Исследовательские проекты по истории творчества знаменитых композиторов на уроках музыки в 7-м классе
Журнал Научные высказывания

Исследовательские проекты по истории творчества знаменитых композиторов на уроках музыки в 7-м классе

В статье рассматриваются вопросы организации исследовательских проектов по истории творчества знаменитых композиторов на уроках музыки в целях развития общей музыкальной культуры и общей культуры личности.

базовая культура личности
исследовательский проект по музыке
творчество знаменитых композиторов
музыкальная культура

В 2022-2023 году в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназии №7 г. Чехова открыт педагогический класс, где ребята наряду с предметами учебного плана изучают основы педагогики и психологии, введение в профессию,  знакомятся с особенностями работы учителей в школе, изучают плюсы и минусы педагогического труда, посещают дни открытых дверей, университетские субботы в педагогических вузах, участвуют во встречах с выпускниками вузов – молодыми специалистами, успешными учителями, проводят профессиональные пробы, проводят дни самоуправления, где заменяют учителей и администрацию школы, защищают исследовательские работы по педагогике в междисциплинарных конкурсах, помогают учителям в организации внеклассных мероприятий и педагогических проектов.

Одним из таких педагогических проектов является организация и защита индивидуальных учебных проектов по музыке для учащихся 7-8 классов. Учащиеся педагогического класса помогают учителю музыки Моргуновой Ольге Николаевне научить школьников основам исследовательской и проектной деятельности в специфической предметной области – музыкальном образовании; вместе с детьми определяют этапы работы, изучают особенности оформления, понятие «проектный продукт», систему защиты и оценивания в работе; на мероприятиях, где школьники представляют проекты присутствуют в качестве жюри.

Программой обучения музыке в 7-м классе предусмотрено выполнение исследовательского проекта по истории музыки, творчеству композиторов, классическим произведениям, народной музыке. В учебнике 7-го класса [1, С.150-154] семиклассникам предлагают выполнить учебные задания и составить проект по темам:

  1. Жизнь дает для песни образы и звуки.
  2. Музыкальная культура родного края.
  3. Классика на мобильных телефонах.
  4. Есть ли у симфонии будущее?
  5. Музыкальный театр: прошлое и настоящее.
  6. Камерная музыка: стили, жанры, исполнители.
  7. Музыка народов мира. Красота и гармония.

Для того, чтобы правильно выполнить проект, на нескольких уроках организовано изучение основ исследовательской деятельности по плану [2, С. 16-17, С. 21-30]:

  • Выбор темы проекта. Определение цели и задач работы.
  • Методы исследования.
  • Виды проектов и проектных продуктов.
  • Требования к оформлению и защите работы.
  • Как сделать проект полезным и интересным.

Одним из интересных и богатых по содержанию направлений исследований школьников является исследование истории творчества и создания самых знаменитых произведений выдающихся композиторов. В седьмом классе по программе изучается творчество разных композиторов мира, разные жанры музыкальных произведений. Многие из этих жанров понятны для осмысления, знакомы, вызывают предсказуемые эмоции у большинства слушателей. А вот, симфония как жанр, не так проста. Не каждый из взрослых, и уж конечно, школьников, может ее правильно воспринять, о многих симфониях мы только слышали, не зная богатую историю их создания и значение произведений в музыкальном мире. Поэтому исследование симфоний знаменитых композиторов как тема исследовательского проекта на уровне уроков музыки у семиклассников – это хорошая и поучительная история.

По программе в учебнике 7-го класса представлены симфонии Й. Гайдна, В-А. Моцарта, Л. Бетховена, С. Прокофьева, Ф. Шуберта, В. Калинникова, П. Чайковского, Д. Шостаковича, К. Дебюсси. Рассказы об этих произведениях в учебнике короткие, но их всегда можно развить, дополнить, представить в виде большого исследовательского ученического проекта.

Проекты по музыке имеют несколько особенностей, по сравнению с другими школьными предметами: здесь нужно слушать произведение, понимать его смысл, оценивать чувства и эмоции, которое оно вызывает, знать историю создания и условия эпохи, в которой оно появилось, можно исполнить фрагменты произведения самому и вместе с учителем, старшим товарищем, пригласить на защиту проекта работников музыкальной школы, учителей, родителей, можно создать музыкальную электронную библиотеку. Знакомство с шедеврами музыкальных произведений делает человека культурно богаче, образованнее, расширяет его кругозор и формирует эстетические вкусы.

Приведем пример по составлению плана работы над проектом об истории создания Симфонии №7 (Ленинградской) Дмитрия Шестаковича, который кроме музыкальной ценности может иметь для школьников еще и большое патриотическое значение.

  1. Изучение биографии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975).
  2. Выделение исторических особенностей эпохи, в которой жил Шостакович, ее отражение в произведениях композитора.
  3. Составление рассказа о создании Симфонии №7, посвященной блокаде Ленинграда во время Великой Отечественной войны. (В рассказ можно включить небольшие видеосюжеты о создании и первом исполнении произведения, сделать выставку книг о блокаде Ленинграда и композиторе, оформить стенд с иллюстрациями, сделать публикацию на школьном сайте организации, страницах социальных сетей, где представлена школа).

Рис. 1 Седьмая симфония Шостаковича. Фотография 1492 года.

  1. Акцентирование внимания на мужестве людей, исполнившим симфонию в 9 августа 1942 года, когда голодные, больные, еле стоявшие на ногах музыканты, которые еще и работали, обеспечивая защиту города, группой в 15 человек оркестра Радиокомитета, вместо нужных ста, исполнили такое грандиозное произведение, именно в тот день, когда по планам фашистов они должны были победоносно войти в город и увидеть его униженным.  Некоторых музыкантов даже пришлось вызвать с фронта на некоторое время. Поэтому так велико значение этого произведения Д.Д. Шостаковича, так как оно показало несломленный дух советского народа, его единение в условиях жесточайшей борьбы за свою страну. Симфония создавалась композитором из 4-х частей в 1941 году и уже звучала фрагментами в некоторых городах; по предположению некоторых исследований идея создания грандиозного симфонического произведения о сильном духом советском народе зародилась у автора еще предвоенные годы, но именно война сделала эту симфонию могущественной и незабываемой. Зал Ленинградской филармонии был полон, здесь были и бойцы в телогрейках, матросы, пехотинцы, защищавшие город, исхудавшие, бледные завсегдатаи-любители классической музыки, страшно уставшие от войны и блокады и желавшие хоть какого «глотка свежего воздуха и настоящей жизни». Трансляция проводилась по радио и громкоговорителям, новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране. [3]
  2. Прослушивание фрагментов симфонии, подготовка фрагментов видеосюжетов.
  3. Показ того, как увековечена память о Д.Д. Шостаковиче, Ленинградской симфонии, сообщение о балете, поставленном по части 1 симфонии.
  4. Подготовка к защите работы. Защита проекта.

Проекты по музыке и истории музыкальных произведений могут быть индивидуальными и парными, групповыми и даже коллективными. Но в седьмом классе дети уже достаточно взрослые и имеют опыт представления небольших школьных проектов, поэтому предпочтения отдаются индивидуальным проектам. Такие проекты очень важны для культуры детей.

Список литературы
  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.  Музыка. 7 класс. С. 150-154. – М.: Просвещение, 2021. – 126 с.
  2. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А.А., Попов Д.В. Основы исследовательской культуры. – М.: ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010. – 44 с.
  3. Седьмая симфония Д. Шостаковича. Санкт-Петербургская академическая филармония. URL https://www.philharmonia.spb.ru/compositions/about/8476/
международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 13 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября