Стадии развития любительского хореографического коллектива в аналогии с развитием личности человека
В данной статье раскрываются понятие творческого коллектива и стадии развития творческого (хореографического) коллектива в аналогии с этапами развития личности человека. Особенности поведения отдельных его участников на разных стадиях.
Коллектив занимает важное место в жизни каждого человека. Он оказывает влияние на личность не зависимо от того, в каком возрастном периоде находятся его участники. В творческом коллективе человек имеет возможность для удовлетворения своих актуальных потребностей. Таких, как принятие его другими, положительной оценки его творческих способностей, повышения самооценки и творческой самореализации личности, выражения собственного мнения, взаимоподдержки.
Участие в любительском творческом (хореографическом) коллективе – один из наиболее эффективных способов реализации этих потребностей, а также воспитания и развития личности человека.
Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus означает «собирательный». Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В современной литературе существуют две основные точки зрения относительно понятия «коллектив». Первая точка зрения получила распространение в США и Германии. Под коллективом понимается любая организованная группа людей, объединенная общими целями, задачами, деятельностью, имеющая актив и подчиняющаяся дисциплине. Другая точка зрения распространена во Франции, Японии и в России. Коллектив - группа людей, объединенная общими общественно значимыми целями, общими задачами, деятельностью, имеющая актив и подчиняющаяся дисциплине.
Разница в определениях всего одна - общественно значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в автобус, и преступники, создавшие воровскую шайку. Коллектив должен нести положительную функцию, руководствоваться теми же целями, что и большинство общества. А по первому определению и шайка тоже будет являться коллективом.
В настоящее время существует несколько «моделей» развития коллектива, каждая из которых фиксирует особые стадии в этом движении. Далее мы рассмотрим стадии развития любительского хореографического коллектива в аналогии с развитием личности человека.
Для сравнения мы проанализируем стадии развития личности человека, которые выделил Э.Эриксон. Процесс развития включает в себя восемь стадий. Для сравнения со стадиями развития хореографического коллектива, объединим некоторые из них.
Стадии детства включают в себя младенчество - до 1 года, раннее детство - с 1 года до 3 лет, дошкольный возраст - от 3 до 5 лет. Кратко перечислю основные важные моменты в развитии человека в этот период. Начиная с того, что младенец учится доверять или не доверять окружающему миру, происходит идентификация себя, как отдельного индивида. Далее возможности ребенка возрастают. Наступает конфликт «смогу ли я управлять собственным телом?», обретается чувство самосознания и самоконтроля. Затем развивающиеся речь и моторика, физические данные позволяют ребенку проявлять инициативу и открывают для него внешний мир. В этот период формируются такие качества, как активность, инициативность, самостоятельность, любознательность.
Коллектив в стадии «детство» - это зарождающийся любительский хореографический коллектив, когда подавляющее число танцоров (или весь состав) – это вновь пришедшие участники. Эта стадия может иметь разную продолжительность, но в среднем 1-2 года. Фактическое отсутствие знаний репертуара, музыки, подчас и техники исполнения, общеколлективных норм и традиций, окружение незнакомых людей – все это порождает неуверенность, излишнюю сдержанность на занятиях, отсутствие взаимодействия между членами коллектива. Единственный авторитетный человек в коллективе – это педагог-хореограф. На этой стадии постепенно возникает или не возникает доверие участников к педагогу, к направлению деятельности, к общим внутриколлективным правилам и порядкам. На уровне отдельного участника идет активное освоение репертуара, техники исполнения, развитие физических данных. Уверенность в себе растет, но темп роста еще очень медленный.
Взаимодействие между участниками пока происходит через хореографа. Еще нет осознания общего коллектива, как единого организма, и внутри коллектива еще нет взаимопомощи и взаимоподдержки. Каждый участник рассматривает работу в коллективе исключительно с точки зрения своего участия. Дальнейшее развитие коллектива дает рост исполнительского мастерства, выученность репертуара позволяет вывести коллектив на первые выступления на внутриколлективных мероприятиях либо на небольших местных конкурсах в категории «дебют». Опыт первых выступлений дает толчок к развитию таких коллективных качеств, как взаимоподдержка, коллективная ответственность, позволяют идентифицировать себя и своих коллег, как единую команду, нацеленную на один результат. Но в целом эти качества еще слабы.
