Проблемы классификации и определения статуса товаров для личного пользования при пересечении таможенной границы
В данной статье рассмотрены ключевые проблемы, возникающие при классификации и определении статуса товаров для личного пользования, пересекающих таможенную границу. Исследуется влияние недостатков нормативно-правового регулирования в данной области, выделяются основные затруднения, с которыми сталкиваются как таможенные органы, так и частные лица. Особое внимание уделено развитию электронной торговли и его влиянию на рост числа спорных случаев. На основании проведённого анализа выдвигаются предложения по совершенствованию правовой и процедурной базы регулирования ввоза товаров для личного пользования.
Вопросы, связанные с идентификацией, классификацией и определением статуса товаров для личного пользования при их перемещении через таможенную границу государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), всё более актуальны в современных условиях. Нормативно-правовую базу в этой сфере формируют положения Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС), национальное законодательство государств-участников, а также международные соглашения и решения Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК). Корректное применение нормативных положений определяет необходимость подачи таможенной декларации (ст. 260, 261 ТК ЕАЭС), величину таможенных платежей и допустимость ввоза отдельных категорий товаров.
Одной из основных проблем является определение количественных и стоимостных критериев, по которым товар можно отнести к категории предназначенных для личного пользования. Таможенные органы, как правило, ориентируются на установленные перечни товаров и лимиты, прописанные в законодательстве. Однако на практике нередко возникают ситуации, когда, к примеру, дорогостоящие или специфические товары (предметы роскоши, крупная бытовая техника и т.д.) вызывают сомнения у инспекторов относительно конечного назначения. Отсутствие универсальных критериев приводит к неоднозначности оценок и роста случаев субъективного подхода.
Следующей существенной проблемой выступают пробелы в законодательстве. Несмотря на наличие нормативных актов, регламентирующих перемещение товаров через таможенную границу, понятие «товары для личного пользования» зачастую трактуется расширительно и допускает значительную долю трактовок. В этой связи участились случаи злоупотреблений, когда товары, фактически предназначенные для коммерческих целей, декларируются как личные, что приводит к недополучению бюджетом таможенных платежей.
ТК ЕАЭС в ст. 3 п. 14 закрепляет понятие «товары для личного пользования», обозначая ими товары, предназначенные исключительно для удовлетворения личных, семейных нужд граждан, а не для предпринимательской деятельности. Конкретные количественные и стоимостные критерии установлены Приложением № 4 к Решению Совета ЕЭК № 107 от 20 декабря 2017 года «О некоторых вопросах, связанных с товарами для личного пользования». Однако практика показывает, что данные критерии зачастую не учитывают индивидуальные обстоятельства (например, ввоз дорогой техники или уникальных вещей), что ведёт к коллизиям и субъективному подходу инспекторов.
Проблемы вызывает неоднозначное толкование в части того, что именно относится к товарам некоммерческого характера. Отдельные ситуации не имеют прямого урегулирования как в ТК ЕАЭС, так и в национальных законах (Федеральный закон РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), где определение замыкается на формулировках «для личного пользования», не раскрывая чётко признаки исключения делового/коммерческого использования. Это создает условия для злоупотреблений, когда товары, предназначенные для коммерческого оборота (ст. 257 ТК ЕАЭС), оформляются под видом личных.
Острой остаётся задача проверки реальной цели ввоза товара. На практике цель использования подтверждается только на словах владельца, а предоставление дополнительных документов, свидетельствующих о личном характере использования, в большинстве случаев не обязательно. В результате эффективность таможенного контроля снижается, а возможности для манипуляций — увеличиваются.
Согласно ст. 260 ТК ЕАЭС, подтверждение назначения товара часто осуществляется только со слов лица. Таможенные органы вправе требовать дополнительные подтверждающие документы, однако отсутствие их исчерпывающего перечня и процедуры допускает разночтения, а также снижает действенность контроля.
Одним из значимых вызовов выступают разные подходы к одной и той же категории товаров со стороны таможенных инспекторов. Типичные ситуации возникают при ввозе электронных устройств, драгоценностей, предметов искусства или антиквариата. Инспектор может по-разному трактовать назначение товара, руководствуясь как официальными перечнями, так и личным опытом, что ведёт к непредсказуемости итогового решения.
Немаловажную роль играет развитие электронной торговли. Резкое увеличение числа онлайн-покупок за границей привело к всплеску случаев, когда граждане получают регулярные посылки с однородными товарами. Таможенным органам сложно разграничить случаи приобретения товаров для личного пользования и фактический импорт с целью последующей реализации. Проверить назначение заказанных товаров, особенно при небольших и одинаковых отправлениях в течение короткого периода времени, весьма сложно.
Особое внимание заслуживает неоднозначность и неунифицированность нормативов в рамках ЕАЭС. Страны-участники Союза используют общие стандарты, однако зачастую разъяснения и правоприменительная практика существенно различаются. Это осложняет процесс пересечения границы для физических лиц, часто сталкивающихся с разной трактовкой понятия личного пользования в странах-партнёрах.
Таможенное регулирование основывается на единых положениях ЕАЭС, однако подходы государств, в частности по лимитам и процедурам оформления (см. п. 2 ст. 11 ТК ЕАЭС), часто расходятся.
Как показала практика, наиболее проблемными случаями являются массовый ввоз похожих товаров физическими лицами, например, нескольких мобильных телефонов, ноутбуков, ювелирных изделий, зачастую якобы для различных членов семьи. Таможенные органы обоснованно подозревают коммерческую направленность таких операций, что нередко становится предметом разбирательств.
Серьёзные вопросы также возникают при пересылке почтовых отправлений. В случае регулярной пересылки одинаковых товаров в адрес одного получателя, несмотря на законодательно установленные лимиты, таможня вправе усомниться в целях получателя, однако доказать злоупотребление зачастую затруднительно из-за отсутствия эффективных инструментов контроля.
В целях повышения эффективности и прозрачности процедуры перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу целесообразно:
- Разработать и внедрить более чёткие и единообразные критерии, позволяющие однозначно классифицировать товар как предназначенный для личного пользования;
- Провести унификацию подходов и обеспечение взаимного признания решений по статусу аналогичных товаров в рамках ЕАЭС;
- Внедрять электронные инструменты анализа и обмена информацией между странами, которые позволят отслеживать регулярные пересечения границы одними и теми же лицами с однотипными товарами;
- Усилить информационную работу с населением для повышения уровня правовой грамотности и минимизации недобросовестных случаев.
Таким образом, проблемы, связанные с классификацией и определением статуса товаров для личного пользования при пересечении таможенной границы, имеют комплексный и многоуровневый характер. Их решение требует совершенствования законодательства, унификации подходов на международном уровне и активного внедрения современных технологий в практику таможенного администрирования. Только целенаправленные комплексные меры позволят обеспечить баланс между интересами государства и правами граждан, а также существенно повысить результативность таможенного контроля и минимизировать возможности для злоупотреблений.
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (ред. от 29.05.2019) [Электронный ресурс]. URL: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultant.ru (дата обращения: 20.05.2025).
- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 (ред. от 18.10.2024) «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» [Электронный ресурс]. URL: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultant.ru (дата обращения: 22.05.2025).
- Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [Электронный ресурс]. URL: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultant.ru (дата обращения: 22.05.2025).
- Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 14.10.2024) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultant.ru (дата обращения: 12.05.2025).