фактором педагогического процесса. Арт-технологии, такие как рисование, лепка, аппликация и другие виды творческой деятельности, могут оказаться эффективными для достижения этой цели.

В процессе занятий с использованием арт-технологий дети могут выражать свои мысли, эмоции и представления о добре и зле посредством создания художественных работ. Педагог может проводить беседы с детьми, стимулируя их осознанность и анализ своих дальнейших действий. Важно также обратить внимание на моральные и культурные нормы, объяснить их значение и дать возможность детям применять их в повседневной жизни.

Практический метод в изобразительной деятельности дошкольников имеет ряд преимуществ. Во-первых, он позволяет детям непосредственно применять свои навыки и умения в создании художественных работ. Это помогает им развивать мелкую моторику, координацию движений и воображение. Во-вторых, наиболее подходящий метод способствует развитию трудолюбия и усердия у детей. Они учатся прилагать усилия для достижения желаемого результата и осознают, что только трудом можно добиться успеха. Также в процессе практической деятельности дети учатся быть самостоятельными. Они принимают решения, выбирают материалы и инструменты, создают свои произведения и контролируют их результаты. Все это способствует развитию самостоятельности и самооценки у детей. Важно отметить, что в практическом методе педагог уделяет внимание детям на инновационности труда. Любой труд, включая творческий, является почетным и необходимым для людей.

Проблемный метод обеспечения способствует развитию творческого мышления у детей. Они думают нестандартно и находят необычные пути решения проблем. Это развивает их креативность и способность мыслить гибко. Кроме того, проблемный метод позволяет детям учиться сотрудничать и работать в команде. В процессе решения проблем они могут обсуждать свои идеи, выслушивать мнения других и приходить к общему решению. Таким образом, дети развивают навыки общения и сотрудничества. В целом, проблемный метод в изобразительной деятельности дошкольников способствует развитию их творческих способностей, логического мышления, креативности, коммуникативных и сотруднических навыков. Он помогает детям стать активными и самостоятельными участниками процесса решения проблем.

Метод сотворчества в изобразительной деятельности дошкольников является эффективным способом формирования нравственных ценностей. Благодаря сотрудничеству с педагогом или сверстниками дети развивают навыки сотрудничества, терпимости и желания помочь другому. В процессе сотворчества дети работают над коллективными проектами или в паре со сверстником. Например, они могут вместе создавать парные варежки для сказочного персонажа –  один ребенок делает левую варежку, а другой правую. Таким образом, они выполняют одно большое доброе дело. В процессе работы над проектом дети совместно подбирают элементы и материалы, их работа основывается на обмене идеями. Это развитие навыков общения, сотрудничества и умения работать в команде. Кроме того, важно просить детей, которые уже справились с заданием, обеспечить тем, кто нуждается в помощи. Это развивает эмпатию и желание помочь другому. Дети учатся быть внимательными и присматривать за другими, что способствует формированию нравственных ценностей.

Использование игровых моментов в изобразительной деятельности дошкольников позволяет привлечь внимание детей и сделать процесс более интересным и увлекательным. Например, при изображении предметов дети могут играть в гостинцы с новой куклой. Они могут лепить ей угощение, такие как блины, пироги и печенье. В процессе этой работы дети овладевают умением расплющивать шары, что развивает их мелкую моторику и координацию движений.

Также дети могут поиграть в рисование плюшевого мишки с натуры. В этот игровой момент мишка может стучаться в дверь, здороваться с детьми и просить их нарисовать его. Это не только делает процесс рисования более интересным, но и помогает детям развивать свою фантазию и творческое мышление [4].

Игровые моменты в изобразительной деятельности позволяют детям вжиться в роль, использовать свое воображение и создавать свою собственную историю. Они могут выражать свои мысли и эмоции через игру, что способствует развитию их коммуникативных навыков и социальной адаптации [2].

Включение игровых моментов в изобразительную деятельность младшей группы помогает сделать процесс более интересным и увлекательным. Оно развивает фантазию, творческое мышление и коммуникативные навыки детей.

Игровые приемы в изобразительной деятельности имеют своеобразный сюжетный характер, подчеркивает Г. Г. Григорьева, и отражаются в рисунке ребенка. Рисунок – это своеобразный центр игры. Игровые действия могут быть, как включены в изобразительный процесс, так могут и завершать его [3].

Одним важным аспектом формирования нравственных представлений является сохранение патриотических чувств и заботы о своей стране и семье. С помощью арт-технологий дети могут изображать иллюстрации и символы своей страны, создавать произведения, отражающие их любовь и уважение к родине. Педагог может рассказать о важных событиях и деятелях, связанных с историей и культурой страны.

В целом, арт-технологии представляют собой мощный инструмент для развития личности и достижения образовательных и воспитательных целей. Они объединяют искусство и педагогику, создают среду для творчества, самовыражения и личностного развития учащихся. Регулярные занятия с использованием арт-технологий, а также поддержка и руководство со стороны педагога, способствуют развитию детей и формированию духовно-нравственного мировоззрения.

Список литературы
  1. Афанасьева А.Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. 2016. С. 94-98.
  2. Воспитание детей в игре [Текст]. Пособие для воспитателей детского сада. / Д.К. Зинченко, А.П. Бочкарева и др. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1983. 122 с.
  3. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1995. 64 с
  4. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей[Текст]. В 2 кн. Кн. 2 / сост. С.Д. Томилова. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 704 с.