На этапе детства для коллектива огромную решающую роль играет педагог-хореограф, т.к. он единственно связующее звено для членов коллектива. Педагог-руководитель изначально задает стиль общения, поведение на тренировках и репетициях, взаимодействия между участниками. Также руководителю коллектива важно усилить мотивацию и заинтересованность участников в том направлении деятельности, в котором работает коллектив. Хорошо, если работа и развитие коллектива проходят не в узких рамках направления, в котором специализируется хореографический коллектив, но и в других смежных направлениях (например, в коллективе бального танца используются элементы классического станка).
В силу того, что практически все участники коллектива испытывают неуверенность в собственных силах, знаниях, умениях, педагогу важно поддерживать стремление к освоению новых знаний и навыков и не в коем случае не делать акцент на неудачи. Предпочтение отдается мягкому стилю руководства и обучения. Если педагог не смог завоевать доверия у кого-либо, этот человек в коллективе не задержится.
Следующая стадия развития личности человека – школьный период (5-12 лет) Этот период характеризуется активным освоением технических и социальных основ трудовой деятельности. У него появляется потребность завоевать признание других людей путем производства вещей. У ребенка появляется удовлетворение от завершения трудовой деятельности и получения какого-либо результата, развивается чувство усердия, трудолюбия, дисциплинированности. Идет активная социализация личности. В этот период важно влияние опытного наставника (родители, учителя), под влиянием которого ребенок «учится учиться».
Сходный период в развитии коллектива – 2-3 год его жизни. Хореографический коллектив обретает свое «лицо» - формируется костяк постоянных участников, которые начинают уверенно идентифицировать себя и своих коллег, как единый организм, который имеет общую цель. С ростом знаний, умений и навыков растет уверенность в себе, появляется интерес и удовольствие от выступлений на сцене (в отличии от первого года обучения, когда выступления были связаны скорее со стрессом и страхом, чем с удовлетворением). Внутриколлективное взаимодействие выходит за рамки «ученик-педагог», и появляется взаимопомощь и поддержка. Участники начинают проявлять творческую инициативу в процессе создания новых номеров. Новые знания позволяют различать и выявлять свои ошибки. Задача педагога – в полной мере дать объяснение и подсказать способ устранения этих ошибок.
Влияние и авторитет педагога в этот период по-прежнему беспрекословен и непререкаем, в то же время возникают дружеские отношения между некоторыми участниками, возможно деление по интересам вне коллектива. Т.к. освоение хореографической техники и исполнительского искусства идет с нарастающей сложностью, в любительском коллективе руководителю важно создать условия обучения таким образом, чтобы участники активно осваивали новые элементы, движения, трюки. В случае, если педагог недостаточно мотивировал участников, либо зародил в них страх перед трудностями и неуверенность в собственных силах, коллектив может надолго остановиться в своем совершенствовании исполнительского мастерства.
Следующая стадия развития личности человека - отрочество и юность (12 – 18 лет) Основные проблемы этого периода: эмоциональная нестабильность, повышенный интерес к своей внешности, изменение характера отношений к среде и к себе, к родителям, ценностные ориентации, деятельность и увлечения, самоутверждение и самоопределение, непонимание, досуг, любовь, речевая культура, психологическая культура, социальная ситуация развития. В связи с физическими и физиологическими изменениями у подростков наблюдаются частые перепады в настроении. Эмоциональная нестабильность усиливается.
В подростковом возрасте появляется особая форма самосознания – чувство взрослости. Его показателем служит возникновение у подростка настойчивого желания, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому. За этим скрываются более частные потребности: уважения, доверия и такта, признания человеческого достоинства и права на самостоятельность. Отсутствие желаемого подростком отношения выражается в обидах и различных формах протеста: непослушании, грубости, упрямстве, противопоставлении себя взрослым или товарищам, в столкновениях и конфликтах.
