Использование Dobot Magician для формирования инженерного мышления у учащихся 7-8 классов
Журнал Научные высказывания

Использование Dobot Magician для формирования инженерного мышления у учащихся 7-8 классов

Рассмотрены основные понятия математики, необходимые для написания программы. Приведена примерная программа разбиения окружности на равные части. Даны рекомендации по написанию программы.

программирование
окружность
развитие инженерного мышления
математика
дополнительное образование

Одной из дополнительных образовательных программ технической направленности, реализуемой в детском технопарке «Кванториум», является «Прикладная робототехника». Обучающиеся по данной программе осваивают навыки работы на роботизированном манипуляторе Dobot Magician, учатся управлять производственными объектами. Работа на манипуляторе способствует расширению знаний по математике и информатике, а так же  формированию инженерного мышления.

Одна из задач, над которой учащиеся работают в процессе обучения  по программе, – разбиение окружности заданного радиуса на заданное количество равных частей. В ходе реализации программы манипулятор разбивает окружность заданного радиуса на заданное количество частей. В местах разбиения окружности манипулятор выставляет объект, например, кубик.

Для написания программы разбиения окружности необходимо сначала разобрать с учениками среднего звена некоторые понятия из геометрии, которые они на момент написания программы или не проходили, или проходили частично.

Для создания модели и описания программы понадобятся следующие понятия из математики:

1. Координаты — это совокупность чисел, которые определяют положение какого-либо объекта на прямой, плоскости, поверхности или в пространстве.

2. Прямоугольная система координат – это система координат, которую изобрел математик Рене Декарт, ее еще называют «декартова система координат». Она представляет собой два взаимно перпендикулярных луча с началом отсчета в точке их пересечения.

3. Координатные оси – это прямые, образующие систему координат.

4. Ось абсцисс OX – горизонтальная ось на плоскости.

5. Ось ординат OY вертикальная ось на плоскости.

6. Координатная плоскость – плоскость, в которой находится система координат. Обозначается так: XOY.

7. Ось аппликат OZ вертикальная ось перпендикулярная координатной плоскости.

8. Единичный отрезок – величина, которая принимается за единицу при геометрических построениях. В декартовой системе координат единичный отрезок отмечается на каждой из осей. Длина отрезка показывает сколько раз единичный отрезок и его части укладываются в данном отрезке.

9. Окружность – это множество всех точек на плоскости, находящихся на одинаковом расстоянии от данной точки.

10. Радиус окружности – отрезок, соединяющий любую её точку с центром. Все радиусы окружности равны.

11. Градус – это 1/360 часть окружности.

12. Градусная мера угла – это положительное число, которое показывает, сколько раз градус и его части укладываются в данном угле.

13. Единичная окружность – это окружность с центром в начале прямоугольной декартовой системы координат и радиусом, равным единице.

14. Прямоугольный треугольник – треугольник, у которого один угол – прямой, т.е. равный 90°. Сторона прямоугольного треугольника, лежащая напротив прямого угла, называется гипотенузой, а две другие стороны – катетами.

https://u.foxford.ngcdn.ru/uploads/tinymce_file/file/54013/5ae0cb266ee861c0.png

Рис.1 Прямоугольный треугольник: a и b – катеты, c – гипотенуза.

15. Теорема Пифагора: квадрат длины гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов длин его катетов.

a2+b2=c2

16. Синус угла – отношение противолежащего катета к гипотенузе.

17. Косинус угла – отношение прилежащего катета к гипотенузе.

После рассмотрения и освоения основных математических понятий учащимися необходимо провести контрольный срез знаний по степени усвоения учениками данного материала. Приступать к дальнейшему решению задачи следует с теми учениками, которые освоили материал.

Для начала с учениками решается математическая задача, суть которой состоит в том, чтобы разбить окружность на заданное количество одинаковых частей и определить координату каждой точки.

