Развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями аутистического спектра
Выявлена необходимость использования средств и методических приемов адаптивной физической культуры для развития двигательной сферы у детей с расстройством аутистического спектра на коррекционно-развивающих занятиях. Подчеркивается, что особенности развития двигательной сферы у детей с аутистическими расстройствами свойственны нарушения в осуществлении и регуляции мышечной деятельности, так как отмечаются онтогенетические нарушения процесса становления контроля двигательных актов. И возникают сложности в формировании координированных целенаправленных произвольных движений общей, мелкой моторики и артикуляционной. В статье представлены результаты исследования, направленного на выявления уровня развития двигательной сферы у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра до и после апробации программы.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – представляет собой гетерогенную и сложную группу расстройств развития нервной системы, и широкий спектр психологических состояний, определяемых основным дефицитом социального общения, наличием жестко ограниченных интересов, повторяющихся поведенческих актов, двигательных стереотипий и необычной сенсорной чувствительностью [5].
В настоящее время расстройство аутистического спектра является одним из наиболее обсуждаемых состояний человека. Проблема расстройств аутистического спектра является сложной и актуальной из-за высокой распространенности этой патологии - 1–2% в детской популяции [2].
Симптомы аутизма проявляются в первые годы жизни. Причина развития аутизма у большинства детей неизвестна, хотя признаки предполагают роль генетического компонента; у некоторых детей аутизм может быть вызван органическим заболеванием [4].
Следует отметить, что у подавляющего большинства детей с нарушением аутистического спектра существуют нарушения регуляции мышечной деятельности, благодаря чему не происходит развитие контроля двигательных актов, появляются сложности в развитии произвольных движений, отсутствует их целенаправленность и координированность, ослаблена пространственная ориентировка. Неотравматические неврологические признаки аутизма включают нарушение координации походки и стереотипные движения. Судороги развиваются у 20-40% детей [3].
Многие дети не способны выполнять целенаправленные движения руками, присутствуют стереотипные движения рук, дрожание туловища и конечностей, нестабильная замедленная походка, снижение двигательной активности.
Дети, страдающие расстройствами аутистического спектра, нуждаются в специально организованных занятиях, направленных на коррекцию развития двигательной сферы. Проблема исследования заключается противоречием между наличием различных подходов к физическому воспитанию детей с расстройством аутистического спектра и недостаточной разработкой программ коррекционно-развивающих занятий по развитию двигательной сферы у детей дошкольного возраста с РАС [1, 6].
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность методики развития двигательной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование программы коррекционно-развивающих занятий по развитию двигательной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями аутистического спектра будет эффективным при соблюдении ряда психолого-педагогических условий:
- разработана и научно обоснована программа коррекционно-развивающих упражнений, позволяющая оказывать положительное воздействие на формирование двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра;
- адаптирован метод пошагового обучения аутичных детей дошкольного возраста с целью формирования у них двигательной сферы.
Методики диагностики: обследование двигательной сферы детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра проводилось с помощью методики обследования, в которой, сочетаются традиционные логопедические приемы с некоторыми нейропсихологическими пробами (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович и др.). Для оценки состояния общей моторики использовались методические приемы, предложенные А.Л. Сиротюк, а на мелкую моторику рук Н.И. Озерецким. Оценивание выполненных заданий проводилось в соответствии с критериями, предложенными Е.Ф. Архиповой. Для определения непосредственно уровня сформированности моторных функций, мы использовали последовательность из 3 этапов заданий на общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Исследование проводилось на базе Автономной некоммерческой организации по реабилитации детей-инвалидов «Адаптационно-восстановительный центр «Виктория» города Черкесска. В экспериментальном исследовании принимали участие восемь детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Исследование проводилось в четыре этапа:
Первый этап – констатирующий, предполагал подбор и реализацию методик и методов, направленных на исследование развития двигательной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Второй этап – формирующий, предполагал разработку и реализацию программы коррекционно-развивающих занятий по развитию двигательной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Третий этап – контрольный, предполагал повторную диагностику, с теми же оценочными критериями, как и констатирующий эксперимент.
Четвертый этап – заключительный, предполагал анализ полученных результатов, проведенного исследования, интерпретацию полученных данных об эффективности программы.
В эксперименте принимали участие восемь детей дошкольного возраста с подтвержденным заключением от психиатра расстройства аутистического спектра.
Исследование начиналось с изучения имеющейся на каждого ребенка медицинской и педагогической документации, дополнительные анамнестические сведения были получены из бесед с родителями. Подготовка к обследованию начиналась с предварительной встречей с ребенком, в ходе которой, оценивались личностные качества, их поведения, отношение к себе и окружающим. Исследование проводилось индивидуальным способом, в утренние часы с 8:00 до 13:00 не более 20-25 минут по времени, при обязательном соблюдении постоянства внешних условий эксперимента. Все задания предлагались последовательно с учётом ведущей деятельности данного возраста (игровой), в знакомой им обстановке.
