Организация дистанционных логопедических занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи органического и травматического генеза
Журнал Научные высказывания

Организация дистанционных логопедических занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи органического и травматического генеза

Рассмотрена система дистанционной логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи органического и травматического генеза в условиях пандемии Covid-19 на базе ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ». Определены этапы и направления работы. Рассмотрено применение комплексного подхода в коррекции системных нарушений речи.

тяжелые нарушения речи
логопедическая работа
дистанционные занятия
родитель
дети с тяжелыми нарушениями речи
комплексная коррекция

В условиях пандемии Covid-19 в 2020 году мы все столкнулись с проблемой очных встреч. Логопедам и другим специалистам, чья работа связана с непосредственным прямым контактом с детьми, пришлось быстро перестроиться к новым условиям и перейти на онлайн-формат. Благодаря организации дистанционных занятий, стало возможным оказание непрерывной качественной логопедической помощи детям.

В связи с тем, что дети с тяжелыми нарушениями речи органического и травматического генеза имеют особенности формирования эмоционально-волевой сферы и высших психических функций, коррекционно-образовательный маршрут рекомендуется строить в три этапа и предусматривать соблюдение определенных правил и рекомендаций.

На первом этапе логопедической работы в дистанционном формате лечения, с родителями ребенка проводится беседа, в которой обозначаются временные и материально-технические ресурсы, необходимые для успешной коррекционной деятельности, а также степень участия и включенности родителей в образовательный процесс.

Из материально-технического оснащения необходимо подготовить компьютер/моноблок/ноутбук, на котором будет обеспечено качественное видео-сообщение с логопедом. Все параметры (исправность устройства, работа сети, звук, свет и т.п.) должны быть проверены родителем заранее и подготовлены к назначенному времени. Ребенка следует усадить за стол с соответствующей высотой стула. В помещении, где будут проходить дистанционные занятия, желательно исключить различного рода отвлекающие факторы (игрушки, электроприборы, другие члены семьи, не включенные в процесс занятия и т.п.). Если для занятия будут необходимы какие-либо учебные материалы и пособия, это обговаривается заранее со специалистом и также должно быть подготовлено к занятию вовремя.

Так как дети с тяжелыми нарушениями речи органического и травматического генеза представляют собой группу пациентов, у которых могут отмечаться трудности удержания произвольного внимания, флуктуация интеллектуальных возможностей, нарушения понимания обращенной речи, утомляемость и истощаемость нервно-психической деятельности, то присутствие родителей в течение всего логопедического занятия – одно из важнейших условий коррекционной деятельности дистанционного формата. Предварительно родитель должен настроить ребенка на предстоящую работу. Ведь сам по себе коррекционно-образовательный процесс – это не всегда веселое и интересное занятие, особенно для детей с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому крайне важным для проведения дистанционных занятий является выравнивание эмоционального фона ребенка и обеспечение его готовности к проведению занятий. Примерно за 40-60 минут до начала дистанционного занятия необходимо, чтобы ребенок находился в состоянии бодрствования, сытости и эмоционального спокойствия. Важно исключить различные факторы, раздражающие его нервную систему, например, мультфильмы, активные подвижные игры и т.п. В случаях, когда ребенка разбудили или оторвали от мультфильмов за 5-10 минут до занятия, отмечаются значительные сложности включения в задания, истерические реакции, плач, эмоциональное напряжение.

На втором этапе логопедической работы в дистанционном формате обучения с детьми с тяжелыми нарушениями речи органического и травматического генеза проводятся индивидуальные логопедические занятия по следующим направлениям:

  1. Развитие слухового и зрительного внимания с помощью музыкальных инструментов, игр, дидактических пособий.
  2. Накопление пассивного словарного запаса и перевод его в активный.
  3. Расширение объема понимания обращенной речи через формирование умения правильно выполнять речевые инструкций, отвечать на вопросы ситуативного и внеситуативного характера.
  4. Активизация подражательной речевой деятельности через выполнение дыхательно-голосовых и артикуляционных упражнений, подражание крикам животных, эмоциональные восклицания, просьбы, называния близких лиц.
  5. Постановка и автоматизация звуков раннего и позднего онтогенеза с помощью внешних опор в виде жестовых символов.
  6. Формирование звуко-слоговой структуры слова.
  7. Работа по преодолению асинхронности между дыханием, фонацией и артикуляцией.
  8. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
  9. Формирование умения строить простые предложения с опорой на картинки, пиктограммы, игрушки.
  10. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Формирование умения различать в речи взрослых грамматически структурированные и не структурированные фразы и предложения.
  11. Формирование контроля за собственным речевым высказыванием.
  12. Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.
  13. Обучение глобальному чтению.
  14. Формирование элементарных графомоторных умений и навыков.

