Развитие креативного мышления на уроках иностранного языка в начальной школе
Журнал Научные высказывания

Развитие креативного мышления на уроках иностранного языка в начальной школе

Описаны преимущества развития навыков творческого мышления в начальной школе. Рассмотрены общие факторы, которые следует учитывать при закладке основ креативности в классе. Приведены рекомендации для развития креативного мышления у младших школьников наряду с примерами их практического применения.

английский язык
иностранный язык
начальная школа
творческое мышление
креативное мышление
развитие креативности
гибкое мышление

Креативность часто описывается как нестандартное мышление, поиск свежих, отличающихся друг от друга ответов, оригинальных идей и объектов, новых решений проблем или способов их решения. Дети, изучающие иностранный язык в начальной школе, могут обладать ограниченными языковыми навыками, но они приходят в класс с большим творческим потенциалом. Создавая в классе среду, в которой с самого начала поощряется развитие креативности, опыт изучения другого языка значительно расширяется [1]. Благодаря интеграции творческого мышления на уроках английского языка дети развивают соответствующие метапредметные навыки, такие как наблюдение, опрос, сравнение, противопоставление, анализ и выдвижение гипотез. Они также развивают метакогнитивные навыки, например, способность критически оценивать собственную успеваемость и результаты обучения.

Кроме того, развитие творческих способностей в начальных классах:

- повышает вовлеченность и мотивацию детей в изучении иностранного языка;

- делает изучение языка приятным и запоминающимся;

- дает детям чувство сопричастности и ощущение успеха;

- допускает различные варианты ответов, а дети, которые могут быть сильны в других областях учебной программы, например, в рисовании, музыке или танцах, могут использовать их для поддержки своего обучения;

- развивает способность детей гибко мыслить;

- ставит индивидуальную задачу перед каждым учащимся;

- развивает такие качества, как терпение, настойчивость и находчивость;

- обеспечивает основу для развития более сложного, концептуального и абстрактного творческого мышления в будущем.

Закладывая основы для развития креативности у детей на уроках иностранного языка в начальной школе, следует учитывать ряд важных факторов:

  • Креативность не возникает в вакууме. Всегда есть что-то, что стимулирует и подкрепляет формирование оригинального мышления у детей, например идея, картинка, текст, история, объект, вопрос или проблема или их некоторая комбинация.
  • Творческое мышление возникает из эмоционального состояния вовлеченности детей в деятельность. Это приводит к состоянию «потока» [2, с. 128], при котором внимание детей фокусируется на персонализированной цели, и они чувствуют мотивацию для достижения определенного творческого результата.
  • Детям нужна структура, в рамках которой можно развивать навыки творческого мышления, и обычно полезно сначала предоставить модель или создать пример результата для всего класса. Структура разграничивает сферу деятельности и позволяет детям сосредоточиться на своих идеях. Также модель или пример обеспечивает необходимую языковую поддержку.
  • Креативность предполагает возможность свободно и спонтанно оперировать идеями. В то же время она предполагает дисциплинированное мышление, любознательность, внимание к деталям и приложение усилий. Креативность также должна подкрепляться разработкой конкретных стратегий и навыков.
  • Креативности лучше всего способствует развитие «установки на рост» [3, с. 213], при которой детей поощряют верить в то, что они могут улучшить свою успеваемость и достичь лучших результатов благодаря собственным усилиям, настойчивости и трудолюбию.

Далее мы рассмотрим ряд общих рекомендаций, которые позволят  развивать креативность в классе, независимо от возраста и уровня подготовки детей, которых вы обучаете, и независимо от того, используете ли вы учебник и сложные цифровые материалы или вообще не используете никаких технологий. Эти рекомендации основаны на учебной литературе по творчеству [4,5,6], но, прежде всего, на основе многолетнего опыта работы в классе.

Формирование позитивной самооценки.

Самооценка характеризуется пятью компонентами: чувством безопасности, чувством идентичности, чувством принадлежности, чувством цели и чувством личной компетентности [7, с. 10]. Если дети чувствуют угрозу или неуверенность в себе и им не хватает чувства личной компетентности, это становится препятствием для творчества. Формируя позитивную самооценку детей путем признания их индивидуальных достоинств, оценки их вклада, уважения различных взглядов и создания классного сообщества, в котором возможны сотрудничество и взаимодействие, дети с большей вероятностью будут обладать беглым и гибким мышлением, а также готовностью рисковать, что и характеризует креативность.

