Работа органов внутренних дел по искоренению рецидивной преступности
Журнал Научные высказывания

Работа органов внутренних дел по искоренению рецидивной преступности

Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что проблема рецидивной преступности в нашей стране, стоит остро, что в целом демонстрирует динамика последних лет. При этом основным субъектом противодействия рецидивной преступности являются органы внутренних дел, которые в свою очередь ввиду наличия существенного массива задач, не обеспечивают эффективного противодействия такой преступности, а само противодействие носит как правило декларированный характер. Острота данной проблемы, требует серьезного исследования и изучения.

уголовное право
преступная деятельность
профилактика правонарушений
рецидивная преступность

В соответствии с законодательством Российской Федерации права и свободы человека представляют собой высшую ценность, которые определены в качестве системаобразующего правого принципа, а его реализация осуществляется через обязательства утвержденные статьей 2 Конституции Российской Федерации. Данные обязательства представлены в трех направлениях, признании, соблюдении и защите.

В рамках данной статьи автором, в контексте рассматриваемой темы, обращено внимание такому обязательству как защита.

В статье приводится разъяснение понятию «рецидивная преступность». Кроме того, обращается внимание на то, что рецидивная преступность как социально опасное явление в определенной степени становятся все более распространенными и в значительном ряде случаев профессиональными.

Следует отметить, что понимание защиты в правовом значении имеет под собой широкое направление для толкования, в частности защита, выражается в создании условий, направленных на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений.

Уголовное законодательство Российской Федерации, предельно точно определяет основные объекты уголовно – правой охраны, среди которых: права и свободы личности, собственность, общественный порядок, общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй, мир и безопасность человечества. Указанные объекты  правовой охраны, отражены в статье 2 Уголовного кодекса Российской1 Федерации (Далее –УК РФ).

Государство, принимая на себя обязательства по защите указанных уголовно правовых объектов, формирует органы, на которые возлагает соответствующие полномочия, в том числе полномочия связанные с противодействием преступности.

Основная работа в области противодействия преступности лежит на органах внутренних дел, которые в свою очередь представлены различными подразделениями, организациями и службами. Главным инструментом с помощью которого органы внутренних дел осуществляют искоренение, в том числе рецидивной преступности является система полиции в Российской Федерации.

Основные направления работы органов внутренних дел, перечислены в Федеральном законе от 02 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» (Далее – ФЗ «О полиции»), а также Указе Президента РФ от 21 декабря 2016 года № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».

В настоящее время, проблема рецидивной преступности в нашей стране стоит достаточно остро. Динамика роста рецидивной преступности в Российской федерации в целом является выше среднестатистического показателя. Так, если в период за 2020 – 2021 годы, статистка рецидивных преступлений от общего числа совершенных преступлений составляла 52%, то по состоянию на 01 января 2023 года, рецидивная преступность составляет 57 %. Такая динамика о говорит об опасности такой преступности, кроме того, сама по себе общественная опасность таких преступлений, является повышенной, что выражено в частности в совершении уголовно – наказуемых деяний лицами, ранее уже совершавших преступления и отбывших наказание за их совершение.

Необходимо  обратить внимание на то, что рецидивная преступность имеет различные категории.

В свою очередь под общи рецидивом понимают, совершенное лицом ранее осужденного за преступление, нового преступления которое по своей уголовно – правой природе является неоднородным.

При этом специальный рецидив, выражен в том, что совершение нового преступления по образующим его уголовно – правовым признакам, является по отношению к ранее совершенному преступлению, за которое лицо ранее было осуждено тождественным.

Криминологическое понятие рецидива включает в себя общую совокупность повторно или ранее совершенных преступлений, которые в целом не находятся в какой либо зависимости от тех уголовно – правовых санкций, которые были применены.

Учитывая статистику рецидивной преступности, значение противодействия ей, является одним из основных направлений деятельности государства. Следует отметить, что основным субъектом противодействия рецидивной преступности, являются, как было установлено выше органы внутренних дел, а их основным инструментом является полиция, которая является составной частью  единой централизованной системы органов внутренних  дел.  При этом полиция для осуществления возложенных на нее обязанностей в указанной области, как и любая иная система, состоит из элементов, обеспечивающих реализацию работы в противодействии рецидивной преступности. Такими элементами являются образуемые в соответствии с общими и специальными предметами ведения подразделения, организации и службы.

В связи эти роль органов внутренних дел является заметной, что в целом характеризуется широким комплексом полномочий, которые реализуется в трех основных направлениях, уголовно – процессуальном, административно – юрисдикционном и оперативно – розыскном. Субъекты, реализующие свои компетенции в указанных направлениях, обеспечивают работу, направленную на противодействие рецидивной преступности. В первую очередь, это субъекты, на которые возложены функции по индивидуальной профилактике.

Основными субъектами индивидуальной профилактики в системе органов внутренних дел являются подразделения участковых уполномоченных полиции, реализующих полномочия в пределах вверенных им административных участков, и подразделения по делам несовершеннолетних.