На протяжении всех занятий родитель сидит рядом с ребенком, помогает организовать его деятельность и выполнить задания. В случаях эмоциональной нестабильности и расторможенности ребенка, дистанционное занятие следует прекратить и продолжить в то время, когда ребенок будет готов к совместной деятельности.

Для благоприятной и продуктивной логопедической работы в дистанционном формате обучения детей с тяжелыми нарушениями речи, следует учитывать степень тяжести речевого нарушения, уровень концентрации внимания ребенка и скорость утомляемости и истощаемости его нервно-психической деятельности. Опираясь на эти показатели можно будет говорить о примерной продолжительности одного дистанционного логопедического занятия.

Если ребенок по каким-либо причинам еще не готов к дистанционному формату обучения, логопедическая работа проводится с родителями данного ребенка. Им объясняются направления, цели и задачи каждого логопедического занятия, даются четкие и подробные инструкции по выполнению заданий.

Желательно, чтобы на протяжении всех занятий не только специалист, но и родитель проводил динамическое наблюдение за коррекционно-образовательным процессом через записывание и выполнение домашних заданий. Также можно ввести отдельный динамический дневник успехов ребенка, где будут отмечаться новые слова, действия и навыки, которые воспроизводит ребенок.

Для более эффективной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи органического и травматического генеза рекомендуется включить в комплекс реабилитационных мер работу с нейропсхологом и специалистом по адаптивной физической культуре (АФК). При дистанционной работе с данными специалистами также важным является соблюдение всех тех правил и норм, о которых было написано ранее. Параллельно с занятиями рекомендуется получить консультацию от врача-невролога и следовать его рекомендациям и назначенному курсу медикаментозного лечения.

В связи с чем, совместная работа и тесная взаимосвязь сразу нескольких специалистов, обеспечит не только оказание непрерывной комплексной реабилитационной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи, но и поспособствует эффективному, устойчивому закреплению полученных ребенком знаний и результатов, их переносу в самостоятельную речь. 

На заключительном этапе логопедических дистанционных занятий родителям даются рекомендации по дальнейшим направлениям работы.

В зависимости от частоты проводимых занятий и тяжести речевого дефекта ребенка, курс очных или дистанционных занятий предполагает длительность от 1 месяца до 1 года. За данное время работы родители получают достаточно обширную информационную и практическую базу знаний и мощнейший толчок для дальнейшего развития речи ребенка.

По данной системе работы проводились занятия на базе ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ» в 2020 году. В коррекционном процессе участвовали логопеды, нейропсихологи, врачи-лфк, логоритмисты, воспитатели и, конечно же, лечащие врачи-психиатры и неврологи, которые обеспечивали должную медикаментозную терапию. Для каждого ребенка был составлен отдельный индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут с расчетом на 30 календарных дней.

Телемедицинское сопровождение получили более 130 детей с тяжелыми речевыми нарушениями (отсутствие вербальных средств общения, системное нарушение речи тяжелой степени выраженности, дизартрия тяжелой степени выраженности), в том числе дети, у которых речевые нарушения сочетались с поведенческими и эмоционально-волевыми нарушениями.

Дистанционные логопедические занятия были организованы с соблюдением всех вышеизложенных требований и правил, а также с соблюдением всех трёх этапов работы.

В результате чего более 100 детей были выписаны с улучшениями и лишь 24 ребенка с незначительными улучшениями.

Из чего следует, данный формат работы является результативным и является частью непрерывного оказания помощи населению детского возраста.

Список литературы
  1. Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика): монография / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович. – М.: НОУ ВПО «МПСУ»: Воронеж: МОДЭК, 2014. – 536с.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. ЛОГОПЕДИЯ. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. -320 с.
  3. Резниченко Т.С. Обучение чтению как средство коррекции системных нарушений речи у дошкольников: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук – М., 2007. – 20с.
  4. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии – М.: Изд. В. Секачев, 2011 – 96с.
международный научный журнал

Научные высказывания #76

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 29 апреля по 15 мая
Остался 1 день до окончания
Размещение электронной версии
29 мая