Графическая передача английских согласных звуков
Изучена проблема графической передачи согласных звуков в рамках освоения обучающимися дисциплины «Иностранный язык (английский)» в образовательных учреждениях дополнительного образования Российской Федерации. Рассмотрены основные способы графической передачи согласных фонем. Создана система, охватившая английские буквы, буквенные комбинации и комбинации букв и пунктуационных знаков, передающих английские согласные звуки. Подготовлены упражнения для закрепления навыков графической передачи согласных звуков в английских лексических единицах.
Исследовательская работа выполнена в масштабе учебной дисциплины «Иностранный язык (английский)» в рамках дополнительного образования детей как основного вида деятельности индивидуального предпринимателя (код по ОКВЭД 80.10.3). Идея данной исследовательской работы зародилась на занятиях по дисциплине «Иностранный язык (английский)». Обучающийся Центра иностранных языков и перевода «Ин. яз.» под патронажем научного руководителя задался изучением проблемы графической передачи согласных звуков в письменности современного английского языка.
Гипотеза исследовательской работы нашла свое выражение в следующем: было предположено, что согласные звуки [2] английского языка могут графически передаваться не только согласными буквами и сочетаниями согласных букв английского алфавита, представленными в современных учебниках [7], которые используются педагогическими работниками при объяснении артикуляции согласных звуков в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык (английский)» в учебных заведениях страны, но и гласными буквами, комбинациями гласных и согласных букв, а также сочетаниями согласных букв и пунктуационных знаков.
Объектом исследовательской работы является английский язык [4], а именно, те его части, именуемые фонетикой [10] и орфографией в плане рассмотрения способов графической передачи согласных звуков [11].
Предметом исследовательской работы является процесс изучения способов графической передачи согласных звуков.
Субъектами изучения являются академические печатные и медиа тексты [14].
Продолжительность исследовательской работы: январь 2023 – январь 2024 г.
Алгоритм работы включает в себя четыре этапа. Этап I (январь-март 2023 г.) – наблюдение за объектом исследования. Первоначальная интерпретация базируется на следующих параметрах: получение доступа к различным библиотечным фондам, подготовка к использованию необходимого оборудования (компьютера, множительной техники), обеспечение доступа к глобальной сети «Интернет» и достаточной скорости её работы, поиск и отбор материала исследования, определение базовой рабочей терминологии. Этап II (апрель-май 2023 г.) – выдвижение рабочей гипотезы исследования. Этап III (июнь-ноябрь 2023 г.) – проверка сделанных ранее наблюдений, суждений и правильности построения гипотезы на основе отобранного и изученного материала исследования. Этап IV (декабрь 2023 г. – февраль 2024 г.) – обсуждение полученных эмпирическим путём практических результатов по теме изыскания с научным руководителем, теоретико-практическое обоснование изученного объекта исследования в печатной форме, представление итогов работы на суд профессионального сообщества.
Материалом исследовательской работы послужили традиционные учебники и учебные пособия, электронные учебные материалы, материалы для подготовки к сдаче международных экзаменов IELTS, TOEFL [18], а также книжные [6] и электронные словари [5, 8, 12, 16].
Методологической основой работы явилось соотношение между теоретическими и практическими методами исследования. Теоретические методы включили в себя: анализ, индукцию; обобщение; классификацию. Среди практических методов были применены: наблюдение; сравнение; описание.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью всестороннего изучения современных академических печатных и медиа текстов на предмет выявления способов графической передачи согласных звуков. Различные фонетические аспекты английского языка досконально изучены и разработаны, но его орфографические нюансы по-прежнему ставят перед исследователями проблему, требующую своего решения.
Целью исследовательской работы является попытка выявить способы графической передачи согласных звуков в английском языке с их последующей классификацией.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: А) на основе изучения теоретической литературы: изучить подходы к определению и описанию согласных звуков в отечественной и зарубежной литературе; рассмотреть способы описания согласных звуков; Б) на основе изучения академических текстов: осуществить поиск согласных звуков в структуре английских слов с использованием различных словарей; выявить и описать наиболее распространенные способы графической передачи согласных звуков в словах, содержащихся в целевых текстах [19].
Результатом исследовательской работы явилось создание системы с указанием английских букв, буквенных комбинаций и комбинаций букв и пунктуационных знаков, передающих английские согласные звуки. Подготовлены упражнения для закрепления навыков графической передачи согласных звуков в английских лексических единицах.
На занятиях по дисциплине «Иностранный язык (английский)» в подавляющем большинстве учебных заведений Российской Федерации педагогическим работникам приходится решать различные задачи в рамках обучения школьников основным видам речевой деятельности, а именно, слушанию, говорению, чтению и письму (устный и письменный виды перевода не рассматриваются в данной работе, так как они находятся в области преподавания ограниченного числа специализированных российских университетов; поэтому и транслитерация [3], будучи способом передачи лексических единиц в письменной форме, не является предметом нашего исследования). Письмо общепризнанно является самым сложным аспектом вследствие того, что оно напрямую связано с такими разделами лингвистики как грамматикой, лексикологией, фонетикой, пунктуацией, правописанием и стилистикой.
Одной из сложностей при соотнесении письма и фонетики [15] в процессе изучения иностранного (английского) языка считается так называемая дилемма «правописание изолированных слов vs их произношение». Следовательно, одной из основных задач обучающегося на начальном и последующих этапах изучения английского языка является научиться не только писать правильно, но и адекватно артикулировать [17]. Выполнение данной миссии возможно при детальном рассмотрении способов графической передачи английских звуков. Причём, для этого необходимо абстрагироваться от принятой повсеместно практики объяснения обучающимся фонетических «правил», на фоне которых предлагается ознакомиться с несколькими исключениями.
Рассмотрим пример восприятия обучающимся сути «правила открытого слога», когда английская гласная буква, со слов педагога, должна произноситься так, как она звучит в алфавите: Ii [ai] – like [laik]. Согласно «правилу закрытого слога» эту же букву следует произносить как [ɪ]: pin – [pɪn]. Однако, обучающийся, встречая весьма частотные слова blind, find, kind, mind, pint обязан произносить их [blaɪnd], [faɪnd], [kaɪnd], [maɪnd], [paɪnt] соответственно. Как следствие, возникает противоречие, так как обучающийся замечает несоответствие усвоенным им двум правилам. Естественным образом дальнейшее пояснение учителя сводится к тому, что эти слова относятся к так называемым исключениям. Ситуация лишь усложняется в дальнейшем, когда ученик вынужденно сталкивается со всё большим количеством подобных исключений, которых, к слову, существует многим больше, чем самих правил.
Исходя из сказанного нам представляется возможным предпринять попытку выявить эмпирически все возможные фонетические «исключения» из принятых немногочисленных правил и предложить нашим читателям и себе, прежде всего, некое подобие классификации способов графической передачи английских согласных звуков.
В английском языке насчитывается 44 звука. В их число входят 20 гласных фонем, однако в сферу данного исследования они не были включены, рассмотрению подверглись исключительно 24 согласных звука: [b], [d], [f], [g], [h], [k], [l], [m], [n], [ŋ], [p], [s], [t], [v], [w], [z], [j], [θ], [ð], [r], [Ʒ], [dƷ], [tʃ], [ʃ]. Заметим, что ряд зарубежных авторов рассматривают звук [h] в качестве гласного, признавая, что он функционирует как согласный [10]. Однако в данной работе мы заняли позицию отечественных фонетистов, в связи с чем, данный звук рассматривается нами среди согласных. Объяснением тому мы посчитали тот факт, что перед существительными в единственном числе, а также перед прилагательными их описывающими, начинающимися со звука [h], употребляется неопределённый артикль a, а не an (например, a horse, но не an horse).
Как это ни парадоксально, но можно заметить, что некоторые английские согласные звуки передаются в письменности гласными буквами, например: [f] может быть передан гласной буквой «u» (lieutenant [lef'tenənt]); [j] может нередко передаваться гласной буквой «e» (Eugene [ˈju:dƷi:n], eureka [juəˈrɪkə] или [jo:ˈrɪkə], Europe [ˈjuərəp] или [ˈjo:rəp]); «u» (unique [ju:ˈni:k], use [ju:z], usual [ˈju:Ʒəl] или [ˈju:Ʒl]); «y» (yacht [jo:t], year [jɪə] или [jə:], youth [ju:θ]); [w] может иногда передаваться гласной буквой «o» (one [wɅn], once [wɅns], oneself [wɅnˈself]); «u» (cuisine [kwɪˈzi:n], persuade [pəˈsweɪd], quake [kweɪk]).
Мы можем наблюдать и обратный процесс, когда согласные буквы передают гласные звуки, если они произносятся так, как они звучат в английском алфавите, например, буква «Pp» в аббревиатуре «PPP» (которая расшифровывается как «Power Point Presentation»), т.е. [ˈpi:ˈpi:ˈpi:]). Если быть более точным, то следует заметить, что согласные буквы могут передавать один (как буква «Rr»), два (буквы «Bb», «Cc», «Dd», «Ff», «Gg», «Hh», «Jj», «Kk», «Ll», «Mm», «Nn», «Pp», «Ss», «Tt», «Vv», «Zz», последняя в американском варианте английского языка), три (буквы «Qq», «Xx», «Zz») и шесть звуков (буква «Ww»): буква «Rr» передаёт один звук [a:]; буква «Bb» передаёт два звука [bi:]; буква «Qq» передаёт три звука [kju:]; буква «Ww» передаёт шесть звуков [dɅblju:].
Буквы, представленные двумя («Bb» [bi:], «Hh» [eɪtʃ], «Nn» [en]), тремя («Qq» [kju:], «Xx» [eks], «Zz» [zed]) и шестью звуками («Ww» [dɅblju:]), состоят как из согласных, так и гласных звуков. Этот постулат говорит о том, что, если мы произносим согласные буквы в определенных позициях (например, в аббревиатурах и сложных словах), мы вынуждены использовать как согласные, так и гласные звуки, например, «CIF» [si:aɪˈef] и «X-ray» [ˈeksreɪ]: «CIF» состоит из буквы «C» [si:], передаваемой двумя звуками, согласным [s[ и гласным [i:], буквы «I» [aɪ], представленной одним гласным звуком [aɪ] и буквы «F», произносимой двумя звуками, гласным [e] и согласным [f]; «X-ray» состоит из буквы «X» [eks] и слова «ray» [reɪ].
Таким образом, достойной внимания особенностью данной работы являются примеры, демонстрирующие, что согласные буквы могут принимать участие в артикуляции не только согласных звуков, но и гласных, и – наоборот, гласные буквы могут передавать согласные звуки. Немаловажным фактором, который следует также принять к сведению, является то, что одна буква может принимать участие в формировании нескольких звуков. Основной особенностью английского правописания принято считать такое явление как формирование одного звука при помощи двух и более букв. От себя добавим, что помимо букв в этом процессе участвует и такой пунктуационный знак, как апостроф (например, в английском сокращении «o’clock», полное звучание которого «of the clock». Здесь апостроф скрывает, как минимум, звук [v]). Данный постулат можно смело отнести к новизне исследования.
Итак, данная работа – скромная попытка описать наш опыт в классификации способов графической передачи согласных звуков. На страницах ниже можно ознакомиться с буквами, буквенными комбинациями, комбинациями букв и пунктуационных знаков, передающими английские согласные звуки в лексических единицах [1]. Нам было также интересно установить место каждого согласного звука [9] в лексических единицах (в нулевой позиции, в начале, середине или конце словоформы). К слову, лишь один согласный звук ([ʃ]) встречается в нулевой позиции (наряду с некоторыми гласными звуками, как, например, [а:] – are). Следует заметить, что не все согласные звуки располагаются во всех трёх позициях, например, звук [ŋ] встречается только в середине и конце слов.
Мы также установили, что не только согласные, но и гласные буквы, их буквенные комбинации и комбинации букв и пунктуационных знаков, могут передавать английские согласные звуки.
Согласный звук [b] передается английской буквой b (например, berate [bɪˈreɪt]), удвоенной буквой bb (rubbish [ˈrɅbɪʃ]), комбинацией согласных букв bh (Bhutan [buˈta:n]) и pb (cupboard ['kʌbəd]), комбинацией согласной и гласной букв be (probe [prəub]). Звук [b] встречается в начальной (bagel [ˈbeɪgəl]), средней (cabinet [ˈkæbɪnət]) и конечной (garb [ga:b]) позициях слов. Согласный [b] представлен одной согласной буквой (b) и четырьмя группами букв (bb, bh, be и pb). В одном случае данная фонема формируется на письме согласной буквой (b), в одном – комбинацией согласной и гласной букв (be), в трёх – комбинациями согласных букв (bb, bh, и pb).
Согласный звук [d] передается английской буквой d (например, derisive [dɪˈraɪsɪv]), удвоенной буквой dd (shudder [ˈʃɅdə]), комбинациями букв dh (Dhaka [ˈdækə]), ed (roamed [rəʊmd]), комбинацией согласной и гласной букв de (herbicide ['hɜ:bisaid]) и апострофом и буквой d (they’d [ðeɪd]). Звук [d] встречается в начальной (distract [dɪˈstræktl]), средней (predict [prɪˈdɪkt]) и конечной (wad [wo:d]) позициях слов. Согласный [d] представлен одной согласной буквой (d) и четырьмя группами букв (dd, dh, de и ed) и комбинацией aпострофа и согласной буквы (‘d). В одном случае данная фонема формируется на письме согласной буквой (d), в двух случаях – группами согласных букв (dd и dh), в двух – гласной и согласной буквами (de и ed), а в одном – пунктуационным знаком (апострофом) и согласной буквой (’d).
Согласный звук [f] передается английскими буквами f (например, fumble [ˈfɅmbl]) и u (lieutenant [lefˈtenənt] или [luˈtenənt]), удвоенной буквой ff (plaintiff [ˈpleɪntɪf]), комбинациями букв gh (draught [dra:ft]), pph (sapphire ['sæfaɪə]), ph (phlegm [flem]) и ft (often ['ɔf(t)ən]) и комбинацией согласной и гласной букв fe (knife [naɪf]). Звук [f] встречается в начальной (felony [ˈfelənɪ]), средней (diffuse [dɪˈfju:s]) и конечной (aperitif [əˈperɪˈti:f]) позициях слов. Согласный [f] представлен одной согласной буквой (f), одной гласной буквой (u) и шестью группами букв (ff, fe, ft, gh, ph и pph). В одном случае данная фонема формируется на письме согласной буквой (f), в одном – гласной буквой (u), в пяти случаях – группами согласных букв (ff, fft, gh, ph и pph) и в одном – гласной и согласной буквами (fe).
Согласный звук [g] передается английской буквой g (например, gratify [ˈgrætɪfaɪ]), комбинацией согласной и гласной букв ge (savage ['sævɪʤ]), удвоенной буквой gg (haggle [ˈhægl]), комбинациями букв gh (Lindbergh [ˈlɪndbə:g]), gue или одной буквой g (travelogue или travelog [ˈtrævəlɔg]) и tg (mortgage ['mɔ:gɪʤ]). Звук [g] встречается в начальной (grunt [grɅnt)], средней (maggot [ˈmægət]) и конечной (tag [tæg]) позициях слов. Согласный [g] представлен одной согласной буквой (g) и тремя группами букв (gg, gh, and gue). В четырёх случаях данная фонема передаётся на письме согласными буквами (g, gg, gh, tg), в одном – согласной и двумя гласными буквами (gue) и в одном – согласной и гласной буквами (fe).
Согласный звук [h] передается английскими буквами h (например, hostile [ˈhɔstaɪl]) и j (Julio [ˈhʊlɪə]), комбинациями букв gh (Ugh [ʊh]) и wh (whole [həʊl]). Звук [h] встречается в начальной (hexagon [ˈheksəgən]) и средней (alcohol [ˈælkəhɔl]) позициях слов. Согласный [h] представлен двумя согласными буквами (h and j) и двумя группами букв (gh и wh). Во всех случаях данная фонема формируется на письме согласными буквами. В двух случаях данная фонема формируется на письме согласной буквой (h и j) и в двух – группами согласных букв (gh и wh).
Согласный звук [j] передается английскими буквами j (e.g., fjord [fjo:d]), u (unit [ˈju:nɪt]) и y (yonder [ˈjɔndə]), комбинациями букв bu (например, tribute [trɪbˈju:t]), ccu (accuse [əˈkju:z]), cu (barbecue [ˈba:bɪkju:]), de (dew [dju:]), di (radiant [ˈredjənt] или [ˈredɪənt]), du (pendulum [ˈpendjləm] или [ˈpendjələm]), eu (eureka [juəˈri:kə]) или [jo:ˈri:kə]), fe (few [fju:]), fu (perfume [ˈpə:fju:m]), gi (plagiarism [ˈpleɪdƷrɪzm] или [ˈpleɪdƷərɪzəm]), gu (angular [ˈæŋgjʊlə]), hu (humid [ˈhju:mɪd]), ill (bouillon [ˈbu:jɔn]), ke (askew [əsˈkju:]), le (petroleum [pəˈtrəʊljəm] или [pəˈtrəʊlɪəm]), li (milieu [ˈmi:ljə:]), lu (deluge [ˈdelju:dƷ]), mu (muse [mjuːz]), na (poignant ['pɔɪnjənt]), ne (knew [nju:]), nu (avenue ['ævɪnju:]), ny (canyon ['kænjən]), pe (therapeutic ['θerə'pju:tɪk]), pi (pianist ['piənist,'pjɔ:]), pne (pneumonia [nju:'məunɪə]), pu (opulence ['ɔpjuləns]), qu (queue [kju:]), she (cashew ['kæʃu:]), ssu (tissue ['tɪʃuː], [-sjuː]), su (capsule ['kæpsju:l]), thu (enthuse [ɪn'θju:z]), tu (gratitude ['grætɪtju:d]), vi (interview ['ɪntəvju:]), vu (uvula ['ju:vjulə]), комбинацией иностранной и английской букв ña (piñata [pɪnˈja:tə]). Звук [j] встречается в начальной (yelp [jelp]) и средней (angular ['æŋgjulə]) позициях слов. Согласный [j] представлен двумя гласными буквами (u и y), одной согласной буквой (j) и тридцатью четырьмя комбинациями согласных и гласных букв (bu, ccu, cu, de, di, du, eu, fe, fu, gi, gu, hu, ill, ke, le, li, lu, mu, na, ne, nu, ny, pe, pi, pne, pu, qu, she, ssu, su, thu, tu, vi, vu), одной комбинацией иностранной и английской букв (ña).
Согласный звук [k] передается английскими буквами c (например, scavenge [ˈskævɪndƷ]), g (например, angst [æŋkst] или [æŋst]), k (rebuke [rɪˈbju:k]), q (plaque [pla:k]), x (excess [ɪkˈses]), удвоенной буквой cc (peccable [ˈpekəbl]), комбинациями букв cch (zucchinni [zʊˈki:nɪ]), ch (schizophrenia [skɪtsəˈfri:nɪə]), che (ache [eik]), ck (rickety [ˈrɪkətɪ]), cq (lacquer [ˈlækə]), gh (hough [hɔk]) и ke (like [laɪk]). Звук [k] встречается в начальной (cumulonimbus [kju:mjələʊˈnɪmbəs]), средней (hiccup [ˈhɪkɅp]) и конечной (disscotheque [ˈdɪskətek]) позициях слов. Согласный [k] представлен четырьмя согласными буквами (c, g, k и q) и семью комбинациями букв (cc, cch, ch, ck, cq, gh и ke). В четырёх случаях данная фонема формируется на письме согласной буквой (c, g, k и q), в шести случаях – группами согласных букв (cc, cch, ch, ck, cq, gh) и в одном – гласной и согласной буквами (ke).
Согласный звук [l] передается английской буквой l (например, antler [ˈæntlə]), удвоенной буквой ll (repellent [rɪˈpel(ə)nt]), комбинацией согласной и гласной букв le (file [fail]) и комбинацией из апострофа и двух букв ‘ll (there’ll [ðɛəl]). Звук [l] встречается в начальной (lope [ləʊp], средней solar [ˈsəʊlə]) и конечной (scull [skɅl]) позициях слов. Согласный [l] представлен одной согласной буквой (l), тремя комбинациями букв (ll, le и sl) и комбинацией пунктуационного знака и согласной буквы (‘ll). В одном случае данная фонема формируется на письме согласной буквой (l), в двух случаях – группами согласных букв (ll и sl), в одном – согласной и гласной буквами (le) и в одном – пунктуационным знаком (апострофом) и двумя согласными буквами (’ll).
