Проблема внимания младших школьников и пути её решения
Журнал Научные высказывания

Проблема внимания младших школьников и пути её решения

В данной статье рассмотрены понятие «внимание» и особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста. Также приведены различные игры и упражнения для развития внимания учеников начальной школы, разработан перечень рекомендаций для родителей детей.

организация
младшие школьники
игры
контроль
внимание
развитие внимания
произвольное внимание
самоконтроль

Внимание занимает важное место в изучении ребёнком окружающего мира. От степени его развития зависит также развитие таких познавательных процессов как восприятие информации, память, мышление и речь [1].

Уровень учебной нагрузки в школах значительно растёт с каждым годом, однако учащиеся не успевают выполнять высокие требования системы, так как вместе с этим увеличивается распространённость снижения уровня внимания, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, отрицательно влияющего на образовательный процесс. Актуальность исследования заключается в том, что проблема внимания детей усугубляется с каждым годом и давно стала одной из самых значимых в психологии и педагогике. От способов её решения зависит, как будет проходить не только учебный процесс в школе, но и развитие ребёнка в целом. Снижение уровня внимание у детей приводит к плохой успеваемости, сложностям в общении со сверстниками и взрослыми, а также к появлению неврозов. Поэтому важно изучать данную проблему и найти пути и средства её решения в соответствии с возрастными особенностями обучающихся [2].

Цель: теоретически рассмотреть характеристики и факторы внимания, возможности его развития у младших школьников и, на этой основе, подобрать игры и упражнения для развития внимания и разработать советы родителям младших школьников по повышению уровня внимания детей.

Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы.

За обработку и освоение новых знаний отвечают познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, воображение, речь и мышление. Внимание является одним из важнейших среди них, обеспечивая сфокусированность человека на действиях и задачах [3].

Понятие «внимание» интересовало таких деятелей психологии и педагогики, как В. Вундт, В.В. Давыдов, А.Т. Рибо, Д.Н. Узнадзе, К.Д. Ушинский, и многих других. В. Вундт определял внимание как фиксационную точку сознания [4]. Подчёркивая значимость понятия, К.Д. Ушинский в своих научных трудах писал, что внимание «как дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира» [5, c. 22]. Ясность и отчётливость, являясь основными характеристиками данного процесса, отражали его активный характер [4]. А.Т. Рибо рассматривал внимание в виде процесса, который координирует действия человека и усиливает его восприятие [4]. В Психологическом словаре даётся такое определение: «Внимание – это познавательный процесс, обеспечивающий избирательность восприятия, запоминания, сохранения, припоминания, переработки и использования человеком информации, активизацию, целенаправленность и организованность деятельности человека, его общения с людьми» [6, с. 62]. Данное определение мы будем рассматривать как рабочее в нашем исследовании.

Рассмотрим основные характеристики внимания, среди которых можно выделить направленность, устойчивость, концентрацию, переключаемость, распределение и объём [7].

Направленность психической деятельности проявляется в выделении значимых для субъекта предметов и явлений и удержании деятельности на продолжительный временной период [8].

Следующая характеристика внимания, сосредоточенность, обозначает включённость в процесс и отстранённость от внешних факторов [8].

Устойчивость выражается в том, как долго человек может сохранять внимание на достаточном уровне. Выявлено, что люди со слабой нервной системой обладают пониженной устойчивостью внимания. С этим свойством связана продуктивность внимания. Она обозначает наличие значимого итога деятельности, которая совершается во временной период устойчивого внимания [7].

Свойство переключаемости подразумевает собой скорость перевода внимания с одного образа или объекта на другой. Важно отметить, что оно бывает произвольным и непроизвольным, последнее свидетельствует о нестабильном внимании [7].

Распределение проявляется в рассредоточении внимания на несколько действий, явлений или образов с возможностью того, что незавершённый объект не будет забыт и человек сможет к нему вернуться, не потеряв качества восприятия [7].

Объём внимания характеризует «максимальное число объектов, которые человек может одновременно удержать в сфере внимания» [7, с. 34]. Определяют его путём тестирования, при котором человек, после непродолжительного (не более одной секунды) изучения предметов (не менее десяти), должен перечислить или распознать их. То число предметов, которое он назвал правильно, и есть объём внимания [7].

Далее рассмотрим классификацию внимания. Выделяют следующие виды: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное [9].