Существует множество приемов для укрепления различных аспектов самооценки. Например, «Веер самоуважения» - используйте это упражнение, чтобы помочь детям развить позитивное чувство идентичности: дайте каждому ребенку лист бумаги формата А4 или А5. Попросите детей сложить бумагу гармошкой так, чтобы получился веер. У них должно получиться столько сгибов, сколько букв в их имени. Затем дети пишут буквы своего имени в верхней части каждой секции веера. Они придумывают положительное прилагательное о себе, которое начинается с каждой буквы, и пишут это вертикально на веере, например: РИТА – Решительная, Интересная, Трудолюбивая, Активная. Далее дети сравнивают свои веера и объясняют, почему они выбрали те или иные прилагательные, например: «Я думаю, что я трудолюбивый, потому что всегда делаю домашнее задание». Веера можно декорировать и обращаться к ним всякий раз, когда детям нужно напомнить об их положительных качествах.

Моделируйте креативность в себе.

Важное эмпирическое правило для развития любого навыка или качества в других – развивайте это и в себе тоже. Например, если вы хотите, чтобы дети были вежливыми и проявляли уважение, вам тоже нужно быть вежливым и проявлять уважение к ним. Точно так же, чтобы побудить детей смотреть на вещи по-новому, исследовать идеи и получать оригинальные результаты, вы сами должны творчески подходить к процессу обучения. Причем, это касается не только урочной деятельности, но и таких рутинных действий, как, к примеру, перекличка. Это можно сделать более творчески, связав с темой, которую вы в данный момент изучаете. Когда вы отмечаете детей, можно попросить их отвечать, называя, например, животное. Учащимся нужно прислушиваться к тому, что говорят другие, т.к. повторения недопустимы. Изменяя порядок, в котором вы называете учеников, вы облегчаете задачу одним детям и усложняете задачу другим.

Также полезно подумать о творческих приемах эффективного управления поведением учащихся на вашем занятии, например, о сигнале, который вы используете для привлечения внимания: бубен, колокольчик, специальный жест или обратный отсчет от пяти до нуля, систему желтых и красных карточек, как в футболе, или «шумометр», основанный на сигналах светофора: красный = «Слишком громко!», желтый = «Чуть тише!», зеленый = «Мы слышим друг друга».

В качестве физразминки на уроке можно использовать «Гимнастику по правописанию». Это задание помогает детям ассоциировать форму строчных букв английского алфавита с физическими действиями и является активным и приятным способом попрактиковаться в правописании. Дети начинают с того, что кладут руки себе на плечи. Это обозначает линию на странице. Для гласных или согласных, таких как m или n, дети скрещивают руки на плечах. Для согласных с надстрочным элементом, например d, t или h, дети поднимают руки вверх. Для подстрочных согласных, например j, p или q, дети опускают руки вниз, к полу. Либо вы произносите по буквам знакомые детям слова, например apple, и дети выполняют действия для каждой буквы.

Предлагайте детям выбор.

Выбирая что-либо самостоятельно, дети учатся нести ответственность за свои решения, начинают контролировать свое обучение. Это приводит к чувству сопричастности и мотивирует прилагать максимум усилий для организации творческой работы. Осуществление выбора также помогает сделать обучение более индивидуальным и запоминающимся. Вы можете предложить детям сделать выбор различными способами – от микрорешений, например, с кем работать, до макрорешений, таких как выбор тем для изучения. Предложение выбора также может быть мощным инструментом в управлении поведением.

Одним из приемов осознанного выбора является прием «Меню урока»: напишите на доске список, например, из пяти действий, которые нужно выполнить на уроке, и попросите детей выбрать три из них, объяснив, что они могут выполнять их в любом порядке. Предоставляя детям подобный выбор, вы обнаружите, что они работают более мотивированно и внимательно, чем если бы вы навязывали пошаговое выполнение заданий. Дети также часто добровольно выбирают наиболее сложные виды деятельности. По возможности разрешайте учащимся выбирать формат для своей работы. Это поощряет как творчество, так и усилия. Например, для групповых проектов дети могут выбрать формат, в котором они хотят представить свою работу: плакат, презентация, видео и т.д.

Эффективно используйте вопросы.

То, как вы используете вопросы для вовлечения детей и побуждения их к творческому мышлению, является важным навыком. Стереотипная схема вопросов «инициация-ответ-обратная связь» (например: – Какого цвета машина? – Она красная. – Верно, молодец!) часто применяется на уроках иностранного языка в начальной школе, хотя имеет ограниченную ценность. Подобный диалог, безусловно, может стимулировать активность, особенно у детей младшего возраста, но, если это единственный используемый тип вопросов, то в конечном итоге это лишь затормозит мышление. Важно задавать вопросы, которые интересуют детей и расширяют их кругозор. Также необходимо предоставить детям достаточно времени для обдумывания ответов и дать возможность самим придумывать и задавать интересные или даже каверзные вопросы.

Одним из упражнений для развития данного навыка являются игральные кости с вопросами. Дети делают игральные кости из бумаги или картона и пишут на каждой грани слово-вопрос: What, Why, When, Where, How, Who. Затем они работают в парах или группах, по очереди бросают кубик и задают вопросы своему партнеру, используя выпавшее вопросительное слово. Это упражнение будет полезно при обучении смысловому чтению, после какой-либо тематической работы, или как способ побудить детей говорить и делиться личной информацией на английском языке.

Устанавливайте связи.

Установление связей и видение взаимосвязей между вещами порождает идеи и лежит в основе творческого мышления. Полезно поощрять детей устанавливать связи между домом и школой, а также между предметами в рамках учебной программы. Аналогичным образом они могут устанавливать связи между английским языком и их собственным языком и культурой, а также между навыками, которые могут быть развиты в одном контексте или предмете и переданы и использованы в другом. Осознание связей между различными сферами их жизни помогает укрепить уверенность детей и закладывает основу для того, чтобы они становились более предприимчивыми и творческими в своей деятельности.

Например, метод случайных ассоциаций – это упражнение поощряет детей устанавливать связи между вещами, которые не имеют очевидной связи. Напишите слова, которые дети знают, на маленьких листочках бумаги и положите их в сумку или шляпу. Дети по очереди вытаскивают три карточки и составляют предложение или придумывают историю, которая их связывает. Также можно выполнить это упражнение, используя предметы вместо карточек со словами.

Игра с использованием сравнений развивает навыки гибкого мышления и часто приводит к творческим и неожиданным результатам. Дайте детям закончить предложениянапример: «A lesson is like a sandwich because…», «A school is like a funfair because…».

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на все существующие препятствия для развития креативности в начальной школе, такие как жесткая учебная программа, скучный учебник и острая нехватка времени, использование креативного мышления у детей имеет ряд преимуществ при изучении иностранного языка и, несомненно, помогает в достижении более широких образовательных целей, установок и ценностей. Независимо от возраста и уровня подготовки детей, с которыми вы работаете, данные рекомендации позволят вам создать по-настоящему творческую атмосферу, и, возможно, вдохновят на новые открытия не только ваших учеников, но и вас самих.

Список литературы
  1. Трубина, З.И. Некоторые аспекты развития творческого мышления в процессе обучения иностранному языку / З.И. Трубина // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (11). Декабрь 2016 (http://ce.if-mstuca.ru).
  2. Чиксентмихайи, M. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. – М.: Дуэк, К. Гибкое сознание: Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. – М.: МИФ, 2017. – 410 с.
  3. Большакова, Л.А. Развитие творчества младшего школьника / Л.А. Большакова // Завуч начальной школы. – 2002.– № 2. – С. 12-16.
  4. Craft, A. Creativity in schools: tensions and dilemmas. – London: Routledge, 2005. – 220 с.
  5. Fisher, R. Teaching children to think. – London: Nelson Thornes, 2005. – 264 с.
  6. Maley, A. Overview: Creativity – the what, the why and the how / In: Creativity in the English language classroom / Maley A. and Peachey N. – British council, 2015. – P.10.