Эффективность использования электронного образовательного курса для формирования умения говорения на английском языке
В статье описывается актуальность использования электронного образовательного по обучению говорению на английском языке. Проведённый эксперимент подтвердил эффективность онлайн-курса, который способствовал более высоким результатам в развитии речевых навыков по сравнению с традиционными методами. Результаты исследования подчеркивают актуальность и перспективность внедрения цифровых технологий в образовательный процесс для создания интересных и индивидуализированных методов обучения.
В современном мире значимость технологий в образовании стремительно растёт и использование электронных средств обучения становится всё более распространенным. Электронные образовательные курсы способствуют развитию цифровой грамотности у учащихся и позволяют интегрировать такие современные технологии, как интерактивные задания, игры, мультимедийные материалы, аудио и видео, что может повысить привлекательность и эффективность процесса обучения [1].
Владение устной речью на английском языке является важным навыком в современном мире, который не только способствует успешной коммуникации, но и открывает более широкие образовательные возможности в будущем [2]. Разработка электронного курса, направленного на развитие умения говорения, позволит более эффективно достигать этой цели. Кроме того, онлайн курсы предоставляют возможность индивидуализировать обучение, что особенно важно для учащихся 6 классов общеобразовательной школы, где ученики могут иметь различные уровни подготовки и темпы обучения [3].
Таким образом, разработка электронного образовательного курса по обучению говорению на английском языке для учащихся 6 классов общеобразовательной школы отражает текущие образовательные тенденции, направленные на создание эффективных, интересных и индивидуализированных методов обучения, поддерживающих развитие ключевых навыков учащихся.
С целью оценки эффективности использования электронного образовательного курса для формирования умения говорения на английском языке была проведена опытно-экспериментальная работа на базе общеобразовательной школы. Участниками эксперимента выступили учащихся 6 классов. Было определено две группы – контрольная, в которой обучение велось по традиционной методике преподавания английского языка, и экспериментальная, в которой использовался электронный образовательный курс по обучению говорению.
Использование онлайн-курса осуществлялось в рамках внеурочной деятельности. Участники курса получали комплект заданий в виде урока на LMS-платформе Google Classroom один раз в неделю и должны были завершить его до открытия следующего урока. Содержание заданий было основано на материале, который учащиеся изучали в классе на уроках английского языка, и служило в качестве расширения полученных знаний, а также дополнительной тренировки и развития умения говорения. Кроме того, регулярно проводились консультации по повышению цифровой грамотности: регистрация и использование платформы, применение дополнительных электронных ресурсов. Данные консультации были также направлены на закрытие возникающих вопросов, обеспечение комфортного использования платформы, на которой размещён онлайн-курс, и коррекцию часто возникающих ошибок. Также участники курса были обеспечены постоянной поддержкой учителя в групповом и личных чатах в Сферум.
Исследование проводилось в 3 этапа – констатирующий, формирующий и контрольный. На первом этапе была осуществлена начальная диагностика знаний учащихся (констатирующий эксперимент), определение их исходного уровня умения говорения на английском языке до проведения эксперимента.
На втором этапе осуществлялось проведение эксперимента (формирующий эксперимент). Нами было выдвинуто предположение, что формирование умения говорения возможно при использовании традиционной методики обучения, однако с применением электронного образовательного курса обучение говорению будет наиболее продуктивным.
Традиционная методика обучения иностранному языку в контексте обучения говорению не выходит за рамки используемого учебно-методического комплекса и предлагает учащимся составить монологическое или диалогическое высказывание на темы, предусмотренные программой, пересказать или обсудить содержание прочитанного или прослушанного текста, построить самостоятельное высказывание, основываясь на известный текст или свой опыт, используя пройденный языковой и речевой материал.
Методика экспериментального обучения включает в себя использование различных цифровых технологий в рамках электронного образовательного курса, включающего в себя цикл дополнительных упражнений, направленных на формирование умений различных видов говорения – монологическое и диалогическое, а также задания, нацеленные на развитие социокультурной компетенции и стимулирование мотивации учащихся.
Проанализировав целевую аудиторию – учащихся 6 классов – нами была описана концепция курса «Шаг вперёд: Онлайн-курс по обучению говорению на английском языке для шестиклассников», в которой отражены цели и результаты обучения, целевая аудитория, формат курса, параметры обучения, содержание курса по первым пяти модулям. Далее мы определились с техническими решениями в рамках онлайн-курса: Google Classroom в качестве LMS-платформы, Google Forms для проведения тестов и саморефлексии, Miro для выполнения интерактивных заданий, Сферум для проведения воркшопов и консультаций, взаимодействия участников и обеспечения поддержки.
Следующим этапом было оформление курса на платформе (создание модулей и уроков), поиск или создание дидактических материалов (тексты, аудиозаписи, видео, картинки, тесты и т.п.), подбор и апробация дополнительных цифровых ресурсов (чат-боты на основе искусственного интеллекта).
Далее мы приступили к проведению эксперимента, который заключался в использовании электронного образовательного курса для формирования умения говорения при обучении участников экспериментальной группы.
Использование онлайн-курса осуществлялось в рамках внеурочной деятельности. Участники курса получали комплект заданий в виде урока на LMS-платформе Google Classroom один раз в неделю и должны были завершить его до открытия следующего урока. Содержание заданий было основано на материале, который учащиеся изучали в классе на уроках английского языка, и служило в качестве расширения полученных знаний, а также дополнительной тренировки и развития умения говорения. Кроме того, регулярно проводились консультации по повышению цифровой грамотности: регистрация и использование платформы, применение дополнительных электронных ресурсов. Данные консультации были также направлены на закрытие возникающих вопросов, обеспечение комфортного использования платформы, на которой размещён онлайн-курс, и коррекцию часто возникающих ошибок.
На третьем этапе был осуществлен контрольный срез (контрольный эксперимент), проведен анализ результатов исследования и сделаны выводы по эксперименту.
Рисунок 1. Процентное соотношение результатов экспериментальной группы до и после проведения эксперимента
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что испытуемые в экспериментальной группе достигли более высоких результатов. Следовательно, можно сделать вывод о том, что использование электронного образовательного курса для формирования умения говорения эффективно и способно повысить уровень речевых навыков у учащихся 6 классов.
Таким образом, после эксперимента нами был проведён итоговый контроль, подведены результаты диагностики и сделаны выводы о том, что использование электронного образовательного курса для обучения говорению является эффективным и может быть рекомендовано.
Также были даны методические рекомендации по разработке и проведению онлайн-курса, среди которых чётко поставленные цели и задачи, узкая направленность, соблюдение последовательности этапов разработки курса, применение принципов педагогического дизайна, продуманная структура, соответствие психолого-возрастным особенностям аудитории, гибкость и доступность, ориентация на самостоятельную работу, чётко сформулированные задания, соответствие методическим принципам, наличие интерактивных заданий, использование реальных или близких к реальным ситуаций, понятная система оценки, мотивационная стратегия, обеспечение взаимодействия участников курса, наличие обратной связи и поддержки, а также использование дополнительных цифровых ресурсов.
- Пак, Л. Е. Электронные учебные курсы в преподавании английского языка: практический опыт / Л. Е. Пак, Е. П. Долгая // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. – 2023. – Т. 15, № 2(66). – С. 103-114.
- Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков : Обучение основным видам речевой деятельности : учеб. пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. 104 с.
- Буранова Н.Ш. Взаимосвязь исследовательской деятельности и психолого-возрастных особенностей учеников 6-8 классов // Экономика и социум. 2023. №5-2 (108).