Роль математики в преддверии новогодних праздников
Журнал Научные высказывания

Роль математики в преддверии новогодних праздников

Авторами предпринята попытка определить роль математики в преддверии новогодних праздников, а также выделить товары из «фруктовой корзины», которые относятся к различным ценовым группам в указанный период. Основные методы исследования: сбор и сравнительный анализ данных, группировка, табличный метод, метод максимума/минимума, ранжирование, средняя арифметическая. Результаты работы: обоснование роли математики в праздничный период, сравнительная характеристика ценовой политики на «Фруктовую корзину», группировка товаров по степени дороговизны.

математика
праздник
фруктовая корзина
средняя цена
ценовая политика
ранжирование

Ежедневно каждый человек сталкивается с какими-то подсчётами и вычислениями. А это и есть одна из областей точной науки, а именно: математики. То есть мы регулярно используем эту науку в нашей повседневной жизни, особенно это важно в большие праздники, каким и является Новый год. Ежегодно каждая семья осуществляет закупку продуктов питания для праздничного застолья и каникулярного периода школьников. Особенно среди наименований продуктов выделяется группа товаров «Фрукты», что является естественным источником витаминов в зимний период времени как для взрослых, так и для детей. Однако не каждая семья может позволить себе приобретать весь ассортимент так называемой «фруктовой корзины», так как ценовая политика супермаркетов в ожидании праздников может варьироваться, что приводит к необходимости проработки проблемы альтернативности выбора для покупателей. Указанные проблемные моменты определили актуальность раскрытия заявленной темы научной работы.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – определить роль математики в преддверии новогодних праздников, а также выделить товары из «фруктовой корзины», которые относятся к различным ценовым группам в указанный период.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) выяснить: как спрятана математика в предметах, ассоциирующихся у людей с празднованием Нового года и Рождества;

2) провести сбор информации в трех магазинах о ценах на фрукты;

3) сгруппировать информацию в виде таблицы и определить среднюю цену на каждый товар;

4) проранжировать ряд от наименьшей цены к наибольшей;

5) на основании метода максимума/минимума сделать аналитический вывод о магазине, где самые дешевые фрукты, а также магазине, в котором самые дорогие фрукты;

6) сгруппировать товары по степени дороговизны в три группы;

7) сделать аналитические выводы.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Для проведения исследования использовались такие статистические методы: сбор и сравнительный анализ данных, группировка, табличный метод, метод максимума/минимума, ранжирование, средняя арифметическая. Методика применения статистических инструментов основывалась на соответствующей учебной литературе «Статистика», под авторством Т.М. Сизовой [1, с. 26, 36, 73, 55].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Каждый Новый год не обходится без подарков и развлечений. На это следует выделить определённую часть финансовых средств из семейного бюджета. Все нужно точно рассчитать, чтобы грамотно потратить свои денежные средства, выделенные на данный праздник. Поэтому необходимо просматривать цены на различные товары и услуги. Вот один из списков товаров и услуг, относящиеся непосредственно к Наступающему Новому году: новогодняя гирлянда, ёлка, ёлочные игрушки, конфеты, мандарины, билеты в театр и так далее.

Любой предмет из этого перечня покупок нуждается не только в денежных расчётах, но и математических; так, например, ёлочная гирлянда бывает различной длинны. Приобретая её, необходимо знать высоту ёлки, чтобы гирлянда не оказалась мала. При выборе главного атрибута Нового года – ёлки, нужно также определиться с ее высотой, так как высота потолков в помещениях разная. Вдобавок, немаловажно учитывать при выборе ёлки площадь пространства, поскольку при маленькой площади большая ёлка не будет уместна, и наоборот.

Еще один пример из этого списка – это покупка билетов в театр. Выбирая их в основном учитывается расстояние от сцены, ведь эти параметры способствуют более комфортному просмотру спектакля. Кроме того, если в семье есть подростки в возрасте от 14 до 22 лет, то для них можно воспользоваться Федеральной программой популяризации культурных мероприятий среди молодежи под названием «Пушкинская карта», при условии наличия гражданства РФ. Номинал Пушкинской карты с 1 января 2022 года составляет 5000 рублей и рассчитан на покупку билетов в театры, музеи, филармонии, кинотеатры и др. на средства из федерального бюджета [2].

Подбирая для покупки ёлочные шарообразные игрушки, надо определиться с их диаметром. Крупные шары для маленькой ёлки, будут смотреться неэстетично и нелепо, так как будут сильно оттягивать тоненькие веточки. И наоборот, маленькие игрушки на большой елке будут теряться в хвое и создавать иллюзию несоответствия.

Не стоит забывать о расходах на подарки для родственников и друзей. Каждый магазин стремится привлечь к своим прилавкам больше покупателей в предпраздничный период, устраивая различные акции и выдавая бонусные карты. Нужно быть предельно осторожным в указанный временной период, так как под видом скидок недобросовестные продавцы могут сбывать просроченный или бракованный товар, а также завышать стоимость товара, при этом отмечая разницу с предыдущей ценой как «скидку».

