К проблеме рефлексии профессиональной деятельности в психологии
В статье рассмотрено понятие рефлексии. Рассмотрено понятие профессиональной рефлексии суть и влияние рефлексии на эффективность профессиональной деятельности.
Само понятие рефлексии возникло от позднелатинского reflexio, что в дословном переводе означает «обращение назад». Феномен рефлексии стал предметом специального изучения в психологии благодаря А. Буземану, который трактовал её как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя» [3].
Рефлексия есть продукт интеграции когнитивных, регулятивных и коммуникативных психических процессов. Результатом рефлексии является возникновение феномена сознания. Сознание выступает результативной стороной рефлексии и ее условием [2].
Рефлексия рассматривается в психологической науке как психический процесс, свойство личности и психическое состояние.[5]
Значение рефлексии состоит в том, что она обеспечивает не только потенциальную, но и реальную открытость личности новому опыту, является источником инноваций и развития. [1]
Признаком зрелой личности является способность принимать ответственность за свои поступки. Напротив, обвинение окружающих и обстоятельств считается признаком слабой личности. Поменять свои позиции помогает рефлексия. На личностном уровне процесс рефлексии происходит вполне естественно. На уровне рабочего процесса рефлексию нужно организовывать намеренно.
Общее понятие профессиональной рефлексии было впервые введено Б.З. Вульфовым, и, согласно его толкованию, «профессиональная рефлексия – это соотношение себя, возможностей своего «Я» с тем, что требует избранная (избираемая) профессия» Б.З. Вульфов считает, что важнейшим условием качественной подготовки профессионала является «включение» механизмов рефлексии. Человек должен сам захотеть рефлектировать, учится это делать и стараться интенсивно развивать свою духовную жизнь, преодолевая при этом даже равнодушие окружающих и собственную душевную пустоту, если она осознается, не избегал сомнений, которые позволяют вовремя выявлять ошибки и искать варианты их исправления. Согласно Б.З. Вульфову, рефлексия является особым случаем личностного самоуправления. Отсутствие рефлексии влечет за собой духовную трагедию и безжизненность. [3,6]
Развитие рефлексии необходимо начинать с самых первых шагов формирования профессиональных качеств, т.к. по отношению ко всем другим качествам рефлексия выступает как координирующее, организующее и интегрирующее начало. Степень её сформированности проявляется в том, насколько человек оказывается в состоянии скоординировать и интегрировать все иные свои качества для эффективной реализации профессиональной деятельности. [4]
Профессиональная деятельность связана с коммуникацией. В профессии рефлексия применяется с целью улучшения коммуникативных способностей и принятия информированных и сбалансированных решений. Если говорить о рефлексии профессиональной деятельности в целом, она помогает нам понять, что мы делаем, как, почему и что сделать, чтобы стало гораздо лучше (оценочная рефлексивная деятельность). Методы организации рефлексии деятельности используют для фиксации затруднений в деятельности, анализа их причин, оценки успешности, результативности деятельности, конструирования нового способа деятельности.
Итак, основным фактором рефлексии является профессиональная деятельность, то есть собственные умственные действия, поведения в различных ситуациях. В современных исследованиях рефлексия выступает как фактор профессионального совершенствования и формирования профессиональной позиции. [5]
Психологический анализ понятия рефлексии показал его содержательного наполнения. Исследование рефлексии требует особых подходов и методов. Рефлексия необходима при изменении условий профессионально деятельности, в ее переосмыслении и перепроектировании, в нахождении оптимальных средств деятельности в изменившихся условиях. Подводя итог, следует сказать, что рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность для того чтобы лучше организовать свою профессиональную деятельность.
- Капитонова Л.В. Обзор современных российских исследований посвященных рефлексии и рефлексивности / Тенденции развития науки и образования, 2021. - с. 112-118
- Лактионова А.И. Взаимосвязь смысловых образований и рефлексивности с жизнеспособностью человека // Психологический журнал. 2017. - с 37–50.
- Пидкасистый И.П., Фетискин Н.П., ВульфовМ.В.: Психология и педагогика. Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2011. – 714 с.
- «Рефлексия, рефлексивность и высшие и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию Ожиганова Г.В.», ст., Вестник КГУ, 2018 – 4-9 с.
- Тарасова Е.В. Рефлексия и смысложизненные ориентации как компоненты жизнеспособности психолога // Организационная психология и психология труда. - 2018. - Т. 3. - № 1. - С. 109-128.
- Цветкова М.В. Рефлексия как форма проявления субъектности сознания // Психология и Психотехника. – 2018. – № 2. – С. 22 - 29.