Потенциал применения метода кейсов на уроках английского языка в школе
В статье рассматривается метод кейсов как педагогическая технология. Предоставляется краткая история появления метода. Приведена характеристика наиболее благоприятной системы преподавания иностранного языка для применения метода кейсов. Рассмотрены достоинства и недостатки применения метода на уроках английского языка. Сделан вывод о целесообразности применения метода в современных условиях школьного образования.
Метод кейсов (также известный как «Метод конкретных ситуаций»; англ. «Case method», «Case-study») — метод обучения, активно использующий описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них [1]. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации [2].
Метод кейсов был впервые применён в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году Кристофером Лангделом. Он отказался от привычной системы лекций в пользу работы с настоящими ситуациями ввиду отсутствия надлежащих учебных материалов. Учащиеся принимали на себя роль практикующих юристов, финансистов, бухгалтеров и т.д. и рассматривали проблемные ситуации с точки зрения своей будущей профессиональной деятельности [3].
Со временем метод кейсов начал использоваться в преподавании других дисциплинах. Наиболее часто данный метод находит свое применение в системе PBL (Project- Based learning; рус. «Учебный проект»)[4]. Ключевыми особенностями системы являются:
- Приоритет творческой/игровой деятельности;
- Групповая форма организации учебной деятельности;
- Достижение общего результата для решения проблемы (в рамках проектной деятельности);
- Учебный материал рассматривает актуальные темы и вопросы;
- Принцип «Практика перед теорией». Заключается в практическом применении уже известных обучающимся знаний и умений с целью отработки практических навыков. Недостающие знания, умения и навыки вырабатываются в ходе практической деятельности.
В педагогике различаются следующие виды кейсов:
1. Практические. Здесь рассматриваются реальные жизненные ситуации. Учебное значение может сводиться к тренингу обучающихся, закреплению их знаний, умений и навыков в данной конкретной ситуации.
2. Обучающие. Отражают типовые ситуации, наиболее часто встречающиеся в жизни. Ситуация, проблема и сюжет не реальны, а лишь приближены к настоящим. Основная задача таких кейсов – обучение.
3. Научно-исследовательские. Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция выражается к вовлечению учеников в исследовательскую деятельность.
Наиболее благоприятным видом кейсов для обучения иностранному языку являются обучающие кейсы, так как в современный системе образования иностранный язык рассматривается, прежде всего, как инструмент коммуникации, как межличностной, так и межкультурной. Приближенность ситуаций к типовым способствует к выработке универсальных коммуникационных навыков, которые затем могут применяться в нетиповых реальных ситуациях.
Организация работы с методом кейсов на уроках английского языка предполагает два этапа – подготовительный и этап проведения[5].
На подготовительном этапе происходит формулирование задания, записывается реальная ситуация или учебная (приближенная к реальной). Создается список заданий к кейсу и наглядная база, применяемая обучающимися для решения ситуации. Определяются основные формы деятельности учеников, сочетающие индивидуальные и групповые формы работы. Создается четкий план деятельности учителя, заключающийся в грамотном представлении ситуации и заданий, оценке работы учеников.
На этапе проведения происходит работа учащихся с кейсом. На данном этапе происходит разбивка учеников на группы, работа групп с предложенным наглядным материалом, его обсуждение и выработка общего решения, чаще всего представленного в виде выступления или презентации. Для того, чтобы ответ каждой из групп отличался, необходимо, чтобы материал кейса отличался по содержанию, но был идентичен по форме. Это позволит учителю использовать одинаковые критерии оценивания деятельности учеников каждой из групп.
Применение метода кейсов на уроках иностранного языка обладает рядом достоинств и недостатков. Среди «плюсов» можно отметить:
- Творческий вид деятельности (при четких условиях и задачах), главной целью которой является представление результатов групповой активности;
- Использование всех видов речевой деятельности;
- Актуальность тем кейсов и активная групповая дискуссия порождают высокий
- Отсутствие «неверного ответа». Ситуации не обладают четким, единственным решением, что провоцирует активизацию творческого мышления;
- Минимальная роль учителя (в основном – участие на раннем этапе учебной деятельности);
- Укрепление метапредметных связей в зависимости от наглядного материала.
Среди недостатков можно выделить:
1. Продолжительное время дискуссии. Обычно 45 минут стандартного урока может не хватить для продолжительного и продуктивного обсуждения;
2. Сложность поддержания актуальности кейсов. Требуется активная и постоянная работа со стороны учителя для поддержания целостности и актуальности ситуаций в кейсах.
3. Трудности в оценке деятельности учащихся. Учителю может быть сложно объективно оценить вклад конкретного ученика в продукт групповой деятельности;
4. Обязательное наличие необходимых для продуктивной дискуссии знаний, умений и навыков, как предметных, так и метапредметных. Ввиду этого метод кейсов не может успешно применяться в начальной школе.
Таким образом, можно сделать вывод, что метод кейсов является перспективным методом изучения английского языка. В его основе лежит творческая деятельность, групповая форма работы и использование всех видов речевой деятельности. Актуальность учебного материала позволяет достигнуть высокого интереса со стороны учащихся. Недостатки метода обуславливаются поддержанием актуальности кейсов и некоторыми ограничениями в современной образовательной системе.
- Деркач А. М. Кейс-метод в обучении // Специалист. — 2010.
- Bruce I. Gudmundsson, Decision-Forcing Cases. Archived from the original on 2021-07-13. Retrieved 2020-12-13. URL: http://the-military-learning-library.343.s1.nabble.com/file/n256/Decision-Forcing_Cases_2020.pdf
- Christopher Langdell: The Case of an 'Abomination' in Teaching Practice by Bruce A. Kimball, Vol. 46, No. 2 (Summer, 2006), pp. 192-247 (56 pages), Cambridge University Press.
- Blumenfeld et al. 1991, EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST, 26(3&4) 369-398 "Motivating Project-Based Learning: Sustaining the Doing, Supporting the Learning." Phyllis C. Blumenfeld, Elliot Soloway, Ronald W. Marx, Joseph S. Krajcik, Mark Guzdial, and Annemarie Palincsar.
- Лаврентьева Е.Н. - Кейс – метод на уроках английского языка, 2016. https://infourok.ru/keys-metod-na-urokah-angliyskogo-yazika-3567664.html