Согласный звук [m] передается английской буквой m (например, mentor [ˈmento:]), удвоенной буквой mm (backgammon [ˈbækgæmən]), одной буквой m либо комбинацией из удвоенной буквы mm и гласной буквы e в зависимости от выбора британского или американского варианта английского языка (anagram или anagramme [ˈænəgræm]), комбинацией согласной и гласной букв me (tame [teɪm]), комбинацией из букв mb (tomb [tu:m]), mn (column [‘kɔləm]) и комбинацией из апострофа и согласной буквы ’m (I’m [aɪəm]). Звук [m] встречается в начальной (morose [mə’rəʊs]), средней (incumbent [ɪnˈkɅmbənt]) и конечной (trim [trɪm]) позициях слов. Согласный [m] представлен одной согласной буквой (m), четырьмя комбинациями согласных букв (mb, me, mm и mn) и комбинацией пунктуационного знака и согласной буквы (‘m). В одном случае данная фонема формируется на письме согласной буквой (m), в трёх случаях – группами согласных букв (mb, mm и mn), в одном –согласной и гласной буквами (me) и в одном – пунктуационным знаком (апострофом) и согласной буквой (’m).
Согласный звук [n] передается английской буквой n (например, nostril [ˈnɔstrɪl] или [ˈnɔstrəl]), буквой иностранного алфавита ñ (например, piñata [pɪn’ja:tə]), комбинацией согласной и гласной букв ne (dine [daɪn]), комбинациями букв kn (knot [nɔt]), nd (handsome ['hæns(ə)m]), nn (pannier [‘pænɪə]), nw (Greenwich [ˈɡrɪnɪdʒ], [ˈɡrɪnɪtʃ], [ˈɡrenɪtʃ] или [ˈɡrenɪdʒ]) и pn (pneumonia [nju:'məunɪə]). Звук [n] встречается в начальной (neglect [nɪ’glekt]), средней (personnel [pə:sə’nel]) и конечной (scan [skæn]) позициях слов. Согласный [n] представлен двумя согласными буквами (n и ñ) и шестью комбинациями согласных букв (kn, nd, ne, nn, nw и pn). В одном случае данная фонема формируется на письме английской согласной буквой (n), в одном – иностранной буквой (ñ), в пяти случаях – группами согласных букв (kn, nd, nn, nw и pn) и в одном – гласной и согласной буквами (ne).
Согласный звук [ŋ] передается английской буквой n (например, shingle [ˈʃɪŋgl]), комбинацией согласной и гласной букв ne (prone [prəun]), комбинациями букв ng (panting [ˈpæntɪŋ]) и nt (penchant [‘pa:ŋʃa:ŋ]). Звук [ŋ] встречается в средней (incongruous [ɪnˈkɔŋgrʊəs]) и конечной (prolong [prə‘lɔŋ]) позициях слов. Согласный [ŋ] представлен одной согласной буквой (n) и тремя комбинациями согласных букв (ne, ng и nt). В одном случае данная фонема формируется на письме согласной буквой (n), в двух – комбинациями согласных букв (ng и nt) и в одном – комбинацией согласной и гласной букв (ne).
Согласный звук [p] передается английской буквой p (например, property [ˈprɔpətɪ]), комбинацией согласной и гласной букв pe (slope [sləup]), удвоенной буквой pp (suppress [sə‘pres]) и комбинацией согласных букв ph (shepherd [ˈʃepəd]). Звук [p] встречается в начальной (propmt [prɔpmt]), средней (disappoint [dɪsəˈpɔɪnt]) и конечной (crop [krɔp]) позициях слов. Согласный [p] представлен одной согласной буквой (p) и тремя комбинациями согласных букв (pe, ph и pp). В одном случае данная фонема формируется на письме согласной буквой (p), в двух – комбинациями согласных букв (ph и pp) и в одном – комбинацией согласной и гласной букв (pe).
Согласный звук [r] передается английской буквой r (например, rectify [ˈrektɪfaɪ]), удвоенной буквой rr (guerrilla [gəˈrɪlə]), комбинацией согласной и гласной букв re в конечной позиции лексических единиц (macabre [məˈka:br] или [məˈka:bə] и were able [wə:‘reɪbl]), комбинациями букв rh (rhythm [rɪðm]) и wr (wrinkle ['rɪŋk(ə)l]) и комбинацией пунктуационного знака, согласной и гласной букв re (we’re angry [wɪə‘rægrɪ]). Звук [r] встречается в начальной (relent [rɪ’lent]), средней (berry [ˈberɪ]) и конечной (macabre [məˈka:br]) позициях слов. Согласный [r] представлен одной согласной буквой (r), четырьмя комбинациями букв (re, rr, rh и wr), комбинацией пунктуационного знака, согласной и гласной букв re (’re). В одном случае данная фонема формируется на письме согласной буквой (r), в трёх случаях – группами согласных букв (rr, rh и wr), в одном – согласной и гласной буквами (re) и в одном – пунктуационным знаком (апострофом), согласной и гласной буквами (’re).
