Роль песочной терапии при подготовке к школе детей с ТНР
Журнал Научные высказывания

Роль песочной терапии при подготовке к школе детей с ТНР

В данной статье рассматривается вопрос об использовании песочной терапии при подготовке к школе детей с ТНР, особенное внимание уделяется разноплановым упражнениям, несущим определенные цели и решающим конкретные задачи в развитии детей. Обуславливается актуальность использования песочной терапии и формулируются выводы о ее эффективности.

песочная терапия
ТНР
упражнение
рекомендация
материал и оборудование

Контингент детей с нарушениями речи и языка, являющихся дошкольниками, претерпевает значительные изменения, как в плане речевого развития, так и в плане готовности к систематическому обучению. Эти изменения обусловлены следующими факторами:

  • положительным влиянием различных систем психологического сопровождения в различных типах образовательных и медицинских учреждений;
  • повышением эффективности психологической работы за счет использования инновационных методик в психологической работе;
  • увеличением органических форм речевой патологии, часто в виде психофизических нарушений в сочетании с другими психофизическими нарушениями развития [1].

В связи с большим разнообразием речевых и языковых нарушений очевидна необходимость разработки различных подходов к коррекции этих нарушений и подбора конкретных методов, приемов и дидактических материалов в работе психологов и педагогов.

Помимо образовательных методик, наиболее ценной для меня, как психолога, является система арт-терапевтических методик, среди которых особое значение имеет непосредственное использование уникальной техники песочной терапии, которая особенно эффективна в психологической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР.

Кроме того, принципы и методы песочной терапии способствуют более гармоничному когнитивному развитию, повышению уровня мотивации к обучению и речи, формированию функций саморегуляции и развитию речевых и коммуникативных навыков [2].

В рамках данной статьи, мной рассмотрен метод песочной терапии в работе психолога с детьми-дошкольниками, у которых наблюдается ТНР.

Цель этого метода заключается в том, чтобы создать необходимые условия, в которых у ребенка будет более активно развиваться речь и скорректируется эмоциональное состояние, напряжение станет менее интенсивным.

Задачи метода включают в себя:

  1. Устранение страхов, агрессии, замкнутости ребенка.
  2. Формирование адекватного восприятия мира и самого себя;
  3. Повышение уверенности в собственных силах, развитие ответственности);
  4. Улучшение качества общений не только со сверстниками, но и со взрослыми.
  5. Разработка занятий на конкретную возрастную группу, в нашем случае – дошкольников.

Игры, используемые в процессе коррекционных занятий с дошкольниками довольно разнообразны. Так песок можно насыпать, нарисовать на нем, бить его, закапывать в нем что-то, таким образом, выплескивая всю палитру имеющихся чувств. При этом те образы, что создаются на песке – новы, и нет необходимости в каких-либо уникальных умениях [4]. Так то, что выражено на песке, будет нести в себе детские переживания или чувства, без какого-либо преувеличения.

Упражнения незатейливы, но именно они становятся основным толчком к развитию психики ребенка с ТНР. На вопрос, почему так происходит, есть несколько причин.

  • Эмоциональное состояние ребенка при таком взаимодействии с песком стабилизируется.
  • Развивая мелкую моторику, ребенок вслушивается к тому, что происходит у него в душе, а это способствует развитию внимания, речи, памяти.
  • Самое главное – у ребенка развивается опыт рефлексии, понимание окружающих и самого себя.

 Для того, чтобы метод песочной терапии в работе психолога и дошкольников с ТНР, необходимо их тесное взаимодействие, которое несет в себе творческую и познавательную составляющую, кроме того, совершенствование эмоциональной сферы, а также обусловит ее результативность.

Так психологи в работе со старшими дошкольниками помимо песочной терапии параллельно проводят беседы, взаимодействуют с родителями детей, осуществляют консультативную помощь, разрабатывают разноплановые методические рекомендация, информационные стенды.

В стандартной коррекционной программе у психолога не всегда есть возможность добиться сдвигов в эмоциональной сфере ребенка с ТНР, у них может остаться тревожность, страх, беспокойство, нервозность, боязливость, слишком сильно проявляющуюся впечатлительность или же негативный настрой по отношению к родителям, сверстникам. Как результат – присутствует ограничение в адаптации ребенка не только на ступени подготовки к школе, но и дальнейшему процессу обучения в начальных классах. Именно поэтому психологами разрабатывается комплексная работа по песочной терапии, включающая в себя несколько этапов и разно форматные упражнения.

Принцип терапии песком был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф. Основную идею песочной   сформулировала так: «Игра с песком представляет возможность, ребенку избавиться от психологических травм с помощью фантазий, ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями» [3].

Предполагается, что по истечению срока песочной терапии у воспитанников:

  1. Уровень демонстративного поведения, напряженности и агрессии существенно снизится.
  2. Восприятие мира станет более позитивным.
  3. Отношение к себе улучшится.
  4. Возрастет уверенность в собственных силах, повысится самооценка.
  5. Отношения со сверстниками и родителями улучшатся, станут более открытыми и непринужденными.

Для того, чтобы понимать результативность проведенной работы, мной предлагается использование методики «Кактус», направленной на выявление агрессии, ее уровня, и направленности. Так, наглядным образом будет видна разница в работе до внедрения психологом песочной терапии и после.

В процессе работы над подобным проектом, мной выделено несколько этапов:

  1. Подготовительный, здесь формируются цели, задачи, подбираются материалы и методики, формулируются ожидаемые результаты.
  2. Основной этап, где проходит основная коррекционная работа психолога с использованием песочной терапии в работе с дошкольниками с ТНР. Сюда же относится работа с педагогами и родителями.
  3. Заключительный этап, на основании которого подводятся итоги проведенной работы и обозначается ее эффективность [5].

Упражнения, используемые в процессе, являются базовыми, но могут быть дополнены или изменены с учетом целей, желаемых результатов и, прежде всего, индивидуальных особенностей и способностей будущих школьников при подготовке к обучению. Психологи могут включать комплекс упражнений как в подгрупповые занятия, так и в индивидуальные уроки.

На основании проанализированной литературы по проблеме исследования, наблюдений и систематизации знаний, я пришла к выводу, что использование песочной терапии в работе по подготовке дошкольников с ТНР имеет благоприятную тенденцию. 

Таким образом, активное использование песочной терапии психологами при подготовке к школе может помочь детям с ТНР уменьшить языковое отрицание, развить интенсивные невербальные и вербальные формы и методы общения, сформировать языковые навыки, словарный запас и грамматические категории, а также высшие психические процессы (волевое внимание, память, зрение, тактильное восприятие).

 

Список литературы
  1. Аромштам М. Игры на влажном песке//Дошкольное образование - июнь №12 /2019. – 23 с.
  2. Бережная Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика /июль, август/ 2020.
  3. Горошкова Л. Игры с песком и водой//Дошкольное воспитание №6/89. – 11 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева, Татьяна Дмитриевна Игра с песком. Практикум по песочной терапии / Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна. - М.: Речь, 2018. –  443 c.
  5. Конаныхина, Е. Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми (методическое пособие + карточки) / Е.Ю. Конаныхина. - М.: Генезис, 2019. –  158 c.