Особенности самоотношения в подростковом возрасте
Журнал Научные высказывания

Особенности самоотношения в подростковом возрасте

Cтатья посвящена актуальному вопросу самосознания в подростковом возрасте. Именно подростковый возраст является переходным периодом между состоянием ребенка и взрослого человека. Статья описывает исследование самоотношения подростков, а также предлагает тезисы по программе оптимизации самоотношения.

подростковый возраст
подростки
психология подростка
самоотношение подростка
проблемы самоотношения

Актуальность вопроса самоотношения подростков поддерживается многими исследователями в последние десятилетия. Подростковый возраст – это возраст, когда подросток определяет свою дальнейшую жизнь [4]. Хотя временами подростку может не хватать уверенности в себе, люди с проблемами самооценки обычно воспринимают себя иначе, чем их воспринимают другие. Низкая самооценка может быть особенно тяжелой для молодых людей, особенно когда они занимаются такими вещами, как поступление в колледж или на работу, а также завязывают новые дружеские отношения [2].

Данный вопрос предметно изучали многие исследователи, которые рассматривали различные аспекты самоопределения подростков. Среди таких исследователей и психологов – Р. Берис. В.В. Столин. Н.И. Сарджевладзе, В. Стефансон, П.В. Трояновска и многие другие.

Целью данного исследования является оценка самоопределения подростков и представление результатов применения программы оптимизации самоотношения подростков.

Методы исследования: тестирование, апробация программы оптимизации самоотношения подростков.

В первую очередь стоит упомянуть, что на сегодняшний день довольно сложно определить точное понятие терминам «самоопределение» и «самоадаптация», так как они подразумевают довольно большой комплекс различных явлений и признаков под собой. Разные исследователи приводят разные мнения на этот счет [5].

К примеру, определение самоотношения от М. Розенберга и с Куперсмит следующее: самостоятельные, оказывающие влияние на определенные функции самосознания, но обладающие своей специфической природой проявления в психике личности. То есть исследователи указывают на то, что личность может воспринимать себя  и в позитивном ключе, и в негативном. Причем восприятие может быть гипертрофировано [1].

База исследования –  МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 24"  города Оренбурга. В данном исследовании испытуемые – 40 подростков в возрасте 13-15 лет, из них 50% девушки, и 50% юноши. При этом 20 подростков составили экспериментальную группу, и 20 – контрольную. Соответственно, экспериментальная группа в отличие от контрольной присутствовала на занятиях по оптимизации самоотношения.

На констатирующем этапе нами была применена методика Р.С. Пантелеева (методика изучения самоотношения). Результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты методики изучения самооценки «МИС» на констатирующем этапе исследования

Как мы видим по данной диаграмме, довольно много подростков показали низкий уровень самопринятия. Самоценность также является проблемной зоной, так как в основном это либо средний уровень, либо низкий (только 5 % показали высокий).

Высокая степень самообвинения говорит о том, что подростки мыслят довольно радикально и во всех неприятностях и неудачах обвиняют себя, даже если не причастны с объективной точки зрения к той или иной ситуации. Самоуверенность довольно низкая среди исследуемых подростков.

Соответственно, можно сделать вывод, что подростки, принимающие участие в исследовании, по факту, слишком самокритичны, не могут принять себя такими, какие они есть, считая себя слишком несовершенными (неудачниками), остро воспринимают критику и стремятся причиной всех неудач и промахов позиционировать именно себя, практически не ждут одобрения и поддержки, считая, что им это не нужно или только подчеркивает их слабость.

То есть в данном случае мы можем наблюдать гипертрофирование отрицательного самоопределения. При помощи обработки данных был рассчитан t-критерий Стьюдента (таблица 1) по контрольной и по экспериментальной группам.

Таблица 1

 Средние значения показателей на констатирующем этапе эксперимента

 

Группа

Т

Экспериментальная

Контрольная

Закрытость

5,72

5,7

-1,98

Самоуверенность

4,3

4,2

-0,02

Саморуководство

3,7

3,8

-0,04

Отраженное самоотношение

5,72

,7

-1,98

Самоценность

4,3

4,2

-0,02

Самопринятие

3,7

3,8

-0,04

Самопривязанность

5,72

5,7

-1,98

Внутренняя конфликтность

4,3

4,2

-0,02

Самообвинение

3,7

3,8

-0,04

Подростки демонстрируют преодоление одних психологических защит и раскрытие других, особенно в критических ситуациях. У них выявлялось неуважение к себе вкупе с неуверенностью в своих силах, сомнениями в своих силах. Они проявляют веру в подчинение своего «я» внешним обстоятельствам и событиям. Механизмы саморегуляции ослаблены. Соответственно, можно говорить о том, что на констатирующем этапе в группах присутствует низкий уровень самоотношения.

На формирующем этапе нами была применена программа оптимизации самоотношения подростков. Программа ориентирована, в первую очередь, на адекватное восприятие собственного «я». Программа содержит 12 занятий, на каждом из которых подросток может высказаться, поделиться размышлениями и не бояться, что его мнение окажется неважным или глупым. Во время проведения занятий обнаружились определенные сложности: к примеру, подросткам было довольно сложно выполнить задание «покажи эмоцию». Так как многие из подростков довольно закрыты и стараются не выражать эмоции, считая это проявлением слабости. Занятия же наоборот показывают, что испытывать эмоции и управлять ими – это нормально. Так решается проблема с непониманием – когда подросток считает, что только он может испытывать те или иные эмоции (как правило, негативные) и старается их скрыть от окружающих.

На контрольном этапе было проведено повторное исследование по обеим группам (рисунок 2 и рисунок 3).

Рисунок 2. Результаты исследования самооценки  на контрольном этапе в экспериментальной группе

Рисунок 3. Результаты исследования самооценки  на контрольном этапе в контрольной группе

Как мы видим, результаты серьезно отличаются. Если в экспериментальной группе преобладает оценка «средний уровень», то в контрольной мы видим иное распределение. В экспериментальной группе подростки стали относиться к себе менее критично (в данном случае речь о самотоксичной критике).

Однако стоит отметить, что экспериментальная группа показывает недостаточный уровень самооценки (хотя и более высокий, чем у контрольной группы), соответственно, необходимо продолжить работу с подростками в том же направлении, что и программа оптимизации самоотношения.

Ошибки и неудачи могут подорвать тонкую самооценку и подорвать уверенность ребенка. Голос родителей и педагогов важен в таких ситуациях. Когда старший критикует или замалчивает неудачу, то подчеркивает фиксированное мышление, по сути, посылая сообщение, что эта «неровность на дороге» является признаком того, что надежды на улучшение в будущем нет – так ребенок сам себе понижает самооценку [3].

Таким образом, исследование показывает, что самоотношение и самооценка подростков поддается оптимизации, но требует довольно длительной и глубокой проработки, так как подросток по своей природе недоверчив – это защитный механизм. Соответственно, важно установить доверительные связи как в группе, так и с лектором (психологом) для получения эффективного результата.

Список литературы
  1. Авдулова, Т. С. Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков / Татьяна Авдулова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 132 c.
  2. Андреева И. Г. Исследование особенностей самоотношения подростков https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-samootnosheniya-podrostkov
  3. Грецов, А. Тренинг общения для подростков / А. Грецов. - М.: Питер, 2016. - 160 c.
  4. Диянова З. В. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности: учеб. пособие. М.: Издательство Юрайт, 2018. 173 с.
  5. Дробышевская, Н. Ю. Понятие самоотношения в современной психологии / Н. Ю. Дробышевская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 12-16.