Второй показатель «чувства взрослости»— это наличие у ребят стремления к самостоятельности, желания оградить некоторые сферы своей жизни от влияния старших, высказывание неудовольствия при попытках контролировать их или проверять качество работы.
Общение занимает важное место в жизни подростка. В общении происходит усвоение социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.
Влияние родителей уже ограничено, так как подросток стремится к эмансипации от близких взрослых.
Главным камнем преткновения являются запреты, которые, по мнению подростков, ограничивают их свободу личности. Подросток остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует, прежде всего, признания равных с окружающими взрослыми прав. Формирующееся в этом время чувство взрослости выражается в стремлении к независимости.
При этом нужно, конечно, иметь в виду, что кризисные симптомы не проявляются постоянно, это скорее эпизодические, хотя порой и достаточно длительные явления, их интенсивность и способы выражения также различны. Важен сам факт личного обособления, противопоставления, завоевания собственной позиции.
В жизни коллектива «подростковый» период самый сложный. В разных коллективах он наступает с 3-5 года жизни коллектива и продолжается 2-3 года.
Возрастающий профессионализм каждого в отдельности из участников, толкает на поиск собственного места в коллективе. Стремление к самоутверждению и самоопределению порождает общую эмоциональную нестабильность. Также, как у подростка, у коллектива появляется «чувство взрослости», когда возникает потребность к тому, чтобы в принятии решений мнение коллектива или отдельных его участников было если не решающим, то значимым.
Внутри коллектива тоже может расти напряжение. Возникают отдельные группы участников, связанные дружескими отношениями, в противоположность этому могут возникать конфликты, когда мнения по тому или иному вопросу не совпадают. Становится более заметна разница в подготовленности танцоров. Более одаренные и целеустремленные стремительно опережают своих менее старательных коллег. На этом фоне возникает соперничество (вплоть до неприязни).
Авторитет педагога перестает быть беспрекословным. Некоторые решения участники коллектива пытаются обсуждать за спиной руководителя и выносят ему общее мнение. Противоречие в данной ситуации состоит в том, что вопросы и решения, в которых высказывается мнение участников коллектива, стоят еще за рамками их профессиональных знаний и умений. Такие решения коллектива, как правило, некомпетентны. Перед руководителем стоит сложная задача: не подавляя инициативу участников, принять решение, которое не принесет вред работе коллектива. В случае, когда педагог игнорирует мнение коллектива, может возникнуть кризис, который проявляется в различных формах протеста – упрямстве и грубости в режиме репетиций, отказе участвовать в постановках, даже саботирование выступлений на концертах и конкурсах. В наихудшем варианте, коллектив могут покинуть некоторые его участники.
Нужно отметить, что не всегда «подростковый» период в развитии любительского творческого коллектива сопровождается конфликтами и напряжением. При условии, что в этот период придет достаточное количество новых участников, «чувство взрослости», самоутверждение реализуется в процессе «воспитания» новичков.
Следующая стадия развития личности человека – молодость (18-20 – 25 лет). Молодой человек не боится утраты собственного «Я». Эго-идентичность, которая зародилась в подростковом возрасте, становится целостной и гармоничной и человек готов смешивать ее с идентичностью других, готов к сотрудничеству и к компромиссу. Уже не нужно отстаивать самостоятельность и взрослость. Человек способен создать творческую атмосферу сотрудничества в трудовой деятельности, готов привнести в свою жизнь зрелое чувство любви.
Стадия «молодости» коллектива – наиболее продуктивная стадия, когда утихают «подростковые» скачки эмоционального напряжения, протесты и конфликты. Оценка уровня собственного профессионального развития участников любительского коллектива становится более валидной. На первый план выходит общая цель и коллективная ответственность. Внутриколлективное общение становится ровным и терпимым, дружба отдельных участников отходит на второй план.
Авторитет руководителя и доверие к нему вновь растет, но при принятии решений учитывается общее мнение. При общем благоприятном эмоциональном фоне, профессиональные знания, умения и навыки воспринимаются и усваиваются более успешно. Исполнительский уровень коллектива стремительно растет. На этом фоне успешно проходят всевозможные экспериментальные и новаторские проекты, предлагаемые педагогом-хореографом.