Особое внимание следует уделить приобретению фруктов. Сбор информации о ценах (без учета индивидуальных скидок) на товары из «фруктовой корзины» был проведен в первой декаде декабря 2022 года в трех супермаркетах: «Пятёрочка», «Магнит» и «Лента» города Воронеж Российской Федерации. Для сравнительного анализа были выбраны 10 наименований, пользующиеся спросом в зимний период, определена средняя цена за 1 кг с помощью формулы средней арифметической, проранжирован ряд статистических показателей по средним ценам от минимума к максимуму, результаты оформлены в таблицу 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика ценовой политики на «Фруктовую корзину» в трех магазинах в первой

декаде декабря 2022 года

№ п/п

Наименование товара,

вес – 1 кг

Цена, руб.

Определение ранга

(1-min …

10-max)

Магазин 1

«Пятёрочка»

Магазин 2

«Магнит»

Магазин 3

«Лента»

Средняя цена

1

Апельсины

150

130

89

123

9

2

Мандарины

90

112

88

97

4

3

Яблоки зеленые

60

60

56

59

1

4

Грейпфрут

142

120

80

114

8

5

Бананы

72

83

67

74

2

6

Киви

90

93

105

96

3

7

Лимоны

95

110

94

100

5

8

Красный виноград

126

135

130

130

10

9

Гранат

104

100

130

111

6

10

Хурма

76

120

140

112

7

 

Всего

1005

1063

979

Х

Х

С помощью метода максимума/минимума в таблице выделены по каждому товару минимальные цены (затемненные ячейки) и максимальные цены (шрифт – жирный курсив). Самым дешевым товаром оказались яблоки (56-60 рублей) по всем магазинам, а самым дорогим – апельсины (150 рублей) в «Пятёрочке». Стоит заметить, что визуально супермаркет «Лента» выделяется в сравнении с конкурентами, так как большая часть товаров с минимальными ценами. В итоге, купив весь предложенный ассортимент по одному килограмму, сумма покупки будет минимальная в «Ленте» – это 979 рублей. При этом в «Магните» только гранат с минимальной ценой, а в «Пятерочке» – это киви, красный виноград и хурма. Параллельно в «Ленте» лидируют по дороговизне киви (105 рублей), гранат (130 рублей) и хурма (140 рублей), а в «Пятёрочке» дорогими оказались апельсины (150 рублей) и грейпфрут (142 рубля). Супермаркет «Магнит» предлагает для покупателей дорогие мандарины, бананы, лимоны и красный виноград, то есть данный магазин оказался наиболее агрессивным в ценовой политике по отношению к «Фруктовой корзине» для покупателей в сравнении с конкурентами. В итоге сумма покупки всего ассортимента в «Магнит» будет наибольшая – 1063 рубля.

Далее проведем группировку товаров по признаку – дороговизна товара (по средней цене), для этого рассчитаем интервал группировки (формула 1):

i = (max-min)/n,                                         (1)

где max – максимальное значение статистического показателя;

min – минимальное значение статистического показателя;

n – количество групп [1, c. 55-58]. В нашем случае – 3, а именно: дешевые товары, товары со средней стоимостью и дорогостоящие товары.

i = (130-59) / 3 ≈ 24 рубля

Таким образом, дешевые товары будут в границе от 59 до 82 рубля (59+24-1), товары со средней стоимостью – от 83 до 106 рублей (83+24-1), дорогие товары – от 107 до 131 рубля. Распределим товары по группам, а результаты группировки занесем в таблицу 2.

По результатам исследования в группу дешевых товаров попали два наименования – яблоки зеленые и бананы; товары со средней стоимостью – это киви, мандарины и лимоны; а к дорогостоящим товарам отнесены гранат, хурма, грейпфрут, апельсины и красный виноград.

Таблица 2

Группировка товаров из «Фруктовой корзины» по степени дороговизны (указана средняя цена, руб.)

Дешевые товары

(от 59 до 82)

Товары со средней стоимостью

(от 83 до 106)

Дорогостоящие товары

(от 107 до 131)

1. Яблоки зеленые - 59

3. Киви – 96

6. Гранат – 111

2. Бананы - 74

4. Мандарины – 97

7. Хурма – 112

 

5. Лимоны - 100

8. Грейпфрут – 114

 

 

9. Апельсины – 123

 

 

10. Красный виноград - 130

 

ВЫВОДЫ. Из этого всего можно сделать вывод, что, готовясь к праздникам, мы, даже сами того не осознавая, сталкиваемся с различного рода подсчётами, что напрямую связанно с точной наукой – математикой. При этом стоит отметить, что ценовая политика каждого магазина в преддверии праздников очень динамична, поэтому к третьей декаде декабря ситуация может кардинально поменяться. Следовательно, направлением дальнейших исследований будет анализ динамики цен на товары из «Фруктовой корзины» в феврале, когда пик новогодних праздников пройдет, а подготовка к 8 марта ещё не начнется.

БЛАГОДАРНОСТЬ. По завершению исследования следует поблагодарить администрацию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №85 имени Героя России Филипова Романа Николаевича» г. Воронежа РФ за стимулирование научных исследований школьников.

Список литературы
  1. Сизова Т.М. Статистика: учебное пособие. – СПАб.: СПб НИУ ИТМО, 2013. – 176 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://books.ifmo.ru/file/pdf/1332.pdf
  2. Пушкинская карта [Электронный ресурс] // Культура.РФ. – Режим доступа: https://www.culture.ru/pushkinskaya-karta