Чтобы найти координаты, нужны ориентиры, от которых будет идти отсчет. На плоскости в этой роли выступят две числовые оси. Для Dobot Magician, если смотреть сверху, оси расположены следующим образом: OX – вверх, OY – влево.

Рис.2 Окружность на координатной плоскости Dobot Magician

В программе точка Р имеет начальные координаты x0 = 250 мм; y0 = 0 мм. Чтобы посчитать координаты точки М, воспользуемся формулами:

xi=R*cosa

yi=R*sina

Чтобы посчитать, чему равен угол а, нужно задать количество частей, на которое надо поделить окружность. В общем виде, обозначим это количество за n. Тогда угол а найдем по формуле:

a=360:n (т.к. вся окружность составляет 3600)

Переходим к составлению программы. Сама программа написана в Scratch, выполняется при помощи вакуумного захвата (присоски). В точки на окружности, образующиеся после разбиения, для наглядности устанавливаются кубики.

Далее следует поэтапный разбор каждой команды с пояснениями.

  • Выбрать вакуумный захват с помощью команды

  • Установить высоту прыжка при режиме движения Jump (П-образная траектория)

Высоту прыжка выбираем 30 мм, исходя из следующих соображений. Во-первых, высота кубика – 20 мм, и при перемещении кубики будут цепляться друг за друга, по этой же причине не допускается перемещение кубика по прямой. Во-вторых, устанавливать высоту больше, нельзя при радиусах, близким к предельным: робот сможет дотянуться по прямой, но при подъеме выйдет за пределы рабочей зоны и выпадет в ошибку.

  • Выбрать режим работы вакуумного захвата с выключенным насосом

На начальном этапе насос выключен для сокращения времени его работы, экономии электроэнергии и снижения уровня шума.

  • Задать начальные данные, присвоив переменным начальные значения

Переменная n – количество частей, на которое нужно разбить окружность, z – номер шага, r – радиус окружности в мм. Радиус в 74 мм оказался предельным, поэтому его значение должно быть меньше 74 мм.

  • Задать цикл по переменной z

Значение z меняется либо от 1 до n, либо от 0 до n – 1. Выбирать значение от 0 до n нельзя, т.к. совершив полный оборот, робот попытается поставить n-й кубик на место нулевого, упрется в стол. При этом может сбиться нулевое положение робота и придется его перезагружать.

  • Задать формулу для угла поворота

Начальный угол задаем равным нулю, и с каждым шагом добавляется угол, рассчитанный по формуле: a=360:n.

  • Задать формулу для координат точки при угле поворота а

Координаты начальной точки Р (250;0). Координаты последующих точек рассчитываются по формулам геометрии через sina и cosa.

  • Переместить захват в начальную точку, куда будут устанавливаться кубики вручную.

Здесь точку можно взять любую в пределах рабочей зоны.

  • Включить захват и захватить кубик.

  • Переместить кубик в точку с расчетными координатами

Координата z меняться не будет, т.к. высота кубиков одинаковая.

  • Выключить захват и отпустить кубик.

  • Во время выполнения всех операций рекомендуется между командами цикла устанавливать задержку по времени 1 – 2 с, чтобы было удобно подставлять кубики в начальную точку.

  • Поднять стрелу робота и закончить работу.

Данные команды опциональные. Подъем стрелы робота может быть достигнут разными путями. В данном случае сначала приподнимаем захват на 5 мм. Затем смещаем по оси Х ближе к роботу на 50 мм, а затем выводим робота в произвольную точку. Подъем стрелы при помощи движения типа  JUMP из данного положения невозможен из-за выхода насадки за пределы рабочей зоны робота.

Список литературы
  1. Программирование манипулятора в срeде COOGLE BROCKLY: DOBOT MAGICIAN: Образовательная инженерная платформа/ О.А. Горнов. – М.: Издательство «Экзамен», 2021. – 188[1] с.
  2. Dobot Magician. Руководство пользователя. — М.: ИНТ, 2018. — 114 с.
  3. Геометрия. 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 383 с.