Произвольное внимание является видом внимания, который доступен только людям и объединён с трудом человека. Оно выражается в осознанном перемещении внимания на другой предмет или явление с непосредственным сосредоточением внимания на нём. Отличается поэтапным развитием в течение всей жизни, постоянным внутренним умственным и волевым включением для обеспечения необходимой степени концентрации [10].

К функциям произвольного внимания относятся регулирование психических процессов, координация исполнения действий и оценка результатов, контроль и реализация поведения, удержание концентрации внимания, создание и модификация установивших ранее умений, отвлечение от внешних факторов и сосредоточение на необходимых задачах [10]. Кроме того, произвольное внимание характеризуется выборочностью, с помощью которой человек может находить и качественно использовать искомые данные вопреки посторонним раздражителям. Оно применяется для свершения намеченных ранее целей, достижения задач и получения оптимальных решений [10].

Непроизвольное внимание – это вид внимания, проявляющийся инертным состоянием, так как в нём не задействованы волевые усилия. Оно реализуется за счёт бессознательного ответа человека на отвлекающее именно сейчас поле [11].

Существует четыре группы причин, при которых возникает непроизвольное внимание:

  1. Зависящие от черт «внешнего раздражителя» (мощность, продолжительность, нестандартность, объём и форма раздражителя) [12, с. 33];
  2. Составляющие сопоставление внешних факторов с нуждами человека на данный момент [12];
  3. Отражающие то, чем мы интересуемся и в чём профессионально разбираемся, включая наши предыдущие познания в этой области [12];
  4. Основанные на эмоциональном отношении к раздражителю [12].

Послепроизвольное внимание, также упоминающееся как постпроизвольное и вторичнопроизвольное, считается наивысшим видом внимания, протекающим во взаимосвязи с активностью человека, но без участия воли. Происходит осознанный выбор предмета внимания, основанный на совершаемых в данный момент действиях [13]. Оно выделяется повышенной, продолжительной и усиленной концентрацией, продуктивностью и целеустремлённостью, из-за чего могут возникнуть излишняя утомленность человека. Стоит отметить, что у данного вида внимания возможен переход в произвольное внимание и обратно. Наблюдается его связь «с мотивационно-потребностной сферой», выражающаяся в стремлении познания, которое и создаёт постпроизвольное внимание из произвольных процессов [13, с. 2].

Понимание того, как внимание развивается в норме, позволяет выявлять и предотвращать возможные проблемы с вниманием, может помочь выявить причины и разработать стратегии для коррекции его развития. Для образовательного процесса значимым являются все виды внимания, но особое значение имеет произвольное устойчивое внимание.

Большинство учёных предполагают, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребен­ка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В про­цессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами [14].

В полной мере произвольное внимание формируется в возрасте 6-7 лет. Уровень процессов торможения уравнивается с уровнем активности в силу достижения нервной системой необходимой степени развития. Перемену в устойчивости внимания ребёнка можно отследить, измерив, сколько времени, дети могут сконцентрировано играть в одну игру. Степень сосредоточения внимания развивается во взаимосвязи с его устойчивостью. Объём внимания в этом возрасте примерно равен объему восприятия и краткосрочной памяти ребёнка [15].

Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непро­извольное внимание. Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. Переход ребёнка в школу меняет его жизнь - в ней появляются правила, желание удовлетворять новые требования. В про­цессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. В первых классах ребенок не может еще полностью контролиро­вать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Основой его внимания пока становятся только внешние характеристики, которые необходимо перевести во внутренние мотивы. Сделать это возможно, применив помимо красочных и ярких интерактивных картинок задания на операции без визуальной основы. К 10 годам у ребёнка развиты способности по рассредоточению внимания, так как всё больше действий и задач исполняются автоматически, без особых усилий концентрации [15].

Процесс развития внимания младшего школьника состоит из трёх аспектов:

  1. Выработка умственных навыков.
  2. Становление умений самоконтроля и оценивания самого себя ребёнком.
  3. Формирование подходящей среды, создание позитивной мотивации обучения.

Важнейшими задачами развития младших школьников, по мнению Б.Д. Эльконина, являются [16]:

- возникновение цельного детского мировоззрения: дети стараются все привести в порядок, увидеть закономерности отношений [16];

- становление этических инстанций: дети пытаются понять, что хорошо, а что плохо и усваивают этические нормы [16];

- появление соподчинения мотивов: в этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными, формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед сверстниками [16];

- появление сильной познавательной потребности, внутренней позиции школьника [16];

- поведение становится произвольным: сознательное поведение, в основном определяемое поставленной целью и образованным намерением. Дети стараются четко соблюдать правила. У них появляется стремление управлять собой и своими поступками. Все процессы начинают контролироваться детьми, они постепенно переходят от проявления воли словом «хочу» к «надо». Более того, они способны ставить перед собой цель и последовательно идти к её достижению [16].

Дети активно познают мир, овладевают различными знаниями, умениями и навыками, расширяют и обогащают свой жизненный опыт. Память и внимание становятся произвольными и управляемыми. Память приобретает интеллектуальный характер, формируется логическая память. Постепенно формируется и словесно-логическое мышление, то есть умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Воображение развивается, происходит расширение круга замещаемых предметов и совершенствование самой операции замещения. Речь стремительно развивается, посредством речи дети овладевают различными видами деятельности, добывают различную информацию и устанавливают взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Эмоции становятся более контролируемыми.  Общение со сверстниками и взрослыми меняется от ситуативно-делового до внеситуативно-личностного. Все вышеперечисленные основные характеристики младших школьников говорят о том, что у них есть все предпосылки к активному развитию у них внимания.

Дети овладевают алгоритмом освоения действий. Начинается работа с этапа первичного знакомства действием, где ребёнок должен усвоить цель деятельности для того, чтобы понимать правильный алгоритм при исполнении действий [15]. Далее следует этап выполнения задачи, в процессе которого ребёнок изучает и откладывает в своей памяти порядок выполнения действия. На третьем этапе ребёнок учится озвучивать все производимые движения до тех пор, пока он не сможет рассказать все действия. Затем происходит совершение операции мысленно, без произнесения алгоритма вслух, тем самым суммируя и завершая действие. Последний этап – реализация задачи ребёнком, связанная с внутренним контролем. Разъяснение примеров выполнения операции с их последующим запоминанием и есть начальный момент в развитии умений контроля и самоконтроля. Здесь также ребёнок учится выполнять «в уме» заранее действие, что развивает в нём навыки планирования. Задачей учителя является педагогическое управление процессом формирования самоконтроля посредством алгоритмизирования, комментированного управления.

Сегодня вследствие снижения общего уровня здоровья детей, влияния информационной среды, недостатка опыта участия в реальных играх в первый класс приходят дети, не готовые к обучению, в том числе, с отсутствием произвольного внимания. Для более эффективной работы по развитию внимания у современных детей важно порождать в детях интерес, что обеспечивается развитием внимания через игровую деятельность. При использовании игр ребёнок может включаться в процесс обучения надолго, что не получится обеспечить при обычных монотонных упражнениях [17].

Нами были изучены различные игры и упражнения, которые можно применять в школе для повышения уровня внимания. Мы подобрали игры, нацеленные на развитие разных свойств внимания, поэтому их включение в урок позволит решать задачу развития внимания комплексно, со всех сторон.

Ниже представлен список наиболее доступных в урочной работе игр, часть из которых проводятся при групповой работе, часть (в конце списка) - в индивидуальной деятельности каждого ребёнка.

Упражнение «Чего не хватает?». Задание нацелено на повышение сосредоточения внимания. Для его проведения дети разделяются на две команды, они получают по 2 рисунка на одну группу с заданием найти отличия. На выполнение задания отводится 3 минуты [18].

Игра «Пишущая машинка». Она ориентирована на развитие активного внимания. За каждым учеников закрепляется одна буква. Учитель произносит слово. Затем учащийся, чья буква есть в слове учителя, выходит к доске. Слова: сон, дом, каша, пап, цирк, рама, рука, ёж, вода, герб, бык, заря. Буквы: ё, ж, д, ш, п, о, р, м, а, в, н, ц, з, у, ы, к, и, б, г, я, с [18].

Упражнение «Селектор». Нацелено на улучшение сосредоточения и устойчивости внимания. В начале определяется ученик «приемник», а остальные учащиеся становятся «передатчиками», которые считают вслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приёмник» должен по очереди подключиться с каждым из «передатчиков». По завершении упражнения каждый из учеников должен побыть в роли «приёмника» [19].