Согласный звук [s] передается английскими буквами c (например, civil [ˈsɪvɪl]), s (sombre [ˈsɔmbə]), z (waltz [wɔlts]), ç (façade [fəˈsa:d]), комбинацией согласной и гласной букв se (concise [kən'saɪs]), удвоенной буквой ss (embassy [ˈembəsɪ]), комбинациями букв ps (psalm [sɑ:m]), sc (obscene [əbˈsi:n]), st (fasten [ˈfa:sn]), sth (th: asthma) и sw (boatswain ['bəus(ə)n]), комбинацией из апострофа и буквы ‘s (that’s [ˈðæts]) и комбинацией из буквы s и апострофа s’ (students’ [ˈstju:dənts]). Звук [s] встречается в начальной (secede [sə’si:d]), средней (passenger [ˈpæsəndƷə]) и конечной (glance [gla:ns]) позициях слов. Согласный [s] представлен тремя английскими согласными буквами (c, s и z) одной иностранной буквой (ç), семью комбинациями букв (ps, sc, se, ss, st, sth и sw) и двумя комбинациями пунктуационного знака и согласной буквы (’s и s’). В трёх случаях данная фонема формируется на письме согласными буквами (c, s и z), в одном – иностранной буквой (ç), в шести – комбинациями согласных букв (ps, sc, ss, st, sth и sw), в одном – комбинацией согласной и гласной букв (se) и в двух – пунктуационным знаком (апострофом) и согласной буквой (’s и s’).
Согласный звук [t] передается английской буквой t (например, tamper [ˈtæmpə]), удвоенной буквой tt (pattern [ˈpætn] или [ˈpætən]), комбинацией согласной и гласной букв te (laureate [ˈlɔːrɪət,ˈlɒrɪət]), комбинацией гласной и согласной букв ed (blinked [blɪŋkt]), комбинациями согласных букв bt (doubt [daut]), pt (receipt [rɪ'si:t]), th (discotheque [ˈdɪskətek]) и Th (Thomas [ˈtɔməs]) и комбинацией из апострофа и буквы ‘t (shan’t [ʃa:nt]). Звук [t] встречается в начальной (tremble [trembl]), средней (coquettish [kəʊˈketɪʃ]) и конечной (submit [səbˈmɪt] позициях слов. Согласный [t] представлен одной согласной буквой (t), семью комбинациями букв (bt, ed, te, pt, th, Th и tt) и комбинацией пунктуационного знака и согласной буквы (’t). В одном случае данная фонема формируется на письме согласной буквой (t), в пяти случаях – группами согласных букв (bt, pt, th, Th и tt), в двух – согласной и гласной буквами (ed, te) и в одном – пунктуационным знаком (апострофом) и согласной буквой (’t).
Согласный звук [v] передается английскими буквами f (например, of [ɔv] или [əv]) и v (например, abrasive [əˈbreɪsɪv]), комбинацией согласных букв ph (Stephen [sti:vn] или [ˈsti:vən]), комбинацией согласной и гласной букв ve (valve [vælv]) и комбинацией из апострофа, согласной и гласной букв ‘ve (they’ve [ðeɪv]). Звук [v] встречается в начальной (vandal [ˈvændl] или [ˈvændəl]), средней (ivory [ˈaɪvrɪ] или [ˈaɪvərɪ]) и конечной (twelve [twelv] позициях слов. Согласный [v] представлен двумя согласными буквами (f и v), двумя комбинациями букв (ph и ve) и комбинацией пунктуационного знака, согласной и гласной букв (’ve). В двух случаях данная фонема формируется на письме согласной буквой (f и v), в одном – комбинацией согласных букв (ph), в одном – комбинацией согласной и гласной буквами (ve) и в одном – пунктуационным знаком (апострофом), согласной и гласной буквами (’ve).
Согласный звук [w] передается английскими гласными буквами e (например, bourgeois [ˈbʊəƷwa:]), o (например, memoir [ˈmemwa:]) и u (например, banquet [ˈbæŋkwɪt]), согласной буквой w (например, witness [ˈwɪtnəs]) и комбинацией букв wh (whiskers [ˈwɪskəs]). Звук [w] встречается в начальной (whimsical [ˈwɪmzɪkl] или [ˈwɪmzɪkəl] и средней (someone [ˈsɅmwɅn]) позициях слов. Согласный [w] представлен четырьмя гласными буквами (e, o, u и w) и комбинацией согласных букв (wh). В одном случае данная фонема формируется на письме согласной буквой (w), в трёх – гласной буквой (e, o и u) и в одном – комбинацией согласных букв (wh).
Согласный звук [z] передается английскими буквами s (например, perusal [pəˈru:zl] или [pəˈru:zəl]), x (xylophone [ˈzaɪləfəʊn]), s или z (organise или organize [ˈo:gnaɪz] или [ˈo:gənaɪz]), z (zombi или zombie [ˈzɔmbɪ]), комбинацией гласной и согласной букв es (tomatoes [təˈma:təʊz]), комбинацией согласной и гласной букв ze (penalize ['pi:n(ə)laɪz]), комбинациями согласных букв ss (dessert [dɪˈz ə:t]) и zz (blizzard [ˈblɪzəd]), комбинацией из апострофа и согласной буквы ‘s (there’s [ðɛəz]) и комбинацией из буквы s и апострофа s’ (friends’ [frendz]). Звук [z] встречается в начальной (zed [zed]), средней (hazard [ˈhæzəd]) и конечной (realize or realize [ˈrɪəlaɪz]) позициях слов. Согласный [z] представлен тремя буквами (s, x и z), четырьмя комбинациями букв (es, ss, ze и zz), комбинацией пунктуационного знака и согласной буквы s (’s) и комбинацией согласной буквы и пунктуационного знака (s’). В трёх случаях данная фонема формируется на письме согласной буквой (s, x и z), в двух – комбинацией согласных букв (ss и zz), в двух – комбинацией согласной и гласной букв (es и ze) и в двух – пунктуационным знаком (апострофом) и согласной буквой (’s и s’).