Проблематика профилактической работы органов внутренних дел осложнена тем, что лица, которые в соответствии с законодательством  выходят из мест лишения свободы в рамках условно – досрочного освобождения, критерии  которого регулируются нормами Федерального закона от 05 мая 2014 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  и статьей 79 УК РФ,  не учитывают психологических аспектов при формировании положительных заключений, что в будущем, нередко создает проблемы, в частности такие лица, являются наиболее склонной УК совершению новых преступлений.

Среди общей совокупности проблем, отмечается заметное несоответствие информации отраженной в характеристиках таких лиц, что выражено с одной стороны в положительном описании качеств таких лиц, с другой администрации исправительных учреждений  стремятся к тому, чтобы в их характеристиках было отмечено, что их условно – досрочное освобождение является нежелательным, что рождает закономерный вопрос коллизий.

Среди проблем работы  в деятельности органов внутренних дел, связанной с противодействием рецидивной преступности, через систему мер индивидуальной профилактики, острым остается вопрос в практических  возможностях, субъектов профилактики по осуществлению эффективного контроля за указанными лицами,  что обусловлено проблематикой укомплектованности территориальных органов внутренних дел. Так  в практике деятельности подразделений участковых уполномоченных в подавляющем большинстве случаев, на одного участкового уполномоченного полиции в среднем приходится три административных участка обслуживания, при этом опрос сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности участковых уполномоченных полиции указали на то, что количество таких участков может составлять свыше 7, что не позволяет осуществить эффективный контроль за социальной адаптацией таких лиц, а работа по индивидуальной профилактике сводится к формальному отписыванию и составлению необъективной отчетности.

При этом правовые положения Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ., определяют в качестве мер профилактики правонарушений, совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, которые направлены на выявление и устранения причин и условий, которые способствуют совершению новых преступлений, в том числе путем выработки и реализации эффективных мер индивидуальной профилактической работы, что на практике не всегда реализуется.

Автор считает, что решение проблем в работе органов внутренних дел, связанных с противодействием рецидивной преступности может быть реализовано путем качественного пересмотра политики профилактической работы.

В частности автор считает необходимым создание на базе образовательных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации и внедрение программ специальной подготовки сотрудников, работа которых будет направлена на индивидуальную профилактическую работу с  лицами, склонными к совершению новых преступлений.

В качестве основы подготовки таких сотрудников должны быть практико – ориентированные дисциплины, в основе которых стоят психологические аспекты подготовки ориентированной на взаимодействие с такими лицами.

Кроме того, автор предлагает внедрение системы прохождения курсов специальной подготовки личного состава подразделений полиции на базе округов и территориальных органов.

В целях повышения эффективности работы по искоренению рецидивной преступности автор предлагает на базе  действующих подразделений создать специальные подразделений, основными задачи которых будут противодействие рецидивной преступности. Такая практика, по мнению автора, будет эффективной, так как в штате таких подразделений будут работать в частности сотрудники, имеющие соответствующие знания в области психологии, а их квалификация, могла бы подтверждаться путем проведения ежеквартальных аттестационных комиссий.

Наряду с указанным выше, автором предлагается внесение корректировок в общие планы профилактической работы, в которых в частности должны быть отражены конкретные и детально разработанные меры, которые часто отсутствуют в общих планах.

Такой подход, позволит качественно изменить работу подразделений профилактики, так как их деятельность будет иметь предельно конкретизированный характер.

Среди дополнений к совершенствованию работы органов внутренних дел, направленной на противодействие рецидивной преступности необходимо добавить меры, связанные информационным обеспечением  таких подразделений к аппаратурой и системами, обеспечивающими быстрый доступ к информации о лицах, потенциально склонных к совершению новых преступлений, при этом сама работа таких подразделений, должна носить прозрачный характер, что позволит обеспечить контроль за осуществлением реализации плана по противодействию рецидивной преступности.

Кроме того, необходимо обеспечить органы внутренних дел, возможностью быстрого обмена информацией, с медицинскими организациями в целях профилактики алкоголизма и наркомании, которые нередко являются катализаторами совершения новых преступлений.

Исходя из вышеизложенного следует отметить, что комплексные программы по противодействию рецидивной преступности носит декларированный характер, а между тем, реальная картина показывает критичность реальной картины,  что требует вмешательства государства, в противном случае динамика рецидивной преступности будет только расти.

Список литературы
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ – 1996. -№25. –Ст.2954
  3. Федеральный закон от 05.05.2014 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  Законы. — Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 26.05.2023). — Текст : электронный.
  4. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»  Законы. — Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 26.05.2023). — Текст : электронный.
  5. Благов Е.В.  Квалификация рецидива преступлений по негативным признакам (Текст) Уголовный процесс/ Е.В. Благов. – 2016.- № 8. – С.56-58.
  6. Васильченко, В.Н. Вопросы борьбы с рецидивной преступностью и ее предупреждение  судебно – следственными органами  (Текст)/ В.Н. Васильченко. – М., 2015. – 80 с.
  7. Волков В.Б. Предупреждение рецидивной преступности в исправительных учреждениях(Текст): учебное пособие, / В.Б. Волков. – М.: Руссика, 2021. -188 с.
  8. Курганов С.И. Криминология : учеб. Пособие. 3- е изд., перераб., и доп.- М.: ЮНИТИДАНА: Закон и право, 2022.- 183с