Игра «Зашифрованные цвета». Изображение, нарисованное простым карандашом, делят на части, которые размечают разными буквами (цифрами). Ребёнок должен разукрасить сектора с совпадающими буквами (цифрами) одинаковым цветом. К примеру, синим будут закрашены сектора «А», а красным – сектора «Б», создавая тем самым разноцветное изображение. Однако для задания нужно предварительная подготовка. Первыми стоит раскрашивать картинки попроще с изображениями разных животных [19].

Выборочный диктант. Данный приём, использующийся на уроках русского языка, способствует увеличению скорости работы, обеспечивает концентрацию внимания учащихся на необходимой орфограмме. В процессе упражнения дети записывают не весь текст, а только некоторые слова, словосочетания или предложение по конкретному правилу орфографии, грамматики или синтаксиса [20].

Развитие внимания требует времени и усилий, нуждается в отработке приёмов, но, так как у педагога очень ограничен ресурс времени, важно подключить к этой деятельности родителей обучающихся и помочь им правильно и эффективно заниматься развитием внимания дома. На основе особенностей развития внимания детей мы составили перечень рекомендаций для родителей по помощи детям с проблемами внимания и по развитию внимания детей.

  1. Создайте комфортную среду для занятий. Рабочее место ребенка должно быть организованным. Избегайте лишних раздражителей (шум, телевизор, гаджеты) в момент выполнения домашних заданий. Побуждайте ребёнка самого правильно организовывать своё место для учебы и игр, делать его свободным от отвлекающих факторов.
  2. Чередуйте виды деятельности между собой, помогайте ребёнку правильно организовывать свою деятельность, контролируя уровень усталости. Например, после 10-15 минут работы за столом можно предложить детям активную игру или прогулку, чтобы снять напряжение. Структурируйте занятия, применяя метод «Помидора», который включает в себя 25-минутную работу над задачей с последующим 5-минутным перерывом. Такой подход помогает детям сосредоточиться, учит удерживать внимание на одной задаче как можно дольше и позволяет избежать усталости.
  3. Играйте вместе с ребёнком в игры на внимание, получайте удовольствие от игр, проводите соревнования, вместе оценивайте, что пока не получается.
  4. Развивайте интересы ребёнка, ведь если его привлекает определенная тема, то можно использовать это для улучшения концентрации, ведь внимание детей в основном непроизвольное и зависит от эмоционального ориентира. Занятия, которые нравятся, развивают внимательность естественным путем.
  5. Помните, что внимание – это внутренний контроль. Предложите детям контролировать что-то в бытовой деятельности ваших детей – выращивание рассады, закупку продуктов, подготовку к празднику и пр. Ведь всякая функция сначала внешняя, только потом внутренняя. Опыт контроля поможет ребёнку постепенно перейти к самоконтролю.
  6. Разбивайте вместе с ребёнком задачи на части, планируйте их решение. Например, вместо того чтобы сказать "сделай уроки", попросите спланировать свою деятельность по выполнению уроков – с чего начнём, с более лёгкого или с более трудного, будем ли делать перерывы и пр. Выполнив работу, проанализируйте опыт вместе с ребёнком, делая вывод работоспособности – проще фокусировать внимание на небольшом объёме действий с последующим увеличением нагрузки, или лучше сразу приступить к большому заданию и пр. Так ребёнок учится самоорганизации.
  7. Предоставляйте четкие инструкции, потому что задания, сформулированные простыми и понятными фразами, ребенок воспринимает легче, и потом уделяет больше внимания их выполнению. Не забывайте поощрять самостоятельный поиск ответов, давая детям возможность самим находить решения своих вопросов и планировать свои задачи, вы способствуете развитию ответственности и навыков управления вниманием. Вместе с ребенком анализируйте его ошибки и разрабатывайте планы по их исправлению. Такой подход обучает ребенка делать выводы на собственном опыте и повышает уровень самосознания.

Сейчас разработано огромное количество игр и упражнений для повышения уровня внимания младших школьников. Учителю или родителю остаётся лишь выбрать, какое из свойств внимания сейчас больше нуждается в дополнительном подкреплении и какие игры больше подойдут для решения этой задачи. Задания, предназначенные для групповой работы, могут применяться учителем для работы на уроках или на внеурочных занятиях, а игры и упражнения, которые выполняются индивидуально, можно использовать как занятие в группе продлённого дня или домашнее задание. Важную работу по развитию внимания должны проводить и педагоги, и родители. Создание атмосферы поддержки, выполнение игр с анализом их результатов, обсуждение с ребёнком трудностей обучения способствует развитию ребёнка как субъекта развития своего внимания.