Согласный звук [θ] передается буквой z (например, Ibiza [ˈɪbɪθə]), комбинациями букв th (scythe [saɪθ]) и tth (Matthew [ˈmæθju:]). Звук [θ] встречается в начальной (throb [θrɔb]), средней (hypothesis [haɪˈpɔθəsɪs]) и конечной (zenith [ˈzenɪθ]) позициях слов. Согласный [θ] представлен одной согласной буквой (z) и двумя комбинациями согласных букв (th и tth). В одном случае данная фонема формируется на письме согласной буквой (z) и в двух – группой согласных букв (th и tth).
Согласный звук [ð] передается комбинациями букв th (например, nonetheless [nɅnðəˈles]) и the (scythe [saið]). Звук [ð] встречается в начальной (these [ði:z], средней (hitherto [hɪðəˈtu:]) и конечной (bathe [beɪð]) позициях слов. Согласный [ð] представлен двумя комбинациями букв (th и the). В одном случае данная фонема формируется на письме комбинацией согласных букв (th) и в одном – группой согласных и гласной букв (tte).
Согласный звук [Ʒ] передается английскими буквами g (например, consierge [kɔnsɪˈɛəƷ]), s (cohesion [kəʊˈhi:Ʒn] или [kəʊˈhi:Ʒən]), J (Jacques [Ʒæk]) и t (equation [ɪ'kweɪʒ(ə)n]). Звук [Ʒ] встречается в начальной (genre [Ʒɔŋrə]), средней (illusion [ɪˈlu:Ʒn], [ɪˈlu:Ʒən], [ɪˈlju:Ʒn] или [ɪˈlju:Ʒən]) и конечной (beige [beɪƷ]) позициях слов. Согласный [Ʒ] представлен четырьмя согласными буквами (g, J, s и t).
Согласный звук [dƷ] передается английскими буквами d (например, procedure [prəˈsi:dƷə]), g (congestion [kənˈdƷestʃn] или [kənˈdƷestʃən]), j (junction [ˈdƷɅŋkʃn] или [ˈdƷɅŋkʃən]), комбинациями букв ch (sandwich [ˈsænwɪdƷ] или [ˈsænwɪtʃ]), dg (smudge [smɅdƷ]), gg (exaggerate [ɪgˈzædƷəreɪt] или [egˈzædƷəreɪt]), ge (heritage ['herɪtɪʤ]) и dge (wedge [wedƷ]). Звук [dƷ] встречается в начальной (gist [dƷɪst]), средней (agile [ˈædƷaɪl]) и конечной (privilege [ˈprvlɪdƷ] или [ˈprvəlɪdƷ]) позициях слов. Согласный [dƷ] представлен тремя согласными буквами (d, g и j) и пятью комбинациями букв (ch, dg, dge, ge и gg). В трёх случаях данная фонема формируется на письме согласной буквой (d, g и j), в трёх – комбинациями согласных букв (ch, dg и gg), в двух – группой согласных и гласной букв (dge и ge).
Согласный звук [tʃ] передается английскими буквами с (например, cello [ˈtʃeləʊ]) и t (fixture [ˈfɪkstʃə], комбинациями двух букв ch (cherub [ˈtʃerəb]) и Cz (Czech [tʃek]), комбинациями трёх букв che (niche [nɪtʃ] или [nɪʃ]) и tch (latch [lætʃ]) и комбинацией четырёх букв tsch (kitsch [kɪtʃ]). Звук [tʃ] встречается в начальной (chowder [ˈtʃaʊdə]), средней (mortuary [ˈmo:tʃʊərɪ]) и конечной (trench [trentʃ] позициях слов. Согласный [tʃ] представлен двумя согласными буквами (c и t) и пятью комбинациями букв (ch, che, Cz, tch и tsch). В двух случаях данная фонема формируется на письме согласной буквой (c и t), в четырёх – комбинациями согласных букв (ch, Cz, tch и tsch), в одной – группой согласных и гласной букв (che,).
Согласный звук [ʃ] передается английскими буквами с (например, gracious [ˈgreɪʃəs]), s (mansion [ˈmænʃn] или [ˈmænʃən]) и t (dementia [dɪˈmenʃə], комбинациями двух букв ch (chandelier [ʃændəˈlɪə]), sc (conscience [ˈkɔnʃns] или [ˈkɔnʃəns]), sh (replenish [rɪˈplenɪʃ]), ss (compassion [kəmˈpæʃn] или [kəmˈpæʃən]), комбинациями трёх букв che (avalanche ['ævəlɑ:nʃ]), sch (schnook [ʃnu:k]) и комбинацией четырёх букв shhh и пунктуационного (восклицательного) знака ! (Shhh! [ʃ]). Звук [ʃ] встречается в нейтральной (Shhh! [ʃ]), начальной (chenille [ʃəˈni:l]), средней (insatiable [ɪnˈseɪʃəbl]) и конечной (barouche [bəˈru:ʃ] позициях слов. Согласный [ʃ] представлен тремя согласными буквами (c, s и t), семью комбинациями букв (ch, che, sc, sch, sh, shhh, и ss) и в одном – комбинацией четырёх согласных букв и пунктуационного (восклицательного) знака ! (Shhh!). В двух случаях данная фонема формируется на письме согласной буквой (c, s и t), в четырёх – комбинациями согласных букв (ch, Cz, tch и tsch), в одной – группой согласных и гласной букв (che,) и в одном – комбинацией четырёх согласных букв и восклицательного знака (Shhh!).