На этом этапе и в дальнейшем возникает сложность с введением в коллектив новых участников в виду разницы в профессиональной подготовке.
Следующая стадия в развитии личности человека – зрелость (25-50 лет). Эта стадия является центральной на взрослом этапе жизненного пути. Развитие личности взрослого человека продолжается благодаря влиянию на него детей, молодого поколения, тем самым он чувствует свою нужность другим людям, а зрелый человек испытывает потребность в том, чтобы быть нужным. Генеративность – это заинтересованность в устойчивости жизни, в наставлении нового поколения. Но порой, в силу своей одаренности, взрослые люди направляют свои силы не только на потомство, но и на другие области деятельности, тогда генеративность включает продуктивность и креативность, что делает эту стадию более значимой. С утратой продуктивности личность направляет все усилия только на собственные нужды, что приводит к утрате смысла жизни, чувству безнадежности.
Стадия зрелости в любительском творческом коллективе характеризуется ровным рабочим процессом. Эмоциональный фон также без всплесков. Процесс профессионального роста несколько замедляется. Как правило, формируется основной репертуар, но инновации и эксперименты воспринимаются по-прежнему охотно и с энтузиазмом.
Сложились и поддерживаются определенные общеколлективные традиции, нормы поведения, стиль тренировок.
Руководитель воспринимается, как старший член семьи – с уважением. Его мнение решающее, но в принятии решений обязательно учитывается мнение коллектива.
На этом этапе часто формируется еще один коллектив-«наследник». Это может быть либо детский коллектив, который работает в том же направлении, что и взрослый, либо младшая группа подготовки, ученики которой постепенно переходят в основной состав по мере достижения определенного исполнительского мастерства.
Последняя стадия развития личности человека – старость (после 50 лет). На этой стадии человек может обрести интегративность. Э.Эриксон выделяет следующие характеристики интегративности. Это возрастающая личностная уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности; переживание своего жизненного пути как единственного и не нуждающегося в замене; причастное отношение к различным занятиям и др. На этой стадии к человеку приходит мудрость, которую Э.Эриксон определил, как отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Ритуализация в этом возрасте – это философское осмысление прожитой жизни, принятие ее как необратимой.
Творческий коллектив лишен стадии старости в чистом виде, т.к. участники «уставшие» от творческой деятельности, либо по каким-то другим причинам покинувшие коллектив, заменяются на новых, таким образом возвращая его на стадию молодости или зрелости.
Если по каким-либо причинам замены не происходит, может наступить эмоциональное выгорание, потеря мотивации и интереса у участников к развитию, выступлениям. Коллектив распадается.
Таким образом можно сделать вывод, что в развитии творческого хореографического коллектива и в развитии личности человека есть много общих характеристик. Это знание может существенно помочь руководителю коллектива в процессе управления творческой группой, усилении мотивации участников к занятиям хореографией и достижения высоких исполнительских показателей.
- Кручинин В.А. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебн. пос. для вузов / В.А. Кручинин, Н.Ф. Комарова; Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 219 с.
- Шамукова, Э.Н. Психологические аспекты в развитии теории и практики коллектива / Э.Н.Шамукова. – Сочи, журнал «Гуманизация Образования», №3, 2014.
- Ю. И. Адаменко УПРАВЛЕНИЕ В ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ ISSN 2078-1768 ВЕСТНИК КемГУКИ 17/2011
- Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. - Тамбов: Першина, 2004. - 512 с.
- Э.ЭРИКСОН идентичность: юность и кризис Перевод с английского. Общая редакция и предисловие доктора психологических наук А. В. Толстых Москва Издательская группа "Прогресс" ББК 88 Э 77 Переводчики: Андреева А.Д. (гл. 4), Прихожан А.М. (гл. 5, 6), Ривош В.И. (гл. 1, 2, 7, 8), Толстых Н.Н. (гл. 1, 2, 3, 7, 8) Редактор Самодина Н.И. Эриксон Э. Э 77 Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 с.