Список литературы
  1. Калинина Т. В., Матвеева М. А. К проблеме развития внимания младших школьников // Альманах современной науки и образования. - 2015. - Nº. 3. - С. 42-45.
  2. Неустроева А. Н., Елисеева А. Н. Проблема развития произвольного внимания у младших школьников // Научный электронный журнал Меридиан. - 2018. - Nº. 4 (15). - С. 246.
  3. Сосновская Е. В. Развитие внимания младших школьников на уроках русского языка // Репозиторий Тольяттинского государственного университета (Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hdl.handle.net/123456789/4322, свободный.
  4. Диянова 3. В. Общая психология. Познавательные процессы: учебное пособие для вузов / 3. В. Диянова, Т. М. Щеголева. — 4-е изд., исик. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 131 с. - (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17951-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 106 — URL: https://urait.ru/bcode/534032/p.106.
  5. Ушинский К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. М.; Л.: Издательство Академия педагогических Наук, 1950. 10 т. 668 с.
  6. Психологический словарь / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560 с.
  7. Общая психология в 3 т. Том ІІ в 4 кн. Книга 2. Внимание и память: учебник и практикум для вузов / Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 261 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-02393-0. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 27 - URL: https://urait.ru/bcode/512628/p.27.
  8. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов / — СПб.: Питер, 2016. -  583 с.
  9. Яковлев Б. П. Психология: теоретические и методологические положения / Б. П. Яковлев. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 376 с. — ISBN 978-5-507-45915-5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/319388.
  10. Бруннер Е. Ю. К вопросу о психологии произвольного внимания // Гуманитарные науки • 2016. Nº1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-psihologii-proizvolnogo-vnimaniya.
  11. Бруннер Е. Ю. К вопросу о психологии непроизвольного внимания / Е. Ю. Бруннер // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - Nº 51-2. - C. 298-312. - EDN VUUKPN.
  12. Якуничева О. Н. Психология общения: учебник для СПО / О. Н. Якуничева, А. П. Прокофьева. — 6-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2025. - 224 с. - ISBN 978-5-507-50515-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/441686.
  13. Бруннер Е. Ю. К вопросу о психологии послепроизвольного внимания / Е. Ю. Бруннер // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - Nº 52-1. - C. 405-415. - EDN VUUJRR.
  14. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник / Е. О. Смирнова. — Москва: КноРжс, 2024. — 279 с. — ISBN 978-5-406-12225-9. — URL: https://book.ru/book/950715.
  15. Теория и методика воспитания: развитие внимания и памяти ребенка: учебное пособие для вузов / Л. В. Черемошкина. - Москва Издательство Юрайт, 2024. - 277 с. - (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10528-5. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 17 — URL: https://urait.ru/bcode/541466/p.17.
  16. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; Под редакцией Д. И. Фельдштейна. — Издание 2-е, стереотипное. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — (Психологи отечества). — С. 239—284. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=84061.
  17. Умерова М. Я. Роль игровой деятельности в развитии произвольного внимания дошкольника // Мировая наука. 2018. Nº5 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-igrovoy-deyatelnosti-v-razvitii-proizvolnogo-vnimaniya-doshkolnika.
  18. Кузнецова О. О. Программа занятий по развитию внимания у младших школьников // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/210401, свободный.
  19. Ковальчук Н. И. Развитие внимания у младших школьников / Н. И. Ковальчук // Образование. Наука. Культура: материалы международного научного форум, Гжель, 22 ноября 2017 года. - Гжель: Гжельский государственный университет, 2018. - С. 394-396. - EDN XYUAWL.
  20. Суворова М. Ю. Развитие внимания у младших школьников на уроках русского языка / М. Ю. Суворова // Развитие идей В.М. Бехтерева в современной медицине, психологии и педагогике: Сборник статей по итогам проведения Всероссийской научно-практической конференции, Глазов, 06-07 декабря 2017 года. - Глазов: Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, 2018. - С. 164-167. - EDN YVUIU.
международный научный журнал

Научные высказывания #78

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 31 мая по 14 июня
Осталось 8 дней до окончания
Размещение электронной версии
28 июня