Очевидно, что каждый из 24 согласных звуков передаётся несколькими буквенными или буквенно-пунктуационными комбинациями. Не вызывает сомнения, что в формировании согласных звуков принимают участие как согласные, так и гласные буквы В процессе передачи согласных звуков графическим образом, наравне с согласными и гласными буквами участвуют также два пунктуационных знака – апостроф (например, I‘ve [aiv]) и восклицательный знак (Shhh! [ʃ]). Мы убедились, что не существует ни одного согласного звука, который можно было бы передать на письме однозначным способом. Позволительно утверждать, что гипотеза исследовательской работы о том, что не только согласные, но и гласные буквы, их буквенные комбинации и комбинации букв и пунктуационных знаков, передают английские согласные звуки подтверждена.
Понимая, что теория не может существовать в отрыве от практики, мы попытались подготовить блок упражнений, целью которых является закрепление навыков правильного написания и произношения слов, содержащих буквы, буквенные сочетания и сочетания букв и пунктуационных знаков, передающих согласные (и гласные) звуки. На наш взгляд, изучение данных слов облегчит обучающимся процесс их усвоения.
Подводя итог, следует отметить, что решение проблемы графической передачи согласных звуков по-прежнему, по большей части, находится в зачаточном состоянии. Ни одно правило орфографии не может гарантировать однообразное написание той или иной согласной фонемы, именно поэтому лучшим способом указать правописание лексической единицы остается её просмотр в традиционных, а прослушивание и дублирование – электронных словарях. Однако, выявленные и описанные системным образом способы графического написания 24 английских согласных звуков могут в некоторой степени упростить процесс изучения английского языка в области фонетики обучающимся не только в учебных заведениях дополнительного образования, но и в средних учебных заведениях Российской Федерации. Апробация результатов исследования убеждает в том, что представленный материал может оказаться полезным в образовательном процессе. Доказано, что демонстрация результатов исследования обучающимся облегчает им понимание проблемы сочетаемости букв английского алфавита и пунктуационных знаков для передачи в письменности согласных звуков, используемых при образовании лексических единиц. Допускаем, что представленные способы графической передачи согласных фонем не являются исчерпывающими в силу невозможности охватить весь спектр лексики английского языка по причине его постоянного развития. По этой причине мы приглашаем всех заинтересованных лиц присоединиться к нам в дальнейшем, более тщательном исследовании этого вопроса.
- Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. Пособие для студентов английских отделений педагогических вузов. – М.: Изд-во «Просвещение», 1966. – 342 с.
- Васильев В.А., Катанская А.Р., Лукина Н.Д., Маслова Л.П., Торсуева Е.И. Фонетика английского языка. Учебник для институтов и факультетов иностранных языков. — 2-е изд., перераб. — М.: Высшая школа, 1980. — 256 с. (На английском языке).
- Ермолович Д.И. Имена собственные: теория и практика межъязыковой передачи. – М.: Р. Валент, 2005. – 416 с. – (Библиотека лингвиста).
- Манштейнъ С.А. Иллюстрированный курс английского языка. Петроградъ. Типография Тренке и Фюсно, Максимилiановский пер., № 13. 1916. – 157 с.
- Мультитран. https://www.multitran.ru/c/m.exe?l1=1&l2=2&s=effectual.
- Мюллер В.К. Англо-русский словарь, 70 000 слов и выражений. Спб., «Академический проект», 1996.
- Торсуев Г.П. Фонетика английского языка. 15-я типография «Искра революции» Главполитграфиздата при Совете Министров СССР. М.: Изд-во литературы на иностранных языках, 1950. – 332 с.
- Abbyy Lingvo. https://www.lingvolive.com/en-us.
- Carr Philip. English Phonetics & Phonology. – Wiley-Blackwell, 2012. – 204 p.
- Henry Rogers. The Siunds of Language. An Introduction to Phonetics. Pearson education Limited. 2000. – p. 350.
- Jones Daniel. The Pronunciation of English: I. Phonetics. I. Phonetic Transcriptions - Scholar`s Choice Edition, 2015. – 182 p.
- Macmillan English Dictionary, 2006. – 1693 p.
- Margaret Matthews, Katy Salisbury. IELTS Plus 3 Practice Tests. Pearson. 2011. – 192 p.
- Michael Clutterbuck, Phillip Gould, 2005, 2011. Focusing on IELTS: General Training Practice Tests. 2nd ed. McMillan. – 176 p.
- Paul Carley, Inger M. Mees and Beverley Collins. English phonetics and pronunciation practice. Taylor&Francis, 2017. – 328 p.
- Promt online. https://www.translate.ru/.
- Roach Peter. English Phonetics and Phonology. Paperback with Audio CDs (2): A Practical Course. 4th Edition. Cambridge University Press, 2009. – 244 p.
- TOEFL iBT Prep Plus 2020-2021. 4 Practice Tests. Kaplan. 2019. – 294 p.
- Vanessa Jakeman, Clare McDowell. IELTS Plus Practice Tests. Pearson Longman. 2001. – 176 p.