В ходе логопедического обследования, за выполнение каждого задания детям начислялось определённое количество баллов по оценочным критериям. Все полученные данные констатирующего эксперимента заносились в Таблицу 1.
Таблица 1. Итог общих баллов в констатирующем эксперименте
После анализа полученных результатов мы вывели уровни, свидетельствующие о развитие двигательных функций у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Констатирующий эксперимент (Таблица 2).
Таблица 2. Уровень развитие двигательной сферы у детей
с расстройствами аутистического спектра на констатирующем этапе
Исследование показало, что уровень двигательной сферы из группы 100% (8 человек), у 62,5% детей (5-х) низкий, а у 37,5% детей (3-х) детей ниже среднего.
Результаты исследования, представленные в Таблице 2, позволяют утверждать, что у данных детей имеется грубая несформированность, несогласованность моторных функций во всех компонентах двигательной сферы.
Таким образом, первичная диагностика показывает, что полученные данные свидетельствуют о том, что развитие двигательной сферы у испытуемых детей с расстройством аутистического спектра на низком уровне и является дисгармоничной.
Данные констатирующего этапа диагностики наглядно отражают грубое недоразвитие двигательной сферы у детей с РАС. В этой связи требуется разработка и апробация программы. В рамках данной работы была разработана и апробирована программа программа коррекционно-развивающих упражнений по развитию двигательной сферы с детьми дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
На этапе формирующего эксперимента группа из 8 человек была разделена на 2 подгруппы, 4 ребенка в экспериментальную подгруппу и 4 ребенка в контрольную подгруппу. В течение 20 дней с детьми в экспериментальной подгруппе проводили ежедневные индивидуальные занятия по 30-40 минут, а в контрольной подгруппе занятия не проводились.
После проведения программы, было проведено повторное тестирование. Результаты контрольного эксперимента отражены в таблицие и на рисунке ниже.
Таблица 3. Сравнительные данные оценки уровня развития двигательной сферы
у детей с расстройствами аутистического спектра на контрольном этапе
Анализ общих результатов контрольного среза демонстрирует динамику в показателях развития двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра после формирующего эксперимента.
Рис. 1. Сравнительные количественные результаты констатирующего и контрольного этапа
Данный рисунок показывает, что после проведенной работы уровень развития двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра в экспериментальной подгруппе на контрольном эксперименте значительно увеличился, по сравнению с констатирующим экспериментом.
В результате проведенной работы в экспериментальной подгруппе на контрольном этапе 25% (1 ребенок) показал средний уровень развития моторной сферы, 50% (2 детей) – уровень ниже среднего, а 25% (1 ребенок) остался на низком уровне, однако один из детей не дотянул 2 балла до перехода на средний уровень. В процентном соотношении: средний уровень – 25%; ниже среднего – 50%; низкий – 25%. У детей контрольной подгруппы показатели остались на тех же уровнях, что и на констатирующем эксперименте.
В целом результаты проведенного исследования показывают, что у детей улучшилось: движения стали более четкими; проявляется последовательность действий; ориентация в пространстве стала более доступна; некоторые пробы, которые вызывали тревожность и отказ от выполнения были фрустрированны и выполнены; у ребенка, который проявлял зацикленность на отдельных движениях, значительно меньше стал их проявлять; выше стал контроль и регуляция произвольных движений; снизилась тревожность, агресссия и самоагрессия; стали получатся артикуляционные позы; мобильность языка остается низкая, но выполнения стали продуктивными.
В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что специально организованная направленная работа по развитию двигательной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра посредством двигательной деятельности эффективна.
Таким образом, результаты контрольно-оценочного этапа исследования свидетельствуют об эффективности разработанной программы коррекционно-развивающих упражнений, позволяющая, оказывать положительное воздействие на формирование двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра, при коррекционной работе. И при наличии систематической целенаправленной работы повысит качество не только моторного развития, но и уровень произвольности и коммуникации, самоконтроля, контроль агрессии и самоагрессии, понимания и осознанности речи, приемлимого поведения и личности в целом.
- Горячева Т.Г., Никитина Ю.В. Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции / Т.Г. Горячева, Ю.В. Никитина // Издательство «Генезис», 2018. – 168 с.
- Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. - М.: Просвещение, 2015. - 95 с.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 318 с.
- Мансуева Т. С. Комплексная реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра. – М: Просвещение, 2017. - 145 с.
- Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Электронный ресурс] М.: Теревинф, 2015. – 289 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/69899.
- Попова Е.С. Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством аутистического спектра на игровых занятиях / Е. С. Попова. // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — 274 с.